Александр Наумов: Сверхзадача нашего вуза - серьезным образом повлиять на изменение миграционных потоков
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/aleksandr-naumov-mi-21308.html Ангелина
Грохольская: 1
сентября в Костроме появится новый университет – опорный. Он объединит два уже
существующих вуза – Технологический и Костромской государственный имени
Некрасова. Задача поставлена серьезная – стать драйвером для развития всего региона,
вывести его из экономической, социальной и культурной депрессии.
Каким
должно быть региональное образование будущего? Узнаем, что думает по этому
поводу наш гость – исполняющий обязанности ректора Костромского
государственного технологического университета Александр Наумов. Александр
Рудольфович, здравствуйте.
Александр
Наумов: Здравствуйте.
А.Г.:
Вот лето сейчас – мне кажется, самое время поговорить об образовании, потому
что учебный год закончился, но следующий, в общем-то, не за горами. Тем более для
костромского высшего образования он начнется несколько необычно, по-новому.
А.Н.: У нас будет очень
горячее лето. Вообще иногда кажется, что в вузах летом затишье, а на самом деле
это не совсем так. Готовится новый учебный год. Мы готовимся и организационно,
и готовим материально-техническую базу. Но самое главное, чем будет отличаться
лето в костромских вузах в этом году – мы действительно готовимся стать опорным
костромским университетом. У него будет простое, но вполне емкое название –
Костромской государственный университет, который начнет работать с 1 сентября.
За это время коллективам двух вузов, нашим преподавателям, административным
работникам и студентам придется сделать очень многое для того, чтобы
подготовить два наших вуза, два наших коллектива к успешной работе в следующем
учебном году.
А.Г.:
Сейчас обо всем подробнее начнем разговаривать, но я сначала хочу вас вот о чем
спросить. Костромскую область иногда называют "зоной рискованного
образования", я такой термин слышала. Почему?
А.Н.: Дело в том, что это,
наверное, мой термин. Я как раз употребил его однажды на одном из выступлений в
министерстве.
А.Г.:
Возможно. Видите, как в народ пошло.
Мы видим сверхзадачу своего
вуза в том, чтобы серьезным образом повлиять на изменение миграционных потоков.
А.Н.: Есть такое понятие
"зона рискованного земледелия", когда и с климатом не очень хорошо, и
почва не очень хорошая. А у нас так сложились обстоятельства, что Костромская
область – ведь это очень близкий к Москве регион России, но мы находимся в
окружении очень сильных университетских центров, сильных промышленных центров,
центров культуры, главным из которых, конечно, является Москва. Но недалеко и
Ярославль, и Иваново, и Вологда, Нижний Новгород, Киров с другой стороны,
восточной. И это, конечно, оказывает сильное воздействие на миграционные
потоки, на ориентацию наших ребят – выпускников школ.
Мы с тревогой говорим о том,
что практически половина выпускников костромских школ намерены продолжать свое
образование в не костромских вузах. И мы прекрасно понимаем, что причиной этого
является не столько качество образования, сколько иные – прежде всего
экономические – мотивы. Но это очень серьезная социально-экономическая угроза
для развития нашего региона – древней костромской земли с очень славными
традициями, историей, ролью в развитии нашей страны. И поэтому мы видим
сверхзадачу своего вуза – как раз повлиять серьезным образом на изменение
миграционных потоков.
А.Г.:
Здесь тогда должна быть связь – не только образование, но и последующие этапы.
То есть студент должен быть уверен, что он не только получит хороший диплом, но
и найдет работу в своем регионе.
А.Н.: Вы абсолютно правы. Как
раз одна из задач, которая стоит перед опорным костромским вузом: мы должны
повлиять на мотивацию наших ребят. В чем это может заключаться? Прежде всего в
том, что они и их родители должны быть уверены, что они в Костроме получат
качественное образование, которое не уступает серьезным вузам.
Второе. Безусловно, мы
видим свою роль… Вы знаете, есть такое понятие "think tanks", по-русски обычно переводят как
"фабрика мыслей" – некоторое производство, где производится
интеллект. Вот мы видим себя как раз в этом качестве. Это тоже одна из наших
задач по развитию региона.
А.Г.:
Каким образом все это будет воплощаться? Идеи-то хорошие, мысли замечательные,
но как?
А.Н.: Воплощаться будет
через реализацию программы развития. Совсем недавно коллективом университета была
эта программа представлена Экспертному совету Министерства образования и науки.
Я рад тому, что программа получила развитие. Программа получила одобрение не
только на уровне официального подписания документов министром образования и
науки, но и я слышал весьма хорошие отзывы от экспертного сообщества, которое
работает с Министерством образования, поскольку они увидели в нашей программе
как раз попытку совершить те прорывы, в которых очень нуждаются многие регионы
нашей страны.
