Писатель Алексей Вульфов: БАМ – это было действительно место единения молодых душ. Все республики привлекались, но была одна национальность – БАМовец
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-territoriya-tayn/pisatel-aleksey-vulfov-58368.html
Ангелина Грохольская: В эфире программа «Большая страна. Территория тайн». О тайнах великих строек мы сегодня поговорим с нашим гостем: в студии Алексей Борисович Вульфов – писатель, председатель Общества любителей железных дорог.
Алексей Борисович, здравствуйте!
Алексей Вульфов: Здравствуйте!
Ангелина Грохольская: Когда мы говорим о великих стройках, естественно, в первую очередь – это БАМ. Но, вы знаете, предлагаю сегодня начать всё-таки говорить немножко о другом. Это «Трасса мужества» – железнодорожная линия «Абакан-Тайшет». Вот у меня сразу вопрос: кто и почему назвал эту железнодорожную линию «Трассой мужества»?
Алексей Вульфов: Когда начали строить дорогу, официально за рубежом было сказано: «Эта местность непроходимая, дороги там никакой не будет, построить её там нереально, через эти горы нужны такие тоннели, такие затраты, такие кривые, что совершенно не возможно».
Ангелина Грохольская: «Забудьте».
Алексей Вульфов: Тем не менее за 7 лет, что для Советского Союза очень быстро, дорога была не просто построена, а построена капитально, сразу под переменный ток на электротягу. Действительно было мужество людское.
Ангелина Грохольская: Можно на каком-то примере, что было нереально, но это сделали? Прямо хочется в деталях.
Алексей Вульфов: Вы знаете, здесь я бы испытания вспомнил бы. Ведь дело в том, что разведку местности начали во время войны.
Ангелина Грохольская: 42-й год, по-моему, был, да?
Алексей Вульфов: Это был 42-й год. Причём, смотрите, какая была потребность, что в 42-м году производится разведка местности в целях прокладывания железной дороги, то есть замыкания Южно-Сибирской магистрали от Ачинска и Абакана, вывод на Тайшет, то есть на соединение с главным руслом Транссиба. Сверхзадача какая-то. И вот отправляется туда группа изыскателей. Казалось бы, отправляется и отправляется: 3 человека с теодолитами, с приборами, с ружьями отправляются в тайгу. Но они отправились уже ближе к ноябрю, то есть практически перед самой зимой. Для тех, кто в этой местности бывал, понятно: это почти что смертоубийство, потому что шуга начинается по берегам рек, реки быстрые, каменистые, практически идти невозможно становится, выпадает снег. Можно сделать плот, что они и сделали, и шли на плоту до тех пор, пока плот не затянуло под лёд. Возникает вопрос: что же побудило-то в это время выходить? А вот тут тайна-то и вступает в силу, потому что один из этих героев, истинных, конечно, героев: это Александр Кошурников – руководитель экспедиции, Журавлёв – второй участник экспедиции, и Стофато – третий участник экспедиции, он был Константин Аристидович, грек. И вот соответствующие органы из-за того, что один из участников экспедиции был греком, то есть греческой национальности, очень долго проверяли возможность его командировки, соответствует ли он, идейный или нет. Ушли бы они раньше буквально на какие-то 2 недели, на 3 недели и успели бы до снегопадов, до обледенения.
Ангелина Грохольская: До холодов этих, да.
Алексей Вульфов: Они бы дошли до этого селения, им не хватило каких-то нескольких дней. Кошурников замёрз, не дойдя трёх километров до селения. Ведь, собственно, его местные жители дневник-то и нашли, а ведь они-то были обвинены в том, что они сбежали в Тыву, и родственники испытали даже подобие репрессий.
Ангелина Грохольская: То есть, по сути, бюрократическая машина стала помехой в результативности, в успехе.
Алексей Вульфов: В результативности, а, самое главное, в том, что они жизнь потеряли.
Ангелина Грохольская: А самое главное – жизнь, да.
Алексей Вульфов: И, зная, что их ждёт, тем не менее они пошли в эту экспедицию, понимая, что фактически это на верную погибель.
Ангелина Грохольская: Вы упоминали дневник Александра Кошурникова…
Алексей Вульфов: Совершенно случайно местные жители обнаружили этот дневник год спустя. И тогда их реабилитировали, объявили героями. И сейчас на этой дороге есть 3 станции: «Кошурниково», «Журавлёво» и «Стофато».
Ангелина Грохольская: История, конечно, потрясающая.
Алексей Вульфов: Потрясающая, да. Люди же были озарённые. Я в музее был там, на этой линии, в Кошурниково, в посёлке, и меня поражает фотография, лицо его – это озарённый человек. Он и был таким по жизни, он был твёрдым духом, мужественным, но озарённым, светлым, верящим, что называется, в светлое будущее. У него лицо героя – у Кошурникова, совершенно, оно меня восхищало всегда.
Ангелина Грохольская: Да, действительно, люди были героями, они должны были этот геройский дух, скажем так, нести в массы. И вот здесь тоже очень много тайн, на самом деле, кроется, потому что, например, в Национальном музее Карелии есть фотографии героев ударных строек, в том числе Беломорканала. На одной из них женщины в начищенной обуви – это официальное фото. А вот на снимке из архива та же самая женщина в той же самой обуви, которая изношена. Или вот ещё есть фотография: рабочие в белоснежных рубашках. Мне, например, не верится, что на одной из тяжелейших строек, где гибли тысячи людей, была такая стерильная чистота. Мы, конечно, многого не знаем о том времени и под грифом «Секретно» до сих пор многие факты советского прошлого, и тем ценнее становятся рассказы живых свидетелей тех событий – героев трудовых будней.
