Алексей Новоселов: Нужно находить какой-то реальный баланс между классическими экскурсиями и интерактивом

Гости
Алексей Новоселов
директор Тотемского музейного объединения

Ангелина Грохольская: Здравствуйте! В эфире программа Большая страна. Как всегда по пятницам, вас ждут незабываемые путешествия и открытия. Сегодня мы прогуляемся по Ерлинскому парку-дендрарию, побываем в русском Иерусалиме и узнаем, почему Тотьму называют Метрополией русской Америки.

И у нас сегодня в гостях Алексей Новоселов, директор Тотемского музейного объединения. Алексей, здравствуйте!

Алексей Новоселов: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Алексей, скажите, велик ли город Тотьма, откуда Вы приехали?

Алексей Новоселов: Ну, вообще, начнем, наверное, с того, что я уверен, что 90 процентов телезрителей никогда не слышали о том, что есть на свете такой город, как Тотьма.

Ангелина Грохольская: Соглашусь с Вами.

Алексей Новоселов: Мможет быть это неудивительно, потому, что город на самом деле очень небольшой сам по себе. В нем проживает сейчас всего 10 тысяч жителей. Но вместе с тем, это город абсолютно уникальный, я вообще ужасно не люблю слово «уникальный», но когда я говорю о Тотьме, мне хочется говорить это слово буквально в троекратном размере. Почему.

Ангелина Грохольская: Почему?

Алексей Новоселов: Потому, что такой истории, как у Тотьмы, нет больше ни у одного города в нашей стране. С чем это связано? Наверное, в первую очередь с тем, что у нас, на протяжении буквально всех столетий жили совершенно потрясающие люди. Люди, которые смогли по настоящему перевернуть существовавшую на тот момент инженерную науку, дойти до Аляски, Алеутских островов. Добиться того, что город, который фактически умер, возродился заново и, соответственно основать свой собственный архитектурный стиль, который является визитной карточкой нашего города. Все это о Тотьме!

Ангелина Грохольская: Так. Давайте подробнее! Почему же Метрополия русской Америки? При чем здесь Америка?

Алексей Новоселов: Вообще, наверное, начинать нужно с того, что Тотьма всегда славилась производством соли. Ну, я думаю, что как раз таких городов в России наши уважаемые телезрители могут насчитать не один десяток. Соликамск, Соль-Илецк.

Ангелина Грохольская: А ведь Тотьма тоже называлась по-другому, Соль-Тотемская, Усолье, Посад соли.

Алексей Новоселов: Да, и начиналось все именно с соли. То есть, у нас находятся подземные воды, достаточно глубоко, там есть слабая концентрация соляного раствора. И считается, что именно тотьмичи первыми на русском Севере, а может быть и в масштабах всей России, мы точно этого не знаем, смогли найти интересный способ добычи этих рассолов из-под земли. Для этого делали очень сложные инженерные конструкции, который назывались рассоло-подъемные трубы. Ну и, соответственно, тотемский мастер Семен Саблин, как раз считается первым российским горным инженером.

Ангелина Грохольская: А какой год это примерно, или век хотя бы?

Алексей Новоселов: Это у нас, соответственно, солеварение известно с XIII-IV века, Семен Саблин это уже более поздний период. Это уже как раз время Строгановских солеварен, но, так или иначе, представьте, вроде бы совершенно давнее время, вот, XVII век, XVI век, а скважины бурятся на глубину более 150 метров в землю. То есть это, конечно, абсолютно уникально и феноменально по масштабам тогдашней страны.

Ангелина Грохольская: Вообще, если представить, да это – фантастика!

Алексей Новоселов: Да, абсолютная фантастика. Но так сложилось, что Петр Первый основал «окно в Европу», в Санкт-Петербурге. «Форточка в Европу» через Архангельск захлопнулась. Тотьмичи были лишены абсолютно возможности торговать с иностранными купцами, эта возможность у них была на протяжении предыдущих столетий, и, вроде бы самое время было Тотьме «захиреть», превратиться в какую-нибудь деревеньку, вот, которая, в общем, мало, что значит и мало, что из себя представляет, но не такими были наши люди! Они узнали, вероятно, от участников экспедиции Витуса Беринга, которая шла через Тотьму, что на Востоке, далеко в Сибири, на Дальнем Востоке современном, на Камчатке, на Аляске, водится множество пушного зверя, который в то время стоил очень дорого. Ну, то есть, для сравнения, корова стоила рубль, а шкурка черной лисы стоила 120 рублей.

Ангелина Грохольская: Ничего себе!

Алексей Новоселов: Вот. И, разумеется, соответственно, купцам, которые потеряли возможность торговли солью, им нужно было начинать с какого-то определенного нуля. И как раз вот в середине XVIII века масса тотемских купцов, она устремляется на Восток.

