Александр Двойных: У нашего аэропорта колоссальный потенциал стать одним из самых больших мировых хабов
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/aleksandr-dvoinih-v-22688.html
Ангелина
Грохольская: Есть в русском языке слово "братина". В буквальном
смысле это сосуд для питья. Но имеет слово и более глубокое значение: братина
на Руси была символом единства людей, близких по духу и стремлениям. Не случайно
так называется фестиваль региональных телекомпаний. В 1997 году он
появился в Сергиевом Посаде и объединил профессионалов телевидения. Завтра
телефорум откроется уже в двадцатый раз, но в этом году он сменил прописку и
пройдет в подмосковном Домодедове.
Познакомить
наших телезрителей с городом, который примет фестиваль "Братина", мы
попросили руководителя администрации Домодедова Александра Двойных. Александр
Владимирович, здравствуйте.
Александр
Двойных: Здравствуйте.
А.Г.:
Фестиваль родился и традиционно проходил в Сергиевом Посаде. Вы тоже родом из
этого города, но в прошлом году возглавили Домодедово. И фестиваль практически
следом за вами сменил прописку. Эти факты не случайно совпадают?
А.Д.: Не случайно.
Во-первых, потому что 2016 год – это Год кино, а в городском округе
Домодедово находится Госфильмофонд. Это крупнейшее учреждение Министерства
культуры Российской Федерации, это уникальное хранилище более чем 70 тысяч
кинолент и это, можно сказать, такая кинематографическая столица. Поэтому мы
посчитали, что это будет достаточно символично – в Год кино на площадке
Госфильмофонда провести такой фестиваль. Тем более очевидна связь между
телеканалами и киноиндустрией. И там достаточно много переплетений, что нам
показалось интересным и необычным.
А.Г.:
Сегодня мы для тех, кто не сможет приехать в Домодедово на этой неделе,
побывать на фестивале или просто так, допустим, по городским улицам
прогуляться, давайте расскажем, что же такое Домодедово, потому что у
большинства наверняка сейчас первая ассоциация: это аэропорт.
А.Д.:
Это не только аэропорт, а это, во-первых, крупнейший в Восточной Европе
аэропорт. И у нас огромные планы по развитию приаэропортовой территории для
того, чтобы его сделать не только крупнейшим в Восточной Европе. Но и в
сегодняшней экономической ситуации с изменением курсовых разниц у нашего
аэропорта колоссальный потенциал стать одним из самых больших вообще мировых
хабов.
А.Г.:
Как это скажется на развитии города? Мы сегодня даже тему нашей с вами беседы
обозначили – "Между небом и землей", опять же делая такую отсылку на
то, что город расположен рядом с аэропортом.
А.Д.:
Во-первых, аэропорт – это крупнейший работодатель. У нас 1 миллион
пассажиров в год дает тысячу рабочих мест. Соответственно, в этом году в
аэропорту работает более 32 тысяч человек. Естественно, развитие дает
новые рабочие места. А во-вторых, это очень крупная налоговая база. В-третьих,
это синергетический эффект, который привлекает огромное количество новых
предприятий, производств, оптово-распределительных систем, которые очень логично
вписываются в развитую транспортную инфраструктуру. Домодедово уникально еще
тем, что по его территории проходят четыре федеральные трассы плюс расширяемая
Центральная кольцевая автодорога, что делает эту территорию с инвестиционной
точки зрения уникальной.
А.Г.:
Кроме авиаузла, что еще привлекает инвесторов в вашем округе?
А.Д.: В
рамках поручения президента на госсовете было принято решение – развивать
оптово-распределительную систему в стране для того, чтобы по-новому посмотреть
на тему продовольственной безопасности. И у нас компания "ВТБ" будет
реализовывать проект оптово-распределительного центра. Это не просто склады или
место по доработке и переработке продукции. Это аналог крупнейшего центра,
который находится во Франции – Ранжис, который фактически становится механизмом
формирования справедливой цены на сельхозпродукцию.
На сегодняшний день мы
очень сильно субсидируем наших фермеров, но все знают, какая большая проблема
со сбытом. И если уж говорить откровенно, то этими субсидиями мы больше
субсидируем не их, а оптовиков, которые покупают дешевле продукцию, чем больше
мы даем этих субсидий.
Домодедово
– это самая крупная экономика в Московской области по произведенным товарам и
услугам, по большим предприятиям, производствам, мировым производителям. И при
этом мы до сих пор сохраняем лидерство по производству молока. Именно такая
диверсифицированность позволяет легко проходить времена экономической
турбулентности.
Это механизм, который
создает фактически биржевую основу. И любые фермеры, начиная от мелкого и
заканчивая крупнейшими сельхозпроизводствами, смогут через эту систему не
только сбывать свою продукцию, а они смогут получать огромное количество услуг,
таких как помывка, переработка, доработка, упаковка. И по аналогу французского
опыта, даже крупные торговые сети начинают отказываться от собственных
оптово-распределительных центров и закупают продукцию именно там.
