Павел Давыдов: И сейчас расскажем еще об одном выдающемся человеке, который много сделал на благо своего отечества. Алексей Леонов, дважды герой Советского Союза, генерал-майор авиации, член Союза художников, почетный член Российской Академии художеств. Алексей Архипович был не только первым в мире космонавтом, совершившим выход в открытый космос в 1965-м году, но и талантливым художником. С нами на связи из Смоленска художник-оформитель музея-заповедника имени Юрия Алексеевича Гагарина Юлия Роголева. Юлия, здравствуйте! Юлия Роголева: Здравствуйте! Павел Давыдов: Тяга к живописи у Алексея Леонова появилась еще в школьные годы. Оказалось, что, помимо увлеченности авиацией, у него прекрасно получалось рисовать. Стены дома, где он жил с родителями и сестрами, были буквально обвешаны рисунками. И все-таки хочу у вас уточнить, как в жизни Леонова пересеклись эти две, ну, на мой взгляд, абсолютно разные вселенные – живопись и космос? Юлия Роголева: Увлечение живописью было не просто забавой. И после окончания школы у Леонова был довольно непростой выбор между художественным и летным училищами. Алексей решил, что будет поступать в город Ригу, в художественную академию. Но, к сожалению, жизнь в данном городе оказалась для него слишком дорогой. И тогда, взяв с собой альбом и краски, он поехал поступать на летчика в город Кременчуг, где прошел конкурс 13 человек на место. Павел Давыдов: Но будучи летчиком, Леонов изображал космос по рассказам своего друга Юрия Алексеевича Гагарина, а уже затем по своим собственным впечатлениям, когда побывал на орбите. Скажите, пожалуйста, а какие его картины космической тематики представляют наибольший интерес? И главное, как они изменились после того, как Алексей Архипович побывал в космосе? Юлия Роголева: Большинство картин Леонов написал по свежим впечатлениям. В основе его работ этюды, сделанные на борту космической станции, на которой он находился. Рисовал он цветными карандашами, так как акварель, масло и пастель не подходили для рисования на борту в условиях невесомости. Там он рисовал космические пейзажи и своих коллег. Он стал первым художником, кто так правдиво смог изобразить космическое пространство на полотне. Голубую Землю и зеленое пламя полярного сияния он видел собственными глазами с высоты около 500 км, рисовал их с натуры. Павел Давыдов: Но тем не менее, вот взгляд на космос, на его особенности насколько сильно изменились после того, как он побывал в этом уникальном безвоздушном пространстве космическом? Юлия Роголева: Попробую объяснить более простыми словами. Получается, краски в космосе и краски на Земле немножко отличаются по цвету. И сам Леонов говорил: «Наша Земля выглядит из космоса затуманенным цветом голубовато-сиреневатого оттенка». Поэтому замечательная картина, которая находится позади меня, написана немножко в голубоватых цветах. То есть такая дымка, пелена. Павел Давыдов: В 1965-м году наш герой-космонавт Леонов познакомился с художником-фантастом Андреем Соколовым. И тогда-то образовался тот самый творческий союз, обмен знаниями между Леоновым о космосе и Соколовым о живописи и композиции привел к созданию удивительных произведений искусства. Юля, могли бы вы пояснить, о чем идет речь? Юлия Роголева: Соколов Андрей неоднократно бывал в Центре управления полетами. Так он и познакомился с Алексеем Архиповичем Леоновым, расспрашивая, какие же там краски, какие оттенки нашей планеты. Они сошлись во мнении, что космос необычен насыщенностью чистых ярких красок. Так образовался столь необычный союз художника и космонавта. Павел Давыдов: Юлия, скажите, пожалуйста, а нет ли ощущения того, что вот этот творческий союз Соколова и Леонова привел к немного искаженной картинке и пониманию того, что происходит в околоземном пространстве? Ведь всегда фантасту хочется дорисовать то, чего нет. Вот не повлиял ли этот момент на творчество самого Алексея Леонова? Юлия Роголева: Попробую тоже объяснить это довольно простым языком. Алексей Архипович Леонов прекрасно знал техническую составляющую своей профессии. То есть он с идеальной точностью изображал космические корабли и станции, которые мы видим позади меня. И также рассказывал, какие краски преобладают в космосе. А Андрей Соколов, получается, немножко приукрашивал. То есть где-то он делал поярче, где-то он делал позеленее. Возможно, из-за той же самой голубой пелены цвета немножко искажались. Поэтому пейзажи получаются, да, немножко фантастичные. Но с другой стороны, довольно… Павел Давыдов: Колоритные. Юлия Роголева: и колоритные. Павел Давыдов: Юлия, за вашей спиной две фантастические картины. Опишите их, что это такое? И когда они появились? Юлия Роголева: Хотелось бы рассказать про вот эту картину. Она называется «Над Черным морем» и написана она Алексеем Архиповичем Леоновым совместно с Андреем Соколовым. И хотелось бы сочетать несколько слов, которые Алексей Архипович рассказывал о данной работе. Павел Давыдов: Да, давайте процитируем. Юлия Роголева: «Я постарался изобразить Землю такой, какой видел ее с высоты около 500 км. Район Черного моря выбрал не случайно, ведь именно тут был осуществлен выход из корабля. Кроме того, здесь в поле зрения попадают самые характерные земной поверхности: море, горы, равнина. Хочется упомянуть особенность, характерную для