Александр Устюгов: За 12 лет съемок сериала мы из милиции превратились в полицию, мы прошли переаттестацию
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/aleksandr-ustyugov-28773.html
Павел Давыдов: На Общественном телевидении России программа "Большая страна". Мы рассказываем о людях, обществе и власти. И сегодня у нас в гостях – известный актер театра и кино Александр Устюгов. Александр, здравствуйте.
Александр Устюгов: Здравствуйте.
Павел Давыдов: Пожалуйста, присаживайтесь. Очень рад вас видеть в нашей студии, особенно накануне Дня сотрудника правоохранительных органов.
Александр Устюгов: Да, уже с годами этот праздник стал практически профессиональным.
Александр Устюгов – родился в городке Экибастуз, который ныне является частью Павлодарской области Казахстана. Закончил Омский областной колледж культуры и Театральный институт имени Щукина. Сыграл в девяти спектаклях, снялся в десятках художественных фильмов и сериалов. Один из них – "Ментовские войны". Его герой Роман Шилов, кристально честный сотрудник полиции, принес актеру широкую известность.
Павел Давыдов: Александр, мы решили в преддверии Дня сотрудника органов внутренних дел не звать в эту студию действующего полицейского, а поговорить с человеком, который для миллионов россиян стал прообразом честного сотрудника милиции. Скажите, пожалуйста, а Роман Шилов – это вымышленный герой?
Александр Устюгов: Ну, конечно же, вымышленный, абсолютно вымышленный персонаж.
Павел Давыдов: И прототипа нет у него?
Александр Устюгов: Нет, есть прототип.
Павел Давыдов: Ну, слава богу! А то я уже расстроился, подумал, что таких в полиции нет.
Александр Устюгов: Есть прототип. Это образ собирательный. Все говорят: "Вот это наш сотрудник, который вылитый Шилов". Поэтому это приятно слышать.
Павел Давыдов: А вы с этим прототипом знакомы лично?
Александр Устюгов: Да, я знаком. Это наш автор сценария Максим Есаулов, который работает под псевдонимом. Когда мы начинали 12 лет назад производство сериала, он еще был действующим сотрудником полиции, а сейчас уже на пенсии. Вот с него было взято какое-то количество характерных каких-то проявлений. Ну и плюс он является автором сценария, то есть он глубоко в материале.
Павел Давыдов: Понимал, что пишет. А это самое главное.
Александр Устюгов: Конечно, это важно, да.
Павел Давыдов: Но, с другой стороны, понятно, что, работая над этим образом, вам пришлось достаточно глубоко погрузиться в эту роль. Скажите, пожалуйста, что вы приняли легко, а чему ваш внутренний мир сопротивлялся? Все-таки у сотрудников полиции свой язык. Да что там говорить? Своя ментальность.
Александр Устюгов: Это же долгий проект, то есть мы снимаем его больше 12 лет. Соответственно, конечно же, когда мы начинали снимать, никто не думал, что он будет таким долгим. Это была какая-то короткая история на 12 серий. Естественно, я к ней готовился с помощью Андрея Романова и Максима Есаулова. Меня водили к оперативникам смотреть, как они работают, как пьют кофе, как курят сигареты (тогда еще можно было курить сигареты на экране), как они выезжают на задания. Это была, конечно, блиц-подготовка, не было какого-то глубокого погружения, но я смотрел на все это и пытался перенять мгновенно. Просто практически было утверждение – и начались съемки. Поэтому по ходу.
Но при этом у меня был "звонок другу" по всем вопросам, которые у меня возникали. Я звонил Максиму и говорил: "Слушай, у меня вопрос. Что делать с пистолетом в этой ситуации?" И он тут же растолковывал и говорил – так или так. А так как он знал сценарий хорошо, то быстро он ориентировался: в каком мы месте, что снимаем, что происходит или какие-то идут изменения в сценарии. Он быстро одобрял это либо отвергал. Поэтому еще был плюс мощнейший – консультант.
Павел Давыдов: Александр, простите, пожалуйста, за такой провокационный вопрос. А вы не устали от образа Романа Шилова?
Александр Устюгов: Это вопрос странный, потому что многие люди в то же самое время…
Павел Давыдов: 12 лет одним и тем же. Но, с другой стороны, он развивается, наверное, так же, как и вы.
