Ангелина Грохольская: Интернет – это уже наше все. И я сейчас даже не про социальные сети. Посчитайте, сколько приложений в вашем телефоне. Расписание транспорта, погода, почта. С помощью специальных программ можно узнать, где находится ребенок, смотреть фильмы и заниматься фитнесом. А еще можно перечислить деньги в благотворительный фонд, узнать, кто и в каком регионе нуждается в помощи, посмотреть, насколько доступна городская среда. Социальное предпринимательство, которое стремится создать собственное лицо, сегодня тоже вышло в Сеть. И на помощь общественным деятелям готовы прийти IT-специалисты. Гость нашей программы сегодня убежден: нужно развивать культуру создания гражданских онлайн-приложений, и сделать это можно в "Теплице социальных технологий". И я приветствую в студии "Большой страны" руководителя проекта "Теплица социальных технологий" Алексея Сидоренко. Алексей, здравствуйте. Алексей Сидоренко: Здравствуйте. А.Г.: Что же вы решили – подружить программистов и общественников? А.С.: Да, именно так. А.Г.: Каким способом? Зачем это нужно им – дружить? А.С.: Это сложная история. На самом деле мы уже существуем четыре года. Изначально надо было просто ликвидировать ту лакуну, тот недостаток информации, который вообще был насчет технологий и того, как их можно использовать для общественно важных задач. Мы начали с сайта. Но, кроме того, мы стали проводить мероприятия – так называемые хакатоны. У нас до сих пор наш текстовый редактор, просто когда мы пишем, он переводит их. Никто не понимает, что такое хакатон. Хакатон – это марафон программирования. Но, в отличие от традиционных технических хакатонов, наши хакатоны – это хакатоны социальных инноваций, где люди могут прийти, даже не обладая знаниями, и мы там стараемся их соединить с дизайнерами и программистами. И действительно проекты, которые едва помещаются в какую-то презентацию в PowerPoint, в течение двух дней обретают какой-то прототип, где можно покликать, что-то сделать. И для многих людей это огромный источник вдохновения и первый шаг для того, чтобы начать что-то реализовывать. А мы видим в их проектах, уже выложенных в Сеть, прежде всего огромный потенциал для масштабирования. Потому что, например, опубликовав статью в журнале, это может прочитать 40 человек. Если вы сделаете приложение, вы выходите на масштаб десятков тысяч человек. И мы знаем очень много подобных примеров. И если есть более широкий охват – следовательно, и общественная инициатива значительно эффективнее решает свою цель. Мало того, не только эффективнее, но и вообще выходит на совершенно другой – можно сказать, трансцендентальный – уровень своего воздействия на общество. А.Г.: Мы сегодня видим уже, безусловно, влияние и социальных сетей, и вообще Интернета, их роль в социальной жизни в том числе, в деятельности и некоммерческих объединений. Но давайте примеры конкретные приведем, чтобы было понятно, как работает эта система. А.С.: Например, как работают вообще общественные приложения? У нас есть прекрасный проект, "Теплица" поддержала этот проект в 2012 году одним из первых, это был один из наших проектов. Он из Татарстана, из Казани. Руководитель его – Руслан Шекуров. Это проект – поиск доноров. Это низовой проект по поиску доноров крови. И когда мы поддержали проект… Собственно, с помощью нас они смогли сделать сайт. У них тогда было 10 тысяч доноров, которые записывались через "ВКонтакте". Сейчас у них более чем 40 тысяч человек, которые участвуют в этой сети и по требованию могут дать кровь. Это один из примеров. Другой пример – тоже гражданское приложение, связанное с общественными петициями, иногда очень небольшого масштаба, называется "Change.org" У них было в 2015 году 4 миллиона человек из России только, так как это глобальная платформа. Сейчас из России восемь человек, а поддерживают платформу всего два человека, конкретно на Россию. И это показывает масштаб. Давайте себе представим фонды, которые делают что-то с таким соотношением эффективности. Или, например, фонд, которому мы помогли (и нам вообще очень приятно, что мы помогли такому фонду) – фонд "Живой". Он собирает деньги взрослым людям – не детям, а взрослым людям, попавшим, например, в ДТП, которым срочно требуется операция. Что мы сделали? Плагин Лейка. Это плагин, значительно упрощающий сбор средств на сайте. Вы его устанавливаете, он открытый, бесплатный, вы его можете сами изменять. И в семь раз увеличилась собираемость у фонда "Живой". Они в 2014 году (до того, как мы им помогли) собирали 2,5 миллиона рублей, а стали собирать 15 миллионов. Это для нас была такая мощная история успеха! А.