Александра Игнатьева: Муниципальное взаимодействие должно быть прописано законодательно
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/aleksandra-ignateva-20472.html
Ангелина
Грохольская: Можно ли сегодня Россию называть страной городов и каково их
современное значение? Об этом поговорим с нашем гостем. В студии "Большой
страны" Александра Игнатьева, генеральный директор Союза российских
городов, глава муниципального округа "Текстильщики" города Москвы.
Здравствуйте.
Александра
Игнатьева: Здравствуйте.
А.Г.: Александра Витальевна, насколько я знаю,
Союз российских городов был создан 25 лет назад. В этом году юбилей. Вы его уже
отмечали. А время было непростое – 1991 год. Почему такая потребность
появилась? Зачем нужен был этот союз, объединение?
А.И.: Вы
знаете, в тот момент, когда страна действительно была не в очень хорошем
состоянии, мэры объединились, потому что была полная разруха. Они не знали, что
делать с образованием, они не знали, что делать со здравоохранением. Рушилось
все. Очень сложная ситуация была с законодательством. И тогда появилась такая
идея объединиться, для того чтобы решать вопросы сообща. Сегодня очень много
говорят о том, что мы конкуренты, каждый город – это конкурент другому городу.
На самом деле это неправда. Это показатель того, что еще в 1990-е годы
руководители наших городов объединились для того, чтобы решать сообща вопросы,
чтобы страна осталась по крайней мере на плаву. И благодаря этому объединению
это действительно случилось. Объединились 65 крупных городов. Дальше к ним
стали присоединяться. На сегодняшний день, после нашего 25-летия, когда
вступили в союз крымские города.
А.Г.: Это в этом году уже произошло?
А.И.:
Это произошло 17 марта.
А.Г.: Очень символичная дата.
А.И.:
Символичная дата. В союз вступили Симферополь и Севастополь. И еще у нас есть
такой район Баксан. Мы сегодня не претендуем, что в союз должны входить только
крупные города. Потому что проблемы у всех городов по всей стране одинаковые. И
сегодня союз объединяет 91 город, 91 муниципальное образование, если быть более
точным. Когда мы в Совете Федерации рассказывали об истории городов, о том, как
это было 18 марта, знаете, у меня просто были мурашки по коже, потому что это
история. Люди, которые это все делали, они говорили о том, что нечего было
есть. Нам нужно было решать, как сохранить поликлиники, как наполнить запасы,
которых нет. И это решали люди. И я считаю, что самое главное, что сохранили в
то время города, самое главное, что сохранили не просто города, а дали толчок,
и они начали развиваться – это любовь к своей стране, любовь к своему городу. И
сегодня, когда мы говорим о том, как должны развиваться города, что нужно
сделать для развития города, мне кажется, самое главное – это любить город,
любить то место, в котором ты находишься, в котором ты живешь.
И когда в Текстильщиках, в своем районе, я говорю, что
нужно делать, я говорю: "Нужно любить свои Текстильщики и с любовью
относиться к этому. А любовь дальше несет положительные эмоции".
А.Г.: А кто любить должен в первую очередь –
горожане, обычные люди или власть?
А.И.:
Всегда нужно начинать с себя и нужно не быть безразличным к тому, что
происходит в твоем подъезде, в твоем районе, в твоем городе.
А.Г.: Давайте непосредственно о деятельности
союза. Самые главные вопросы касались самоуправления. С самого начала тогда и
сейчас было внесено много законодательных инициатив по этому поводу. Какие идеи
воплотились? Что не сделано, может быть, еще?
А.И.:
Сегодня много говорят о том, что есть местное самоуправление в России или нет
местного самоуправления. Когда об этом говорят, значит, местное самоуправление
есть. Я так считаю, что обсуждать можно то, что есть. Многие сегодня говорят о
том, что нужно какой-то мораторий внести в законодательство на вопросы местного
самоуправления, потому что слишком много и часто это меняется. Многие говорят,
что нам нужна новая концепция, новая стратегия развития местного самоуправления
и так далее. Вообще говорили очень много о том, что нужны новые подходы.
Совсем недавно эти подходы были изменены. И сегодня
полномочия местного самоуправления решают не на федеральном уровне, а решают на
уровне субъектов Российской Федерации. У нас страна действительно большая,
действительно разнообразная. И каждый в своем регионе должен понимать, кому
какие полномочия на уровне местного самоуправления передавать и кому какие
полномочия все-таки не передавать. На мой взгляд, это кажется правильным.
Я думаю, и мое такое мнение, что, конечно, нужно больше
доверять органам местного самоуправления, потому что все-таки это власть, самая
приближенная к народу. Если мы сегодня говорим, что сегодня денег не хватает
только местному самоуправлению в России – это неправда. Денег не хватает
местному самоуправлению везде: и во Франции, и в Германии, и в развитых
странах, о которых мы говорим.