Александр Устюгов: Он развивается, да. И это не полностью 12 лет. Многие люди 12 лет работают на заводе, каждый день выходя к станку. И тоже можно спросить: а они устали выходить к станку или каждый день ходить в аптеку на работу и продавать одни и те же лекарства? Конечно, есть утомляемость от любой работы, даже от самой любимой. Утомляемость присутствует, и она наступает в какой-то момент. Третий был сезон, потом пятый сезон… Я уже отказывался от участия в этом телевизионном сериале, потому что…
Павел Давыдов: Ага! То есть такое было?
Александр Устюгов: Нет, там есть и драматургические какие-то вещи, когда просто персонаж приходит в тупик, уже у него нет развития, то есть я не вижу. Все равно есть эмоциональное исчерпание персонажа. И то, что произошло с Романом Шиловым – это достаточно большая концентрация событий. У нас не все милиционеры за всю свою службу пистолет доставали на задании, только на стрельбах, а мой персонаж наубивал уже огромное количество людей. Ну, это телевизионный сериал. Понятно, что есть доля вымысла для того, чтобы сделать эту картинку как-то интереснее. Но в какие-то моменты после третьего блока у него был тупик. Потом мы его как-то пытались… Он у нас уходил из органов, мы его пытались вернуть опять в органы.
Павел Давыдов: Вы говорите все время "мы". То есть вы участвовали в этом процессе сценарного образа, да?
Александр Устюгов: Конечно, да. Я отказывался, а меня уговаривали.
Павел Давыдов: Вот как это происходило. Теперь мы знаем.
Александр Устюгов: Нет, "мы" – это очень важное слово, потому что не я один создаю этот образ. Это огромная команда людей, которые остаются за кадром: это и монтажеры, и операторы, и режиссеры, и мои партнеры. То есть это огромное количество людей. Те же самые костюмеры, которые каждый раз придумывают какой-то костюм. И всегда мы спорим с ними о том, что не надо короткую куртку, потому что на поясе пистолет, нужно куртку длиннее. Я говорю: "Девочки, мы уже 12 лет…" А сейчас уже молодые люди, которые пишут сейчас сценарии про милицию, полицию, которые в этом ничего не понимают, иногда звонят и уже консультируются у меня.
Павел Давыдов: Александр, а если дистанцироваться от этой роли и взглянуть на события в сериале глазами телезрителя, то есть обычного гражданина, который каждый день сталкивается с работой полиции, мы сможем найти, как говорится, десять отличий?
Александр Устюгов: Конечно же, мы сможем. Ну, мы же говорим про телевизионный продукт. Все-таки это…
Павел Давыдов: Потому что хочется, чтобы он был приближен к реальности.
Александр Устюгов: Ну, хочется, да.
Павел Давыдов: Гонки, стрельба…
Александр Устюгов: Просто когда, я думаю, мастера спорта по фехтованию смотрели "Три мушкетера" в свое время, они тоже не находили никаких пересечений. Или как сейчас модно – военно-исторические общества, которые смотрят военные картины. Они тоже часто возмущаются, что там не те пуговички, не те клепки-заклепки. Но все-таки у телевизионного продукта нет задачи показать… Мы же не в докрежиме работаем. Во-первых, это отражение эпохи уже, потому что за 12 лет съемок сериала мы из милиции превратились в полицию, мы прошли переаттестацию. То есть прошло огромное количество уже знаковых событий, которые связаны со страной, с эпохой.
Павел Давыдов: Это действительно так.
Александр Устюгов: И это уже часть эпохи. Даже если мы начнем смотреть сейчас сначала, то это уже будет очень исторический сериал, потому что это еще была другая милиция, еще другие формы взаимоотношений, потом сократили УБОП. В общем, было огромное количество мероприятий, которые у нас отражены и которых уже не существует.
Павел Давыдов: Вот что интересно? Статус телезвезды известного сериала "Ментовские войны" в свое время не помог вам, и к вам в гости приходили коллекторы, если я не ошибаюсь. Расскажите, что это за история.
Александр Устюгов: Эта история длится до сих пор. В скором времени у меня будет суд…
Павел Давыдов: Да вы что? Может, поможет, если мы озвучим ее?
Александр Устюгов: Да нет, не поможет. Здесь моя доброта. Я просто, как это бывает, когда товарищ обращается и говорит: "Слушай, у меня нет прописки и гражданства, возьми мне в кредит автомобиль, а я буду отдавать", – кредит я взял. Он мне отдает. А мне звонят. Вот я хожу исправно в суд, рассказываю всю историю о том, что как бы, да, я признаю вину, а вы решаете вопрос. Ну, я прихожу. Вот на следующий раз мне слушание назначат.
Павел Давыдов: Коллекторы, конечно же, понимают все, узнают вас, но ничего сделать не могут? Работа есть работа.