Г.: Алексей, а чем вы мотивируете IT-специалистов, программистов? Ведь можно взять заказ у какой-то коммерческой фирмы, допустим, сделать за большие деньги сайт или то же приложение. А здесь? Наверняка у общественников не так много денег. А.С.: Вы знаете, мы как раз задумывались очень долго, и мы сделали много ошибок. Мы запустили нашу собственную платформу "IT-волонтер", это уже вторая версия. Первая версия не удалась, ею никто не пользовался. Со второй версией мы боялись тоже, что она пропадет. Ну, зарегистрировалось сколько-то человек, они увидели, кто-то даже добавил задачи, и все такие: "Ну…" Но потом мы поставили задачу, и мы говорим: "Давайте подумаем, как сделать так, чтобы в месяц у нас закрывались хотя бы три задачи, и при этом люди, которые закрывали бы задачи, получали бы от этого удовлетворение". Очень важна даже для масштабируемых приложений непосредственная коммуникация с человеком И это было очень важным методом, потому что мы стали задумываться: а как они получат удовлетворение, что для них удовлетворение? И оказалось, что, во-первых, очень важны отзывы. Во-вторых, очень важна даже для масштабируемых приложений непосредственная коммуникация с человеком. То есть мы стали просто писать письма. Но помимо этого мы, например, сделали в интерфейсе (то, как это выглядит на сайте) вещи очень простые, но очень человеческие – например, сказать "спасибо". При этом мы стали замечать, что не только люди, которым помимо того, что можно отзыв написать, поставить сердечко… Казалось бы, такие простые вещи, но они работают. Но еще говорят "спасибо" не только люди, которым что-то сделали, не только те люди, которые благополучатели, которым говорят "давайте поставим нашему волонтеру "спасибо", но и сами люди говорят "спасибо". А.Г.: Вот настолько это важно оказывается. А.С.: Это очень важно. Но еще, например, важно для персонального роста. К нам недавно приезжал Алексей Клесов, это наш самый активный волонтер из Магнитогорска. Он обычный системный администратор, но человек с широкой душой. И он уже помог 34 организациям, он закрыл 34 задачи. А еще к нам приходил в апреле человек, он студент-медик, но ему не нравится, его не очень интересует его профессия. И он сказал: "Я хочу научиться. Мне хочется заняться какими-то интернет-вещами". А помощь некоммерческим проектам – это самый лучший способ набить руку. У нас есть программа "Пасека", и мы работаем уже с креативными студиями, агентствами. Например, они говорят, что когда для их сотрудников, для дизайнеров, для программистов… Например, они делают для крупной автомобильной компании какой-то набор баннеров, и они уже устали, они уже не могут делать эти баннеры, но им нужно, потому что это приносит деньги. А.Г.: Но творчества – ноль. А.С.: А так они дают, говорят: "Пойди, возьми задачу, поработай над ней". И человек действительно как-то разряжается, делает то, о чем можно сказать: "Не зря прожиты эти годы. Я не только делал 180 различных размеров баннеров". А.Г.: Насколько сила добра все-таки велика? А.С.: Мне кажется, слово "добро" так часто употребляют… Здесь скорее для нас очень важны такие слова, как "правильно сформированная мотивация", "ожидания", и такое популярное слово "эмпатия" – возможность поставить себя в положение другого. А.Г.: "Создать лицо". Кому нужна "Теплица социальных технологий"? Об общественном образовательном проекте, направленном на развитие сотрудничества между некоммерческим сектором и IT-специалистами, – в беседе с руководителем проекта "Теплица социальных технологий" Алексеем Сидоренко. Алексей, скажите, а некоммерческим организациям (НКО) у вас есть чему поучиться? Я заглянула на сайт, и у вас есть даже советы по некоторым темам. Я вот об этом. А.