СЮЖЕТ
Ангелина Грохольская: Мы продолжаем программу «Большая страна. Территория тайн». И сегодня мы говорим о тайнах великих строек. Самая большая тайна того времени – это, конечно же, люди, которые строили осваивали и покоряли, их настрой, состояние души и небывалый энтузиазм. Алексей Вульфов сегодня у нас в студии.
Алексей Борисович, что же на самом деле двигало людьми, которые ехали на эти стройки? Вы сами говорите, тяжелейшие условия были.
Алексей Вульфов: Да, тяжелейшие, но тем не менее была эпоха романтики, вот в чём дело, эпохи озарения. И вы совершенно точно сказали, что нужно беседовать обязательно с местными жителями, с людьми, которые строили эту дорогу. Мне приходилось беседовать с ветеранами, которые её строили. И в один голос все они рассказывают: во-первых, заключённых здесь не было.
Ангелина Грохольская: Это мы сейчас возвращаемся немножко к рассказу – «Абакан-Тайшет».
Алексей Вульфов: Да, «Абакан-Тайшет», не было. Приезжали, что называется, по комсомольским путёвкам. На самом деле, не совсем так. Значит, за длинным рублём тоже никто не ехал, никому ничего не обещали, бюрократия была сведена к минимуму. Приезжаешь: «Ты кто?». «Я Вульфов». «Да нет, ты кто?». «В каком смысле?». «Кто ты: плотник, каменщик?». «Нет, я – электрик». «А, электрик, иди в пятый барак. Так, ты кто?». «Я Петров». «Ты кто?». «Тракторист». «Иди в четвёртый барак, трактористы там, записывайся, тебя на довольствие поставят, дадут койку, в бараке или в общежитии будешь строить». Минимальная совершенно бюрократия, приходи и работай, устраивайся. Ехали, что называется, по романтическому озарению: судьбу свою строить кто-то, кто-то – себя попробовать, кто-то – что-то интересное, что-то новое узнать по жизни. То есть никакого момента насилия там не было практически. Вот результат строительства всё-таки дороги мирным путём, методом созидания. И, если мы сейчас вспомним сталинскую дорогу «Салехард-Игарка», которая вся ушла в болото, в тундру, вот вам разница между рабским трудом и свободным трудом. Поэтому «Абакан-Тайшет» – это светлая страница, и не зря Визбор написал свою замечательную песню «А с Абакана до Тайшета тянем мы дорогу эту…».
Ангелина Грохольская: А если говорить о других стройках, в том числе и о других железных дорогах, что там было?
Алексей Вульфов: БАМ я гораздо меньше склонен, так сказать, поэтизировать, хотя там тоже была… Во-первых, он был официально объявлен ударной комсомольской стройкой, всё понятно, в 74-м году, в основном комсомольцы туда посылались, такое, конечно, только молодые организмы могли выдержать: медведи, падающие камни, замерзания. Потом вначале, конечно, не было никаких бань, ведь ничего, жили в бараках, но жили дружно. И что интересно, что трудности закаляют человека. Я бывал в Тынде, по БАМу я ездил тоже, действительно там есть это ощущение семьи. Они говорят: «У нас нет национальности, у нас национальность – „бамовец“. У нас нет такого понятия: ты – такой, ты – такой, бамовцы». Во-первых, туда же все республики были привлечены, и там был так называемый шефский подход, шефский способ строительства станции. Кого-то – азербайджанцы, кого-то строили эстонцы, кого-то строили украинцы. И вокзалы, между прочим, на БАМе на некоторых станциях ведь имеют элементы национального колорита, то есть это было действительно место единения молодых душ, именно душ, душа. И, конечно, то, что они построили всё-таки эту дорогу, это огромная их историческая заслуга, того поколения, тех людей. Но при этом мы должны понимать, что самые трудные участки БАМа построены воинами Желдорвойск, и вот там уже – заключёнными, вот там уже они были. И потом БАМ же тоже был задуман до революции, так же, как как «Абакан-Тайшет».
Ангелина Грохольская: Да.
Алексей Вульфов: Так же, как дорога в Абакан до революции фактически – заслуга женщины. Да, Веры Баландиной, которая добилась разработки Черногорских угольных копий, и она добилась строительства туда железной дороги из Ачинска, которая потом пришла уже в 20-е годы туда. Дореволюционное начало, истоки дореволюционные, а БАМ – это далёкие дореволюционные истоки. И БАМ строить-то начали до Великой Отечественной войны. Построили и потом рельсы с этой ветки – «БАМ-Тында» – увезли под Сталинград на Сталинградскую рокаду, использовали там.
Ангелина Грохольская: К нашему времени хочу уже сейчас такой мостик проложить: стройотряды – это то, что осталось, то явление сохранилось и сейчас. Стройотрядовцы современные, XXI века, они зачем едут, на ваш взгляд? Ведь на железной дороге сейчас тоже очень студентов работает летом.
Алексей Вульфов: Мне кажется, у молодёжи всегда цель одна: мальчишкам – себя показать, девчонкам – судьбу свою найти, а в таких условиях романтических, на природе опять же, да и интересно, смена впечатлений.
Ангелина Грохольская: Наш корреспондент Анна Вернер прониклась романтикой стройотрядов, изучив историю и современность, и сейчас нам расскажет обо всём подробнее. Алексей Борисович, спасибо вам огромное за этот интереснейший рассказ, слушала бы вас и слушала, и – на БАМ вместе с вами.
Алексей Вульфов: Я тоже слушал бы вас и слушал, смотрел бы и смотрел. Спасибо!
Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое!