Павел Давыдов: Народное финансирование, вознаграждение, объединение для помощи и продвижения, а может, просто пожертвования? Вы знаете, что такое краудфандинг? Это новый способ помогать. У этого понятия много разных направлений, которые объединены идеей помощи и поддержки в онлайн-пространстве. О проектах НКО для интернет-пользователей мы поговорим сегодня в нашей рубрике "Школа гражданина". Я напомню, это совместный проект "Большой страны" и программы развития сотрудников некоммерческих организаций "ПРОНКО 2.0". В студии "Большой страны" – Александра Бабкина, руководитель проекта "Добро Mail.Ru". Александр, здравствуйте. Александра Бабкина: Добрый день. П.Д.: Хочу напомнить, в этой рубрике мы меняемся ролями: вы главная, вы ведущая в "Школе гражданина", а я буду представлять мнение телезрителей. Итак, сегодня мы будем разбирать, что такое проекты НКО для интернет-пользователей. Поможете? А.Б.: Конечно, помогу. Прежде всего стоит отметить, что краудфандинг – это инструмент, который, возможно, нужен не всем некоммерческим организациям, однако нужно понимать обязательно, для чего организации вообще использовать краудфандинг. Целей может быть три. Первая цель – это протестировать свой проект, узнать, насколько он интересен аудитории. П.Д.: Хочу уточнить у вас, Александра: а о каких проектах идет речь? А.Б.: Речь идет о благотворительных проектах, которые направлены на поддержку подопечных благотворительных фондов или на целые системные большие программы, которые работают сразу на несколько подопечных, на несколько групп. Краудфандинговый проект может быть направлен на помощь одному, например, взрослому человеку, которому нужна реабилитация после инсульта, а может быть, с другой стороны, направлен на обеспечение работы целого реабилитационного центра для детей, например. То есть цели могут быть разными. П.Д.: Продолжаем. "Расширить аудиторию и рассказать о проекте тем, кто раньше ничего о нем не знал". А.Б.: Да, совершенно верно. Выходя на краудфандинговую платформу, вы получаете доступ к совершенно новой аудитории. И очень важно говорить с этой аудиторией на их языке. Прежде чем выйти на краудплатформу, выяснить, кто там находиться, какие люди, чем они интересуются прежде всего. П.Д.: А легко ли это сделать? А.Б.: На самом деле не так и сложно. Если вы посмотрите на другие проекты на той платформе, куда вы собираетесь выходить, вы сможете уловить те тенденции, которые есть. Но в случае, например, с "Добром Mail.Ru" мы сами делаем огромную работу за некоммерческие организации, мы пишем истории за них во многом, поэтому промахнуться здесь просто невозможно. П.Д.: "Протестировать – узнать, насколько ваши идеи близки людям". А.Б.: Есть проекты, которые связаны, например, с каким-то творческим подходом, с творческим компонентом. И иногда кажется, когда ты долго работаешь над какой-то идеей, что уж она-то должна понравиться всем и будет максимально востребована. В этом случае краудфандинг – это такой маркетинговый инструмент, если можно так сказать, потому что он позволяет узнать, насколько это действительно интересно. Возможно, вы в чем-то ошибаетесь и что-то нужно подкорректировать. П.Д.: Продолжаем. "Привлечь пожертвований на развитие проекта". Здесь о чем идет речь? А.Б.: Здесь идет речь, конечно, о самом народном финансировании. Это великолепный инструмент для того, чтобы привлечь массовые пожертвования. Не секрет, что сейчас многие большие компании вынуждены бюджеты сократить на благотворительность непосредственно. Зато массовые пожертвования только растут, потому что многие люди хотят чувствовать причастность к большим настоящим изменениям, и поэтому выходить и пользоваться этими инструментами гораздо важнее именно сейчас. П.Д.: Александра, все это очень интересно, информации много. Мы сейчас с вами прервемся и немного передохнем, а нашим телезрителям напомним: Перед запуском обязательно протестируйте свой проект, покажите его друзьям и знакомым. Смотрите на их реакцию и задавайте вопросы. Все ли понятно из описания проекта? Нравится ли картинка? Стали бы вкладываться в такой проект? Это поможет понять, не упустили ли вы самое главное и не слишком ли углубились в ненужные детали. П.Д.: Итак, "Школа гражданина" продолжается. Напомню, что сегодня мы говорим о проектах НКО для интернет-пользователей. Остановились мы с вами на очень важном моменте – привлечение пожертвований на развитие проекта. А каким должен быть этот проект? А.Б.: Проект, конечно, должен быть совершенно особенным. Его название сразу же должно цеплять зрителя, с одной стороны, а с другой стороны – раскрывать содержание этого проекта. Его описание должно состоять сразу из нескольких параметров. Описание должно включать прежде всего историю. То, что нашим некоммерческим организациям необходимо учиться сторителлингу, то есть рассказыванию историй, – это совершенно несомненно. Потому что люди делятся друг с другом не диагнозами, не тяжелыми какими-то ситуациями, а люди рассказывают друг другу истории. И поэтому для того, чтобы больше людей захотело поделиться вашим проектом, необходимо, чтобы там была история. П.