Александр Маврин: С незапамятных времен и до конца дней, всегда человек будет стремиться увидеть землю с необычного ракурса

Гости
Александр Маврин
пилот теплового аэростата и директор Федерации воздухоплавательного спорта Рязанской области

Павел Давыдов: С незапамятных времен человек стремится в небо. Существует много сказок, мифов и легенд о различных летательных аппаратах и людях, которые пытались взмыть к облакам: это и колесницы богов, и ковер-самолет, и крылья, которые можно было надеть и полететь, как птица, и многое другое. Люди придумывали различные приспособления, с помощью которых надеялись оторваться от земли. И вот сегодня мы уже привыкли к самолетам, аэростатам, дельтапланам и даже различным хитроумным реактивным приспособлениям, позволяющим летать. Но не только на них мы поднимаемся к облакам, чтобы ощутить непередаваемые эмоции от настоящего полета и фантастических перспектив.

О развитии воздухоплавательного спорта в регионах России мы поговорим с Александром Мавриным – пилотом теплового аэростата, директором Федерации воздухоплавательного спорта Рязанской области. Александр, здравствуйте.

Александр Маврин: Здравствуйте.

П.Д.: Воздухоплавание – это полеты на летательных аппаратах легче воздуха. Это общепринятое объяснение. Но мне кажется, это слово скрывает намного больше. Так что же это такое?

А.М.: Это, как говорят многие, образ жизни. Потому что воздухоплавание включает в себя не только полет сам по себе, но еще и знание метеорологической обстановки, умение читать карты. И вообще это то, чем люди занимаются в теплое время года очень активно, а зимой…

П.Д.: Слегка.

А.М.: Да, слегка. Холодно, поэтому нужно одеваться теплее, и можно также полетать.

П.Д.: Вообще аэростат – летательный аппарат легче воздуха, принцип действия которого придумал Архимед. А сегодня новые технологии изменили… не принцип Архимеда, конечно, а сам летательный аппарат?

А.М.: Новые технологии какие? Это вид топлива. У нас газ – пропан-бутан. Соответственно, ничего не меняется. Когда занимаемся спортом, очень много виртуальной части полета, когда пилот уткнулся в монитор, и у тебя есть там виртуальные цели, которые необходимо пролететь. Соответственно, ты летишь уже по приборам – и теряется сама суть воздухоплавания, когда ты просто любуешься красотами земли.

П.Д.: А как раз что открывает для себя человек, который оказался в корзине воздушного шара? Какие эмоции испытывает?

А.М.: Конечно, это восторг. Причем, как сказал один из моих товарищей, с кем я летал, на самом деле ты не знаешь, кто больше рад: то ли ты, потому что ты летишь, то ли те люди, которые видят, как ты летишь, потому что происходит обмен эмоциями.

П.Д.: И что, так хорошо слышно, что с земли кричишь, в небесах звук?

Когда ты вылетаешь за пределы городской черты, там ты уже можешь стелиться в 5 сантиметрах. Это так называемый бреющий полет, когда ты корзиной касаешься травы или листьев деревьев.

А.М.: Тепловой аэростат тем и уникален, что ты можешь пролетать на 50 метрах над препятствиями, над землей. 50 метров – это не так уж и много. А когда ты вылетаешь за пределы городской черты, если не летаешь над городом, то там ты уже можешь стелиться в 5 сантиметрах. Это так называемый бреющий полет, когда ты корзиной касаешься травы или листьев деревьев.

П.Д.: Александр, вы руководите Федерацией воздухоплавательного спорта Рязанской области. А чем занимается эта общественная организация?

А.М.: Популяризацией воздухоплавательного спорта в массы. Организовываем спортивные мероприятия и занимаемся также демонстрационными полетами. В этом году успешно провели пятый Кубок России по воздухоплавательному спорту.

П.Д.: А вообще кто сегодня занимается воздухоплавательным спортом? Это хобби? Или все-таки этим видом спорта можно заниматься профессионально?

А.М.: Есть и профессионалы, а есть и те, для кого небо – это хобби. Ты пилот. Без разницы, кем ты был, чем ты занимался. Главное то, что у тебя есть аэростат, надежная команда, машина подбора и стремление, желание опять испытать это чувство полета.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, а существуют ли какие-то образовательные проекты, например, в рамках вашей Федерации воздухоплавательного спорта Рязанской области?

А.М.: Да. Мы уже пятый год подряд активно сотрудничаем с РГУ имени Есенина. Там есть географический факультет. Ребята, молодые студенты находят практическое применение своим знаниям в картографии. Мы объезжали сутки напролет места под Рязанью так, чтобы нарисовать новую карту, потому что, к сожалению, 1972 года только картосъемка есть. Нарисовали карту, привязали ее согласно всем европейским требованиям.

П.Д.: То есть фактически это не только образовательный проект, но и большая исследовательская работа?

А.М.: О да! С нами летали и кандидаты, сейчас они уже доктора географических наук, которые изучали именно изменение течения реки Оки. Из летописей видно, что Ока изменила свое течение. Если раньше она текла у Солотчинского женского монастыря, то сейчас приблизилась…

П.Д.: К мужскому.

