Вели Юсуфов: Великий шелковый путь - это не один маршрут, а сеть путей, объединенных таким названием
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana-territoriya-tayn/veli-yusufov-71502.html Ангелина Грохольская: Дагестан – перекрёсток международных путей. Подъём мировой торговли превратил Каспий в магистральную артерию между Восточной Европой, Ближним Востоком и Средней Азией. Как это повлияло на развитие цивилизаций, спросим у нашего гостя. С нами на связи старший научный сотрудник Дербентского музея-заповедника Вели Юсуфов.
Вели Мирзоевич, здравствуйте!
Вели Юсуфов: Здравствуйте!
Ангелина Грохольская: Вот только что мы увидели материал из Астраханской области про Великий шёлковый путь. С Дагестаном Великий шёлковый путь тоже связан непосредственно. Как началась эта история?
Вели Юсуфов: Вообще должен сказать, что Великий шёлковый путь – это не один путь, а целая сеть таких путей, которые объединили вот таким названием. Южный вариант проходил от Китая через Центральную Азию, Среднюю Азию. Оттуда уже дорога разветвлялась. Один путь шёл наверх через Астраханскую область к Азовскому морю, Азов, Танаис – наверх. Другой – на юг, под Каспийским морем через Иран, Малую Азию к Средиземноморью. Одним словом, использовали связь между Каспийским и Чёрным морями. Когда не получалось напрямую, вот эти обходные пути, запасные пути использовали. Об этом нам поведал итальянец-флорентиец Франческо Пеголотти, в 1355 году оставил записки. Учёные посмотрели, изучили. Оказалось, что был ещё один запасной вариант через Дербент: после Тавриза дорога шла на север, как он описывает, подъезжали к железным воротам, то есть к Дербенту. Оттуда дорога шла по горам. Кстати, там есть две ветви: одна идёт по берегу Каспийского моря наверх для соединения с Северным маршрутом, а второй вариант идёт от Дербента уже в горы. Кстати, параллельно Большому Кавказскому хребту идёт наверх через Дагестан в Маджалис, в Кубачи. Затем переходит в аварские районы: Андалалское, Гидатлинское общество. Тинди – самый большой населённый пункт в этом месте. Кстати, как нашли этот маршрут? Учёные поняли, что там, где проходит Великий шелковый путь, должны быть крепости, башни должны быть. Это же выгодно всем, кто принимал эти караваны. Они же дань брали с караванов, взимали, они должны были обеспечить их безопасность, а также питание, проживание. А это всё вдоль этого пути.
Ангелина Грохольская: Как бы сейчас сказали, что должна быть развита инфраструктура.
Вели Юсуфов: Совершенно верно.
Ангелина Грохольская: Если есть торговля, должна быть развита инфраструктура.
Вели Юсуфов: А в Дербенте это всё есть. Мощные стены, где они могли укрыться. В Караван-сарае большие есть крепости, кстати, до сих пор сохранились. Кстати, караван состоял из тысячи верблюдов и лошадей. Не было так, чтобы караван формировался, скажем, в Китае в городе Хиань, Сиань современный. Оттуда же весь караван проходил по Европе. В разных путях, присоединялись другие, одни оставались там торговать и так далее. Поэтому по караванным путям распространялись не только товары, услуги, можно сказать. К караванным путям присоединились паломники, учёные, путешественники. Безопасно было с ними, потому что их сопровождали отряды охраны с одного пункта на другой и так далее по всему пути. Так что, можно было безопасно продолжать этот путь в Дербент. Недаром его называют «перекрёстком путей, цивилизаций, культур», он такой есть. Город трёх религий, «второй Иерусалим», как его называют. К счастью, никогда здесь никаких конфликтов, в отличие от Иерусалима, не было. Недаром город в 2006 году был удостоен специальной международной премии ЮНЕСКО за толерантность, первым из российских городов, потом были Питер, Казань, а мы были первые в 2006 году. Вот такой наш город.
Ангелина Грохольская: Это так исторически сложилось, что если есть торговая точка условно, там все должны мирно жить, мирно существовать, потому что, казалось бы, наоборот, такое столпотворение и должны возникать конфликты. Но вот, наверное, не случайно дополнительный безопасный путь лежал там.