А.Г.:
Скажите, а когда вы модель свою формировали и представляли этот проект опорного
костромского вуза, вы на чей-то опыт уже опирались? Может быть, США или Европы?
Или это такой уникальный проект?
А.Н.: Вы знаете, я опять
поблагодарю вас за очень хороший вопрос. Есть такое понятие в англоязычной
литературе "flagship
university",
если дословно по-русски перевести – "флагманский университет". Это
университет, который является ресурсным центром по отношению к некоей группе
вузов, которые расположены периферийно относительно него.
Но, на мой взгляд, слово
"опорный вуз" гораздо более емкое, более серьезное и более
обязывающие для нашей страны, потому что мы не просто собираемся стать
ресурсным центром для наших партнеров в том, чем мы гордимся, например. Мы не
просто собираемся предложить интеллектуальные, управленческие, образовательные решения
для нашего региона. Все-таки слово "опора" задано как раз в названии
нашей программы "Костромская опора", потому что в ряде случаев –
никто, кроме нас. Вот есть такой девиз у нашего российского десанта. Такой
девиз есть, мне кажется, и у нашего российского образования – никто, кроме нас,
не сможет эти процессы совершить, запустить и преодолеть какие-то трудности.
А.Г.:
Чтобы стать опорным вузом, чтобы претендовать на этот статус, нужно выполнить
несколько условий. Первое – это объединение. Объединение всегда пугает и
тревожит, потому что это реорганизация, это два совершенно разных вуза. У вас
технологический и государственный имени Некрасова должны были соединиться. Это
было обоюдное решение, что именно КГУ и КГТУ? Я слышала, что вы вообще
конкуренты были, эти два вуза.
Процесс создания нового
университета – это не процесс объединения административных структур,
факультетов, материальной базы, а прежде всего соединение культур.
А.Н.: Конечно, мы были
всегда конкурентами. Это вузы с очень серьезными историями. Это сотни людей,
которые работали в них, десятки тысяч выпускников. Совсем недавно губернатор
проводил одно из совещаний, и он попросил поднять руки, кто в зале получал
образование в костромских вузах. По-моему, 95% тех, кто присутствовали, подняли
руки – они учились в Костроме, живут в Костроме и работают в Костроме.
Я бы назвал опыт создания
костромского опорного университета в известной мере уникальным, потому что я
видел, как идут по этому пути мои коллеги, например, в Орле, в Вятке. Это
всегда очень непростой процесс. Я всегда буду говорить о том, что процесс
создания нового университета – это не процесс объединения административных
структур, факультетов, материальной базы (или, наоборот, ее разделение), а это
прежде всего соединение культур. Это один из вообще самых сложных процессов,
какие есть. У каждого вуза есть славная традиция, которой он по праву гордится.
У каждого есть громкие имена, громкие выпускники. Например, мой технологический
университет заканчивал мэр Москвы господин Собянин. А Некрасовский вуз
заканчивал губернатор Костромской области. Ведь есть чем гордиться, правильно?
Конечно, это всегда тревожный
и беспокоящий людей процесс, часто выводящий из того, что мы называем
"зона комфорта". Но мы – два коллектива – в ноябре месяце на своих
заседаниях ученых советов рассмотрели ситуацию, которая есть, и это было
обоюдное решение. Мы прекрасно понимаем, что дальнейшее развитие костромского образования невозможно
без объединительных процессов. Это как раз то объединение, которое
должно дать системе высшего образования в регионах страны прежде всего тот
эффект, который называется "синергия", когда соединение часто разных
культур, разных традиций, разных взглядов дает не просто механическое
соединение, а кумулятивный эффект, когда появляется то, что было невозможно
решать поодиночке.
Например, содержание
спортивной базы. У каждого вуза неплохая база, но она стала немножко
избыточной. Студентов стало меньше, это правда. А объединяя, мы можем сделать
какую-то специализацию – например, делать зал, специально предназначенный для
игровых видов спорта, и зал, предназначенный для легкой атлетики, и так далее и
тому подобное – то есть то, что невозможно было делать в масштабе одного вуза.
А.Г.:
Мне интересно, преподавательский состав сохранится? Или, может быть, были такие
люди, которые в силу каких-то своих (наверное, объективных) причин решили уйти
и не связывают свою дальнейшую судьбу уже с объединенным вузом?
А.Н.: Который раз я уже
хвалю вас сегодня? Еще один очень хороший вопрос. Сейчас в обоих вузах
завершились процедуры, которые проходят в каждом вузе каждый год – процедуры
избрания по конкурсу на должности профессорско-преподавательского состава. Я
спокойно и уверенно говорю сейчас, что те процессы, которые у нас завершились в
июне месяце… Именно этот коллектив в этом составе вступает в новый учебный год.