Ангелина Грохольская: А я, кажется, догадалась, почему на гербе Тотьмы изображен зверь пушной.

Алексей Новоселов: Ну да, именно поэтому. Тотемские купцы снарядили более 20-ти экспедиций к американским берегам. Это больше, чем Вологодские, Московские купцы вместе взятые. Ну и представляете расстояние, даже сейчас Тотьма, это вологодская область, ну буквально чуть-чуть восточнее, чем Москва и к северо-востоку, и где находится Камчатка, где находится Аляска, где находится Северная Калифорния! Вот, соответственно, тотемские люди до туда дошли, устанавливали контакты с Алеутами, с индейцами, составляли карту местных островов. Ну и соответственно, внесли свой вклад в географическую науку, попутно. Оттого он, конечно, не менее заметен.

Ангелина Грохольская: Вот мы как раз видим герб Тотьмы, да, кто же это действительно изображен? Это лисица?

Алексей Новоселов: Это черно-бурая лисица.

Ангелина Грохольская: Лисица?

Алексей Новоселов: Некоторые считают, что черно-бурая лисица, некоторые, что просто черная лисица. Так или иначе, это животное, которое не водится ни в Тотьме, ни на европейской территории нашей страны, это самая, что ни на есть, настоящая американская черная лиса.

И Екатерина II, соответственно, утверждая герб, она подписала – «В знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Вот, упражнялись! И довольно удачно.

Ангелина Грохольская: И довольно удачно, да! А что такое Тотемское барокко?

Алексей Новоселов: Эта история тоже очень тесно взаимосвязана с той историей, о которой я только что рассказывал. Потому, что соответственно, тотемские купцы, возвращаясь в родные места, в Тотьму, на территорию Тотемского уезда, они возвращались сюда с баснословными капиталами. Их нужно было где-то тратить. Тратили по-разному. Иногда строили богатые каменные дома, но чаще всего все-таки, существовала традиция, в благодарность богу за удачное путешествие столь дальнее, столь опасное, столь трудное ставить прекрасные храмы.

И, соответственно, тотьмичи не просто стали соревноваться друг с другом, кто построит красивее и интереснее, но еще попутно создали свой особый архитектурный язык, архитектурный стиль, который называют Тотемское барокко. Наши церкви очень напоминают корабли, это особо заметно, если посмотреть на них с разных ракурсов. Где-то колокольни напоминают мачту, то есть, они очень легкие, буквально воздушные, взмывают ввысь, в общем, пропорции найдены очень удачно. Ну и конечно, украшательство наших Тотемских церквей, так называемые «клейма», считается, что якобы они сошли с тогдашних географических карт. Но это, конечно, всего лишь одна из версий, но, так или иначе, внутри этих «клейм» можно увидеть морские звезды, кресты, трилистники, раковины. В общем, настоящий морской стиль в русской глубинке. Потому, соответственно, Тотьма – город мореходов и город морского архитектурного стиля.

Ангелина Грохольская: Вы действительно подтверждаете сейчас свои слова, что Тотьма – это уникальный город! Но, скажите мне Алексей, пожалуйста, а бывали ли Вы когда-нибудь в городе Задонске, что в Липецкой области?

Алексей Новоселов: Я очень много путешествую по малым городам, это буквально мое главное хобби в этой жизни, но вот в Задонске я ни разу не был!

Ангелина Грохольская: А там ведь тоже очень много храмов, тоже есть свой стиль и я предлагаю сейчас из Тотьмы в Задонск, вот прямо сейчас из этой студии нам с Вами отправиться в путешествие, а потом мы продолжим разговор про Тотьму.

Алексей Новоселов: Отлично! Давайте перенесемся!

«СЮЖЕТ»

Ангелина Грохольская: Ну, из Задонска мы снова возвращаемся в нашу студию и продолжаем знакомство с древней Тотьмой. Если уж говорить о музеях, то надо сказать, что Тотьма – рекордсмен по их количеству. Это правда, Алексей?

Алексей Новоселов: Ну, наверное, где-то находимся на первых строчках, особенно, на душу населения, потому, что как у же сказал, у нас 10 тысяч жителей.

Ангелина Грохольская: А музеев сколько?

Алексей Новоселов: Шесть музеев.

Ангелина Грохольская: На десять тысяч, ну в общем да, солидно. Они все входят вот в ваше Объединение?

Алексей Новоселов: Да, они все входят в наше Объединение. Соответственно, у нас есть музеи на любой вкус, можно сказать. Это и краеведческий, который основной наш, базовый. Основан уже 103 года назад, как я называю, 24 Зала удовольствия. Потому, что чего там только нет! По-настоящему интересная экспозиция художественного отдела, замечательная палеонтология, флора-фауна, исторический отдел, разумеется там. Потом у нас есть музей церковной старины, потому, что у нас есть очень богатая коллекция деревянной скульптуры храмовой. Есть музей мореходов, есть дом-музей Ивана Кускова. Это, кстати, на минуточку, тот самый человек, который основал самое южное русское поселение в Америке, Форт-Росс. Благодаря этому человеку к нам в Тотьму приезжают североамериканские индейцы.