Вели Юсуфов: Мы этим гордимся, что мы такой самый толерантный город. Люди издавна здесь живут, много этносов, конфессий разных уживаются, никак не конфликтуют между собой. Это нам передано из поколения в поколение, наши предки передали, так что мы продолжаем это делать.
Ангелина Грохольская: Мы сейчас прервёмся на несколько минут, не переключайтесь. Смотрите во второй части нашей программы: «Борьба за солнечный камень: чем очаровал римлян балтийский янтарь», «Чай пить, не дрова рубить: когда Челябинск встал на чайный путь».
Мы продолжаем программу «Большая страна. Территория тайн». Сегодня говорим о великих торговых путях и о цивилизациях, которые развивались благодаря этим торговым путям. Шёлковый путь – с него мы сегодня начали. И с нами на связи Вели Юсуфов – старший научный сотрудник Дербентского музея-заповедника.
Вели Мирзоевич, скажите, пожалуйста, почему именно шёлк? Только шёлком торговали, когда через Дербент шёл этот путь и приезжали караваны?
Вели Юсуфов: Нет, конечно, не только шёлком торговали. Но шёлк – это основной был товар. Кстати, первый караван во II веке до нашей эры отправился из Китая в соседние области, именно гружёный шёлком и зеркалами бронзовыми. Шёлк был известен в Китае ещё 5000 лет назад. Научились его изготавливать и держали секрет в тайне, никому не говорили, поэтому приходилось у них всё покупать. Шёлк обладает такими качествами: во-первых, он очень лёгкий, можно много грузить в караван, во-вторых, шёлк в военном деле используется, его надевают под кольчуги, шёлковые халаты надевали. Если стрела попадает наконечник, он мог скользить по шёлковой материи. Если даже проникал, его легко вытаскивали оттуда. Во-вторых, в Европе, знаете, в то время антисанитария была и так далее. А вот эти насекомые кровососущие – клопы, блохи, вши – на шёлке не держатся, не могут зацепиться, они не водятся на шёлке. Так что много причин, почему именно шёлк стал такой валютой. Вывозили из Китая не только шёлк, как сказал, зеркала – первая партия была, порох вывозили, бумагу вывозили. Одним словом, всё, что они делали, они держали в тайне какое-то время. Но европейцы пытались узнать этот секрет. В VI веке, насколько мы знаем, Византийский император Юстиниан отправил двух монахов специально шпионить, разведывать эти тайны. Вот они узнали тайну шелководства. Начали производить шёлк в VI веке. Потом уже позже, в XIII-XV веках, они бумагу стали делать, порох стали делать и так далее. Так что промышленный шпионаж был всегда.
Ангелина Грохольская: Когда шёлк ещё был в цене в том числе в Дагестане, на что меняли? Из европейской части России что вывозили? Пушнину, естественно, это была тоже такая своеобразная валюта, воск вывозили. А вот Дагестан – что оттуда?
Вели Юсуфов: Дагестан в этом плане уникален. Посмотрите, у нас же горы в основном, потому чтобы выжить, каждый аул должен был чем-то заниматься. Овцеводство было развито в тех районах, ковроделие было развито доброкачественное. Там, где были леса, резьба по дереву. Кстати, резьбой по дереву занимались серьёзно только в двух местах в мире: на севере Индии и в Дагестане в высокогорном ауле Уцмиюрт. Редко где этим занимаются. Затем были центры металлообработки. Вот знаменитый аул Кубачи – ювелиры там. Затем керамическое производство было – знаменитый аул Балхар. Одним словом, тут у нас каждый аул чем-то занимался, поэтому караванам было чем поживиться в Дагестане.
Ангелина Грохольская: Вели Мирзоевич, спасибо вам огромное за этот рассказ! Конечно, лучше своими глазами всё увидеть.
Вели Юсуфов: Конечно. Кстати, я тогда скажу два слова. Сейчас пытаются возродить этот путь. Уже в 2014 году Великий шёлковый путь был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Китай проявил инициативу, открывает туристические маршруты Великого шёлкового пути. Были и в Средней Азии, и здесь, на Кавказе, посмотрели, в Дербенте были. Так что будем ждать, что в дальнейшем этот путь будет путём дружбы, мира и согласия.
Ангелина Грохольская: Это точно. Это будет новый виток и новый повод развития цивилизации в том числе. Спасибо вам большое, до свидания!
Вели Юсуфов: Великий шелковый путь - это не один маршрут, а сеть путей, объединенных таким названием