И я абсолютно уверен, что мы не потеряем тот самый главный ресурс, который есть
у любого вуза, – люди, специалисты, профессионалы. Это люди, преданные своему
делу. Коллектив, сформированный в новом костромском опорном университете, будет
работать в нем. И мы уверены в том, что мы его не потеряем.
А.Г.:
Продолжим о людях, но уже о студентах. Я знаю, что еще одно условие для
опорного вуза – это численность студентов. По-моему, не менее 10 тысяч человек?
А.Н.: Да, такой показатель.
Он просто первый стоит.
А.Г.:
Вы его выдерживаете?
А.Н.: Пока – нет. Потому
что тот показатель, который задан командой Министерства образования и науки,
что было условием вхождения в этот конкурс, принятия на себя этого
обязательства, – это задача 2020 года. Документ называется "дорожная
карта", то есть это программный документ, который отвечает, как мы будем
идти поэтапно, и нас будут контролировать, как мы будем идти по этим этапам. Мы
надеемся на то, что мы сможем эту цифру выполнить – по двум причинам.
Я уверен в том, что мы
сможем затормозить отток абитуриентов (я уже говорил об этом). Мы уверены, что
мы сделаем костромское высшее образование более привлекательным, чем оно есть
сейчас. И второе. Мы уверены в том, что те уникальные образовательные
программы, которые уже есть в нашем вузе и которые будут развиваться, станут
привлекательными для ребят из других регионов. Я сразу говорю: и для москвичей
тоже.
А.Г.:
Вы сейчас буквально с уст сняли вопрос, хотела как раз спросить. Понятно, что
первоочередная задача – это оставить костромичей у себя в своих вузах, а потом,
возможно, уже пойдете и дальше, да? А иностранных студентов будете привлекать
на перспективу?
А.Н.: Конечно. А что значит
"будем"? Они есть.
p>А.Г.:
Уже есть?
А.Н.: Они есть в обоих
университетах. Сам факт того, что костромской вуз стал опорным, что он стал (пока
только в информационной плоскости) более известен, – это сразу привлекло
внимание иностранных партнеров. Мы уже имеем сейчас предложения по
взаимодействию с тремя регионами Китайской Народной Республики. Это предложения
из стран СНГ, в частности Молдовы. Это республики Средней Азии, по-старому
говоря, Казахстан. Так что уже даже просто сам факт того, что мы перешли в некую иную ипостась,
привлек внимание к образованию.
А.Г.:
Что для студентов принципиально изменится? Они уже ощутят каким-то образом, что
они учатся в новом вузе – не просто в вузе, а в опорном вузе?
А.Н.: Безусловно. У них
появятся новые преподаватели, причем преподаватели не только костромские.
Программа развития предполагает привлечение к вопросам преподавания и
высокопрофессиональных преподавателей, и людей, имеющих опыт практической
работы, из других регионов и зарубежья. Под это заложены уже средства. Мы
ожидаем, что появится эффект синергии, о котором я говорил уже, как раз за счет
того, что у нас появляются очень серьезные большие студенческие коллективы.
В прошлом году у нас произошло
объединение небольших факультетов. Художественный факультет, который готовит
педагогов и художников, и факультеты, готовящие музыкантов и учителей
физической культуры, объединились в один Институт культуры и искусства. Вы
знаете, над нами все смеялись: что это за странный симбиоз – музыканты,
художники и спортсмены? Ну да, какой-то странный. Есть такой жанр у нас,
который мы давно холим и лелеем, – "Знакомьтесь – первый курс", когда
первокурсники собирают и представляют что-то вроде… У нас традиционно мы
готовим не номера художественной самодеятельности, а цельные спектакли и
концерты. Так вот, уникальное действо было на сцене, когда соединение как раз
художественного взгляда, музыкального взгляда и искусства спортсменов дало
совершенно… Ребята заняли первое место сразу! Может быть, простой пример, но он
четко говорит о том, что синергия есть всегда в любом объединении.
А.Г.:
Александр Рудольфович, спасибо вам большое за беседу. Спасибо, что нашли время
в такое горячее лето и приехали в студию "Большой страны". Я желаю
успехов вам и вашим коллегам, а всем студентам – хороших каникул и набраться
сил.
А.Н.: Я бы хотел передать,
конечно, привет своим коллегам костромских вузов и всем нашим костромичам,
которые будут смотреть эту передачу.
А.Г.:
Сможет ли образование стать локомотивом для всего региона? Мы говорили с
исполняющим обязанности ректора Костромского государственного технологического
университета Александром Наумовым.