Нина Вейсалова: Коренные малочисленные народы обладают духовной связью со своей землей, они физически связаны с территорией предков
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-territoriya-tayn/nina-veysalova-48359.html Павел Давыдов: Прямо сейчас с нами на связи первый вице президент ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, руководитель Иркутской региональной общественной организации «Союз содействия коренным малочисленным народам севера Иркутской области» Нина Вейсалова. Нина Глебовна, здравствуйте!
Нина Вейсалова: Здравствуйте!
Павел Давыдов: После такого сюжета про Тофаларию начинаешь осознавать, насколько же наша страна не познана ещё, у нас громадная территория, которая хранит множество тайн и легенд. А вот по вашей оценке, как много у нас ещё неизведанных мест?
Нина Вейсалова: На самом деле, друзья, наша страна такая большая, что неизведанных, таинственных уголков очень-очень много. Вот где проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации, это 40 народов, которые имеют уникальную культуру, быт, традиции, и они проживают в 28 субъектах Российской Федерации, это 28 удивительных территорий, где вы можете увидеть и тайгу и тундру, вы можете увидеть ледяную Арктику и бесчисленные стада домашних оленей – всё это Север, Сибирь, Дальний Восток нашей страны.
Павел Давыдов: Раньше была всем известная эпоха великих географических открытий, многие говорят, что это время безвозвратно ушло, но всё же, Нина Глебовна, возможно ли изучить Россию до конца, или так и останутся белые пятна на карте, ведь у нас, повторюсь, огромная территория?
Нина Вейсалова: Мы очень-очень мало знаем о нашей Родине, о её таинственных загадочных уголках, и, конечно, я думаю, что ещё долго-долго человечество не познает на самом деле все красоты, все территории, удивительные, уникальные, где ещё не ступала нога человека. Я, наверно, скажу, что слава богу, что там ещё человек не поселился, потому что эти уникальные эндемики, территории, которые сохраняются для всего человечества, я думаю, что они и прельщают взгляды туристов на самом деле, и если турист очень неискушённый и любитель экстремальных видов отдыха, наверно, такие территории: северные просторы, сибирские окарины, Дальний Восток, Артика – это всё как раз для таких туристов.
Павел Давыдов: Недавно президент России Владимир Путин, говоря о доступности перелётов с Дальнего Востока, призвал «инфраструктурно сшивать территорию России». Безусловно, это очень важный и нужный шаг, но вот хочу уточнить: он, на ваш взгляд, на приведёт к миграции малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока со своих территорий, как вы считаете?
Нина Вейсалова: Я думаю, нет, не приведёт, во-первых, это очень замечательное, своевременное решение президента, так как огромная территория Российской Федерации, и те территории, о которых мы с вами горим, очень труднодоступные, туда добраться очень-очень сложно и на самом деле не так дёшево даже для туристов. И, конечно, вот про миграцию вы говорите… нет, коренные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока настолько связаны со своими территориями, местами проживания, исконной среды обитания своих предков исторически, что они никогда не покинут свои места, и, наоборот, если эти территории будут наиболее доступны, транспортная доступность, инфраструктура будет развита, я думаю, что это только во благо развития этих северных арктических территорий – это хорошая инициатива.
Павел Давыдов: Нина Глебовна, о какой связи вы говорите?
Нина Вейсалова: Если коротко, могу так сказать: коренные малочисленные народы и земля – это связь духовная, это связь с землями своих предков, где кочевали когда-то исторически народы, к кому они относятся, и малочисленные народы Севера – категория населения, наиболее отличная от других тем, что они именно как раз и связны не то что ментально, физически с территориями своих предков. Все обычаи, традиции, культовые обряды, всё связно с территориями, где они проживают, поэтому они – главные хранители огромных российских территорий для нас.
Павел Давыдов: И вот, мне кажется, нам, современным россиянам, сегодня как раз этой связи с нашим прошлым нам как раз и не хватает – мы теряем свою идентичность.
Нина Вейсалова: Верно, верно подметили, а коренные народы, я бы сказала, это корни земли, за которые сейчас должно держаться всё человечество, потому что именно традиционные знания этих народов сегодня как никогда актуальны, и они помогут нам сейчас в глобальном урбанизированном мире найти себя, выжить. Вы знаете, коренные народы Севера настолько приспособлены к среде обитания, им не нужны никакие блага, они обходятся малым, они не берут лишнего от природы, и рухнут цивилизации, рухнут миры, а коренные народы Севера, Арктики останутся и будут жить в гармонии с природой.
Павел Давыдов: Хочу ещё у вас уточнить: а чем в первую очередь привлекательны территории не только для путешественников, а для исследователей?
Нина Вейсалова: Здесь это, конечно, для вдумчивого туриста, для туриста-исследователя, первооткрывателя территорий, каких-то традиционных локальных общин, ценностей этих народов. Я думаю, что если туристы приезжают на Север, Сибирь, Дальний Восток, в Арктику и знакомятся с народами, которые там проживают, то происходит взаимообогащение культурное, открываются друг другу народы, традиции, вы знаете, в России ведь порядка 200 национальностей проживает, из 40 народов – это коренные малочисленные народы, нам есть друг другу что рассказать, что показать и научить друг друга многому.
Павел Давыдов: В одном из интервью вы подчеркнули, что сегодня этническую идентичность, этническую составляющую превратили к некую клоунаду – туристы проявляют недостаточно уважения к малочисленным народам России. Скажите, а в чём же это заключается и, главное, как с этим бороться?
Нина Вейсалова: Да, мы видим, как происходит подмена традиционной культуры, традиционных ценностей, зачастую мы можем видеть, как туроператоры предлагают этно-туры на эти территории и показывают, вы знаете, постановочные какие-то стойбища, чумы, убранства, рассказывают совершенно неправильную информацию об обычаях и традициях, неправильно это всё показывают, и, конечно, это очень ранит коренные народы Я думаю, что здесь в первую очередь нужно сотрудничать с самими коренными народами или хотя бы консультироваться с ними, чтобы они правильно рассказывали о своих традиционных ценностей, и тогда, наверно, не будет такого отношения.
Павел Давыдов: Нина Глебовна, а почему вы решили посвятить свою жизнь изучению и поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Это как-то связано с вашей личной историей?
Нина Вейсалова: Во-первых, я сама отношусь к коренным малочисленным народам, я по национальности – эвенкийка из Восточной Сибири, я из семьи охотников и оленеводов, и я знаю не понаслышке, что такое Север, что такое бескрайние просторы тайги, что такое олень, и какие заботы, какие проблемы, какие сейчас стоят перед коренными народами, вопросы жизнеобеспечения, поэтому другого пути у меня не было, я всю жизнь посвятила теме коренных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Мы защищаем охотника, простого таёжника, оленевода, тундровика, его дело – пасти оленей, сохранять стада, охранять территории, рубежи нашей Родины, Российской Федерации, на далёких арктических просторах, наша задача – защищать и интересы здесь на передовой.
Павел Давыдов: И я более чем уверен, что вам удаётся это делать. Я благодарю вас за эту интересную беседу и информацию, которая заставляет задуматься и совсем по-другому посмотреть на нашу большую страну и её неизведанные территории!