Александр Устюгов: А они со мной по телефону же разговаривают.
Павел Давыдов: Александр, скажите, пожалуйста, если сериал "Ментовские войны" будет завершен (я так понимаю, сейчас он продолжается), вы сильно расстроитесь?
Александр Устюгов: Нет, я не сильно расстроюсь. Я даже в какой-то момент… Ну, его уже нужно завершить, потому что сейчас мой персонаж находится в звании подполковника и исполняет начальника криминальной полиции Санкт-Петербурга. Соответственно, у нас вся детективная линия переходит в сидение в кабинетах, и работа становится сидячей. Пытаемся, конечно, выводить все это на какое-то движение, но это уже… Ну, в моем возрасте это уже не молодой оперативник Рома Шилов, а это уже такой взрослый дядя. И мы уже перешли в какой-то формат политического сериала. Это уже не так интересно. Поэтому я не знаю. Сейчас мы производим одиннадцатый сезон, пока на данном этапе он финальный.
Павел Давыдов: Александр, в завершение беседы про "Ментовские войны" давайте поздравим всех сотрудников правоохранительных органов с профессиональным праздником. Ваши пожелания.
Александр Устюгов: Очень бы хотелось, чтобы у всех сотрудников правоохранительных органов все время был встроен такой чип, что, выходя на улицу и надевая форму, они всегда бы понимали о том, что они представляют Российскую Федерацию. И просто ощущение от того, что они будут это понимать, мне кажется, изменит и отношение, и все остальное.
Павел Давыдов: Я присоединяюсь к вашим словам. Это действительно так. Поздравляем доблестных сотрудников правопорядка! И самое главное, чтобы они помнили, что мы им доверяем свою жизнь, и это очень важно. Ну а наш эфир продолжается.
Александра Устюгова знают далеко за пределами кино и телеиндустрии. Талантливый театральный актер, подающий надежды режиссер-постановщик, фотограф-любитель и мотоциклист. Отдельная строка в творчестве – увлечение музыкой. К своей популярности относится спокойно. "Я хочу славы – она на века. Я не хочу популярности – она сиюминутна и даже обидна", – считает актер.
Павел Давыдов: Александр, когда речь заходит о сравнении театра и кино, в актерской среде можно услышать такое мнение: театр – для души, а кино – для толщины кошелька. В вашем случае эта формула работает?
Александр Устюгов: Театр – это несколько иная как бы структура. Я могу долго-долго-долго про это говорить. Зритель не понимает, не всегда понимает, потому что он приходит и видит спектакль, который начинается в семь и заканчивается через какое-то время. А за кулисами происходит огромное количество жизни. Театр – это дом. Театр – это все остальное. Поэтому это очень разные структуры.
А с точки зрения толщины кошелька – не всегда так бывает. Я с удовольствием снимаюсь в различных проектах. Буквально в какое-то время мне звонят и говорят: "Денег нет, проект интересный. Саша, давай". Конечно же, это всегда эксперименты. Это не связано с тем, что ты находишься на сцене или по сторону какой-то камеры.
Павел Давыдов: А если бы стоял такой строгий выбор между театром и кино, какой бы ответ вы дали?
Александр Устюгов: Я не знаю. Если бы он стоял, то, наверное, я бы выбрал театр. Хотя, на самом деле, на данный момент я играю один спектакль, то есть это не так много для российских артистов. Обычно, если мы говорим про репертуарный театр, то там бывает от 8 до 30 наименований. Пока у меня одно наименование. Но это интереснее, потому что в этом есть творчество или во всяком случае иллюзия какого-то творчества. Ну, там обманываться приятнее.
Павел Давыдов: Я, честно говоря, ожидал этот ответ, потому что знаю, что с четвертой попытки вы в "Щуку" поступили. Насколько сложно вам было в Москве? Вы жили на чердаке даже несколько дней – да? – для того чтобы пробиться, как говорится, во всю эту историю. Это очень тяжело.
Александр Устюгов: Это, наверное, история любых поступлений. Как приехать в Москву из провинции? Где жить? Это была достаточно долгая попытка поступить в театральный, которая уже стала почти маниакальной, превратилась в какой-то спорт. Ну, в итоге оказалось, что после поступления там еще нужно учиться. И это было сложное испытание, потому что четыре года находиться в достаточно огромнейшем городе бывало иногда сложновато.
Павел Давыдов: Некоторые ваши поклонники знают вас и по другой грани творчества. У вас есть даже своя группа Ekibastuz. Почему такое название? Это дань малой родине?
