Александр Наумов: Сверхзадача нашего вуза - серьезным образом повлиять на изменение миграционных потоков

Гости
Александр Наумов
исполняющий обязанности ректора Костромского государственного технологического университета

Ангелина Грохольская: 1 сентября в Костроме появится новый университет – опорный. Он объединит два уже существующих вуза – Технологический и Костромской государственный имени Некрасова. Задача поставлена серьезная – стать драйвером для развития всего региона, вывести его из экономической, социальной и культурной депрессии.

Каким должно быть региональное образование будущего? Узнаем, что думает по этому поводу наш гость – исполняющий обязанности ректора Костромского государственного технологического университета Александр Наумов. Александр Рудольфович, здравствуйте.

Александр Наумов: Здравствуйте.

А.Г.: Вот лето сейчас – мне кажется, самое время поговорить об образовании, потому что учебный год закончился, но следующий, в общем-то, не за горами. Тем более для костромского высшего образования он начнется несколько необычно, по-новому.

А.Н.: У нас будет очень горячее лето. Вообще иногда кажется, что в вузах летом затишье, а на самом деле это не совсем так. Готовится новый учебный год. Мы готовимся и организационно, и готовим материально-техническую базу. Но самое главное, чем будет отличаться лето в костромских вузах в этом году – мы действительно готовимся стать опорным костромским университетом. У него будет простое, но вполне емкое название – Костромской государственный университет, который начнет работать с 1 сентября. За это время коллективам двух вузов, нашим преподавателям, административным работникам и студентам придется сделать очень многое для того, чтобы подготовить два наших вуза, два наших коллектива к успешной работе в следующем учебном году.

А.Г.: Сейчас обо всем подробнее начнем разговаривать, но я сначала хочу вас вот о чем спросить. Костромскую область иногда называют "зоной рискованного образования", я такой термин слышала. Почему?

А.Н.: Дело в том, что это, наверное, мой термин. Я как раз употребил его однажды на одном из выступлений в министерстве.

А.Г.: Возможно. Видите, как в народ пошло.

Мы видим сверхзадачу своего вуза в том, чтобы серьезным образом повлиять на изменение миграционных потоков.

А.Н.: Есть такое понятие "зона рискованного земледелия", когда и с климатом не очень хорошо, и почва не очень хорошая. А у нас так сложились обстоятельства, что Костромская область – ведь это очень близкий к Москве регион России, но мы находимся в окружении очень сильных университетских центров, сильных промышленных центров, центров культуры, главным из которых, конечно, является Москва. Но недалеко и Ярославль, и Иваново, и Вологда, Нижний Новгород, Киров с другой стороны, восточной. И это, конечно, оказывает сильное воздействие на миграционные потоки, на ориентацию наших ребят – выпускников школ.

Мы с тревогой говорим о том, что практически половина выпускников костромских школ намерены продолжать свое образование в не костромских вузах. И мы прекрасно понимаем, что причиной этого является не столько качество образования, сколько иные – прежде всего экономические – мотивы. Но это очень серьезная социально-экономическая угроза для развития нашего региона – древней костромской земли с очень славными традициями, историей, ролью в развитии нашей страны. И поэтому мы видим сверхзадачу своего вуза – как раз повлиять серьезным образом на изменение миграционных потоков.

А.Г.: Здесь тогда должна быть связь – не только образование, но и последующие этапы. То есть студент должен быть уверен, что он не только получит хороший диплом, но и найдет работу в своем регионе.

А.Н.: Вы абсолютно правы. Как раз одна из задач, которая стоит перед опорным костромским вузом: мы должны повлиять на мотивацию наших ребят. В чем это может заключаться? Прежде всего в том, что они и их родители должны быть уверены, что они в Костроме получат качественное образование, которое не уступает серьезным вузам.

Второе. Безусловно, мы видим свою роль… Вы знаете, есть такое понятие "think tanks", по-русски обычно переводят как "фабрика мыслей" – некоторое производство, где производится интеллект. Вот мы видим себя как раз в этом качестве. Это тоже одна из наших задач по развитию региона.

А.Г.: Каким образом все это будет воплощаться? Идеи-то хорошие, мысли замечательные, но как?

А.Н.: Воплощаться будет через реализацию программы развития. Совсем недавно коллективом университета была эта программа представлена Экспертному совету Министерства образования и науки. Я рад тому, что программа получила развитие. Программа получила одобрение не только на уровне официального подписания документов министром образования и науки, но и я слышал весьма хорошие отзывы от экспертного сообщества, которое работает с Министерством образования, поскольку они увидели в нашей программе как раз попытку совершить те прорывы, в которых очень нуждаются многие регионы нашей страны.

