Павел Давыдов: В студии "Большой страны" Александр Свинин, генеральный директор Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях "Перспектива". Александр, здравствуйте. Александр Свинин: Здравствуйте. Павел Давыдов: Рад приветствовать наших экспертов. Здравствуйте. Итак, сегодняшняя тема звучит так – "Новое в законодательстве для НКО". С чего мы начнем сегодняшний наш диалог? Александр Свинин: Мы с 1 января 2017 года начали с изменений в Федеральный закон "О некоммерческой организации (НКО)", которое позволяет НКО, социально ориентированным НКО получить новый статус "исполнитель общественно полезных услуг". С 1 января эта опция стала доступна всем социально ориентированным НКО в любом регионе России. В общем-то, достаточно просто по мнению как раз таки коллег из Министерства юстиции этот статус некоммерческая организация должна и может получить. Для этого есть всего лишь несколько условий. Первое. Организация должна быть социально ориентированной. Это такой специальный статус, который НКО получает изначально. Второе. НКО должна не менее двух лет качественно оказывать свои услуги. Сотрудники некоммерческой организации должны обладать определенной компетенцией, навыками и опытом в той сфере, в которой они работают. И НКО не должна быть организацией, признанной иностранным агентом. Если НКО этим требованиям соответствует, то она может подать заявление в Министерство юстиции, и данный статус получить. Павел Давыдов: Вроде как на словах все просто, а на деле одни административные и законодательные барьеры. Кстати, Анна как раз и говорила об этом на форуме "Площадка НКО". Давайте "исполнителям общественно полезных услуг" будем помогать в приоритетном порядке, и делать это будем не один раз в год, а на протяжении двух лет. Если НКО подтверждает свой статус через два года, будем ей снова на два года его продлевать   Александр Свинин: Никто пока не может сказать, есть эти барьеры или нет, потому что не такое большое количество НКО в принципе пыталось получить статус исполнителя общественно полезных услуг. Стоит для наших телезрителей сказать, зачем вообще этот статус получать. Ранее НКО могли получать поддержку от государства, скажем так, наравне. То есть они все приходили в органы власти – федеральные, региональные, муниципальные, – и говорили: "Дайте мне, пожалуйста, помещение на льготных условиях". Например, в Рязанской области у нас 79% НКО не имеют никаких помещений: ни своих, ни взять в аренду, ни просто посидеть, поработать. Общественная палата России, соответственно, инициировала в свое время, что необходимо группе всех НКО – у нас их 227 тыс. – выделить те, которые действительно оказывают важные для государства услуги, в специальном перечне правительства все эти услуги перечислены, их 20 штук. То есть это очень большая группа. Практически все НКО, которые занимаются благими делами, такой статус получить в принципе могут. Давайте выделим эту группу исполнителей общественно полезных услуг, и им будем помогать в приоритетном порядке, и делать это будем не один раз в год, а делать это будем на протяжении двух лет. Если НКО подтверждает свой статус через два года, будем ей снова на два года его продлевать. И такие НКО могут получить: 1) льготный доступ к помещениям муниципальной, региональной собственности для того, чтобы оказывать свои услуги; 2) обучение своих специалистов-волонтеров, также от государства; 3) приоритетное право поддержки, финансовой помощи (это и региональные гранты, и муниципальные, и, что, наверное, также важно, это и гранты президента Российской Федерации, то есть грант федеральный). Так как закон вступил в силу не так давно, не очень много НКО в принципе пробовало такие статусы получать, и действительно проблемы там есть. Потому что помимо того, что, первое, вам надо написать заявление в Министерство юстиции, вам надо еще и убедить Министерство юстиции о том, что вы оказываете услуги благонадежно, и вы действительно делаете это хорошо. Для того чтобы Министерство юстиции убедить, вы должны пройти в другой орган исполнительной власти, который должен выдать вам некую справку о том, что вы действительно делаете это хорошо. Куда ходить, в какие ведомства – это пока непонятно, то есть правоприменительной практики в этом вопросе еще не было. Второе. Вы должны предоставить формальный документ – это заявление в Министерство юстиции, это справку, опять же, можете ее заверить даже сами, о наличии компетенций, квалификации сотрудников, которые работают в некоммерческой организации. И вы должны принести справку, что у вас нет задолженности по налогам перед любыми органами власти: региональными, муниципальными, федеральными. На словах, опять же, все просто, но есть та самая загвоздка: а как подтвердить то, что вы действительно оказываете услуги хорошо? Павел Давыдов: Давайте мы сейчас у наших зрителей спросим: как же подтвердить, что услуги, которые оказывает НКО, действительно соответствуют