А.Г.: Кто-то справляется с этой проблемой?
А.И.:
Дело не в том, справляется или не справляется, а дело в том, как к этому
относиться. Вы знаете, мы до определенного момента в Союзе российских городов
все время говорили о проблемах, которые существуют. Все время говорили, что нам
не хватает денег. Потом тактика в союзе изменилась. Мы решили, что не нужно
плакать. Потому что несмотря на то, что денег не хватает, города развиваются. Вы
посмотрите, что улучшаются дороги, несмотря на то, что, конечно, мы хотим,
чтобы они были лучше. Строятся новые центры, развивается образование,
развивается здравоохранение. Города развиваются. Мы сегодня говорим о фонтанах,
которых нет в Европе. И когда мы говорим, что вот мы тратим такие деньги на
фонтаны, людям действительно это нужно, они действительно получают удовлетворение.
Ведь это праздник, это гордость за город, что у нас в городе есть такой фонтан.
Было принято решение, что мы больше будем говорить о том, что происходит
положительного в стране. Оттуда появились наши идеи о лучших муниципальных
практиках.
17-18 июня 2016 года будет IV форум лучших муниципальных практик,
который пройдет в Уфе. Мы подключились к конкурсу лучших муниципальных
образований, который проводило еще министерство регионального развития. Тогда
мы поняли, что наши города, к сожалению, делая все, не могу это рассказать. У
них не хватает опыта, у них не хватает понимания, как себя, грубо говоря,
пропиарить. И мы поняли, что нужно им в этом помогать. И вот возник этот форум.
На форум приезжают муниципалы. Это не губернаторы, это не чиновники большого
значения. Это люди, которые работают на земле, которые делают каждый день это
дело. И они рассказывают о том, что они делают. А другие с других городов их
слушают и говорят: "Слушайте, вы что рассказываете? Мы это делаем уже
давно и даже лучше". А некоторые говорят: "Слушайте, вы там что-то с
законодательной точки зрения нарушаете". Они говорят: "Да?". То
есть это такое сообщество, которое помогает друг другу. Это очень важно. Они
уезжают оттуда воодушевленные. Они общаются, они обмениваются…
А.Г.: Я смотрю, сейчас как раз у вас результат
работы форума.
А.И.: Это
сборник III
форума. Он востребован. То есть сегодня у нас есть III форум, который прошел в Перми. На
самом деле к нам были претензии. "Вы называете "Форум лучших
муниципальных практик". А почему они у вас лучшие? Вдруг они не лучшие.
Где оценка?". Мы на III
форуме лучших муниципальных практик презентовали сайт. Он в открытом доступе.
Сайт лучших муниципальных практик. То есть каждый человек в нашей стране может
зайти на этот сайт, посмотреть. Сегодня там более 300 практик. III форум показал, что очень много
положительного в малых городах. Вот эти малыми ресурсами, человеческими,
гражданским обществом люди делают такие вещи, которые действительно достойны
восхищения.
Наверное, очень популярное сегодня слово – бренд. Когда
мы начали заниматься этим вопросом, поняли, что давно, уже года 3 мы занимаемся
этим вопросом, брендированием территории. И, конечно, мы ориентировались на
крупные города. Например, город - ЗАТО -Звездный. То есть это закрытый город. У
них свой бренд – патриотическое воспитание. Казалось бы, банально. Но у них все
направлено на это. И они развиваются. У них все жители живут по этому бренду.
Они развивают этот бренд. И мы сегодня говорим, что у этого ЗАТО есть свой
бренд, и это притягивает положительную информацию, это притягивает финансы, это
притягивает инвесторов, несмотря на то, что это ЗАТО.
Мне кажется, что в каждом городе есть какая-то изюминка.
Ее нужно развивать. Не надо называть ее каким-то великим брендом. Допустим, я
могу сказать, что когда мне говорят "А где можно посмотреть дошкольное и
вообще образование, где у нас сегодня можно получить лучшие практики по
государственному муниципальному частному партнерству?", я говорю
"Пермь. Пожалуйста".
Сегодня очень много говорят о концессиях. Допустим, одна
из первых концессий была в Ростове-на-Дону. Сегодня это можно брать пример.
Очень хорошая концессия по водоканалу в той же самой Перми. Много хороших
практик, о которых можно сегодня рассказывать.
А.Г.: Вы выбрали очень интересную форму работы. Как
это называется? Проектные офисы. В чем их преимущество?
А.И.: У
нас вообще очень интересный экспертный совет. Это не какие-то там великие люди,
которые собираются, "вот мы думаем о чем-то".
А.Г.: И со стороны смотрят.
А.И.: И
дают свои какие-то консультации. Мы подумали, что когда говорят "У вас
есть список совета?", нет списка совета. Потому что возникает какой-то
вопрос – и тут же формируется некая рабочая группа по какому-то направлению.