Ангелина Грохольская: Как? Что они делают в Тотьме?

Алексей Новоселов: Вот это интересный вопрос! Каждый раз, когда туристам говоришь, индейцы и Тотьма, вроде бы что может связывать эти два таких далеких понятия? На самом деле все очень интересно в этой истории. Индейцы племени кашайя-помо считают нашего земляка Ивана Кускова своим национальным героем. Почему? Потому, что якобы он сохранил вот эту вот этическую идентичность этого племени, потому, что он укрывал его в стенах Форта-Росса от недружественных испанцев, которые в то время хозяйничали на Западном берегу Америки. И наши люди всегда были к индейцам терпимы, не заставляли их переходить в православие и в общем то ток вот отношения были довольно мирные. Соответственно, впоследствии кошайя-помо с участием своих вождей, старейшин, они выпустили медаль с изображением, с профилем Кускова, вот, и их мечта побывать на родине своего героя сбылась в 2012-м году, когда они приехали в Россию, вместе с вождем. Притом у них было пожелание, они жили в домах простых тотмичей, чтобы ощутить, как живут русские люди. Ну, разумеется, этот визит им, конечно же, запомнился. Потом еще приезжали индейцы, другого племени. Вот так и живем!

Ангелина Грохольская: Алексей, Вы очень молодой человек, и когда мне сказали, что Вы – директор музейного Объединения, честно скажу, сначала не поверила. Говорю, такого не бывает! Как так случилось? Откуда у Вас такая огромная любовь и интерес к своему родному краю и вот к тому делу, которым Вы занимаетесь?

Алексей Новоселов: Я краеведением интересовался всегда, практически сколько себя помню, вот, и вел довольно активную общественную деятельность, вел какие-то паблики в социальных сетях, которые связаны с культурой, историей города. Увлекался сбором старых фотографий. И как то вот в итоге это увлечение вылилось в то, что сначала мы делали статью в Википедии о Тотьме на волонтерских каких-то основаниях. Потом мы делали туристский сайт района, а потом как то внезапно руководство района предложило, а почему бы не попробовать? Ну и, разумеется, от таких предложений отказаться невозможно!

Ангелина Грохольская: Ну я уверена, что руководство района не пожалела, что такое предложение Вам сделало. У вас несколько музеев, шесть музеев, понятно, что они должны постоянно меняться, чтобы привлекать посетителей. Сегодня тренды – это интерактивность, это выход в виртуальное пространство, вы свои музеи меняете, или вы так, классический формат?

Алексей Новоселов: Вы знаете, да, среди музейщиков уже слово «интерактив», «интерактивность» - это дико ругательное слово. Потому, что его сейчас употребляют все. Особенно те, кто имеет дело с туризмом, показывайте нам интерактив, не показывайте нам классические экскурсии, все такое. Нет, на самом деле нужно находить какой-то реальный баланс между классическими экскурсиями, между интерактивом. Потому, что действительно музей сейчас он меняется. И он проходит процедуру довольно такой, наверное, болезненной трансформации, в какой-то степени. Но эта трансформация, она очень нужна. Потому, что музей в любом городе, а в малом, мне кажется, тем более, он должен быть таким вот институтом, который очень тесно взаимодействует с местным сообществом. То есть, музей должен стать неким центром развития для малого города. Соответственно, как-то вот в этом направлении мы и стараемся развивать наш музей.

Ангелина Грохольская: Алексей, спасибо Вам огромное за беседу! Ну а нам остается лишь приехать в Тотьму и увидеть все своими глазами.

Алексей Новоселов: Я очень надеюсь, что зрители, посмотрев небольшой вот этот сюжет о Тотьме приедут к нам. Пожалуйста приезжайте, у нас есть все возможности для отдыха, я уверен, что вы уедете от нас с хорошими впечатлениями и захотите вернуться.

Ангелина Грохольская: Алексей, спасибо Вам еще раз за то ,что приехали к нам и рассказали о своем любимом городе!

Алексей Новоселов: Спасибо большое!

Ангелина Грохольская: У нас в студии был Алексей Новоселов, директор Тотемского музейного объединения.

На этом все! Пишите нам, делитесь впечатлениями! Присылайте видео. Адрес нашей электронной почты bs@ptvr.ru

Мы доступны и в социальных сетях. И помните, несмотря на расстояния, мы рядом!

И помните, несмотря на расстояния, мы рядом!