Никита Томин: Агент-полтергейст, также как вирус, пытается паразитировать в семье, чтобы вывести ее из равновесия через абсурдные происшествия
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-territoriya-tayn/nikita-tomin-68966.html Ангелина Грохольская: О природах полтергейста сегодня мы поговорим с Никитой Томиным - руководителем регионального отделения "Иркутск-Космопоиск", ответственным за исследовательский сектор "Полтергейст".
Никита, здравствуйте!
Никита Томин: Здравствуйте!
Ангелина Грохольская: В одном вашем интервью прочитала, как вы сравниваете полтергейст с неким вирусом. Что вы имеете в виду?
Никита Томин: Типичное поведение вируса, который попадает в наш организм, очень похоже на то, что происходит в квартире, беспокойной квартире, когда начинают двигаться вещи и так далее. То есть фактически этот агент-полтергейст пытается паразитировать в семье, чтобы вывести её из состояния, так скажем, психологического равновесия через различные, даже не только страшные, но и достаточно абсурдные происшествия. То есть всё это влияет на психику человека. Поэтому в принципе такая аналогия верна.
Ангелина Грохольская: Я правильно понимаю, ещё сравнение с вирусом, что идёт некое развитие? То есть как вирус он сначала попадает, условно говоря, начинается насморк, а потом – температура, и состояние ухудшается.
Никита Томин: Всё верно. То есть мы выделяем 4 основные стадии. Начальная стадия – это стадия, действительно, как человек заболевает, у него какие-то неясные пока симптомы, то есть начинаются в квартире какие-то странные поломки, шумы, скрежеты, но пока вроде бы всё это можно объяснить чем-либо. Потом это всё начинает раскручиваться, как человек заболел простудой, у него начинается температура, всё это прогрессирует, так же и здесь, то есть в принципе по нарастающей. И где-то в середине возникает такой пик, когда очень много эпизодов происходит аномальных, их агрессивность возрастает и так далее. И потом такой же идёт спад, на самом деле. То есть явления полтергейста кратковременны, как простуда, они могут длиться в среднем где-то несколько месяцев и так же внезапно просто пропадают.
Ангелина Грохольская: А когда, например, говорят, что много уже лет, много веков даже в некоторых домах живут привидения, – это нечто другое? Это не полтергейст?
Никита Томин: В нашем понимании феномен «полтергейст» –это некая такая общая трактовка, потому что появление призраков входит вот в такое понятие «полтергейст». Это один из способов проявления полтергейста. То есть, когда он показывает такие призрачные фигуры для того, чтобы в том числе напугать человека. Мы выделяем какой термин – «вялотекущий случай». Вот как раз вы привели пример про дома с привидениями, где всё это может длиться долгие годы. Активные формы протекают очень быстро, как есть хроническое заболевание, опять же с вирусами, и острое заболевание. К примеру, острый гепатит, протекает очень быстро и проходит в принципе, а когда уже что-то длительное, оно не очень ярко проявляет себя, но зато очень долго длится и его сложно убрать.
Ангелина Грохольская: Из вашей практики случай какой-нибудь, когда вдруг внезапно: была нормальная квартира абсолютно, люди жили, и вдруг вот этот вирус-полтергейст появился.
Никита Томин: У нас был случай в Иркутске: у пенсионерки всё было в порядке, к ней приходила внучка после школы, и всё было нормально. Но в какой-то момент начались явления, начались тоже с каких-то мелочей – с того, что ребёнок принёс что-то с улицы, какую-то монетку и так далее. А потом всё по нарастающей, то есть начали передвигаться вещи, там у неё рассада была, начали эти ящики летать, начали шнуры у неё закручиваться и так далее и так далее. То есть очень много было эпизодов. То есть где-то это в среднем полтора месяца продолжалось. И фокальное лицо мы выделяем, то есть носителем был ребёнок: только в её присутствии, как она приходила в квартиру, начиналось всё. Потом это так же всё резко прекратилось.
Ангелина Грохольская: Вы сами наблюдали хотя бы раз, что это происходит? Это как-то можно зафиксировать или это всё исключительно со слов жильцов?
Никита Томин: Был момент, когда в нашем присутствии передвигались предметы, то есть мы уже вроде собирались выходить из квартиры. А вообще присутствие исследователя очень часто как бы успокаивает эти явления. Приходят исследователи, и вроде всё успокаивается. Мы уже выходили, и нам в спину буквально полетели разные мелкие вещи. Вот как раз нашем присутствии. Ещё сложнее это, конечно, зафиксировать на видеокамеру. Как только вы устанавливаете видеокамеры, явления, как правило, все прекращаются.
Ангелина Грохольская: А это не связано с психикой человека? Бабушке показалось, может быть, что у неё там что-нибудь летает, а пришли адекватные люди, поставили камеры и ничего нет.
Никита Томин: Вы правы. В большинстве случаев, с которыми люди к нам обращаются, явления можно объяснить естественными причинами, либо человек, действительно, очень впечатлительный. Но небольшой процент случаев нельзя объяснить вот такими как бы простыми, естественными вещами. Но даже тот небольшой процент случаев аномальных, которые мы выделяем, аутентичных, они всё равно связаны с психикой человека. Вот сейчас господствующая гипотеза о природе полтергейста – это спонтанный психокинез, то есть это человек, фокальное лицо, и именно он является источником этих явлений, то есть его психика в какой-то момент таким образом начинает влиять на окружающее пространство неосознанно. То есть человек это не контролирует, он приходит и начинают вокруг него вещи передвигаться.
