Александр Бродовский: Импортозамещение стало жупелом, политическим лозунгом, который дает стимул, надежду

Гости
Александр Бродовский
глава фермерского хозяйства «Горчичная поляна», деревня Льва Толстого, Тульская область

Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное Телевидение России. В Эфире Большая страна. Программа о людях обществе и власти. В студии Павел Давыдов. Здравствуйте!

Сегодня поговорим о сельской жизни, о людях, которые эту жизнь делают привлекательной, комфортной и, не побоюсь этого слова, выгодной. Тему мы обозначили так – «Новые деревенские».

В студии Большой страны Александр Бродовский, глава фермерского хозяйства «Горчичная поляна» из деревни Льва Толстого, что в Тульской области, Александр, здравствуйте, пожалуйста, присаживайтесь!

Александр Бродовский: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Нашу беседу я хотел бы начать с важного, но сложного вопроса. На Ваш взгляд, а как изменилась жизнь на селе за последние пять – десять лет?

Александр Бродовский: Ну, когда я одиннадцать лет назад появился первый раз в своей родной Тульской области уже не в качестве его жителя, а просто приехал искать землю для хозяйства, то бросалась в глаза абсолютная запущенность полей. То есть, поля в районе, и дороге из Москвы фактически не обрабатывались.

Павел Давыдов: Александр, а что Вам одиннадцать лет назад сподвигло заняться фермерством?

Александр Бродовский: Вы знаете, много причин. Ну там целый был коктейль – и ожидание третьей Мировой войны, например, и желание накормить нашу младшую дочку нормальной едой, которой тогда было пять лет, тогда как раз еды не было нормальной, и так далее. И много-много чего другого.

Павел Давыдов: Но для того, чтобы создать свое фермерское хозяйство, нужно было применить успешную практику. Вы таковой обладали? Ездили по стране, искали?

Александр Бродовский: Мне казалось, что я такой практикой обладал. Мне просто повезло и на ферму такого масштаба сподвиг как раз очень известный фермер, но австрийский. Вот. И мы просто прочитали с женой его книгу, он сейчас очень известный, его книги переведены на русский язык, а тогда мы читали по-немецки эту книгу и я, и жена, и были в восторге от прочитанного.

Павел Давыдов: Как зовут этого фермера?

Александр Бродовский: Он - Зепп Хольцер.

Павел Давыдов: Ага, действительно известный человек.

Александр Бродовский: Он стал известным человеком, а тогда мы были первые, кто из русских, кто туда протоптал дорожку.

Павел Давыдов: Александр, что собой сегодня представляет фермерское хозяйство «Горчичная поляна»? Как много у Вас поголовья скота? Как много продукции Вы производите? Кто её скупает? Ну, чтоб было понятно.

Александр Бродовский: Мы начинали когда-то со свиней. Вот у нас были интересные такие хрюшки, это нам Зепп Хольцер подсказал. А когда он меня познакомил с ещё более высоким, как ему казалось, человеком, с тем, кто изобрёл биомясо. До того времени, скажем, лет тридцать назад, био или органик были мюсли, потом появился сыр, овощи, там картошка и так далее, а он взял, и придумал биомясо. Почему бы не колбаса, почему не мясо и так далее. И вот Карл Людвиг Швайсфурт, с которым меня познакомил Хольцер, и сподвиг меня уже на что то такое более профессиональное.

Павел Давыдов: Ага, а овцы у Вас есть?

Александр Бродовский: Овцы есть, но овцы – это особая статья. У меня были с самого начала ещё и коровы. И они меня спасли в нужный момент. Потому, что пять лет назад нашу ферму просто уничтожили. Я считаю, что под предлогом так сказать африканской чумы, вот, но это вот нормальное явление. У нас два поросёнка просто из-за жары, как это сказать?

Павел Давыдов: Покинули этот свет.

Александр Бродовский: Покинули этот свет, подохли, уж извините, Вот. Ну и тут же так это было обставлено, я не хочу в этом копаться. Это были трагические моменты и для меня, и для семьи и для всего хозяйства, ну стадо было уничтожено. Оно было уникальным, мы создавали новую породу, фактически, которая могла бы жить именно выгульным способом. Как это, в принципе, было когда то в России. Свиней уничтожили, у нас остались замечательные наши коровы. Но из них колбасы не сделаешь и, так сказать, а мы колбасники прежде всего, и мы этим гордимся и это у нас здорово получается.

И мы начали вот осваивать это очень новое и неблагодарное дело – делать колбасу или деликатесы из говядины, что в России совершенно было не принято. Более того, мои немецкие друзья и австрийские, которые помогали и стояли у истоков фермы, тоже сильно не помогли в этом. Потому, что там вся культура питания, так сказать, именно на свинине. Вот. А я, в силу знания языка и так далее, всё ориентировался больше на Германию. Это была, может быть, какая-то ошибка, и вот сейчас только мы поняли, что нам больше нужно обратить внимание на романскую часть Европы. И вот пошли сейчас большие подвижки в этом направлении.