Александр Устюгов: В детстве… В общем, у меня появилось какое-то такое, когда спрашивают: "Что такое Экибастуз?" Это не только географическое название, место, где я родился, а это еще и те детско-юношеские воспоминания, которые мы используем во взрослой жизни. Говорят, что даже в японском языке есть какой-то иероглиф, один иероглиф обозначает вот это понятие – то, что мы самое первое, самое яркое впитали до периода юношества и детства, а потом всю жизнь начинаем использовать это.
И поэтому, если бы у нас был иероглиф такой… То есть Ekibastuz на самом деле и обозначает вот этот иероглиф, потому что занятие музыкой, гитарой и все остальное как раз обращается корнями именно в ту эпоху. И все мелодии, которые возникают, некие рифмы, ритмы и все остальное – это все оттуда, родом из детства, из сидения на лавочке с гитарой.
Павел Давыдов: Очень интересно! Кстати, мы сейчас имеем возможность проиллюстрировать ваши слова и присоединиться к вашему творчеству. Внимание на экран.
ФРАГМЕНТ КОНЦЕРТА
Павел Давыдов: Это один из фрагментов вашей концертной деятельности. "Мы дети вечной войны" – это про нас с вами, это про нашу жизнь?
Александр Устюгов: Ну да. "Мы дети вечной войны" – это и про "Ментовские войны", и про все вместе.
Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а кто пишет вам музыку, кто автор строк?
Александр Устюгов: Если говорим про данную песню, то песня моего друга из города Экибастуза Николая Федоровича Сердюка. Это поэт-борец. Это текст его. Самые первые песни, которые возникали, я заимствовал тексты у своих друзей, потому что это как бы тексты, которые рядом, а свои тесты я петь побаивался. Но сейчас мы собираем на краудфандинговой платформе деньги уже на второй альбом.
Павел Давыдов: На Planeta.ru?
Александр Устюгов: На Planeta.ru. Который будет называться "Зал ожидания". И там уже бо́льшая часть текстов, которые пишу я. Музыку делает группа Ekibastuz, у меня потрясающие музыканты. Из каких-то моих двух аккордов возникают более объемные какие-то вещи.
Павел Давыдов: А почему выбрали краудфандинговую платформу, а не использовали собственные средства? Этот вопрос наверняка сейчас задают телезрители.
Александр Устюгов: А здесь вопрос… Ну, в музыке нужно играть вчистую. Если я буду вкладывать свои средства в занятие музыкой, то это будет какое-то такое странное продюсирование. Это как с самим с собой в шахматы играть. На музыке же очень сложно заработать деньги в наше время, потому что сейчас есть "ВКонтакте", Facebook, всякие интернеты, и любую запись, которая с цифрового носителя попадает в эти сети, ее можно спокойно распространять. И с авторскими правами достаточно сложно. Поэтому нет цели… Ну и достаточно сложно на этом зарабатывать. Это мы второй раз обращаемся к Planeta. Мы собрали успешно деньги на первый альбом, его записали. Поэтому мы как бы выкладываем в Сеть абсолютно безвозмездно для того, чтобы люди услышали. Мне кажется, это справедливо.
Павел Давыдов: Действительно так. Чтобы "раскрутить" группу, нужен продюсер, который имеет выходы на разные площадки, в том числе медийные. Такой человек у вас есть?
Александр Устюгов: Ну, мы как-то занимаемся самостоятельно этим, у нас нет конкретного человека. То есть у нас есть директор группы…
Павел Давыдов: Я просто где-то читал, что вы сами продюсер. Это не так?
Александр Устюгов: В итоге я сам продюсер, да. Я продюсер. У нас есть директор, который занимается покупкой билетов. Мы даже выезжаем на какие-то гастроли. Даже умудрились съездить в Северный Казахстан, у нас был такой минитур там.
Павел Давыдов: Участвовали в фестивале "Нашествие" в этом году.
Александр Устюгов: Фестиваль "Нашествие", да. Ездили в Латвию на фестиваль, было здорово. Ну, мы как-то ездим. Вот запись этого концерта – это был концерт, посвященный моему дню рождения. То есть мы сами так придумали себе. Нужно привязывать это к каким-то датам. И было очень здорово, пришло огромное количество народу.
Павел Давыдов: А где и когда вас можно увидеть в качестве музыканта?
Александр Устюгов: В качестве музыканта? Нужно следить за новостями.
Павел Давыдов: Не так все просто оказалось.
