Ангелина Грохольская: В эфире Общественного телевидения России «Большая страна» - программа о людях, обществе и власти. Здравствуйте, я – Ангелина Грохольская. Самым популярным зимним продуктом в нашей стране назван мандарин, ароматные яркие плоды давно уже стали символом новогодних праздников, при том, что в России мандарины в промышленных масштабах не выращивают. Еще в начале 60-х годов прошлого века власти Советского Союза посчитали цитрусоводство на юге РСФСР лишним, зато в соседней Абхазии – это национальный бренд и один из немногочисленных источников доходов ее населения. Наталья Колгина побывала в мандариновом раю, сейчас все расскажет. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: На такую сладкую, но немного с горчинкой тему мы поговорим сегодня с Александром Бражко, координатором проекта «За честные продукты», и Юрием Борисовым, директором по развитию ассоциации компаний розничной торговли, здравствуйте! Александр Бражко: Здравствуйте! Юрий Борисов: Здравствуйте! Ангелина Грохольская: Ну, вот, мы сегодня вам стол накрыли, решили мандарины не только показывать, но и угостить, посмотрите, попробуйте, понюхайте – можете определить, откуда эти мандарины? Из какой страны к нам приехали? Юрий Борисов: Я точно не смогу, я не эксперт по мандаринам. Ангелина Грохольская: Может быть, предположения какие-то? Юрий Борисов: Я предполагаю, что вот это апельсин все-таки. Ангелина Грохольская: Это апельсин? Юрий Борисов: Да. Ангелина Грохольская: Я хочу сказать, что продавали его именно, как мандарин. Александр Бражко: По моим ощущениям это то, что продается на сегодняшний день в рознице под маркой «Марокканские», потому что они небольшого размера и крепкие, а к кавказским я бы, скорее всего, отнес или данный образец, или тот, который у нас 4-ый. Да, это, скорее всего, вариант гибрида, то есть мандарин вместе с апельсином или же что-то из так называемых новых садов – это сады интенсивного роста, но не уверен, действительно, что это – мандарин. Ангелина Грохольская: Смотрите, я вам открою секрет: абхазских мандаринов здесь нет, мы их вообще не нашли, в сетях, в магазинах, в рознице их и нет, ну, скажу – это Турция, вот эти, первые, второй – это Египет, последний, самый мелкий – это Марокко, действительно, это – марокканские и предпоследние – это Бангладеш, причем, интересно, что в магазине мы купили их, как испанские мандарины, потом, когда уже отклеили этикетку, посмотрели, там было написано – Бангладеш. Это, собственно, второй вопрос: что вообще происходит и где нас обманывают? Почему нет абхазских мандаринов в торговых сетях? Юрий Борисов: Хороший вопрос, почему нет абхазских мандаринов, наверное, потому что их нет. Если их нет, это означает, что вариантов может быть много: первый – они кончились перед новым годом и их нет в хранилищах, а второй вариант – вполне допускаю, что допускаю, что существует проблема с логистикой, потому что хранилища есть не только в Москве и Подмосковье, если говорить о Москве, но и по пути. Ангелина Грохольская: Подождите, то есть из Египта легче привезти, чем из Абхазии? Юрий Борисов: Почему нет? Ангелина Грохольская: Не знаю… Юрий Борисов: У нас прекрасное сообщение не только с Египтом, но и с Марокко, и с Турцией, и здесь большое значение играет умение продавца, производителя, поставщика, его умение правильно планировать логистику поставки. Ангелина Грохольская: А как торговые сети выбирают поставщиков? Как определяют, откуда мандарины привезти: из Египта, из Бангладеша или из Абхазии? Юрий Борисов: Вы знаете, очень много факторов, очень много форм торговли, и закупщики каждой торговой сети используют собственные методы наработки, например, вы можете заключить долгосрочный договор с производителем напрямую, и он вам даст основной объем продаж, вы можете заключить дополнительные договоры для того, чтобы при колебаниях спроса или колебаниях, которые могут по логистическим причинам возникнуть, делать докупки на других территориях у других поставщиков, вы можете, в конце концов, для того, чтобы сбалансировать суточный спрос на какую-либо продукцию, закупать уже здесь на месте, у других поставщиков, у третьих