Алексей Осипов: Негатив, который высказывается в отношении врачей, связан с завышенными требованиями пациентов
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/aleksei-osipov-25575.html Ангелина Грохольская: Иногда выздороветь помогает не лекарство,
а доброе отношение. Но его в наших медицинских учреждениях, увы, не хватает. Мы
чаще жалуемся на врачей, чем благодарим их. А может зря? Поговорим сегодня об
этом с нашим гостем, вице-президентом фонда "Здоровый диалог"
Алексеем Осиповым. Алексей, здравствуйте.
Алексей Осипов: Здравствуйте.
Ангелина Грохольская: Алексей, ваш фонд, если я правильно
понимаю, помогает врачам и пациентам найти общий язык, по крайней мере так
написано на сайте фонда. Каким образом вы коммуникацию эту помогаете выстроить?
Алексей Осипов: Мы пытаемся на сегодняшний день, как вы
правильно сказали, выстроить эту коммуникацию перед пациентским и врачебным
сообществом. Думаю, ни для кого не секрет, что на сегодняшний день все наше
общество разделено на два противоборствующих лагеря: с одной стороны это врачи,
с другой стороны это пациенты. И я на сегодняшний день могу четко сказать, что в
большей части негатив, который высказывается в отношении врачей, он, скорее, связан
с завышенными требованиями от пациентов к врачам. Не будем скрывать, что есть
факты и хамства, есть факты грубости, есть факты определенного вымогательства
каких-то денежных средств за те или иные медицинские манипуляции, которые у нас
гарантированы государством в рамках ОМС.
Ангелина Грохольская: А еще я добавлю в этот список отсутствие
талонов, отсутствие специалистов в поликлиниках, большие очереди. Как бы тут… Я
на стороне пациентов сейчас.
Алексей Осипов: Я согласен. Мы не выбираем чью-то сторону,
мы находимся где-то посередине, мы такой некий буфер, который как раз и
пытается отсечь этот негатив.
Ангелина Грохольская: И с той, и с другой стороны?
Алексей Осипов: Да. И сделать таким образом, чтобы наконец
мы не боролись друг с другом, не ненавидели врачей, а врачи, допустим, не
ненавидели пациентов.
Ангелина Грохольская: Правильно говорят, что вылечиться можно
только в том случае, если ты доверяешь своему врачу. А если ты идешь к нему, уже
заведомо зная: "Нет, вот что-то он там не то сделает, или как-то ко мне не
так отнесется" – тут, наверное, и результата не будет.
Алексей Осипов: Согласен. Сейчас пациент идет к врачу, он
уже заведомо через интернет поставил себе диагноз, назначил себе лечение, и
когда он приходит к тому или иному специалисту, он уже…
Ангелина Грохольская: Он знает больше, чем врач.
Алексей Осипов: … он считает, что он знает больше, чем
врач, и он уже заведомо настроен негативно. И плюс не стоит забывать, что
пациент, когда обращается в то или иное медицинское учреждение, он заведомо уже
находится в стрессовой ситуации. Мы не говорим о том, что перед нами надо
расшаркиваться в улыбках и в реверансах, просто давайте по-людски друг к другу
относиться.
Ангелина Грохольская: Каким образом вы занимаетесь этим
примирением? Вы же не предлагаете сесть за стол переговоров.
Алексей Осипов: Скорее всего, мы и предлагаем.
Ангелина Грохольская: Не в буквальном смысле?
Алексей Осипов: Да. Мы стараемся выработать именно
определенную методологию по тем или иным обращениям, которые к нам приходят. То
есть мы берем проблематику, отрабатываем ее, создаем некий алгоритм, который
показывает, как в той или иной ситуации должен действовать пациент либо врач, и
уже этот алгоритм мы стараемся тиражировать на субъекты для того, чтобы в
дальнейшем не повторялись эти истории, и чтобы негатива как раз в
здравоохранении у нас было как можно меньше.
Ангелина Грохольская: На что жалуются больше всего?
Алексей Осипов: Это даже не жалобы. Скорее всего, это
нехватка информации у населения. Есть жалобы, как вы сказали, на нехватку
талонов, длинные очереди и так далее, но очень большое количество именно
обращений, а не жалоб, идет как раз информационного характера: где, допустим, мне
получить ту или иную медицинскую услугу; допустим, по льготным лекарствам, что
положено, а что не положено.
Ведь мы с вами, как пациенты, если я вас сейчас спрошу, что вам
положено в рамках госгарантий, то есть в рамках ОМС, ВМП, вы же мне не
ответите.
Ангелина Грохольская: Боюсь, что нет.
Алексей Осипов: Вы не знаете этого. Допустим, у нас был момент
по Московской области. Пациенты обращались, мы с ними разговаривали. Положена
операция в рамках ОМС, она ложится за госпитализацию…
Ангелина Грохольская: А ей счет выставляют?
Алексей Осипов: Нет, там не счет. За день до операции
подходит медицинский работник и говорит: "Если хотите, чтобы все было
замечательно, хирургу надо столько-то, анестезиологу надо столько-то", и так
далее. С этими вещами мы стараемся жестко бороться. Естественно, без Минздрава…
Мы общественная организация, мы можем только информировать Министерство
здравоохранения о том, что в том или ином лечебном заведении происходят, допустим,
какие-то плохие истории.