Д.: Фактически его продать, как в рекламе. А.Б.: Совершенно верно. Чтобы обязательно это было про людей. Даже если мы собираем пожертвования в пользу животных или мы строим, например, какой-нибудь медицинский центр, мы должны рассказывать не о закупке стройматериалов на разные этапы, а мы должны рассказывать о том, какому количеству людей это поможет, что есть уже люди, которые мечтают о том, что этот проект будет реализован. Очень важно обо всем рассказывать через людей. Это бесконечно важно. П.Д.: А дальше цель, я так понимаю, да? А.Б.: Да, цель проекта. И тут очень важно… Цель проекта – это не собрать средства на его реализацию. Цель проекта – это изменение. Это то, что является ключевым отличием социальных и благотворительных проектов от многих других. П.Д.: То есть – кому помочь, как помочь? А.Б.: Поменять отношение к какой-то проблеме. Сделать так, чтобы лекарства были доступны какой-то категории населения. Очень важно, что пользователь должен понимать, что он изменит, что произойдет благодаря его даже скромному участию. Это безусловно важно. Сумма обязательно должна быть подкреплена документами. Это не абстракция какая-то – мы хотим собрать просто 5 миллионов. Мы должны понимать, сколько нам нужно средств и на что именно. Мы должны быть готовы ответить на вопросы нашей аудитории, почему именно такая сумма выбрана, это совершенно точно. Еще обязательно в проекте должны быть указаны сроки. Не бывает бесконечных проектов, поэтому необходимо сфокусироваться и выбрать какой-то промежуток времени, за который вы планируете необходимую сумму собрать. И планируемый результат – то, как это видит некоммерческая организация, то, частью чего станет пожертвование обычного человека, обычного интернет-пользователя. П.Д.: Итак, история, цель и сумма, а также конечный результат – это главное, если мы хотим собрать деньги через Интернет. Подкрепляющий контент и план продвижения – я так понимаю, что и это тоже основа нашей сегодняшней темы. А.Б.: Подкрепляющий контент – это фотографии и видео. Именно с помощью видео пользователи могут посмотреть на ваш проект, как на что-то воодушевленное, а не просто какие-то сухие цифры, факты или картинки даже. Видео – это живое, конечно. П.Д.: А мы продолжаем наш сегодняшний урок. А.Б.: План продвижения. Обязательно нужно продумать заранее, как некоммерческая организация будет этот проект продвигать. Способов может быть масса: это и взаимодействие со СМИ, и общение с известными людьми или блогерами, это привлечение волонтеров для продвижения проекта. Но очень важно, чтобы некоммерческая организация этим тоже занималась, потому что, только объединяя усилия платформы и фонда, мы можем добиться впечатляющих результатов. П.Д.: А что должна делать непосредственно сама платформа? А.Б.: Во-первых, мы даем доступ к своей аудитории и платежным инструментам. Это очень важно. Потому что в большинстве своем наша аудитория – это люди, которые до этого благотворительностью практически не занимались. Они приходят к нам на платформу, зная, что у нас проверенные фонды, проверенные проекты, и они у нас пробуют помогать впервые. Таким образом прирастает то сообщество людей, уже на самом деле огромное, которое вовлечено в благотворительные проекты. Во-вторых, мы помогаем создавать истории. Об этом мы уже говорили. Бывает так, что у небольшой региональной некоммерческой организации нет хорошего копирайтера, нет филолога, который мог бы помочь сформулировать проект так, чтобы это было действительно что-то интересное по-настоящему, то, чем хотелось бы поделиться. И мы пишем… П.Д.: А можно я уточню сразу: все-таки создавать или помогаете рассказывать истории? А.Б.: Тут по-разному. Иногда мы создаем их просто с нуля, когда те материалы, которые нам присылают, никак не могут считаться даже частью истории. Такое, к сожалению, бывает, когда мы, например, получаем от фонда письмо мамы больного ребенка… П.Д.: Какой-то набор фактов, да? А.Б.: Да. И совершенно точно нельзя просто взять и перенести это на наш сайт. Но, с другой стороны, мы все-таки и учим благотворительные фонды самостоятельно это делать. П.Д.: И здесь очень важный момент: 15% россиян считают подписку на автоплатеж в пользу фонда удобным форматом благотворительности. 15% – много это или мало? А.