Таким образом, у нас было несколько рабочих групп. Одна из первых рабочих групп
была по развитию городских агломераций, по моногородам была рабочая группа. Мне
сегодня хочется сказать отдельно о работе союза и о работе именно по
направлению развития агломераций. Мы считаем, что сегодня в нашей стране
неиспользованный ресурс развития агломераций, а если быть более точным –
межмуниципального взаимодействия. Это то, о чем я начинала говорить. Мы
считаем, что мы друг другу конкуренты. Мы не конкуренты. Мы должны
взаимодействовать. И это межмуниципальное взаимодействие, взаимодействие между
городами должно быть, прежде всего, прописано законодательно.
Поэтому сегодня одна из задач союза – это не просто
говорить о том, что мы с вами друзья и должны работать в общем поле. Это именно
законодательно сегодня изменить или сделать все возможное, для того чтобы
города могли взаимодействовать. Когда говорят "агломерационные
проекты" и называют какие-то "миллионные проекты". На самом деле
это не миллионные проекты. Та же самая Челябинская агломерация – это 7
муниципальных образований. Из них 3 являются сельскохозяйственными. На
сегодняшний момент они свою продукцию на корню продают, а потом покупают ее из
соседнего субъекта. Мы сегодня говорим, что возможно построить
сельскохозяйственный логистический центр, где бы вот это все собиралось, и
потом на 7 муниципальных образований по социальным объектам, дошкольным,
школьным учреждениям, то есть совершенно по другим ценам. И эта экономия
распределялась бы.
Поэтому союз разработал концепцию развития агломераций.
И это такая достаточно серьезная работа. Мы пытаемся на всех площадках о ней
говорить. Потому что сегодня это очень важно. Во всем мире агломерация – это
нормальное явление.
А.Г.: Говоря об агломерациях, я знаю, что вы еще
и молодежь привлекаете. И первый молодежный университет развития агломераций
"Современный город" тоже существует в рамках союза.
А.И.:
Да. Мы его апробируем на челябинской агломерации. У нас в мае будет очень
большое мероприятие в Челябинске. Это будет 7 молодежных групп, которые взяли
каждый по конкретному проекту. Это проекты, и связанные с медициной, и
связанные с детским садом, и с медиапроектом. То есть они объединяют вот эти 7
муниципальных образований. Когда мы спрашиваем у ребят "А что для вас
вообще агломерация?", они говорят: "Вы знаете, я, например, живу у
себя в Еткульском районе. Если честно, я не очень хочу жить в Челябинске. Но я
хочу, чтобы у меня были такие же дороги, такие же детские площадки". Вот
это все челябинская агломерация.
А.Г.: Мне кажется, любой регион, какой ни возьми,
как вы сказали – везде одни и те же проблемы.
А.И.:
Для нас самая главная задача – чтобы эта территория развивалась равномерно,
чтобы люди не хотели уехать, чтобы они могли пользоваться всеми теми благами,
которые существуют на этой территории.
А.Г.: Которые, допустим, есть в столице и нет в
каких-то маленьких городах.
А.И.:
Вплоть до детских площадок… Наша задача такая, чтобы даже детские площадки были
одинаковы в челябинской агломерации. Это 7 муниципальных образований. Мы должны
сегодня понимать, живу ли я в городе, центре субъекта, или живу я рядом – я
должна иметь такие же возможности образования, такие же возможности
здравоохранения и развития себя как личности, развития своих детей точно так
же, как и… Но я должна иметь возможность пользоваться этим театром точно так
же, как житель этого центрального города. А для этого должны быть нормальные
дороги, нормальный высокоскоростной транспорт и много еще чего.
А.Г.: Александра Витальевна,
"Гардарика", мы вынесли это название в тему нашей беседы. Страна городов
у нас сейчас Россия?
А.И.:
Конечно. Я считаю, что каждый человек имеет свое лицо, каждый человек – это
личность. Точно так же и город. Это свое лицо, это своя культура, это свои
жители, это своя изюминка. И только когда мы будем с уважением со стороны
органов федеральной власти относиться к каждому городу, что это не просто так, тогда
наша страна будет развиваться. Потому что чем больше знают о каждом городе за
пределами России, тем сильнее наша страна.
А.Г.: Замечательные слова. Спасибо вам огромное.
Я желаю удачи союзу, всем городам, всем жителям большой страны. Спасибо
большое.
А.И.: А
я желаю всем людям любить свой город, в котором они живут.
А.Г.: Их не брали огонь и вода. Не пугали их
злобные крики. Стали строить они города. И возникла страна Гардарика. Вот и на
поэзию меня потянуло. О Союзе городов российских мы сегодня говорили с нашей
гостьей, генеральным директором Союза российских городов Александрой
Игнатьевой.
Александра Игнатьева: Муниципальное взаимодействие должно быть прописано законодательно