Алиса Бабина: Сегодня в России добровольчество – удел высокоресурсных людей. Это неправильная тенденция
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/alisa-babina-dobrovolchestvo-24245.html
Ангелина
Грохольская: Волонтерам и некоммерческим организациям в следующем году будет помогать
Агентство стратегических инициатив совместно с Общественной палатой. Это поручение
президента России. Выступая перед Федеральным Собранием Владимир Путин особое внимание
уделил людям, которые искренне и бескорыстно занимаются добровольческой деятельностью.
По словам главы государства, "воля и великодушие граждан, которые участвуют
в благотворительных проектах, формируют атмосферу общих дел, так необходимую сейчас
нашей стране".
Чем
же займется Агентство стратегических инициатив и как оно будет помогать общественникам
– мы попросили рассказать координатора проекта направления "Социальные проекты"
Алису Бабину. Алиса, здравствуйте.
Алиса
Бабина: Здравствуйте.
А.Г.:
Спасибо большое, что нашли время и пришли в предновогодние, предпраздничные дни
в студию "Большой страны". Давайте нашим телезрителям сначала
напомним, что же такое Агентство стратегических инициатив, когда оно было
создано, основные направления и виды деятельности.
А.Б.:
Агентство стратегических инициатив было создано в 2011 году. Основными задачи
Агентства являются поддержка и продвижение проектов в социальной и в других сферах.
В частности, важным направлением работы Агентства является улучшение инвестиционного
климата, кадровое обеспечение промышленного роста, также дополнительное образование
детей и, наконец, новое качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.
В последнее время мы активное внимание начали
уделять проблемам волонтерства и поддержки некоммерческого сектора. Поэтому в связи
с поручением президента мы, конечно же, активно приступили к разработке нашей Стратегической
инициативы по развитию волонтерства в регионах. Собственно поэтому мы с вами сегодня
и собрались.
А.Г.:
Давайте обо всем по порядку тогда. Правильно ли я поняла, что некоммерческий
сектор – это, в общем, не чуждая вам среда?
А.Б.:
Совершенно верно. Начиная с момента образования Агентства – с 2011 года – мы
внимательно следили за всеми тенденциями развития некоммерческого сектора, учитывали
лучшие практики этого развития и всячески вовлекали некоммерческий сектор в работу
по нашим проектам. В этом году мы провели конкурс им. Салтыкова-Щедрина, это
конкурс социально-экономических практик. В этом конкурсе победили два проекта, которые
задействовали труд волонтеров. Первый – в Республике Чувашия. И второй – в Кировской
области.
А.Г.:
А вот сразу конкретно про них. Что это за проекты? Что они из себя
представляют?
А.Б.:
Это чудесные проекты. Проект в Чувашии вовлекал волонтеров в программу тайного покупателя,
которые проверяли качество оказания услуг пациентам в медицинских учреждениях Чувашии.
Очень интересная методика, которая была признана лучшей практикой по итогам конкурса.
С другой стороны, в Кирове, например, пошли по другому пути и решили привлекать
волонтеров к обучению граждан пожилого возраста компьютерным технологиям.
А.Г.:
В своем Послании наш президент обратился с такой просьбой и к Агентству
стратегических инициатив, и к Общественной палате (я процитирую): "Снять
все барьеры для развития волонтерства". О чем конкретно речь? Какие
барьеры на пути волонтеров возникают и могут возникнуть?
А.Б.:
С одной стороны, может показаться, что все барьеры будут устранены с принятием каких-либо
законодательных актов, но вопрос этот довольно дискуссионный. В самой некоммерческой
среде бытуют разные мнения относительно необходимости и различных путей развития
законодательства в этой сфере. Некоторые говорят о том, что необходимо принимать
отдельный закон, который собственно и поможет преодолеть все барьеры по доступу
волонтеров в различные учреждения, в том числе государственные и муниципальные учреждения,
в социальной сфере и в сфере здравоохранения.
А.Г.:
Мне кажется, надо здесь уточнить, что волонтерская деятельность очень
разнообразна. Потому что у нас есть некие стереотипы вокруг добровольческой
деятельности тоже. И действительно волонтеры сталкиваются с какими-то
чиновничьими препятствиями, бюрократическими, не везде их пускают, не везде
принимают. Может быть, какие-то есть примеры даже из практики, когда волонтеры
с этим столкнулись?
А.Б.:
Да, абсолютно точно. В этом плане лучшей практикой поддержки государства добровольческих
инициатив по преодолению таких барьеров является практика Москвы, Ростовской области
и Санкт-Петербурга. Например, в Москве в текущем году приняты регламенты по организации
взаимодействия государственных и муниципальных учреждений в сфере здравоохранения
и в социальной сфере, которые регулируют доступ волонтеров в соответствующие учреждения.