А.Г.:
Используя эту возможность.
А.Д.:
Поэтому этот проект крайне важный в масштабах страны. Более того, он создает
порядка 10 тысяч рабочих мест. Планируется, что это крупнейший
налогоплательщик. И десятки миллиардов инвестиций.
А.Г.:
"Между небом и землей". Как сохранить равновесие при пилотировании в
пространстве земных проблем? О решении социально-экономических проблем и
подготовке к 70-летию города – в беседе с руководителем администрации
городского округа Домодедово Александром Двойных.
В
свое время в Домодедово переехало очень много москвичей, когда появился
генплан. Сегодня из столицы переезжают к вам, стремятся вообще на постоянное
место жительства, или наоборот – отток обратный, как было иногда?
А.Д.:
Переезжают, и мы это видим по примеру новых микрорайонов. Есть микрорайон Южное
Домодедово, где строится не только жилая, но полностью социальная
инфраструктура. Сегодня уже там есть ряд реализованных кварталов. И мы
фиксируем, что огромное количество людей не из Московской области приобретают
там жилье. Там представлен и север, и юг России. Но и большое количество
москвичей не только покупали квартиры в инвестиционных целях, но и переезжают
сегодня жить.
Трасса М-4 "Дон"
является скоростным платным шоссе, но на территории Домодедова оно бесплатное,
что позволяет в кратчайшие сроки на автомобиле добираться до Москвы.
А.Г.:
А если не автомобиль, альтернатива?
А.Д.:
Есть еще один очень важный проект, который сегодня будет реализовываться по
инициативе губернатора, – это наземное метро. Причем это наземное метро
соединит подмосковные города, а не Москву: Подольск, Домодедово, Раменское, с
заходом в аэропорт. Для нас это очень важно.
Во-первых, это делает
трудовую силу более мобильной. Потому что сегодня, например, до аэропорта
Домодедово на работу москвичам добраться проще, нежели чем жителям Подольска,
хотя находятся они совсем недалеко. Во-вторых, это альтернативный, экологически
чистый вид транспорта.
Данный проект будет
реализовываться за счет внебюджетных инвестиций. Сегодня начинается как раз
тендерная программа среди инвесторов. И хочу сказать, что интерес к этому
проекту очень высок. И китайские компании, которые имеют колоссальный опыт в
строительстве и в реализации именно таких проектов, проявляют очень большой
интерес. То есть мы развиваем транспортную инфраструктуру не только за счет
бюджетных инвестиций.
А.Г.:
Александр Владимирович, то, что вы сейчас говорите, безусловно, очень хорошо,
очень приятно, очень нужно, но у медали всегда есть две стороны. И
строительство крупных трасс, развязок, магистралей предполагает вырубку леса,
снесение дачных поселков. Кстати, дачников в Домодедове очень много. И я знаю,
что некоторые участки даже находятся в черте города. Вот вы не боитесь
натолкнуться на эти проблемы? И если они действительно появятся, как они будут
решаться?
А.Д.:
Несмотря на то, что Домодедово – это самая крупная экономика в Московской
области по произведенным товарам и услугам, по большим предприятиям,
производствам, мировым производителям, при этом Домодедово до сих пор сохраняет
лидерство по производству молока. Именно такая диверсифицированность, с одной
стороны, позволяет легко проходить времена экономической турбулентности,
которая сегодня есть. И мы видим, как некоторые субъекты Российской Федерации в
два раза потеряли доходную базу в связи с тем, что только была однобоко
развитая экономика. Мы за этим балансом следим.
А.Г.:
Ну, дачники могут спать спокойно?
А.Д.:
Абсолютно. Во-первых, каждая процедура проходит через общественные слушания.
Во-вторых, у нас достаточно территорий, свободных земель, которые находятся
вдоль федеральных трасс, которые можно развивать комплексно, где нет дачной или
жилой застройки. Во-вторых, мы очень избирательно относимся к инвестиционным
проектам. И для нас одним из важных факторов является их экологичность, их
нагрузка на окружающую среду, на населенные пункты, которые находятся рядом.
А.Г.:
Вы сейчас немного затронули вопрос экологии, а я хочу чуть-чуть углубиться в
него, потому что на одном из форумов жителей округа Домодедово я прочитала, что
очень много стихийных свалок, причем они появляются не специально, что
называется. Люди и хотели бы как-то цивилизованно подойти к этому вопросу, но
просто-напросто не позволяют им это сделать – окружающая инфраструктура
отсутствует и так далее и тому подобное. Можно ли эту проблему решить?