тому качеству, которое заявлено? Эльвира Уманская: Эльвира Уманская, Центр интеллектуальной культуры и спорта "Каисса". Центр у нас находится в Москве в районе Отрадное. Мы развиваем интеллект у детей и взрослых благодаря интеллектуальным видам спорта, такие, как шахматы, го, спортивный бридж, шашки. Нашей некоммерческой организации сейчас уже три года. Мы работаем хорошо, у нас больше 100 семей, которые непосредственно пользуются нашими услугами постоянно, а это основные формы работы, когда мы преподаем детям. И у нас есть дополнительные формы работы, такие как мастер-классы, соревнования, "умные каникулы" – мы выезжаем с ребятами и с родителями как в Россию, так и за рубеж. Я абсолютно согласна тут с Александром, потому что пока еще непонятно, нужно попробовать. Я говорю, что нашей организации только три года, поэтому мы будем пробовать, посмотрим, как этот механизм сработает на нас, и прямо, наверное, сразу и начнем после этой передачи. Елизавета Щеглова: Елизавета Ярославна Щеглова, директор Национального агентства реабилитации. Мы занимаемся реализацией граждан различных групп риска, таких, как условно осужденные, лица, употребляющие психоактивные вещества, пожилые люди, инвалиды. То есть мы занимаемся разработкой программ, и внедрением этих программ в жизнь. Мне бы хотелось поблагодарить Александра за то, что то начинание, о котором вы сейчас говорите– действительно очень благое дело, с одной стороны. С другой стороны, мы здесь все понимаем, что статус существует формальный, статус бывает реальный, то есть подтвержденный какими-то реальными механизмами. Главная проблема некоммерческой организации, о которой вы вскользь уже сказали. Мы все понимаем, что некоммерческие организации живут от гранта к гранту. Грант – это источник финансирования, достаточно ограниченный по времени, и непредсказуемый во многом. Поэтому в результате получается ситуация. Если мы говорим о реабилитации, на реабилитацию одного человека, например, употребляющего психоактивные вещества, должно уходить как минимум 1,5 года. Мы получили, допустим, финансирование на полгода. Получается, что реальный статус организации определяется наличием государственного задания, которое эта организация выполняет. Александр Свинин: Отвечу на этот вопрос. Как раз этот статус исполнителя общественно полезных услуг предполагает, что помимо грантовой поддержки вам будет доступна еще и субсидия от государства, которая как раз таки будет распространяться на срок более года. С помощью этого статуса вам данная финансовая субсидия будет доступна. Вопрос правоприменительной практики обсуждать пока рано просто потому что его пока еще нет. Но у нас сегодня ни одна российская организация этот статус не получала, а значит, с помощью этого статуса ни разу еще и не просила этого права приоритетной поддержки. Поэтому, если у вас есть проблемы с получением этого статуса, с получением преференций после получения этого статуса – обращайтесь, мы действительно будем нашими юристами и специалистами помогать вам добиваться, с одной стороны, правды, а с другой стороны, давайте обобщать тогда эту практику, и уже выходить с какими-то инициативами законодателю либо в Министерство юстиции, чтобы они где-то уточняли, какая конкретная справка, к какому ведомству по какому адресу надо пойти, и какие конкретно меры поддержки вам должны быть доступны. Павел Давыдов: Обращаться в Фонд "Перспектива", правильно? Александр Свинин: Можно, да. Павел Давыдов: Как это лучше всего сделать? Александр Свинин: Сайт фонд-перспектива.рф. Наши контактные телефоны – там есть телефон горячей линии наших сотрудников, так как мы фонд фондов, то есть мы созданы для помощи как раз НКО, поэтому открыты для вашей обратной связи. к Павел Давыдов: Мы обозначили основные законодательные проблемы, которые возникают в деятельности НКО. Может быть, кто-то из собравшихся готов еще рассказать о тех фактах, которые мешают вам сегодня работать? Елизавета Щеглова: Александр, хотелось бы еще задать вам такой вопрос. Вы сейчас говорили о том, что для получения этого статуса необходимо будет от организации подтверждение ее деятельности, скажем, за какой-то период, к примеру, последний год или два года, но возникает вопрос, что большинство некоммерческих организаций – это организации с маленьким штатом, которые выполняют очень ограниченный круг своих обязанностей. Если мы говорим об организациях, которые находятся не в регионе города Москва, Московской области и вообще в регионах России, то мы понимаем, что это организация с очень ограниченной материально-технической базой, которой надо чем-то платить зарплату сотрудников. И хотя государство формально готово передавать свои функции в рамках 10%, но, с другой стороны, реально для того, чтобы обеспечить надлежащее качество предлагаемых услуг, необходимы какие-то изначальные условия, которым многие организации в регионах России просто не соответствуют. Александр