• Главная
  • Программы
  • Большая страна
  • Алексей Сапрыкин: Что меня удивило – общее настроение людей. В принципе, по отдельности в каких-то компонентах всё очень плохо, но в целом всё очень хорошо

Алексей Сапрыкин: Что меня удивило – общее настроение людей. В принципе, по отдельности в каких-то компонентах всё очень плохо, но в целом всё очень хорошо

Гости
Алексей Сапрыкин
путешественник

Павел Давыдов: Десятки электричек, полсотни маленьких русских городов, тысячи километров пути! Чтобы ощутить масштаб, почувствовать огромное пространство и понять, насколько велика наша страна, можно попробовать доехать с запада на восток – например, из Москвы до Владивостока – правда, не на машине или скоростном поезде, а на обычных электричках. Именно так и поступил житель Липецка Алексей Сапрыкин. Алексей сегодня у нас в гостях. Здравствуйте.

Алексей Сапрыкин: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Алексей, ну начну с главного. Как появилась столь необычная идея – изучить географию Большой страны на практике и увидеть красоты нашей Большой страны из окна обычной электрички?

Алексей Сапрыкин: Наверное, много есть патетических версий: посмотреть страну, узнать людей, преодолеть себя. Но у меня более прозаическая. Мне кажется, мне просто нужен был повод для личного выпендрежа, перед собой в первую очередь.

Павел Давыдов: Вот это очень интересно.

Алексей Сапрыкин: Вы знаете, когда в какие-то моменты, когда ты начинаешь думать, что все вокруг тлен, то у тебя есть такая зацепочка: "Ты же проехал на электричке всю страну! А, да, да…" И минут на пять это спасает. Дальше те же мысли накатывают. Так что я думаю, что именно чисто чтобы в каких-то моментах оправдывать себя и выпендриваться перед самим собой.

Павел Давыдов: Алексей, давайте теперь поговорим немного о деталях этой поездки. Как готовились? Покупали ли заранее билеты? Из чего состоял ваш рацион? В конце концов, где спали, ночевали?

Алексей Сапрыкин: Как оказалось, это было одно из главных открытий поездки: на вокзалах, практически везде, даже на небольших станциях есть комната отдыха, где за весьма умеренную плату можно получить весьма скромные условия проживания.

Павел Давыдов: Но надо думать, конечно. Такой экстремальный вид отдыха.

Алексей Сапрыкин: Вот. Но тем не менее он есть. Только один или два раза пришлось спать именно в залах ожидания, но там причины были такие, что вот-вот должна была быть электричка, прямо очень ранняя, а я приехал очень поздно, и поэтому не было смысла тратиться, учитывая, что я себе запланировал бюджет – 30 тысяч рублей. То есть, так или иначе…

Павел Давыдов: И его хватило, этого бюджета?

Алексей Сапрыкин: Нет конечно.

Павел Давыдов: А если не секрет, в какую сумму вылилась такая поездочка?

Алексей Сапрыкин: Ну, если брать полную стоимость, то это 60 тысяч рублей все обошлось. Соответственно, до Владивостока – в общем, в районе 39 957.

Павел Давыдов: Почти билет на самолет. Оно того стоило? Вот скажите сейчас, оборачиваясь назад.

Алексей Сапрыкин: Конечно.

Павел Давыдов: А что оказалось для вас самым ярким впечатлением?

Алексей Сапрыкин: Это скорее не впечатление, а вывод, полученный во время поездки, что самые важные вещи для нас – они с нами, когда у нас ничего нет.

Павел Давыдов: Вот это уже такая глубокая философия. А как вы к этому пришли? И какие факторы вас подтолкнули к этой мысли?

Алексей Сапрыкин: Ну, в первую очередь, когда я поехал, у меня практически ничего не было. А то, что было, чем я более или менее дорожил, оно на второй день по загадочным обстоятельствам вышло из строя. У меня остался только телефон, камера и ноутбук.

Павел Давыдов: А вообще вам не было страшно от такого путешествия? Все-таки вы в одиночестве, далеко от дома, некому помочь.

Алексей Сапрыкин: Ну, это естественное, по-моему, ощущение человека – ощущение страха перед таким путешествием. Но как-то не то чтобы я привык, а оно улетучилось скорее, когда я начал знакомиться с людьми. Агрессии вообще не было ни единый раз. Даже когда я начинал разговаривать с людьми, с какими-то вопросами к ним обращался, и было видно, что не кстати я это делаю – тем не менее все отвечали и помогали по мере возможностей.

Павел Давыдов: Ну, говорят же, что самое главное достояние любой страны – это люди. Давайте о попутчиках мы и поговорим, тем более что и эту тему мы так же обозначили. Кто попадался на пути? Какие люди? Чья история впечатлила? Кто помог? Как реагировали?

Алексей Сапрыкин: Да абсолютно разные люди попадались. Вообще изначально, когда я выехал, конечно, я еще находился в каком-то московском коконе, в котором ты садишься, едешь, думаешь о чем-то своем. Но когда ты день так едешь, два, три, на четвертый уже хочется с кем-то начать разговаривать, потому что начинаешь (не знаю, насколько это уместно сказать) потихоньку сходить с ума.

Очень много людей шло на контакт из-за того, что у меня была камера GoPro и я периодически что-то снимал. И обычно разговор начинался: "А что это у вас?" – "Вот это камера, я снимаю". – "А зачем?" Я говорю: "Ну, вот так и так. Еду из Москвы до Владивостока на электричках". И все! То есть мы открыли ящик Пандоры, разговор уже дальше завязывался сам собой. Но первый вопрос, конечно: "А что-то случилось?" Я говорю: "Да нет, просто вот так".