А.Д.: Мы
очень рады, что действует постановление Правительства, которое запрещает в
30-километровой зоне от аэропорта размещать какие-либо полигоны ТБО, поскольку
они генерируют потоки птиц, что является зоной риска для зон полетов и глиссад.
Но при этом постоянная нагрузка есть на выработанные карьеры.
Что касается небольших
стихийных свалок, как навалов мусора рядом с контейнерными площадками. Конечно,
любой нерадивый собственник маленького дачного участка или небольшой строитель
не хочет тратить деньги на нормальную утилизацию на полигоне ТБО. И бывает, что
этот мусор выкидывают.
А.Г.:
А если нет возможности, например, до полигона просто вывезти элементарно все
это с дачных участков?
А.Д.:
Есть контейнерные площадки, куда люди должны выбрасывать твердые бытовые
отходы, но с дачного участка. Что касается крупногабаритного мусора, то должны
заключаться договора с мусоровывозящими компаниями. Мы всячески пресекаем
незаконные действия и убираем стихийные свалки, при этом постоянно работая с
председателями СНТ, показывая им, как должны быть заключены договора. Заключаем
договора и работаем с мусоровывозящими компаниями.
А.Г.:
Александр Владимирович, а как вы работаете с жителями? Вот прийти и задать
вопрос главе администрации или главе города, округа. Как у вас взаимодействие?
У нас общение с населением
имеет очень четко выстроенный формат. Это ежемесячные встречи в
больших аудиториях, а также тематические встречи с бизнесом, дачниками, многодетными семьями, спортивной
общественностью.
А.Д.: У
нас общение с населением имеет очень четко выстроенный формат. Во-первых, это
ежемесячные встречи в больших аудиториях и залах. Во-вторых, это тематически
площадки, начиная от встреч с бизнесом и заканчивая отраслевыми аудиториями, такими
как дачники, или с многодетными семьями, и заканчивая уже спортивной
общественностью. У нас эти встречи носят постоянный характер. Есть социальные
сети. Есть знаменитая программа "Добродел", о которой многие слышали,
которая уже пошла даже дальше своего…
А.Г.:
Которая заставила шевелиться, между прочим, многих чиновников в том числе,
когда появилась.
А.Д.:
40–50 сообщений в сутки приходит по городскому округу, которые я также могу
отслеживать в своем телефоне, по которому работают все службы и управления в
администрации. Это программа, которая делает власть более близкой, понятной.
Это точно не зона комфорта, но это единственный способ адресно и точечно решать
проблемы.
А.Г.:
Я знаю, что День города – это, пожалуй, любимый праздник всех домодедовцев, потому
что многие, да наверное, большинство жителей вашего и города, и округа
относятся к своему городу Домодедово, как к дому. И это не тавтология, а это
правда. Может быть, появятся какие-то новые традиции или будут
восстанавливаться, возрождаться старые?
А.Д.:
День города – исторически любимый горожанами праздник, и мы собираемся лишь его
дополнять.
А.Г.:
В следующем году ведь юбилей.
А.Д.: В
следующем году юбилей. И чем интересен День города? Тем, что это не просто
праздничная программа, разные креативные площадки или соревнования. В
Домодедове на День города проходит выставка достижений предприятий, и это
достаточно интересная выставка. Там выставляется и аэропорт Домодедово, и
производители, которые находятся у нас. И каждое предприятие считает для себя очень
почетной миссией получить право присутствовать на этой выставке. Мы собираемся
эту традицию также развивать. У нас открывается большое количество предприятий
каждый год, и они тоже начинают бороться через комиссию за это право.
А.Г.:
В следующем году 70 лет. Мы с вами просто не сказали сколько. 70 лет
исполнится Домодедову в 2017 году. Уже начали готовиться?
А.Д.:
Естественно. У нас после 18 сентября очень сильные представители в
Государственной Думе, в региональном парламенте. Я очень рад, что Вячеслав
Александрович Фетисов будет представлять интересы жителей городского округа
Домодедово в Государственной Думе.
А.Г.:
Тогда точно все получится.
А.Д.: Мы
1 января открываем Академию Фетисова в городском округе Домодедово. Это
уникальный проект. Это новый ледовый дворец, это новые подходы в воспитании
наших хоккеистов. У нас огромные планы. И ни в коем случае сегодняшняя
экономическая ситуация, о которой привыкли говорить с негативным оттенком, не
вызывает у нас никаких опасений. Для нас это время возможностей. И уверен, что
мы их реализуем.
А.Г.:
Спасибо вам огромное. На этой оптимистичной ноте мы и завершим нашу с вами
беседу. А я для себя поняла, что поводов побывать в Домодедове уже очень много.
Спасибо вам огромное.
А.Д.:
Спасибо.
А.Г.:
В студии "Большой страны" был руководитель администрации городского
округа Домодедово Александр Двойных.