Павел Давыдов: Александр, а я сейчас предлагаю не на долго прерваться и посмотреть сюжет из Воронежской области, там Ваш коллега, фермер, пытается возродить местную, когда то известную на всю страну, породу племенной овцы для чего в течении года ездил по области, искал животных, которые более-менее похожи на чистокровных Кучугуровских. Внимание на экран.

«СЮЖЕТ»

Павел Давыдов: Александр, как Вы расцениваете ту работу, которую проделал Ваш коллега из Воронежской области?

Александр Бродовский: Потрясающая работа, но тут, если внимательно проанализировать, материал замечательный, то бросается в глаза – человек двадцать пять лет уже этим занимается. Он местный и хочет возродить то, что было и чего уже нет, фактически, что исчезло. Он вырос при этом, это долг его перед Родиной, перед родителями, перед предками, перед этим местом. Замечательные вещи! Это не экономический проект, как он сказал, по всей видимости, у него есть другой бизнес, который позволяет ему это сделать.

Павел Давыдов: Это просто цель жизни.

Александр Бродовский: Это отличный, ну может даже уже и образ жизни за эти годы.

Павел Давыдов: Александр, я зашёл на Ваш сайт перед эфиром, и посмотрел на продукцию, которую Вы предлагаете. Честно говоря, меня смутила цена – уж больно она кусается! Или это – взгляд обывателя, все-таки я - не профессионал?

Александр Бродовский: Цену мы не повышали два года уже, не повышали. Вот сейчас хотим повысить, потому, что ну жизнь существенно за эти два года подорожала, и подорожали продукты, в том числе и мясные, очень сильно. Я считаю, что они совершенно не высокие.

Павел Давыдов: Александр, ну можно сказать, что Вы добились успеха в сельском хозяйстве, тем более, что путь Вами был проделан немалый. Скажите пожалуйста, а у Вас есть понимание, кто или что Вам помогло? Может быть команда единомышленников?

Александр Бродовский: Нет, к сожалению, вот чего, значит, у меня не было – это команды единомышленников.   

Павел Давыдов: То есть, Вы в одиночку?

Александр Бродовский: К сожалению, да. Это были сплошные разочарования, сплошные предательства, сплошное воровство и это длилось очень долго, и сказать, что я на сто процентов эту проблему решил, конечно – нет.

Павел Давыдов: В этой студии мы неоднократно обсуждали тему отношения общества и власти, и, к сожалению, обе стороны не всегда могут идти на прямой контакт и прямой диалог в силу ряда причин. Скажите, а как у Вас складывались отношения с местными властями?

Александр Бродовский: По-разному. Ну, помните  - «Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев и барская любовь»?

Павел Давыдов: Лишь бы не мешали работать, другими словами!

Александр Бродовский: Да.

Павел Давыдов: Есть нынче очень популярное, да и магическое, слово – «импортозамещение». Почему волшебное? Да потому, что чиновники наделяют это слово сверх-возможностями, а реальность далека от этого. Вы себя к какому лагерю причисляете, оптимистов или пессимистов в этом вопросе?

Александр Бродовский: Вы знаете, мы настолько не похожи и так сказать настолько малы для процессов, которые там происходят с этим импортозамещением, что нас это особо не затронуло.

Павел Давыдов: Ну как же, Вы - человек, который работает на земле, в первую очередь создаёте это импортозамещение, в том числе, в сельском хозяйстве.

Александр Бродовский: Да, да, но не задумываясь об этом. Это я хотел сказать.

Павел Давыдов: Но оно есть или это все-таки что-то мифическое? Эфемерное?

Александр Бродовский: Импортозамещение, ну мне кажется, этот термин стал таким жупелом, таким лозунгом, политическим, который взбадривает, так сказать, население и дает стимул, дает надежду. Ну я не считаю, что это – плохо. Но судя, судя по тому, с какой настойчивостью французские фермеры, немецкие сельхозники пытаются, значит, борются за отмену, этих эмбарго и санкций, значит, что-то много сюда не попадает, чего было раньше. Это радует.

Павел Давыдов: Безусловно, но главное, чтобы наши полки были забиты качественной продукцией. Об этом мы, в том числе и с Вами, говорили. Но есть ещё один очень важный момент. Государство каждый год говорит о том, что нужно развивать сельское хозяйство, выделяются субсидии. А вот ответьте мне на вопрос – эти субсидии доходят до адресатов?

Александр Бродовский: Нет, конечно. Мне кажется, наша страна сделала свой выбор, может быть лет восемь-десять назад, и пошла по пути индустриального развития сельского хозяйства. То есть это крупнейшие, огромные фермы, причём таких в мире поискать! И мы видим сейчас дикую концентрацию, которая происходит особенно в животноводстве.

Пяточек крупных, можно сказать олигархов, и так далее, которые фактически весь рынок сельского хозяйства, животноводческий, молочного скота, держат в своих руках.

Павел Давыдов: То есть, они то и получают эти субсидии?