Благодаря этим регламентам повысилась прозрачность и были устранены те самые барьеры,
о которых вы говорите, и тем самым было гарантировано право волонтеров на доступ
в эти учреждения к непосредственным благополучателям.
А.Г.:
У нас был действительно руководитель Ассоциации волонтеров-медиков, студентов,
и здесь, в студии, мы беседовали как раз на эту тему. И да, он нам рассказывал
о том, что сейчас заключаются уже соглашения, чтобы волонтеры не просто так
пришли по собственной инициативе, а у них спросили: "А что вы здесь будете
делать?" – "Мы будем здесь помогать". А есть документ, и на
основе этого документа и идет эта деятельность, осуществляется.
Добровольчество в России – удел высокоресурсных людей.
Мы в Агентстве считаем, что это не совсем правильная тенденция и готовы
прилагать инициативы к тому, чтобы обеспечить равный доступ для всех граждан,
вне зависимости от возраста, имущественного положения. Собственно эту задачу
нам и поручил президент
А.Б.:
Совершенно верно. Например, в Петербурге есть активная практика, которая распространяется
по другим регионам, когда формируется благотворительная программа, в том числе с
участием некоммерческой организации, социально ориентированной к примеру, когда
волонтеры приходят в учреждение и работают по конкретной программе – и таким образом
устраняются все возможные противоречия и барьеры в плане доступа, препятствий руководителя
учреждения, например, или сотрудников. Потому что непонимание и отсутствие коммуникации
между участниками волонтерской деятельности, в том числе в учреждениях, – это, конечно,
один из основных барьеров.
И еще я бы обратила внимание на то, что сейчас,
по данным социологов, добровольчество в России – это удел высокоресурсных людей.
Мы в Агентстве считаем, что это не совсем правильная тенденция, поэтому мы готовы
прилагать инициативы к тому, чтобы обеспечить равный доступ для всех граждан, вне
зависимости от возраста, имущественного положения. Собственно эту задачу нам и поручил
президент.
А.Г.:
Вот об этом поконкретнее расскажите, пожалуйста. Что это значит? Как это будет
реализовано?
А.Б.:
В Агентстве разработана и представлена на наблюдательном совете Агентства Стратегическая
инициатива развития волонтерства и добровольчества в регионах. У нее две цели. Первая
– это обеспечение, как я уже говорила, равного доступа граждан, вне зависимости
от возраста, имущественного положения и пола, к возможностям добровольчества. И
вторая – это подготовка и тиражирование в регионах модели поддержки, которая будет
основана на лучших практиках (как международных, так и действующих региональных)
по государственной поддержке добровольческих усилий населения. Это две основных
цели, над которыми мы будем работать в 2017–2018 году.
А.Г.:
Я знаю, что до весны должна быть разработана "дорожная карта".
А.Б.:
Совершенно верно.
А.Г.:
Уже понятно, что в ней будет?
А.Б.:
Да. С Общественной палатой были проведен ряд установочных встреч. Мы готовы определить
формат нашего взаимодействия. Сразу могу сказать, что в основе нашей деятельности
будет работа со всеми заинтересованными сторонами. Мы будем привлекать всех стейкхолдеров,
которые проявят желание и готовность сотрудничать вместе с нами в разработке данной
концепции, потому что необходимо сформировать тот пакет мер, который будет эффективным
и который будет работать на всех уровнях – как на уровне муниципальном, так и на
уровне субъекта, так и на уровне федерации. Поэтому мы готовы к тому, чтобы общаться
со всеми стейкхолдерами и учитывать их позицию в целях достижения оптимального результата.
Агентство
стратегических инициатив окажет помощь НКО и волонтерам. В студии "Большой
страны" – Алиса Бабина, координатор проекта Департамента инвестиций в социальную
сферу направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив.
А.Г.:
Алиса, вы наверняка уже делаете какой-то мониторинг по регионам, где нужно
особое внимание уделить, где уже, наоборот, можно какие-то практики применять и
тиражировать. Кто в лидерах у нас сейчас, на ваш взгляд?
А.Б.:
На наш взгляд, в несомненных лидерах добровольческого движения находятся, как ни
странно, те области, в которых добровольческое движение снизу развито наиболее сильно.
В их числе, разумеется, Санкт-Петербург и Москва. Из менее крупных субъектов федерации
идут Ростовская область, Самара, Свердловск, Новосибирская область, также выделяется
Липецкая область и ряд других областей.
А.Г.:
Вы Пермь не назвали.
А.Б.:
Совершенно верно. Пермь, Татарстан… Их можно перечислять довольно долго. В Агентстве
мы вычленили несколько десятков лучших практик, по итогам которых мы будем разрабатывать
ту самую модель, о которой мы с вами говорили. Мы обобщим те лучшие практики, которые
мы соберем с регионов, добавим туда лучший международный опыт и получим универсальную
модель, которая, как мы надеемся, найдет отклик в регионах.