поставщиков даже. Это, в общем-то, достаточно сложная история. Ангелина Грохольская: Действительно, сложная, этим профессионалы должны заниматься. Александр, у Вас проект называется «За честные продукты», насколько честное качество у мандаринов, на ваш взгляд? Вы знаете, я когда взяла этот самый крупный который у нас спорный, то ли мандарин, то ли апельсин, но он явно… даже эти блестят каким-то неестественным блеском, мне кажется, чем-то их то ли натерли, то ли обработали. Качество удовлетворяет Вас, например, как эксперта? Александр Бражко: Могу попробовать так ответить: на сегодняшний день у нас рынок не покупателя, а рынок продавца. Ангелина Грохольская: Что это значит? Александр Бражко: Это значит то, что розничные торговые сети уже захватили значительный объем реализации именно в рамках Российской Федерации и продолжают стремительно увеличивать свою долю. То есть не выгодно вкладывать деньги в производство, в развитие сельского хозяйства – выгодно вкладывать на сегодняшний день в открытие магазина. Почему? Потому что в Европе или Соединенных Штатах магазин окупается 6-8 лет, а у нас грамотный ритейл доводит срок окупаемости где-то, наверно, до двух лет, ни одно производство не обеспечит вам такие сроки. Теперь вопрос по цене и по качеству. Понимаете, здесь какая вещь: место на торговой полке ограничено, у вас может быть не больше, чем 2 вида, например, мандарин, дальше, и вы эти 2 вида должны продавать круглогодично, каждый день, в любое время дня и суток, соответственно, с этих двух торговых мест вы должны получить максимальную прибыль, если вы будете на эти 2 места класть продукцию, например, по 10 рублей и у вас будет наценка те же самые 10 рублей, вы заработаете небольшую сумму, но если вы поставите продукцию дорогую, стоимостью 50, 60, 60 рублей и у покупателя не будет альтернативы для покупки более дешевой продукции, то у вас есть возможность прийти к наценке 200-300 %, ну, а как говорили классики, капиталист пойдет на любое преступление, если есть возможность заработать 300 % прибыли. Ангелина Грохольская: А сколько наценка на мандарины, например? Юрий Борисов: Можно я сначала отвечу? Ангелина Грохольская: Да, конечно, пожалуйста… Юрий Борисов: Эта картинка, конечно, очень сильно идеализирована, потому что… Ангелина Грохольская: Ничего себе идеализирована, от идеала это далеко… Юрий Борисов: … в реальности, и Вы, как человек, который живет в Москве, можете видеть, сколько торговых сетей существует городе: их больше десятка разных и конкуренция между ними острейшая, поэтому, что касается таких красивых цифр, как 200-300 % наценки, уверяю Вас… Ангелина Грохольская: Мы сейчас не только про Москву говорим, но и про регионы тоже… Юрий Борисов: А мы про регионы тоже… Ангелина Грохольская: … в которых бывает одна торговая сеть и наценки там, действительно аховые. Юрий Борисов: Региональная, например, и федеральные не могут зайти туда… Ангелина Грохольская: Тогда разъясните нам, может быть, правда, потому что мы, например, услышали про Абхазию – 18 рублей от начальной точки, а в магазине почти под 200 мандарины стоили под новый год. Юрий Борисов: Это мандарины по цене 18 рублей – в Абхазии, их нужно довести до Москвы, для них нужно приготовить все санитарные документы, нужно потратить топливо, нанять автомобиль и так далее, это очень серьезные затраты, поэтому я сильно сомневаюсь, что 18 рублей, даже 20 рублей, будет цена на мандарины в Москве. Цена будет – 18 плюс, вот эти все затраты по дороге, включая зарплату водителя тоже, поэтому, скорее всего, цена в Москве очень близка к московской. Я предполагаю, что мандарины в декабре сети продают ниже себестоимости, вот эта цена, которую Вы видите и которая сформирована не только производителем, но и оптовым звеном, оптовым поставщиком, в магазине, скорее всего, ниже себестоимости, потому что в декабре мандарины – трафикообразующий товар, многие продукты такого класса продаются реально ниже себестоимости, реально в убыток. Ангелина Грохольская: Что ж тогда в убыток работать? Правда, я не поверю, что торговые сети работают в убыток. Юрий Борисов: Очень просто, у любой продукции, которую вы видите в