А.М.: Да, к мужскому монастырю, а это разница – 15 километров. И когда мы пролетаем над Окой, мы видим, как во время больших половодий… Получается меандр, изгиб реки. И во время большого половодья река просто прорывает этот участок суши, спрямляя себе течение, оставляя старицу. И она постепенно потом или зарастает, или появляется какая-то протока, и она как-то питается, сообщается. Это интересно. Если раньше мы летали и просто говорили: "О, как красиво!" – то сейчас мы понимаем, что мы наблюдаем за тем, как Ока живет, изменяет свое течение, тем самым изменяя течение людей.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, а в каких регионах России воздухоплавательный спорт наиболее развит? Потому что, когда мы готовились к этой теме, информации по этой истории очень мало.

Великие Луки являются столицей российского воздухоплавания. Рязань – его родина.

А.М.: Получается, что Великие Луки являются столицей российского воздухоплавания. Рязань – родина. Великие Луки Псковской области – туда мы традиционно приезжаем в начале лета. Все пилоты соскучились друг по другу, по этим соревновательным моментам. Там интересно летать. Затем – Дмитров, Подмосковье. В Дмитрове не только как спорт, а там еще и каждый день летают просто желающие полетать. И Рязань, конечно же, прежде всего и всегда. Если уходить дальше на восток, то это Кунгур любимый, Пермский край. И, наверное, район Ставрополья: Пятигорск, Железноводск и Ессентуки. Там красиво.

П.Д.: Александр, в начале сегодняшней программы мы показали сюжет из Санкт-Петербурга о клубе "Крыло ветра", о людях, объединенных одной целью – они объединены идеей парапланеризма. Кстати, они помогают подняться в небо в том числе и людям с ограниченными возможностями. Скажите, пожалуйста, а вам удавалось помочь людям, которые имеют определенные ограничения на земле, снять эти ограничения в воздухе?

А.М.: В этом плане Лев Борисович, мой отец… У него голова – это какой-то вообще котел, где варится столько мыслей! А потом оттуда – хлоп! – и выросла идея, допустим, организовать полет для людей с ограниченными возможностями. С нами летала девушка. Она легкоатлетка, но она легкоатлетка на коляске. И приходил еще молодой человек, пианист, слепой. И для него потрогать ткань, тактильные ощущения, замша… Знаете, когда наблюдали, что-то было прямо такое, какой-то ком подступал к горлу, потому что ты видишь это, а он это чувствует как пианист. И, наверное, какая-то у него мелодия играла в голове, не знаю.

П.Д.: Александр, летать одновременно интересно, красиво и опасно. В небе происходит разное. А могли бы вы сейчас вспомнить, когда действительно испугались, поднимаясь туда, наверх к небесам?

А.М.: Нет. Получается, что воздухоплавание развивает способность заранее все продумать. Конечно, на заре, когда только начали заниматься этим, была очень большая тяга к полетам. Соответственно, иной раз недооценка метеообстановки была, нужно было побыстрее сесть. Все было, условно, штатно, но страшно, когда ты взлетаешь, смотришь назад и видишь, как туча-кучевка развивается. Когда в первый раз я это увидел, я почему-то стелился по земле. Особенность такая, что туча тебя подсасывает под себя. И как бы ты ни пытался улететь, это невозможно сделать, потому что ты находишься…

П.Д.: Фактически зона турбулентности, да?

А.М.: Турбулентность незаметная. Ты являешься частью атмосферы, и тебя – оп! – с каждой минутой все больше и больше начинает…

П.Д.: Если страшно вам, я представляю, как страшно пассажирам.

А.М.: Никто ничего не понимал. Как только мы сели, пришел шквал, жуткий шквал с дождем. Сейчас, если мы взлетаем и видим такое, во-первых, не взлетаем. Во-вторых, если уж так получилось, что мы взлетели, то просто набираешь высоту у нижней кромки облака – и ты движешься с ним с одной скоростью, то есть оно тебя выдавливает.

П.Д.: Александр, где-то читал, что у воздухоплавательного спорта нет будущего: новые технологии скоро заменят все, в том числе и дирижабли. Вы разделяете это опасение?

А.М.: Тогда почему до сих пор сохраняется легкая атлетика, если могут все сесть на машины и то же расстояние проехать за 3,7 секунды? Спорт есть спорт. Это тот вид деятельности, как и любой вид спорта, который будет до тех пор, пока будут люди заинтересованы небом. А небом заинтересованы всегда. С незапамятных времен и до конца своей жизни всегда все равно человек будет стремиться увидеть землю с необычного ракурса.

П.Д.: Александр, большое вам спасибо. Вы сегодня для наших телезрителей открыли новые перспективы, которые дает нам воздухоплавательный спорт. Добро пожаловать на небеса!

А.М.: Да, летайте с нами.

П.Д.: Люди мечтали подняться к облакам с древних времен. Международным сообществом признано, что первым это удалось французским изобретателям в 1783 году. Они сделали огромный шар из бумаги, наполнили его горячим воздухом – и эксперимент состоялся. Именно этот опыт положил начало развития воздухоплавания. На сегодняшний день это не только развлечение и не только спорт, но и инструмент научных исследований.

У нас в гостях был Александр Маврин, пилот теплового аэростата и директор Федерации воздухоплавательного спорта Рязанской области.