Земли, какой ее видит космонавт. Все многообразие земных красок при взгляде из космоса всегда обобщается сиренево-голубоватой дымкой атмосферы», – говорил Леонов. Павел Давыдов: Очень, кстати, интересно он описал то, как видел, да, свое произведение искусства. А с другой стороны у вас, насколько я понимаю, очень известная станция «Мир», ныне затопленная? Юлия Роголева: Да, по другую сторону от меня находится картина Андрея Константиновича Соколова, которую он писал уже, так скажем, сам, без помощи Алексея Архиповича, но делая поправки на конструктивную составляющую корабля, так скажем. Павел Давыдов: Я так понимаю, что там тоже есть небольшой вымысел, в этой картине? Станция более масштабна, или это ощущение просто взгляда на картину? Юлия Роголева: Ну, скорее всего, да, немножко Соколов преувеличил размеры данной станции. То есть она не настолько масштабная, но находится в таком пространстве. Я думаю, она выглядит довольно объемной. Павел Давыдов: Юлия, всего у Алексея Архиповича было более 200 картин. А с какими из них связаны, возможно, некие тайны или любопытные детали? Юлия Роголева: Хочу рассказать еще про одну картину, которая находится в фондах нашего музея. К сожалению, сейчас она находится на реставрации. Данная работа называется «Восход-2 вышел на орбиту». И с вашего позволения, я тоже зачитаю слова Алексея Архиповича Леонова. Павел Давыдов: Пожалуйста. Юлия Роголева: «А верх для меня там, где было Солнце, низ – где шлюзовая камера корабля. Я завис в семи метрах от корабля лицом к солнцу, чувствовал прикосновение его лучей на губах, где не было светофильтра. Солнце было неземное, яркое, очень жаркое. Я видел корабль сияющим, хорошо просматривались мелкие детали и надписи на двигательной установке корабля», – говорил Леонов. Павел Давыдов: Юлия, скажите, пожалуйста, а какая картина из творчества Леонова лично у вас самая любимая? Юлия Роголева: Вообще мне очень нравится картина, которую Леонов написал по описаниям Юрия Алексеевича Гагарина. Это такой небольшой, так скажем, созданный на скорую руку этюд, который был написан темперой на картоне, и в точности передавал слова Юрия Гагарина, которые он рассказывал Леонову после приземления на Землю. Павел Давыдов: В 2017-м году Алексей Леонов подарил Третьяковской галерее две работы: «Выход в открытый космос» и «Космический пейзаж». А где еще можно познакомиться с творчеством прославленного космонавта, ну, кроме вашего музея в Смоленске? Юлия Роголева: В Смоленске только в нашем музее, а вообще, в принципе, картины космонавта экспонируются в нескольких музеях мира. Например, в собрании Дрезденской галереи в Хьюстоне. А также несколько его работ хранятся в городе Кемерово, где создан Музей космонавтики. Павел Давыдов: Юлия, а как вы считаете, если бы Леонов не выходил в открытый космос и был просто художником, его работы имели бы такую ценность? Юлия Роголева: Ну, возможно, работы ценность бы имели. Но вот эта вот передача цвета, передача красок и опять же техническая составляющая станций и кораблей, они, я думаю, придают такую довольно интересную изюминку работам Леонова. Павел Давыдов: В фондах вашего музея-заповедника имени Юрия Алексеевича Гагарина в Смоленске находится 12 произведений Леонова, если я не ошибаюсь, да? А вот некоторые из них даже с автографом. О каких именно работах идет речь? И что интересного об этом рассказываете гостям, посетителям? Юлия Роголева: Ну да, Алексей Архипович Леонов был признан заслуженным художником России и стал членом Союза художников России. Поэтому его работы имеют довольно высокую ценность. И мы очень гордимся тем, что в нашей коллекции находятся его работы. Когда открываете интернет, набираете «работы Алексея Архиповича Леонова», то там всегда появляется фотография как раз картины «Восход-2 выходит на орбиту». То есть данная работа хранится в фондах нашего музея. Я думаю, к такой знаменательной дате, как 60 лет, мы ее отреставрируем и снова покажем посетителям. Павел Давыдов: Но тем не менее, какие интересные факты вы рассказываете посетителям? Вот я, например, собираюсь отправиться в Смоленск. Почему я должен посетить ваш музей? Юлия Роголева: Ну я, например, когда вожу экскурсии, я немножко рассказываю, как художник. Поэтому я начинаю говорить про краски, про композицию. У Алексея Архиповича Леонова, в принципе, очень хорошо прослеживается и композиционный центр работ, и опять-таки те самые цвета, которые он использует в данных работах. Павел Давыдов: В следующем году будет отмечаться 60 лет с момента первого выхода человека в открытый космос. Как готовитесь к этой дате и чем будете удивлять? Юлия Роголева: В фондах нашего музея хранится уникальная коллекция марок и открыток с иллюстрациями Алексея Архиповича и Андрея Константиновича Соколова. Также, получается, в наших фондах хранятся их живописные работы, которые написаны маслом, оригинальными автографами художников. Поэтому, я думаю, к такой знаменательной дате мы покажем все богатство фонда-хранилища музея-заповедника Юрия Алексеевича Гагарина. Павел Давыдов: Леонов, благодаря своему художественному дару, передал нам возможность насладиться уникальными картинами, позволяющими прикоснуться к космосу, словно на ощупь. Юлия, я благодарю вас за участие в нашей программе. Юлия Роголева: Спасибо, до свидания!