торговле есть трафикообразующая функция, например, практически все социально значимые продукты, известные нам с Вами: хлеб, молоко, мясо, курица, сметана, творог – относятся к так называемым трафикообразующим, это продукты, за которыми люди ходят практически каждый день, и в условиях, опять же, очень сильной конкуренции торговые сети не могут позволить себе на них зарабатывать хоть сколько-то, наценка или очень маленькая или даже минусовая. Александр Бражко: К сожалению, коллега вводит нас в заблуждение, мы, как потребители и покупатели, должны все-таки понимать стоимость товара, если мы заговорили про молочную продукцию – стоимость одного литра молока составляет 20 рублей, производство берет максимум 5-7 рублей на литре, еще 5 рублей пусть будет доставка. На торговой полке молоко стоит от 60 рублей за литр, то есть это наценка – 100 %, она минимальная, почему так? Да, по одной простой причине, что сети говорят производителям: не хочешь – выливай в помойку, понимаете? Ситуацию на сегодняшний день иначе, как аморальной – не назвать. Скорее всего, тут следующее объяснение: дело в том, что абхазские мандарины… вообще абхазские предприниматели не будут терпеть ситуацию, когда у них будут брать по 20 рублей, а потом в магазине продавать по 100 или по 120, они будут бить в колокола и говорить, давайте внедрять европейские правила, когда стоимость именно самого исходного сырья в товаре на торговой полке составляет порядка 50 %, то есть европейский фермер литр отгрузил за 20 рублей – он четко знает, что этот товар будет за 40 рублей на полке. Почему это сделано? Для того, чтобы бизнес вкладывал деньги не в торговлю, а в производство. Ангелина Грохольская: Вы знаете, наверное, у каждого своя правда, но я сейчас за покупателей, я – покупатель, наши телезрители тоже – покупатели, м хотим, чтобы продукты были качественные и, естественно, без каких-то больших накруток, что делать покупателям? Ваш совет, можем ли мы как-то повлиять, если вдруг есть, каким-то образом, подозрение, что определенный продавец, магазин накручивает или продает некачественный товар, куда обращаться, кому жаловаться? Александр Бражко: Мы, на самом, деле, обязаны реагировать, и ситуация, которая сложилась на рынке – из-за того, что граждане проявляют низкую гражданскую активность, в том числе, по причине того, что, ранее обращаясь, например, в ряд территориальных управлений Роспотребнадзора, не получали никакой реакции на свои обращения. Куда нужно сейчас обращаться? В первую очередь, это, конечно же, в прокуратуру, во вторую очередь, просить региональную Общественную палату – выйти и провести мероприятия общественного контроля. У нас, у граждан, есть право узнать реальную картину, реальную себестоимость данного продукта, потому что, если мне, например, розничная сеть скажет, что они в Москве покупают по 60 рублей данный товар и выставляют по 70, конечно же, мы им поможем связаться с предпринимателем, который у нас есть в сюжете, и его продукция поступит на торговую полку, и пусть она продается с наценкой 15 %, как нам сегодня рассказывают розничные сети, поэтому пишем заявление, обязательно размещаем информацию в социальных сетях для того, чтобы мы, как граждане, принимали участие, в том числе, и в формировании ассортиментной политики, но и потом не пеняли на себя, почему же мы молчали и допустили эту ситуацию? Ангелина Грохольская: Добавить нечего7 Юрий Борисов: Я только могу предложить для того, чтобы не вводить граждан в заблуждение в отношении реального положения вещей, мы готовы встречаться со всеми и встречаемся совместно с обществами потребителей, показываем, разъясняем, как формируется себестоимость, в течение какого времени, какие затраты несет розничная торговля, реальный, а не фантомный уровень конкуренции на розничном рынке. Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое! Угощайтесь мандаринами, у нас сегодня бесплатно. Александр Бражко: Спасибо! Юрий Борисов: Спасибо! Ангелина Грохольская: Координатор проекта «За честные продукты», Александр Бражко, и Юрий Борисов, директор по развитию ассоциации компаний розничной торговли были сегодня в студии «Большой страны».