Павел Давыдов: Но познакомились вы, наверное, не с одним десятком людей. А чья-то история вас впечатлила?

Алексей Сапрыкин: Знаете, когда люди рассказывают о каких-то своих проблемах, ты начинаешь понимать, что твои проблемы – это какие-то мелочь.

Павел Давыдов: Вот я об этом и говорю.

Алексей Сапрыкин: Конечно, это немного слишком цинично прозвучит, но если хочешь, чтобы тебе стало легче, надо узнать, что у кого-то дела еще хуже.

Павел Давыдов: Ну, это правда жизни. Что тут говорить?

Алексей Сапрыкин: Да. И зачастую со многими людьми, с которыми я разговаривал, так и происходило. Они мне рассказывали о своих проблемах, и я думал: "Господи…"

Павел Давыдов: Все остальные проблемы.

Алексей Сапрыкин: Ну и единственное, что меня удивило – общее настроение людей, что, в принципе, по отдельности в каких-то компонентах все очень плохо, но в целом все очень хорошо.

Павел Давыдов: Алексей, скажите, а какой участок пути оказался самым экстремальным и сложным?

Алексей Сапрыкин: Ну, пожалуй, Забайкальский край. Да, Забайкальский край. Амурскую область я как-то очень быстро проскочил. Ну, там был экстрим, во-первых, из-за того, что чем дальше на восток, тем реже ходят электрички. То есть, например, если сразу за Уралом, до Урала я мог за день на трех электричках проехать и преодолеть большое расстояние, то в Забайкалье ты просто едешь на одной электричке, приезжаешь и ждешь следующую, которая на следующий день. То есть путь замедлился. И кроме того, почему мне казалось экстремальным? Я как раз почитал впечатления коллег из "Комсомольской правды"…

Павел Давыдов: Мы расскажем, что они проделали ровно такой же путь, но несколько месяцев до вас, да?

Алексей Сапрыкин: Да. Они как раз ехали зимой. Безусловно, условия, возможно, были экстремальнее. Но они как-то сгустили краски в своих отчетах. Они описали Забайкалье как какую-то такую маленькую модель ада на земле. То есть я…

Павел Давыдов: И вы ожидали его, да?

Алексей Сапрыкин: Ну да. Я сидел в Улан-Удэ, это было…

Павел Давыдов: Вот где ад-то находится! Теперь мы знаем.

Алексей Сапрыкин: Последняя станция перед Забайкальем. Я всерьез думал: "Наверное, хватит. Может быть, не ехать?" Но потом как-то: "Ты чего, парень? Да ты же почти доехал!" Махнул рукой и поехал. Ничего подобного не произошло. Наоборот, очень отзывчивый. Может быть, немножко – какое бы прилагательное употребить? – диковатые люди, может быть, немного, но от этого не менее добрые.

Павел Давыдов: Проделав такой достаточно огромный путь, вы можете утверждать, что электрички в Большой стране ходят по утвержденному существующему расписанию?

Алексей Сапрыкин: Да, абсолютно.

Павел Давыдов: Это однозначно?

Алексей Сапрыкин: Только один раз из-за ремонта была отменена, а остальное все – секунда в секунду.

Павел Давыдов: Вы как-то готовились, смотрели карты? Расскажите об этом.

Алексей Сапрыкин: Да, я прописал весь маршрут. Ну, будем откровенны – кое-где просто нет электрического сообщения пригородного.

Павел Давыдов: Это все прекрасно понимают, поэтому и возникает вопрос: как же вам удалось?

Алексей Сапрыкин: Ну, тут уж пришлось немножко сжульничать. Я преодолевал какую-то часть на поездах. Ну, там было вплоть до того, что одну станцию я ехал на поезде. Я заходил в плацкарт, начинал знакомиться с людьми и где-то в середине знакомства говорил "до свидания" и уходил из плацкарта. Ну, один раз пришлось вместе с дальнобойщиком, один раз на автобусе.

Павел Давыдов: А можно я вас спрошу о психологическом факторе? Как сильно менялось ваше настроение по пути следования, скажем, от Москвы и в глубинку?

Алексей Сапрыкин: Сначала страх от неопределенности. Потом восторг от того, что ты то делаешь. Потом, знаете, ощущение того, что ты хозяин электрички.

Павел Давыдов: Вы знаете, хороший термин. "Я – хозяин электрички". Мне кажется, вас можно так назвать.

Алексей Сапрыкин: Как первый человек, который вошел в купе, он хозяин купе, так и я был хозяином электрички. То есть я знаю, где не дует. Я знаю, где туалет. И я, в принципе, как-то по-хозяйски себя чувствую. Потом наступила усталость. Потом был какой-то промежуток… ну, не назвать это депрессией. Ну, скорее, опустошение, потому что я еду уже 19 дней, и мне надо ехать еще не столько же, допустим, а еще 6 дней. "Ну, сколько можно?" И потом это, как и у спортсменов на финишной прямой, сменилось очередным приступом восторга от того, что уже финиш.

Павел Давыдов: Алексей, большое вам спасибо за этот уникальный опыт. Уверен, что нашим телезрителям он пригодится. Может быть, кто-то даже решится повторить ваш непростой, но очень красивый и интересный путь – оказаться со всей большой Россией в одной электричке. И теперь мы поняли благодаря вам, кто такой хозяин электрички. Это вы.

Алексей Сапрыкин: Спасибо за новый титул.

Павел Давыдов: Спасибо и вам. У нас в гостях был житель Липецка Алексей Сапрыкин, который проехал на электричках от Москвы до самых до окраин – до Владивостока.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск