Валерия Белова: Образовательных идей у Щепкина было очень много... В первую очередь он говорил о важности вживания в роль...
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-territoriya-tayn/valeriya-belova-86179.html
Павел Давыдов: Тема этого выпуска – «Талант от бога». Им, безусловно, обладал и наш следующий герой, великий русский актер Михаил Семенович Щепкин. На сцену он вышел еще подростком, первые 17 лет своей карьеры выступал в провинции, гастролируя с разными труппами.
В 1822-м году провинциального актера пригласили в Московский императорский театр, в котором он и остался служить на 40 лет. Портер Михаила Щепкина, написанный Ильей Репиным к 100-летию актера, до сих пор украшает фойе Малого театра. Но далеко не все зрители, прогуливающиеся в кулуарах перед спектаклем, знают, насколько выдающимся был этот человек, знакомством с которым гордились Пушкин, Гоголь, Герцен и другие его именитые современники.
С нами на связи Валерия Белова, заведующая домом-музеем Михаила Семеновича Щепкина Бахрушинского театрального музея. Валерия, здравствуйте!
Валерия Белова: Добрый день!
Павел Давыдов: Михаил Щепкин сыграл важную роль в истории русской сцены. И мы сегодня, естественно, об этом поговорим, тем более, вокруг фигуры актера очень много любопытного. До 33 лет Щепкин был крепостным графа Волькенштейна, однако никогда не считал себя таковым.
Валерия, это правда, что он стал свободным человеком благодаря, ну, выражаясь современным языком, краудфандингу, то есть сбору денег?
Валерия Белова: Да, такое интересное у нас слово современное. Действительно, Репнин-Волконский поспособствовал выкупу Михаила Семеновича, опять же, все благодаря его таланту. Тем более Репнин-Волконский, на тот момент у него была идея создать из Полтавы такую культурную столицу.
И, конечно, кто, как не Щепкин, должен был вступить в труппу молодых артистов, которые наполняли новое время своими талантами. И действительно Репнин-Волконский организовал сбор денег. Ну и сам тоже внес некую сумму, которая позволила выкупить не только Михаила Семеновича, но и всю его семью.
Павел Давыдов: А как Михаил Семенович оказался крепостным актером? Давайте нашим зрителям этот факт тоже напомним.
Валерия Белова: Он родился в крепостной семье, то есть отец и мать также были крепостными, прислуживали они графу Волькенштейну. Но интересный факт, что вообще изначально Щепкин был из семьи священников. То есть дедушка его непосредственно пел на клиросе. И вот тогда еще также семья Волькенштейнов заметила молодого певца, выкупила его для своего дома, уже непосредственно в семью. И вот так вот началась линия Щепкиных крепостных.
Павел Давыдов: Записки актера Щепкина, которые вышли в свет в 1864-м году, появились с легкой руки самого Александра Сергеевича Пушкина. А какие интересные факты из жизни актера они открывают?
Валерия Белова: На самом деле много интересных фактов. Щепкин вообще был уникальным рассказчиком. К сожалению, до нас только дошли записки актера, которые он, собственно, и написал. Вообще это домосковский период жизни и это детство, воспоминания из детства.
Разные казусы были в детстве у него. В первую очередь, когда он был еще ребенком, то есть во время родов он истек сильно кровью, можно сказать, был на грани жизни и смерти. Ну и дальше такие интересные истории, как он был утерян на несколько дней вообще в другом селе. И можно сказать, уже другая семья стала его приемными родителями, вот.
И такие вот истории, их очень много, как раз-таки и наполняют эту небольшую и замечательную книгу.
Павел Давыдов: В Малом театре, который позже назовут Домом Островского, Щепкин как-то резко отозвался о пьесе «Гроза» и даже демонстративно ушел с ее первой репетиции. А в чем причина разногласий Щепкина и Островского? И какие последствия были у этого скандала?
Валерия Белова: На самом деле, последствий никаких, все-таки Щепкину на момент выхода «Грозы» было 70 лет. Разногласия, я думаю, самые такие банальные, да, это разность их возраста, то есть это разность поколений.
Павел Давыдов: Битва поколений, как сейчас бы сказали, да?
Валерия Белова: Да, именно так. И, собственно, конечно, Щепкин понимал, что нужно давать дорогу молодым. Где-то он был с ним не согласен. Но при этом все равно в двух спектаклях все-таки он у него играл и участвовал.
Павел Давыдов: Несмотря на конфликт, он все-таки принял молодого Островского и, естественно, признал его талант.