Ангелина Грохольская: Алексей, на ваш взгляд, может быть, по
итогам мониторинга, самые болевые точки на сегодняшний момент в нашем
здравоохранении какие?
Алексей Осипов: Первая – это информированность населения.
Возьмем прививки. На сегодняшний день идет масса каких-то негативных всплесков
по поводу той или иной вакцинации, а чётких доказательств нет о том, что
прививка, например, нанесла вред. Но разговаривая с Министерством
здравоохранения, мы предложили сделать некую вкладку на сайте, где я, например,
как родитель, могу зайти, посмотреть возрастную категорию моего ребенка, что
мне необходимо сделать в качестве прививки, препараты, которые на сегодняшний
день используются.
Ангелина Грохольская: И самое главное, чтобы информация была из
достоверного источника, а не чтобы мама сидела по форумам где-то и обсуждала с
такими же, как она.
Алексей Осипов: Конечно. Потому что иногда бывают такие
моменты, что в интернет выплескиваются, например, якобы статьи, подписанные
какими-то именитыми учеными. Когда мы совместно с Министерством здравоохранения
начинаем разбираться и доходим до первоисточника, человек, который указан
автором, он знать не знает об этой статье, и для него это становится некой
новостью.
Ангелина Грохольская: Какие-то вбросы специальные?
Алексей Осипов: Да. Я знаю, что сейчас в ряде институтов, в
том числе московских, вводится такой предмет, как конфликтология. То есть мы
пытаемся учить врачей, как в той или иной стрессовой ситуации, связанной с
пациентами, необходимо себя вести. Этим занимаемся не мы, для этого существуют
другие определенные фонды, институты и так далее. Они разработали целую схему
обучения, и ученикам будут читать этот предмет, чтобы у нас студенты уже
выходили подготовленными.
Ангелина Грохольская: Это студенты, это будущим врачам.
Алексей Осипов: Да.
Ангелина Грохольская: А что делать с теми, кто уже сейчас
занимается?
Алексей Осипов: С теми, кто уже сейчас занимается, мы
будем проводить какие-то это лекционные чтения, какие-то семинары для того,
чтобы врач знал, каким образом необходимо себя вести в той или иной ситуации.
У нас сейчас медицинское сообщество очень взбудоражилось по поводу
ввода новой поправки к закону об ужесточении наказания для людей, которые
совершают какие-то противоправные действия в отношении медицинских работников.
Полностью с этим согласен. Но, с другой стороны, пациенты начинают волноваться.
На сегодняшний день у нас есть случай смерти ребенка 11 месяцев. Мы сейчас
разбираемся. И, разговаривая с родителями, они говорят: "Мы понимаем, что
нам ребенка уже не вернуть, мы все это хорошо понимаем, но мы хотим довести до
какого-то логического конца, чтобы в будущем уже другие родители, которые
придут, у них не случилось такой беды". А у нас на сегодняшний день
существует такой момент круговой поруки, то есть все начинают заниматься
отписками, включается полностью административный ресурс: "У нас все замечательно".
Мы хотим, чтобы врачи, в свою очередь, тоже понимали, что если они относятся
халатно к своим обязанностям – а это жизнь человека, не под чистую, а
практически все время, а тем более жизнь ребенка, – если вы относитесь халатно
к этим вещам, значит, тоже будет следовать какое-то наказание.
Ангелина Грохольская: Уже завершая нашу беседу, хочу у вас
спросить от имени, наверное, большинства наших телезрителей: куда обращаться, куда
звонить, если сейчас мы понимаем, что в моем городе есть какие-то минусы, мы с
этими проблемами сталкивались, но пока их решить невозможно?
Алексей Осипов: Очень хороший и емкий вопрос. Постараюсь
ответить коротко. Существуют в каждом первичном медицинском звене, поликлинике,
больнице, неважно где, главный врач. Лучше написано официальное заявление в
двух экземплярах, чтобы секретарь у вас подписала, что приняла. Дальше, если
это не возымело должного результата, существует территориальное управление
Министерства здравоохранения, например, Московской области. Вы обращаетесь туда.
Поверьте мне, на сегодняшний день коммуникации выстроены таким образом, что в
регионах, что в Москве, что в Московской области, когда люди пишут у нас на "Добродел",
на сайт Министерства здравоохранения, в территориальное управление Министерства
здравоохранения, реагируют на сегодняшний день очень быстро. Проблемы не
замалчиваются, проблему стараются очень быстро устранить. Просто население у
нас привыкло делать некую веерную рассылку, начиная от Аппарата Президента, Министерства
здравоохранения Российской Федерации, Росздравнадзор и так далее.
Ангелина Грохольская: И телевидение.
Алексей Осипов: Да.
Ангелина Грохольская: Хорошо. Спасибо вам большое, спасибо за
беседу.
Алексей Осипов: Вам спасибо.
Ангелина Грохольская: Здоровья пожелать всем нам хочется.
Алексей Осипов: Да, самое главное всем – будьте здоровы.
Ангелина Грохольская: Спасибо. В студии "Большой страны" мы
беседовали с вице-президентом фонда "Здоровый диалог" Алексеем
Осиповым.