А.Г.: Скажите, а когда вы модель свою формировали и представляли этот проект опорного костромского вуза, вы на чей-то опыт уже опирались? Может быть, США или Европы? Или это такой уникальный проект?

А.Н.: Вы знаете, я опять поблагодарю вас за очень хороший вопрос. Есть такое понятие в англоязычной литературе "flagship university", если дословно по-русски перевести – "флагманский университет". Это университет, который является ресурсным центром по отношению к некоей группе вузов, которые расположены периферийно относительно него.

Но, на мой взгляд, слово "опорный вуз" гораздо более емкое, более серьезное и более обязывающие для нашей страны, потому что мы не просто собираемся стать ресурсным центром для наших партнеров в том, чем мы гордимся, например. Мы не просто собираемся предложить интеллектуальные, управленческие, образовательные решения для нашего региона. Все-таки слово "опора" задано как раз в названии нашей программы "Костромская опора", потому что в ряде случаев – никто, кроме нас. Вот есть такой девиз у нашего российского десанта. Такой девиз есть, мне кажется, и у нашего российского образования – никто, кроме нас, не сможет эти процессы совершить, запустить и преодолеть какие-то трудности.

А.Г.: Чтобы стать опорным вузом, чтобы претендовать на этот статус, нужно выполнить несколько условий. Первое – это объединение. Объединение всегда пугает и тревожит, потому что это реорганизация, это два совершенно разных вуза. У вас технологический и государственный имени Некрасова должны были соединиться. Это было обоюдное решение, что именно КГУ и КГТУ? Я слышала, что вы вообще конкуренты были, эти два вуза.

Процесс создания нового университета – это не процесс объединения административных структур, факультетов, материальной базы, а прежде всего соединение культур.

А.Н.: Конечно, мы были всегда конкурентами. Это вузы с очень серьезными историями. Это сотни людей, которые работали в них, десятки тысяч выпускников. Совсем недавно губернатор проводил одно из совещаний, и он попросил поднять руки, кто в зале получал образование в костромских вузах. По-моему, 95% тех, кто присутствовали, подняли руки – они учились в Костроме, живут в Костроме и работают в Костроме.

Я бы назвал опыт создания костромского опорного университета в известной мере уникальным, потому что я видел, как идут по этому пути мои коллеги, например, в Орле, в Вятке. Это всегда очень непростой процесс. Я всегда буду говорить о том, что процесс создания нового университета – это не процесс объединения административных структур, факультетов, материальной базы (или, наоборот, ее разделение), а это прежде всего соединение культур. Это один из вообще самых сложных процессов, какие есть. У каждого вуза есть славная традиция, которой он по праву гордится. У каждого есть громкие имена, громкие выпускники. Например, мой технологический университет заканчивал мэр Москвы господин Собянин. А Некрасовский вуз заканчивал губернатор Костромской области. Ведь есть чем гордиться, правильно?

Конечно, это всегда тревожный и беспокоящий людей процесс, часто выводящий из того, что мы называем "зона комфорта". Но мы – два коллектива – в ноябре месяце на своих заседаниях ученых советов рассмотрели ситуацию, которая есть, и это было обоюдное решение. Мы прекрасно понимаем, что дальнейшее развитие костромского образования невозможно без объединительных процессов. Это как раз то объединение, которое должно дать системе высшего образования в регионах страны прежде всего тот эффект, который называется "синергия", когда соединение часто разных культур, разных традиций, разных взглядов дает не просто механическое соединение, а кумулятивный эффект, когда появляется то, что было невозможно решать поодиночке.

Например, содержание спортивной базы. У каждого вуза неплохая база, но она стала немножко избыточной. Студентов стало меньше, это правда. А объединяя, мы можем сделать какую-то специализацию – например, делать зал, специально предназначенный для игровых видов спорта, и зал, предназначенный для легкой атлетики, и так далее и тому подобное – то есть то, что невозможно было делать в масштабе одного вуза.

А.Г.: Мне интересно, преподавательский состав сохранится? Или, может быть, были такие люди, которые в силу каких-то своих (наверное, объективных) причин решили уйти и не связывают свою дальнейшую судьбу уже с объединенным вузом?