Б.: Это на самом деле уже довольно много. Это означает, что и мы, и благотворительные фонды уже неплохо поработали над развитием благотворительного сообщества. Это на самом деле особенность нашей платформы. Дело в том, что на обычной краудплатформе пользователь помогает один раз, у него нет возможности подписаться на ежемесячное списание средств. А в нашем случае мы сделали такую возможность для абсолютно каждого благотворительного фонда из 107 фондов из 24 регионов России. Пользователь может выбрать любой удобный ему день ("день добра" мы это называем), сумму… П.Д.: Другими словами, человек получает зарплату, и в день получения зарплаты с карточки автоматически списывается определенная сумма, которую мы с вами выбираем. В 2014 году в среднем это было 350 рублей, правильно я понимаю? В 2015 году – 452 рубля. А в 2016 году больше или меньше? А.Б.: Растет. На самом деле средний размер пожертвований растет. И растет количество людей, которые подписываются на автоматические списания. И это очень важно, это демонстрирует огромное доверие людей к благотворительности – то, что оно растет. П.Д.: Александра, а кто обеспечивает работу регулярных платежей? Как раз следующий пункт. А.Б.: Мы работаем на системе "Деньги Mail.Ru". Эта система обеспечивает прием пожертвований совершенно разными способами: можно платить и карточкой, и со счета мобильного телефона, и электронными деньгами. Любым удобным способом можно заплатить. И при этом ваше пожертвование тут же отобразится на сайте. И вы будете видеть, как приросло то количество средств, которые собираются на проект, который вам интересен. Это максимально прозрачно. А главное, что мы не берем никакой комиссии за это совсем. П.Д.: Александра, и вновь много информации. Предлагаю немного прерваться и передохнуть, а нашим телезрителям напомнить: Чтобы подключить автоплатеж, необходимо: зайти на сайт благотворительной организации, выбрать проект, которому вы хотите помочь, способ оплаты и то, как часто вы намерены помогать – регулярно или единовременно. В последующем вы можете управлять автоплатежом: менять сумму, приостанавливать и возобновлять его. П.Д.: Итак, "Школа гражданина" продолжается. Мы с вами выяснили, что делает платформа. А что же тогда делает фонд? А.Б.: На самом деле роль фонда огромная. Прежде всего фонд готовит информацию для того, чтобы мы могли запустить проект, отвечает на довольно большое количество вопросов, продумывает детально то, на что именно они будут собирать средства, почему именно такую сумму, за какой период. Это то, о чем мы говорили – из чего состоит проект. Все это продумывает, конечно, прежде всего фонд. Фонд готовится к продвижению проекта в социальных сетях с использованием своих ресурсов вместе с медиа. Очень важно, чтобы фонд был готов регулярно публиковать новости проекта. Это следует делать не реже чем раз в две недели в нашем случае, потому что новость – это то, что отправляется всем пользователям, которые уже один раз проекту помогали. И как правило, это не просто информация, которая важна людям, а она является стимулом для того, чтобы человек пришел и помог снова. И что тоже очень важно – последний пункт, который отличает "Добро" от других краудплатформ – фонды обязаны публиковать финансовые отчеты по каждому проекту, связанному с пожертвованиями. Это может казаться избыточным требованием, но на самом деле – нет. Если мы говорим о том, что нам важно растить доверие людей к благотворительным организациям, отчеты – это очень важно. Поэтому на нашей платформе фонды публикуют отчетность по абсолютно каждому проекту. И пользователи видят, что их пожертвование отправилось именно туда, куда они планировали, куда они хотели, и все происходит именно так, как мы договаривались. П.Д.: Скажите, пожалуйста, а сколько сегодня благотворительных фондов готовы работать таким способом в таком формате, о котором мы говорили? А.Б.: Я могу говорить о тех фондах, которые уже стали нашими партнерами. Их уже 107. И 200 ожидают нашего решения, потому что только что завершился прием заявок от некоммерческих организаций. П.Д.: Только в Москве или в России? А.Б.: В России, это по всей России. Но на самом деле их будет становиться все больше, потому что фонды понимают, что этот инструмент может работать хорошо, если уделять ему должное внимание. П.Д.: Александра, большое вам спасибо. Сегодня мы говорили о механизмах сбора пожертвований через Интернет. А главное – мы рассказали нашим телезрителям: кому, что, куда и зачем? Обладая ответами на эти вопросы, человек не будет задумываться, куда уходят его деньги, а он будет понимать, что, жертвуя 100 рублей, он помогает конкретному человеку. Большое вам спасибо за этот подробный рассказ. А.Б.: Спасибо и вам. П.Д.: У нас в гостях была Александра Бабкина, руководитель проекта "Добро Mail.Ru". Дорогие телезрители, мы ждем ваши предложения и пожелания, какую тему еще затронуть в "Школе гражданина". Напомню, эта рубрика выходит каждый вторник. Пишите нам на адрес электронной почты: bs@ptvr.ru.