Валерия Белова: Конечно.
Павел Давыдов: Вклад Михаила Семеновича Щепкина в русскую культуру огромен. Он был одновременно и актером, и создателем учения о творчестве актера, которое впоследствии продолжил и развивал Станиславский. А какие образовательные идеи принадлежат самому Щепкину?
Валерия Белова: Его идей, на самом деле, очень много. И все, что мы сейчас знаем, это зафиксировано в его переписках с его учениками. И в первую очередь, конечно же, он говорил о важности вживания в роль. Он так и советовал: быть артистом чаще на публике, исследовать своего героя, своего персонажа, выстраивать причинно-следственные связи. Почему этот герой на данный момент именно так поступает? Что его окружало? Какая семья?
То есть это такой большой психологический, как мы бы сейчас сказали, разбор человека, его окружения. Ну и, конечно же, Щепкин очень советовал, чтобы артист сам для себя был камертоном, сильно не реагировал на аплодисменты, а критику воспринимал, как то, что способствует росту и развитию артиста, и что помогает дальше и дальше улучшать свои навыки.
Артист должен все-таки быть на публике и слушать, о чем говорят, быть в обществе и вот ловить, ловить эти моменты, подчеркивать для себя всех людей окружающих, чтобы дальше наполняться и наполняться, как вот профессиональный артист.
Павел Давыдов: Еще Щепкин стоял у истоков русского психологического театра, потому что первым заговорил о методах перевоплощения. И первым начал учить своих учеников тому, что сейчас приходится делать студентам театральных вузов, а именно присматриваться к людям на улице.
Скажите, а насколько сам актер хорошо разбирался в людях?
Валерия Белова: Приведу пример даже из его дома. Он вообще очень ценил внутренний уют, покой в его доме. Говорят, что, если кто-то приходил в дом Щепкина с дурными помыслами, в его компании не оставались. Потому что он очень, конечно, хорошо считывал окружающих.
Опять же, исходя из его детства, все-таки это был крепостной мальчик, дорос до великого артиста. Сколько слоев общества он видел, сколько на своем примере, да, он прочувствовал всех этих людей. В итоге очень хорошо разбирался в людях и дальше уже передавал свой опыт следующему поколению артистов.
Павел Давыдов: Валерия, а что можно сказать о семье Михаила Семеновича Щепкина?
Валерия Белова: У него были две дочки, которые также были артистками. Они так и назывались, у них псевдоним был Щепкина первая и Щепкина вторая. А вот сыновья, конечно, настаивал, чтобы уже они получили высшее образование. То есть там были юристы и преподаватели.
Ну вот дочки потомства не оставили, а вот сыновья, у них вообще было с его женой, супругой семь детей, вот они уже составили дальнейшее потомство. Хочу сказать, что таких же великих артистов, как Михаил Семенович, таких вот представителей в их семье нет.
Павел Давыдов: Но тем не менее, кто-то из потомков дожил до наших дней?
Валерия Белова: Конечно. Я думаю, некоторые даже могут себе и не представлять, что они являются потомками Михаила Семеновича.
Павел Давыдов: Да, действительно, это интересный факт. Валерия, а как вы считаете, почему имя Щепкина с годами стало забываться?
Валерия Белова: Я думаю, все-таки это время, все-таки он родился в 1788-м году. Даже вот представить сложно, насколько далеко это от нас. Сложно сказать, на самом деле. Могу немножко углубиться. Щепкин в Москве много переезжал, менял место жительства. Его единственный дом не сохранился, который он вот купил, так как он был очень щедрый человек, влез в долги, и дом пришлось его лично продавать.
Ну и, соответственно, вот личные вещи, они, видимо, уходили в антикварные магазины, в музеи. То есть вообще щепкинские вещи хранятся во многих музеях России. Его наследие буквально вот распространено по всей России. И вот собрать воедино, мне кажется, это сейчас наша главная задача, особенно сотрудников нашего музея.
Павел Давыдов: Михаил Семенович Щепкин считал, что нужно наблюдать за людьми на улице, искать в них черты своих будущих героев, ловить интонации, жесты, которые пойдут в актерскую копилку. И мне кажется, что сегодня, всматриваясь в портрет Михаила Щепкина в фойе Малого театра, нужно помнить о том вкладе, который он внес в историю русской сцены.
Валерия, спасибо большое, что сегодня нашим зрителям об этом напомнили.
Валерия Белова: Спасибо вам большое!
Павел Давыдов: Всего доброго и до встречи!