Свинин: Все-таки исходные условия зависят не от государства, а от того человека, который организует некоммерческую организацию. Павел Давыдов: От руководителя. Александр Свинин: Конечно. Я понимаю, что нельзя сравнивать с коммерческими структурами, но, в любом случае, тот человек, который подал заявление в Министерство юстиции и стал руководителем НКО, ее основателем или учредителем, он несет некую ответственность в том числе и за материально-техническое обеспечение, и он же прогнозирует, как он будет свою деятельность осуществлять. То есть это, конечно, движение двустороннее. Не может государство еще изначально: "А давайте мы несколько инвестируем в НКО со стороны государства, а потом возместим еще раз государственными деньгами". Мне кажется, это не очень правильный подход. Я вас прекрасно понимаю. У нас в среднем по стране одно НКО имеет 5 сотрудников, и это по стране с большими фондами на 200-300 человек, и где 1-2 человека. Это действительно очень мало, и даже у организаций малого бизнеса и микробизнеса количество нанятых людей в среднем значительно больше. Но тут вопрос к тому человеку, кто изначально это НКО основал, и как он просчитывал те источники финансирования, которые ему доступны. И, наверное, это вопрос для какой-то следующей передачи. Но государство – это далеко не единственная возможность некоммерческой организации обеспечивать свою устойчивость. Частные пожертвования, бизнес, они доступны абсолютно всем. Павел Давыдов: Недавно был проведен интересный опрос среди представителей НКО, которые сказали, что сегодня из-за несовершенной законодательной системы они вынуждены работать в неблагоприятных условиях, и перспектив как таковых нет. Кто может этот факт подтвердить, пожалуйста? Владимир Харченко: Харченко Владимир, ассоциация "Юристы за гражданское общество". В целом вопрос о правоприменительной практике всегда в российском законодательстве стоит остро. Те законы, которые принимаются, они принимаются спроецированными на идеальную ситуацию. Но всегда возникают шероховатости, всегда возникают мнения людей, конкретных организаций о том, что что-то нравится, что-то не нравится. Касаемо общественно полезных услуг, я знаю, что Минюст уже озаботился этой проблемой, проблемой именно оценки тех услуг, которые оказывают некоммерческие организации, и они уже в недрах своих разрабатывают подобный законопроект, который бы урегулировал эту ситуацию. Он пока еще, конечно, еще не размещен на сайте regulation.gov.ru, где всегда проходят предварительную экспертизу все законопроекты. Но думаю, что в ближайшем времени они там появятся. И я думаю, что, в принципе, некоммерческие организации в этот период, когда еще разрабатывается документ, вполне могут высказать свою позицию, в том числе публично, и чтобы быть услышанными, и чтобы приняли именно то, что нужно некоммерческим организациям. Мы, в частности, это тоже делаем – помогаем Минюсту сформулировать именно то, что урегулировало бы самые острые моменты в законодательном плане. Павел Давыдов: Одним словом, лед движется. Владимир Харченко: Конечно. Павел Давыдов: И, по крайней мере, есть эта перспектива, о которой мы сегодня говорим. Александр Свинин: Да. 21 февраля Общественная палата России объявила о старте проекта контрольной закупки получения статуса исполнителя общественно полезных услуг. То есть ряд НКО в разных регионах России с помощью Общественной палаты будут пытаться получить этот статус, и Общественная палата будет его обобщать. Как раз таки то, о чем говорил коллега – делать какие-то предложения к тому же Министерству юстиции. В этом году у нас не только исполнители общественно полезных услуг. У нас сейчас широко обсуждаются новые изменения в законодательстве по снятию барьеров к участию в волонтерской деятельности и во взаимодействии НКО, и органов государственной власти, и тоже есть надежда, что в 2017 году будут приняты некие новые регламенты органов государственной власти, где они будут обязаны допускать волонтеров к деятельности в своих учреждениях, и где будет конкретный конечный перечень того, что государство может потребовать с некоммерческой либо волонтерской организации для того, чтобы волонтеров допустить. Поэтому перспективы для НКО точно в этом году есть. - Я представляю детскую общественную организацию "Юный путешественник". Среди 1,5 тыс. участников, членов нашей организации, 1,2 тыс. детей, а остальные – это, по сути, руководители детских объединений. Тут вопрос больше стоит в сфере поддержки детских общественных организаций, законодательства, потому что в данной плоскости, какую мы обсуждаем, мы выступаем именно как социально ориентированное НКО, и получается, что мы должны проходить все те же регламенты, как и обычная организация, хотя, на самом деле, между нами нельзя поставить знак "равно". Если мы поставим "равно", то я боюсь, что наша основная работа – работа с детьми – уйдет в минус. Между любыми НКО нельзя