Александр Маврин: С незапамятных времен и до конца дней, всегда человек будет стремиться увидеть землю с необычного ракурса
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/aleksandr-mavrin-s-22638.html
Павел
Давыдов: С незапамятных времен человек стремится в небо. Существует много
сказок, мифов и легенд о различных летательных аппаратах и людях, которые
пытались взмыть к облакам: это и колесницы богов, и ковер-самолет, и крылья,
которые можно было надеть и полететь, как птица, и многое другое. Люди
придумывали различные приспособления, с помощью которых надеялись оторваться от
земли. И вот сегодня мы уже привыкли к самолетам, аэростатам, дельтапланам и
даже различным хитроумным реактивным приспособлениям, позволяющим летать. Но не
только на них мы поднимаемся к облакам, чтобы ощутить непередаваемые эмоции от
настоящего полета и фантастических перспектив.
О
развитии воздухоплавательного спорта в регионах России мы поговорим с
Александром Мавриным – пилотом теплового аэростата, директором Федерации
воздухоплавательного спорта Рязанской области. Александр, здравствуйте.
Александр
Маврин: Здравствуйте.
П.Д.:
Воздухоплавание – это полеты на летательных аппаратах легче воздуха. Это
общепринятое объяснение. Но мне кажется, это слово скрывает намного больше. Так
что же это такое?
А.М.:
Это, как говорят многие, образ жизни. Потому что воздухоплавание включает в
себя не только полет сам по себе, но еще и знание метеорологической обстановки,
умение читать карты. И вообще это то, чем люди занимаются в теплое время года
очень активно, а зимой…
П.Д.:
Слегка.
А.М.:
Да, слегка. Холодно, поэтому нужно одеваться теплее, и можно также полетать.
П.Д.:
Вообще аэростат – летательный аппарат легче воздуха, принцип действия которого
придумал Архимед. А сегодня новые технологии изменили… не принцип Архимеда,
конечно, а сам летательный аппарат?
А.М.:
Новые технологии какие? Это вид топлива. У нас газ – пропан-бутан.
Соответственно, ничего не меняется. Когда занимаемся спортом, очень много виртуальной
части полета, когда пилот уткнулся в монитор, и у тебя есть там виртуальные
цели, которые необходимо пролететь. Соответственно, ты летишь уже по приборам –
и теряется сама суть воздухоплавания, когда ты просто любуешься красотами
земли.
П.Д.:
А как раз что открывает для себя человек, который оказался в корзине воздушного
шара? Какие эмоции испытывает?
А.М.:
Конечно, это восторг. Причем, как сказал один из моих товарищей, с кем я летал,
на самом деле ты не знаешь, кто больше рад: то ли ты, потому что ты летишь, то
ли те люди, которые видят, как ты летишь, потому что происходит обмен эмоциями.
П.Д.:
И что, так хорошо слышно, что с земли кричишь, в небесах звук?
Когда
ты вылетаешь за пределы городской черты, там ты уже можешь стелиться в 5
сантиметрах. Это так называемый бреющий полет, когда ты корзиной касаешься
травы или листьев деревьев.
А.М.:
Тепловой аэростат тем и уникален, что ты можешь пролетать на 50 метрах над
препятствиями, над землей. 50 метров – это не так уж и много. А когда ты вылетаешь за пределы
городской черты, если не летаешь над городом, то там ты уже можешь стелиться в
5 сантиметрах. Это так называемый бреющий полет, когда ты корзиной
касаешься травы или листьев деревьев.
П.Д.:
Александр, вы руководите Федерацией воздухоплавательного спорта Рязанской
области. А чем занимается эта общественная организация?
А.М.:
Популяризацией воздухоплавательного спорта в массы. Организовываем спортивные
мероприятия и занимаемся также демонстрационными полетами. В этом году успешно
провели пятый Кубок России по воздухоплавательному спорту.
П.Д.:
А вообще кто сегодня занимается воздухоплавательным спортом? Это хобби? Или
все-таки этим видом спорта можно заниматься профессионально?
А.М.:
Есть и профессионалы, а есть и те, для кого небо – это хобби. Ты пилот. Без
разницы, кем ты был, чем ты занимался. Главное то, что у тебя есть аэростат,
надежная команда, машина подбора и стремление, желание опять испытать это
чувство полета.
П.Д.:
Скажите, пожалуйста, а существуют ли какие-то образовательные проекты,
например, в рамках вашей Федерации воздухоплавательного спорта Рязанской
области?
А.М.:
Да. Мы уже пятый год подряд активно сотрудничаем с РГУ имени Есенина. Там
есть географический факультет. Ребята, молодые студенты находят практическое
применение своим знаниям в картографии. Мы объезжали сутки напролет места под
Рязанью так, чтобы нарисовать новую карту, потому что, к сожалению, 1972 года
только картосъемка есть. Нарисовали карту, привязали ее согласно всем
европейским требованиям.
П.Д.:
То есть фактически это не только образовательный проект, но и большая
исследовательская работа?
А.М.: О
да! С нами летали и кандидаты, сейчас они уже доктора географических наук,
которые изучали именно изменение течения реки Оки. Из летописей видно, что Ока
изменила свое течение. Если раньше она текла у Солотчинского женского
монастыря, то сейчас приблизилась…
П.Д.:
К мужскому.