С.: Разумеется, наша цель – это не только что-то создавать, но и обучать. У нас в апреле запустился новый сайт, и там есть отдельный раздел. Помимо того, что есть просто всякие вещи про НКО, но есть и раздел обучения, потому что мы считаем, что информации становится значительно больше, а знаний – не всегда. И мы стараемся этот баланс знаний и информации как-то совместить. Во-первых, мы пишем руководства, у нас есть онлайн-курс, у нас есть также видеоуроки. У нас есть целый YouTube-канал. Мы, конечно, не такой большой телеканал, как ваш, но наш, маленький… А.Г.: Вырастете еще. А.С.: Да, несколько сотен тысяч просмотров у нас есть. А.Г.: А какие ошибки допускают общественные организации, фонды, когда начинают, например, выходить в Сеть, но без профессиональной помощи программистов, айтишников – тех людей, которые в этом понимают действительно? А.С.: Мне кажется, самая важная и большая ошибка – это когда организации не выходят в Сеть. А.Г.: Вообще в принципе, да? Считают, что они обойдутся и без этого. А.С.: Да. У нас целая философия: "Сделай сам. Попробуй, а потом проанализируй и сделай следующую итерацию". И мы собственно в этой философии провели в прошлом году первую конференцию провалов некоммерческих организаций. Собираемся ее делать также в мае. А.Г.: Приведите пару примеров. На ошибках учатся, вы сами сейчас об этом говорите. Вот чтобы не наступили в трехсотый раз на одни и те же грабли. А.С.: Например, мы придумали, что у нас есть какое-то решение. Мы увидели, что у кого-то получается, и мы решили его скопировать, потому что – ну как же? Вот какая-то карта есть, например, и у нас тоже должна быть карта. Но – зачем? То есть – осмысленность. Не всегда люди доходят до полной сути вопроса: "Зачем нам нужно что-то сделать?" Просто потому, что это удовлетворяет нашему эгоизму? Да, очень часто многие… Мы называем это "эго-приложения", потому что они на самом деле не имеют ответа на вопрос "зачем люди их делают?". А.Г.: "Я так хочу. Мне нравится, и я сделаю для себя". Да? А.С.: Да. "Я вижу, что это работает". А это не работает. Перед нами был миллион таких приложений. Наверное, это основная ошибка на базовом уровне, когда все-таки люди решили что-то сделать. Потому что очень важно понимать, что ваша исходная идея – это всегда 25% только от того, что у вас получится. И нужно быть готовым менять свою идею, быть гибким. На уровне реализации тоже могут быть существенные проблемы. Например, люди просто с исполнителем не могут договориться, потому что у них полный сумбур в своей собственной организации. Они не могут сказать, они приходят и сидят над этим сайтом пять человек, а на самом деле решает только один человек. А потом у него или у нее нет времени. И потом это все растягивается, не тестируется. И потом все обижены. А некоторые креативные агентства вообще говорят: "Это был такой ужас работать из-за сумбура в организации, что мы вообще никогда не хотим!" Поэтому в самой "Теплице" мы делаем в том числе курс для агентств, как работать с НКО. И мы, скажем так, все время балансируем, какую стратегию выбрать: "как не стать клиентом из ада?" или "как не работать клиентом из ада?" – либо "никто не идиот". И все такие: "Нет, давайте – "никто не идиот". Потому что, конечно, очень часто нужно, во-первых, понимание проблемы, а во-вторых – четкая система принятия решений. И главное – отсутствие боязни этого страха или пересиливание своего страха сделать ошибку. А.Г.: Алексей, спасибо вам огромное. Я желаю вам удачи. Очень полезная "Теплица". Наверное, только богатого урожая в вашей "Теплице". Спасибо вам огромное, что вы пришли и рассказали о проектах. А.С.: Спасибо большое! А.Г.: О том, чем могут помочь программисты общественникам и какие инструменты сделают работу НКО эффективнее, нам рассказал создатель "Теплицы социальных проектов" Алексей Сидоренко.