Ангелина Грохольская: Подробнее о причинах возникновения полтергейста: откуда берётся этот вирус, и какие квартиры он заражает, поговорим чуть позже. Сейчас прервёмся ненадолго, не переключайтесь. Смотрите во второй части нашей программы: «Эльза и её тайна: самый знаменитый дом с привидениями Пятигорска», «Призраки ГУМа: странности исторического здания Владивостока».
Вы смотрите программу «Большая страна. Территория тайн». Дальневосточные приведения выбирают ГУМ. В роскошных интерьерах универсального магазина Владивостока не раз слышали странные звуки, а в окнах бутиков по ночам появляется фигура в жёлтом плаще. О бестелесных покупателях ГУМа расскажет Ирина Трофимова.
СЮЖЕТ
Ангелина Грохольская: На связи с нами сегодня Никита Томин – руководитель регионального отделения «Иркутск-Космопоиск», ответственный за исследовательский сектор «Полтергейст».
Никита, давайте продолжим. Итак, вы сравниваете полтергейст с вирусом. Какие места этот самый вирус чаще всего заражает?
Никита Томин: Прежде всего – это некое неблагополучие в социальной среде, в социальной ячейке, к примеру, семья или группа людей. Частые конфликты, какие-то переживания психологические у человека, какой-то кризис психологический – вот это является предпосылкой психической, то есть нестабильное психическое состояние и такая угнетенная социальная среда является провоцирующим фактором. Также мы заметили, что могут быть внешние факторы, различные космофизические факторы. Магнитные бури могут влиять на активность, что начинает что-то происходить. Но вообще в нашем понимании это совпадение множества факторов.
Ангелина Грохольская: Я слышала такое выражение – «подростковый полтергейст». И вот вы привели пример, когда девочка приходила домой и в её присутствии что-то происходило.
Никита Томин: Да.
Ангелина Грохольская: Действительно такой есть термин?
Никита Томин: Переходный возраст – где-то 12-13 лет. И это основано на как бы статистических исследованиях, то есть очень часто они являются источником этих явлений.
Ангелина Грохольская: Так, когда нужно начать беспокоиться, в какой фазе: когда ложки начинают двигаться или уже ящики полетели? И что делать, самое главное?
Никита Томин: Я бы рекомендовал, что в целом надо стараться успокоиться, потому что цель этих явлений – это дестабилизация психики, психического состояния человека, чтобы вывести его из колеи. На самом деле, наиболее опасные фазы – это не когда двигаются предметы, конечная фаза полтергейста – это усиление психологического воздействия на членов семьи. Могут начаться самовозгорания, то есть более тяжёлые события, проблемы со здоровьем возникают. Конечно, это достаточно опасная ситуация, к которой нужно принять меры.
Ангелина Грохольская: Вам звонить надо, вызывать или успокоительное попить?
Никита Томин: Мы, конечно, призываем, чтобы нам звонили, но в большинстве случаев даже не мы здесь должны помочь, иногда это в принципе могут быть психологи, врачи.
Ангелина Грохольская: От вас ещё какую-нибудь историю очень хотим услышать сейчас, что-нибудь из последних ваших исследований. Вы ведь давно уже занимаетесь этой проблемой, этим вопросом, но продолжаете, и наверняка появляются какие-то новые факты, новые выводы делаете.
Никита Томин: Самых животрепещущий случай последних лет: мы изучали место – «Дачу Лунного короля» – неподалёку от Иркутска, там как раз происходили явления полтергейста. В этот момент мы засняли там, когда что-то вселилось в наш штатив камеры, этот штатив начал «бегать», «бегать», и это заснялось на видеокамеру. Потом это видео анализировали эксперты с точки зрения, как передвигался штатив, могли ли его двигать, скажем, какие-то невидимые руки людей, что это могла быть постановка какая-то. И оказалось, что движение не типично даже для мускулатуры человека, если бы он двигал рукой, само движение было нестабильное.
Ангелина Грохольская: Что там вообще происходило на даче на этой? Причину нашли?
Никита Томин: Дело в том, что там мемориальное кладбище располагается рядом с этим местом. И как раз этот дом находился с местом, которое раньше называлось «Дача Лунного короля». Это был ссыльный поляк Юзеф Огрызко, ещё в царское время его сослали в это место. У этого поляка была редкая болезнь глаз, и он не мог солнечный свет выносить, поэтому он гулял по ночам. Он любил в основном гулять в лунные ночи, и место, где он жил, прозвали «Дача Лунного короля». И дома, которые стояли рядом с этим местом, были беспокойными, то есть в них люди видели таких-то сущностей тёмных, которые приходили из леса, и явления происходили внутри самих домов, там частный сектор: тоже передвигались предметы, людей эти тёмные фигуры толкали, воздействовали психологически. Вот такая ситуация там была.
Ангелина Грохольская: Страшно как-то мне вдруг стало! Никита, спасибо вам большое за ваши истории, за ваши исследования. Я надеюсь, что вы появитесь снова в нашем эфире, что-нибудь новенькое нам, интересное расскажете.