Александр Устюгов: Да-да. Потому что на данный момент у нас нет жестокого гастрольного графика, расписанного на год. Это все больше какие-то случайные вещи. Допустим, в прошлом году нас пригласили 10 ноября как раз на День полиции, и мы выступали. Было 14 тысяч человек народу, вживую, в "Ледовом". Это было волнительно и потрясающе.
Павел Давыдов: Для вас это достаточно новый опыт, в отличие от актерской среды, да?
Александр Устюгов: Абсолютно другой. Это никак не пересекается вообще. Потому что в актерстве все понятно, а здесь не понятно ничего. Здесь очень много зависит от звука, от звукоизвлечения, донесения информации.
Павел Давыдов: Вообще актер – человек наблюдательный и любознательный, ведь для того, чтобы погрузиться в роль, надо уметь наблюдать жизнь. Позвольте уточню у вас. Что бы вы изменили в современном обществе? И в чем вы видите его слабость, этого самого общества?
Александр Устюгов: Почему-то у всех возникает ощущение, что всем все должны в обществе. У индивидов в обществе возникает ощущение, что им что-то должны. Мне кажется, что это не так. От этого ощущение возникает такое, что как будто назад немножко все откидываются и начинают ждать. А если они не получают, возникает какое-то возмущение. При этом это происходит от бросания бумажки мимо урны вплоть до каких-то глобальных вещей. То есть все всем что-то должны. Это неправда, это не так. Я все время думаю: почему? Нужно что-то делать для того, чтобы что-то получить.
Павел Давыдов: А с другой стороны, существует даже такое определение "социальная несправедливость". И здесь человека можно понять, когда он говорит: "Вы мне что-то должны". И он обращается напрямую к государству.
Александр Устюгов: А если обратиться в первую очередь к себе, а потом уже к государству? Государство – понятно. Надо всегда, чтобы кто-то был виноват. В данном случае государство – это отличная ширма для того, чтобы бросать в нее камни, помидоры и все остальное и говорить: "Вот у меня что-то не получилось, потому что…" – ну и дальше какое-то количество причин.
На самом деле от некой инфантильности, которая присутствует сейчас в обществе, когда люди… Я смотрю и думаю: они мои ровесники, но они как-то не заботятся о будущем. Они живут как-то, как кувшинки на воде, и все замечательно, но нет никакой заботы о будущем, какой-то подстраховки. Поэтому этот инфантилизм, помноженный на то, что "мне все всё должны", он ведет к какому-то такому общему фону общества. Это в моем понимании, абсолютно субъективно.
И в какой-то момент это начинает уже доходить… Люди начали разговаривать повелительными глаголами, абсолютно не употребляя прилагательных. И думаешь: ну как, а почему эти повелительные глаголы начинают звучать? И как бы в основном возникают одни претензии со стороны народа. Нет созидания, нет вот этого сотворчества. То есть все как бы – раз! – немножко расслабились, бросили бумажку, и кто-то ее должен убрать. "Я не виноват, потому что здесь должна стоять урна". Всё должно. И получается такой какой-то странный момент.
Павел Давыдов: Очень интересно, действительно. Александр, могу я поинтересоваться, если мы говорим о будущем, о чем сегодня мечтает актер, музыкант, спортсмен Александр Устюгов?
Александр Устюгов: У него не мечты, у него фантазии. Я живу в несколько ином мире. Помимо жесткого планирования, которое меня достает, потому что день нужно расписывать на бумажке под карандашик и делать эти планы, есть фантазии. Вот фантазии – это более приятная область существования, потому что фантазии безграничны. И их на самом деле, этих фантазий и планов, громадье. Их даже невозможно воплотить, потому что накидываются какие-то огромные пласты. Хочется снять кино. Хочется написать сценарий. Хочется поставить детский спектакль. И все это уже хочется много-много-много лет. И ты понимаешь, что нужно бросить все и заниматься этим. А вокруг возникает огромное количество вещей, которыми просто приятно заниматься.
Павел Давыдов: Вы сами как-то заметили, что после 40 жизнь только начинается…
Александр Устюгов: А я такое говорил?
Павел Давыдов: Да. Александр, я хочу пожелать в вашей творческой жизни, в музыке, в театре, в кино, чтобы у вас была, знаете, вот эта творческая свобода. Ведь, как известно, только освободив художника от оков, мы можем вместе с ним погрузиться в удивительный мир искусства. Спасибо вам большое за участие в нашей программе.
Александр Устюгов: И вам спасибо.
Павел Давыдов: У нас в гостях был Александр Устюгов, известный актер театра и кино.