Александр Бродовский: Ну конечно. Это пользуясь административным ресурсом и так далее. Но Вы знаете, казалось бы, мне бы нужно вот как фермеру, обойдённому этим обижаться. Но с другой стороны, всё - равно это лучше, чем ничего. Однозначно.

Павел Давыдов: Александр, я смотрю на Вас и просто поражаюсь, как сложно, наверняка, за одиннадцать лет Вам было достичь этого успеха, о котором сегодня мы с Вами говорим. А Вы для себя вывели какую то формулу успеха? Со зрителями поделитесь?               

Александр Бродовский: О каком успехе Вы говорите? Какой Вы мне успех всё время…

Павел Давыдов: У Вас шикарные клиенты из Москвы, которые покупают. Вы производите био-продукцию, Вы её возите с собой, о чём ещё говорить! Вы на плаву! И Вам субсидии не нужны! По-моему, я перечислил всё.

Александр Бродовский: Ну да, наверное.

Павел Давыдов: Вы скромничаете! Так формулу успеха, наши зрители ждут её!

Александр Бродовский: Формулу успеха? Вы знаете, как там наш дорогой Лев Толстой сказал? «Все семьи счастливы одинаково», да? И «Несчастливы по-разному». Так что.

Павел Давыдов: Нужно работать, наверное, и не бояться.

Александр Бродовский: Работать, не бояться и относиться к этому как не к делу жизни, а вот так сложилось, что вы попали на эту землю. Вы на ней прожили и хорошо бы, чтобы следующим, даже не поколениям, следующим преемникам, кто это будет, и это точно не будут мои дети, чтобы земля и этот кусок нашей Родины перешёл в лучшем состоянии, в котором мы его получили. Вот.

Павел Давыдов: Это действительно очень ценно. Александр, тема этого эфира - «Новые деревенские», я об этом в самом начале сказал, а у Вас есть понимание, кто они, сегодняшние «Новые деревенские» и что их мотивирует?

Александр Бродовский:  Ну, я бы поправил Вас. Термин «Новые сельские» появился, по-моему, в статье, которая писалась о нашей ферме, лет пять назад. «Новые сельские».

Павел Давыдов: Замечательно! А это не мешает нам назвать – «Новые деревенские». Разница разве есть?

Александр Бродовский:  Нет, разница есть, конечно. Конечно. Ну вот например я – не деревенский.

Павел Давыдов: Но Вы – сельский.

Александр Бродовский: Но я – сельский. Потому, что я в селе и круг интересов в селе, и все мои мысли в селе и так далее. Но чтобы быть деревенским, нужно быть из деревни и жить там. Это совершенно другая жизнь, совершенно другая атмосфера, энергия. Сейчас всё это конечно намного примитивнее, даже наша работа. Нет этого быта, складывавшегося веками. Его нет.

Павел Давыдов: Может, это всё всё-таки вернётся, благодаря Вам и другим «Новым сельским»?

Александр Бродовский: Нет, это не вернётся. Это будет что-то новое. Конечно, замечательный репортаж. Но вот его бы вам показать, показав девяносто пять процентов хозяйств, которые борются за выживание, разоряются и которые вообще трудно назвать хозяйствами.

Павел Давыдов: Об этом говорят все и всегда, а мы сегодня показываем положительную практику и, кстати, рассказ о «Новых сельских, тире, Новых деревенских» мы продолжим буквально через несколько минут, Александр, а я благодарю Вас за участие в нашем эфире. И отдельное спасибо,что Вы вдохновляете других развивать сельское хозяйство большой страны. Спасибо Вам!

Александр Бродовский: Спасибо большое, спасибо!

Павел Давыдов: У нас вгостях был Александр Бродовский, глава фермерского хозяйства «Горчичная поляна» из деревни Льва Толстого, Тульской области.

Павел Давыдов: Сегодня мы вам ещё расскажем об удивительном Алтайском селе Новотырышкино.

Дело в том, что оно признано образцовым поселением Алтайского края. Это заслуженный успех местных жителей и лично Главы сельсовета Людмилы Сарахановой.

Сегодня там строится новое жильё, растёт рождаемость. Есть больницы, детский сад и что удивительно – нет проблем с трудоустройством. Так в чём же секрет такого положения дел? Ответ в нашем следующем сюжете.

«СЮЖЕТ»

Павел Давыдов: Сегодня мы всё чаще слышим о том, что необходимо возрождать российские сёла и деревни. Для этого существуют специальные программы, выделяется финансирование. Однако, у них нет будущего без молодого поколения. А ведь ещё в древние века известные философы уделяли огромное внимание образованию молодёжи. Например, Платон говорил – « В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». А кто сегодня на себя возьмёт роль проводника и наставника? Мне кажется, мы нашли с вами ответ. Это – «Новые деревенские», люди, которым не безразлична судьба своей малой Родины и будущее страны.

 

На этом наш выпуск завершён.

Напомню, электронный адрес программы bs@ptvr.ru

Мы также доступны и в социальных сетях, так что будьте с нами на связи и помните, не смотря на расстояния, мы рядом!

В студии был Павел Давыдов, до встречи!