поставить знак "равно". Хотя реабилитировать людей после наркотической зависимости так же абсолютно тяжело, как и работать с детьми  Александр Свинин: Между любыми НКО нельзя поставить знак "равно". И реабилитировать людей после наркотической зависимости так же тяжело абсолютно, как и работать с детьми. Нам работать с некоммерческими организациями тоже не очень просто, поэтому у всех группа благополучателей своя, но мы ее с вами выбрали сами, нам ее никто сверху не навязывал. Но организация детского отдыха и вообще работа с детьми в том перечне НКО, которые могут получить этот статус, они есть, поэтому вы точно можете на него претендовать, и вам тоже необходимо проходить эту процедуру так же, как и остальным. Павел Давыдов: В нашей студии сегодня присутствуют и представители ветеранской организации. Знаю, что и вы в своей работе сталкиваетесь с большим количеством административных и законодательных проблем. Николай Страхов: Здравствуйте. Страхов Николай Викторович, Совет ветеранов района Покровское-Стрешнево. Возглавляю совет уже девять лет, и за эти 9 лет, да, есть проблемы, но их надо решать. Ситуация у нас, наверное, получше, чем у собравшихся здесь, по одной простой причине: это помещение, есть люди, есть оргтехника, полная взаимосвязь и полное взаимодействие с властью. Просто изумительно. Помогают и так далее. Есть одно маленькое "но" – у нас нет расчетного счета, нам некуда перевести деньги для того, чтобы заплатить людям за их работу. Работаем бесплатно. Александр Свинин: Это, на самом деле, очень простая история. Надо почитать просто ваш устав. Если в соответствии с уставом ваше местное отделение имеет право иметь свой расчетный счет, тогда вы можете пойти в банк и просто его открыть. Николай Страхов: А если нет? Александр Свинин: А если нет, тогда вам надо либо открывать новую некоммерческую организацию… Николай Страхов: У которой не будет истории. Александр Свинин: Конечно. Либо вносить изменения в устав вашей головной организации. То есть это отношения просто внутри вашей НКО. Думаю, коллеги, даже юрист лучше подскажет. Владимир Харченко: В каком регионе вы зарегистрированы? Николай Страхов: Москва. Владимир Харченко: Дело в том, что если у вас общественная организация, соответственно, региональная общественная организация в Москве не может иметь местного отделения в связи с тем, что у нас немножко другое административно-территориальное деление, нежели в других более крупных регионах. Поэтому я так понимаю, что именно ваша региональная структура, она и имеет свой счет, и вы должны пользоваться счетом этой организации. Александр Свинин: Да. Вы же можете получать деньги на счет региональной организации, и вполне распределять его внутри своей НКО. Павел Давыдов: Говоря о законодательных барьерах, инициативах и новшествах, которые ожидают некоммерческий сектор в этом году, что еще необходимо знать? Давайте подведем итог. Александр Свинин: Да. Первое – исполнители общественно полезных услуг, с чего мы уже начали. Вторая история – это доступ НКО к оказанию социальных услуг. И Общественная палата России также собирает предложения с некоммерческих организаций, с регионов, как все-таки осуществляется этот доступ, происходит ли компенсация за оказание эти социальных услуг. Я знаю, что в Москве буквально на днях еще одна НКО смогла получить компенсацию за оказанные в 2016 году услуги. Третья история – это доступ волонтеров к деятельности органов государственной власти. Четвертая, наверное, тоже важная для вас как для телеканала – сейчас в Государственной Думе обсуждается Закон "О рекламе", и мы попробуем внести предложение о том, чтобы социально ориентированные НКО были исключены, и могли свободно упоминаться СМИ без боязни о том, что к ним потом придет Федеральная антимонопольная служба. И пятое, что сейчас в повестке, наверное, всего сообщества НКО – это возможны какие-то новые преференции для благотворителей, для тех, кто жертвует, для частного бизнеса, для частных жертвователей, и возможна некая стимуляция все-таки людей к такой деятельности. Павел Давыдов: Тем более я знаю, что они могут получить так называемый налоговый вычет. Александр Свинин: Да. Павел Давыдов: Это, мне кажется, отдельная тема для беседы. Александр Свинин: Это отдельная тема для беседы. Очень сложно этот налоговый вычет сегодня получить, и, возможно, действительно стоит… Павел Давыдов: Еще один барьер. Александр Свинин: Да, потому что собрать справки, это достаточно сложная процедура. Павел Давыдов: Большое всем спасибо, Александр. Спасибо, что рассказали об НКО в перспективе, и обозначили срез законодательных изменений, срез законодательных проблем. А вам большое спасибо за участие в программе, и будем рады видеть вас в нашей студии вновь. Спасибо большое. У нас в гостях были генеральный директор Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях "Перспектива" Александр Свинин, а также эксперты, представители НКО.