Ангелина Грохольская: Оказалось, что в алтайской пещере предки человека жили гораздо раньше, чем думали учёные. Так, может быть, первый человек появился на территории большой страны? В глубину веков сегодня заглянем вместе с директором лицея МГИМО, учителем истории и права Ильёй Сергеевичем Демаковым. Илья Сергеевич, здравствуйте! Илья Демаков: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Сенсацию давайте нам сейчас прямо, что, действительно, жизнь на Земле зародилась где-нибудь на территории нашей страны. Илья Демаков: Про зарождение жизни, скорее, ответит эволюционный биолог, я могу сказать про зарождение жизни общественной или государственной. То, что на территории нашей большой страны она появилась самостоятельно и в чрезвычайно давние времена, – это уже совершенно точно. Ангелина Грохольская: Вот прямо сейчас мы посмотрим видеоматериал об одной из древнейших цивилизаций на территории нашей страны. На берегах Боспора побывала моя коллега Ирина Камышева. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: В глубину веков сегодня заглянем вместе с директором лицея МГИМО, учителем истории и права Ильёй Сергеевичем Демаковым. Я открыла учебник за шестой класс, когда самое-самое начало, и там прямо чуть-чуть – один абзац, вскользь. Спросила у сына, что он знает про того же денисовского человека, не знает ничего. В школе о зарождении жизни, о древней жизни вообще что-то рассказывается? Илья Демаков: Конечно, рассказывается. Школьный учебник – это такой особый жанр, он отличается, например, от Всесоюзного общества «Знание» тем, что не откликается мгновенно на свежие события, в том числе и в мире науки. И денисовский человек – это открытие довольно недавнее по меркам того, как складывается школьный курс, поэтому, конечно, неудивительно, что сейчас в теперешнем учебнике никакого денисовского человека нет. Вероятно, он там появится. Ангелина Грохольская: Когда всё-таки появились первые люди у нас, на территории нашей страны? И могли ли действительно на территории нашей страны развиваться первые цивилизации, одни из первых? Илья Демаков: Не просто могли, но и развивались. И мы, конечно, можем здесь говорить об Алтае, мы, конечно, должны здесь говорить о Русской равнине. Широко известны скифы и целый ряд других народов, которые отчасти сейчас признаны историческими, например, сарматы – кочевники степные, которые в нынешних южнорусских степях тогда обитали, и народы совершенно не исторические, о которых мы почти наверняка можем сказать, что такого не было, скажем, известная грекам страна Гиперборея, то есть буквально с древнегреческого – «страна, находящаяся за Бореем», то есть за северным ветром, это где-то страшно далеко по их меркам, где жили люди с пёсьими головами и вообще всевозможные чудовища, но в том числе и люди. Ангелина Грохольская: Вот мы сейчас прервёмся ненадолго, но про таинственные цивилизации, в том числе и про Гиперборею, я у вас обязательно расспрошу через несколько минут. Смотрите далее в нашей программе: посылка из прошлого – что скрывают мегалиты Семилукского района? Сладкая жизнь переселенцев: почему Разгуляй называют «исторической колыбелью Перми»? Затерянная страна вятичей: где искать следы древнего племени? Священный камень – мегалит. Надо сказать, что в культуре славян был настоящий культ камней: им поклонялись, использовали в качестве мест для проведения различных ритуалов, они и сейчас вызывают интерес. В село Губарёво Воронежской области, где находятся загадочные плиты, приезжают многочисленные туристы. Наш корреспондент Надежда Рыжкова попытается разгадать тайну посылки из прошлого. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: О тайнах из глубины веков сегодня мы говорим с нашем гостем Ильёй Демаковым. Илья Сергеевич, продолжим, и я хочу всё-таки вернуться в Гиперборею. Я как житель Мурманской области верю искренне, что у нас вон там – за Бореей, где Сейдозеро, – была какая-то цивилизация. Насколько эти мифы могли быть реальностью, на ваш взгляд? Только не отрицайте сразу всё, я понимаю, вы – учёный, но всё-таки. Илья Демаков: Нет, здесь речь не о том, что правильные или неправильные истории, или о том, что это могло бы быть или не могло бы быть. Для тех людей, которые об этом писали, например, для древних греков – это, безусловно, реальность. Разница здесь заключается только в том, что чем ближе народ к месту, где, собственно, обитают авторы этих трактатов, тот же Геродот, например, тем больше о них знаний, потому что больше контакта, они живее, этих людей можно видеть, иногда даже о чём-то расспросить, если язык позволяет, то чем дальше находится область, о которой ты рассказываешь, тем в большей мере место знаний заменит фантазия. Ангелина Грохольская: Давайте – на Алтай. Об Алтае сейчас очень много говорят, не только о том, что это место силы, но и, возможно, территория зарождения первых цивилизаций, то же Белогорье, например. Что это? Илья Демаков: Белогорье – это такая тоже форма, но только уже в славянской культуре, мы ещё встречаем какие-то отсылки к Белогорью как о стране вечного блаженства. Исторически, видимо, речь идёт о регионах удалённых географически. Скажем, мы понимаем, что места, где живут вятичи, скажем, пермские леса, это для наших древнейших предков страшно далеко, и хотя они родственны нам – эти племена, но культура их другая, поэтому, конечно, на них перенести какое-то представление о другой стране похожей на нас, но непохожей, конечно, очень соблазнительно, поэтому Белогорье, может быть, это вятские леса, может быть, это, если мы говорим, скажем, времени после церковного раскола, то есть после XVII века, может быть, это удалённая община старообрядцев. Ангелина Грохольская: Мой коллега Александр Беззубцев побывал в затерянной стране вятичей и выяснил, на кого были похожи древние племена, и с собой тоже идентифицировал. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: О тайнах из глубины веков сегодня мы говорим с нашим гостем Ильёй Демаковым. И в школу вернёмся давайте мы с вами: как преподают? Что стоит преподавать? Ведь вы – «играющий тренер», не только директор, вы преподаёте ребятам. Что вы им рассказываете такого, чего нет в учебниках? Илья Демаков: Всегда удивительно посмотреть на кухню, в которой работает историк. Волшебство самой этой профессии заключается в том, что тебе доступны какие-то очень ограниченные остатки жизни людей, которые жили очень-очень давно, и тебе каждый раз нужно их дешифровывать. Вот есть перед тобой, например, приговор суда по делу Михаила Васильевича Ломоносова от 1741 года, в котором ты видишь, что Ломоносов приговорён к смертной казне. Но, вполне очевидно, ты потом открываешь энциклопедию, например, и видишь, что он не в 1741 году умер, а в 1765-м, и после 1741 года ещё Московский университет успел открыть. Каким образом он пережил этот смертный приговор и что с ним случилось? Это такая целая коллизия, которую, конечно, интересно исследовать, и ты узнаёшь дальше про то, что так совпало, что накануне на престол взошла Елизавета Петровна, ввела мораторий на смертную казнь, и вот так он этой казни избежал. И таких обстоятельств огромное количество. «Живой кусочек жизни», как Чехов говорил, который от нас отделён, казалось бы, совершенно непроницаемым объёмом времени. Ангелина Грохольская: Друзья, изучайте историю. Спасибо вам огромное, спасибо!