А.Н.: Который раз я уже хвалю вас сегодня? Еще один очень хороший вопрос. Сейчас в обоих вузах завершились процедуры, которые проходят в каждом вузе каждый год – процедуры избрания по конкурсу на должности профессорско-преподавательского состава. Я спокойно и уверенно говорю сейчас, что те процессы, которые у нас завершились в июне месяце… Именно этот коллектив в этом составе вступает в новый учебный год. И я абсолютно уверен, что мы не потеряем тот самый главный ресурс, который есть у любого вуза, – люди, специалисты, профессионалы. Это люди, преданные своему делу. Коллектив, сформированный в новом костромском опорном университете, будет работать в нем. И мы уверены в том, что мы его не потеряем.

А.Г.: Продолжим о людях, но уже о студентах. Я знаю, что еще одно условие для опорного вуза – это численность студентов. По-моему, не менее 10 тысяч человек?

А.Н.: Да, такой показатель. Он просто первый стоит.

А.Г.: Вы его выдерживаете?

А.Н.: Пока – нет. Потому что тот показатель, который задан командой Министерства образования и науки, что было условием вхождения в этот конкурс, принятия на себя этого обязательства, – это задача 2020 года. Документ называется "дорожная карта", то есть это программный документ, который отвечает, как мы будем идти поэтапно, и нас будут контролировать, как мы будем идти по этим этапам. Мы надеемся на то, что мы сможем эту цифру выполнить – по двум причинам.

Я уверен в том, что мы сможем затормозить отток абитуриентов (я уже говорил об этом). Мы уверены, что мы сделаем костромское высшее образование более привлекательным, чем оно есть сейчас. И второе. Мы уверены в том, что те уникальные образовательные программы, которые уже есть в нашем вузе и которые будут развиваться, станут привлекательными для ребят из других регионов. Я сразу говорю: и для москвичей тоже.

А.Г.: Вы сейчас буквально с уст сняли вопрос, хотела как раз спросить. Понятно, что первоочередная задача – это оставить костромичей у себя в своих вузах, а потом, возможно, уже пойдете и дальше, да? А иностранных студентов будете привлекать на перспективу?

А.Н.: Конечно. А что значит "будем"? Они есть.

p>А.Г.: Уже есть?

А.Н.: Они есть в обоих университетах. Сам факт того, что костромской вуз стал опорным, что он стал (пока только в информационной плоскости) более известен, – это сразу привлекло внимание иностранных партнеров. Мы уже имеем сейчас предложения по взаимодействию с тремя регионами Китайской Народной Республики. Это предложения из стран СНГ, в частности Молдовы. Это республики Средней Азии, по-старому говоря, Казахстан. Так что уже даже просто сам факт того, что мы перешли в некую иную ипостась, привлек внимание к образованию.

А.Г.: Что для студентов принципиально изменится? Они уже ощутят каким-то образом, что они учатся в новом вузе – не просто в вузе, а в опорном вузе?

А.Н.: Безусловно. У них появятся новые преподаватели, причем преподаватели не только костромские. Программа развития предполагает привлечение к вопросам преподавания и высокопрофессиональных преподавателей, и людей, имеющих опыт практической работы, из других регионов и зарубежья. Под это заложены уже средства. Мы ожидаем, что появится эффект синергии, о котором я говорил уже, как раз за счет того, что у нас появляются очень серьезные большие студенческие коллективы.

В прошлом году у нас произошло объединение небольших факультетов. Художественный факультет, который готовит педагогов и художников, и факультеты, готовящие музыкантов и учителей физической культуры, объединились в один Институт культуры и искусства. Вы знаете, над нами все смеялись: что это за странный симбиоз – музыканты, художники и спортсмены? Ну да, какой-то странный. Есть такой жанр у нас, который мы давно холим и лелеем, – "Знакомьтесь – первый курс", когда первокурсники собирают и представляют что-то вроде… У нас традиционно мы готовим не номера художественной самодеятельности, а цельные спектакли и концерты. Так вот, уникальное действо было на сцене, когда соединение как раз художественного взгляда, музыкального взгляда и искусства спортсменов дало совершенно… Ребята заняли первое место сразу! Может быть, простой пример, но он четко говорит о том, что синергия есть всегда в любом объединении.

А.Г.: Александр Рудольфович, спасибо вам большое за беседу. Спасибо, что нашли время в такое горячее лето и приехали в студию "Большой страны". Я желаю успехов вам и вашим коллегам, а всем студентам – хороших каникул и набраться сил.

А.Н.: Я бы хотел передать, конечно, привет своим коллегам костромских вузов и всем нашим костромичам, которые будут смотреть эту передачу.

А.Г.: Сможет ли образование стать локомотивом для всего региона? Мы говорили с исполняющим обязанности ректора Костромского государственного технологического университета Александром Наумовым.