А.М.:
Да, к мужскому монастырю, а это разница – 15 километров. И когда мы пролетаем
над Окой, мы видим, как во время больших половодий… Получается меандр, изгиб
реки. И во время большого половодья река просто прорывает этот участок суши,
спрямляя себе течение, оставляя старицу. И она постепенно потом или зарастает,
или появляется какая-то протока, и она как-то питается, сообщается. Это
интересно. Если раньше мы летали и просто говорили: "О, как красиво!"
– то сейчас мы понимаем, что мы наблюдаем за тем, как Ока живет, изменяет свое
течение, тем самым изменяя течение людей.
П.Д.:
Скажите, пожалуйста, а в каких регионах России воздухоплавательный спорт
наиболее развит? Потому что, когда мы готовились к этой теме, информации по
этой истории очень мало.
Великие
Луки являются столицей российского воздухоплавания. Рязань – его родина.
А.М.:
Получается, что Великие
Луки являются столицей российского воздухоплавания. Рязань – родина.
Великие Луки Псковской области – туда мы традиционно приезжаем в начале лета.
Все пилоты соскучились друг по другу, по этим соревновательным моментам. Там
интересно летать. Затем – Дмитров, Подмосковье. В Дмитрове не только как спорт,
а там еще и каждый день летают просто желающие полетать. И Рязань, конечно же,
прежде всего и всегда. Если уходить дальше на восток, то это Кунгур любимый,
Пермский край. И, наверное, район Ставрополья: Пятигорск, Железноводск и
Ессентуки. Там красиво.
П.Д.:
Александр, в начале сегодняшней программы мы показали сюжет из Санкт-Петербурга
о клубе "Крыло ветра", о людях, объединенных одной целью – они
объединены идеей парапланеризма. Кстати, они помогают подняться в небо в том
числе и людям с ограниченными возможностями. Скажите, пожалуйста, а вам
удавалось помочь людям, которые имеют определенные ограничения на земле, снять
эти ограничения в воздухе?
А.М.: В
этом плане Лев Борисович, мой отец… У него голова – это какой-то вообще котел,
где варится столько мыслей! А потом оттуда – хлоп! – и выросла идея, допустим,
организовать полет для людей с ограниченными возможностями. С нами летала
девушка. Она легкоатлетка, но она легкоатлетка на коляске. И приходил еще
молодой человек, пианист, слепой. И для него потрогать ткань, тактильные
ощущения, замша… Знаете, когда наблюдали, что-то было прямо такое, какой-то ком
подступал к горлу, потому что ты видишь это, а он это чувствует как пианист. И,
наверное, какая-то у него мелодия играла в голове, не знаю.
П.Д.:
Александр, летать одновременно интересно, красиво и опасно. В небе происходит
разное. А могли бы вы сейчас вспомнить, когда действительно испугались,
поднимаясь туда, наверх к небесам?
А.М.:
Нет. Получается, что воздухоплавание развивает способность заранее все
продумать. Конечно, на заре, когда только начали заниматься этим, была очень
большая тяга к полетам. Соответственно, иной раз недооценка метеообстановки
была, нужно было побыстрее сесть. Все было, условно, штатно, но страшно, когда
ты взлетаешь, смотришь назад и видишь, как туча-кучевка развивается. Когда в
первый раз я это увидел, я почему-то стелился по земле. Особенность такая, что
туча тебя подсасывает под себя. И как бы ты ни пытался улететь, это невозможно
сделать, потому что ты находишься…
П.Д.:
Фактически зона турбулентности, да?
А.М.:
Турбулентность незаметная. Ты являешься частью атмосферы, и тебя – оп! – с
каждой минутой все больше и больше начинает…
П.Д.:
Если страшно вам, я представляю, как страшно пассажирам.
А.М.:
Никто ничего не понимал. Как только мы сели, пришел шквал, жуткий шквал с
дождем. Сейчас, если мы взлетаем и видим такое, во-первых, не взлетаем.
Во-вторых, если уж так получилось, что мы взлетели, то просто набираешь высоту
у нижней кромки облака – и ты движешься с ним с одной скоростью, то есть оно
тебя выдавливает.
П.Д.:
Александр, где-то читал, что у воздухоплавательного спорта нет будущего: новые
технологии скоро заменят все, в том числе и дирижабли. Вы разделяете это
опасение?
А.М.:
Тогда почему до сих пор сохраняется легкая атлетика, если могут все сесть на
машины и то же расстояние проехать за 3,7 секунды? Спорт есть спорт. Это
тот вид деятельности, как и любой вид спорта, который будет до тех пор, пока
будут люди заинтересованы небом. А небом заинтересованы всегда. С незапамятных
времен и до конца своей жизни всегда все равно человек будет стремиться увидеть
землю с необычного ракурса.
П.Д.:
Александр, большое вам спасибо. Вы сегодня для наших телезрителей открыли новые
перспективы, которые дает нам воздухоплавательный спорт. Добро пожаловать на
небеса!
А.М.:
Да, летайте с нами.
П.Д.:
Люди мечтали подняться к облакам с древних времен. Международным сообществом
признано, что первым это удалось французским изобретателям в 1783 году.
Они сделали огромный шар из бумаги, наполнили его горячим воздухом – и
эксперимент состоялся. Именно этот опыт положил начало развития
воздухоплавания. На сегодняшний день это не только развлечение и не только
спорт, но и инструмент научных исследований.
У
нас в гостях был Александр Маврин, пилот теплового аэростата и директор
Федерации воздухоплавательного спорта Рязанской области.