А.Г.:
Вы сказали сейчас о международном опыте. Можно тоже какой-то пример привести –
вот чего нам сейчас не хватает и что можно взять из других стран?
А.Б.:
Например, в Швеции очень распространена система добровольческих центров, которые
предусматривают возможность населению участия как непосредственно на территории
центра, так и за его пределами, в доступе с благополучателями, которые могут являться
такими же добровольцами, как и те, кто оказывают данные услуги или производят работы.
Это хорошая практика.
Например, в Великобритании, как и в Швеции в
принципе, работает активно программа так называемого мэтчинга. Это такая платформа,
в том числе в Интернете, когда потребности и желания добровольцев находят отклик.
Таким образом, доброволец может зайти на платформу и изучать возможности добровольчества,
которые на его территории в настоящее время актуальны. С другой стороны – те, кому
нужен доброволец, могут об этом заявить и привлечь новых добровольцев.
А.Г.:
Алиса, я прочитала и выслушала разные мнения после выступления Владимира Путина
и после того, как стало известно, что именно АСИ займется поддержкой НКО в
следующем году. Например, президент благотворительного фонда
"Предание" Владимир Берхин считает, что этот шаг навстречу "третьему
сектору" пока "неуверенный и половинчатый". А председатель
карельской природоохранной организации "Спок" Ольга Ильина выразила
опасения, что "эта поддержка будет прежде всего оказываться
негосударственным организациям, созданным самим государством". Вот вы
какие-то опасения разделяете?
А.Б.:
Я могу понять эти опасения, потому что, разумеется, любые перспективы вмешательства
государства в сферу, которая была, в общем-то, обделена государственным вниманием
в течение 25 лет…
А.Г.:
Она существовала отдельно, где-то параллельно.
А.Б.:
Нет, она не существовала в параллельной реальности, совсем нет. Более 25 лет
существуют в России институциональные практики добровольчества. Еще на заре – в
1991 году и даже раньше – в Петербурге появлялись первые благотворительные
общества, которые занимались оказанием добровольческой помощи.
А.Г.:
Собственно они и раньше существовали, просто по-другому назывались.
А.Б.:
Да, в другом формате, совершенно верно.
А.Г.:
Немножечко другие форматы были, да.
А.Б.:
Но все-таки было немного другое – тяжелая регистрация и так далее. Тот формат, который
мы подразумеваем под добровольческими организациями сейчас, появился как раз на
рубеже 80-х и 90-х годов, в том числе и в Москве. Например, Московский Дом милосердия
– это одна из самых старых организаций, которая объединяла добровольцев России,
была создана в 1994 году. И эти практики этих организаций, в принципе, являются
лучшими, потому что они были сформированы и на международных практиках. И в принципе,
они являются гарантами того, что мы не будем изобретать велосипед. Это во-первых.
А.Г.:
Они уже отработаны.
А.Б.:
Совершенно верно. Во-вторых, есть определенное понимание, совершенно ясное, что
добровольчество не является деятельностью в отрыве от некоммерческого сектора. Наоборот,
добровольчество является разновидностью
благотворительной деятельности – что, между прочим, отражено в соответствующем законе
Российской Федерации.
А во-вторых, как я уже говорила, в рамках нашей
работы по разработке совместно с Общественной палатой плана мероприятий по развитию
волонтерского движения мы будем активно привлекать всех заинтересованных стейкхолдеров
к этой работе. И одной из важнейших целей нашей работы является обеспечение равного
доступа и государственных, и негосударственных органов, и вузов, и досуговых центров,
и библиотек к возможности добровольчества, чтобы они могли стать площадками. Поэтому
этот равный доступ, прозрачность, благоприятствование являются основными принципами
нашей работы.
А.Г.:
Это самое главное.
А.Б.:
Совершенно верно.
А.Г.:
Владимир Путин, наверное, неслучайно отметил колоссальный потенциал
некоммерческого сектора, на него сейчас действительно делается ставка. Также
президент сказал, что "формируется атмосфера общих дел", которая
сейчас очень нужна России. А может ли это стать той самой национальной идеей, о
которой сейчас так много говорят, но никто пока не понимает, какой же она
должна быть?
А.Б.:
Я могу вам сказать, что российские граждане, все россияне в принципе готовы к тому,
чтобы добровольчество стало неотъемлемой частью их жизни. Мы имеем социологические
данные, которые говорят о том, что около трети населения так или иначе за последний
год было вовлечено в помощь другим людям. Поэтому говорить о том, что помощь должна
стать национальной идеей, наверное, не совсем актуально – с тех позиций, что российский
гражданин и так готов помогать.
Если говорить более узко – применительно к добровольчеству,
о котором мы говорим с вами сейчас, – есть другие данные, которые говорят о том,
что как раз 67% населения не готовы в ближайшее время быть вовлеченными в добровольчество.
И вот это актуальная задача. Потому что зачастую эти трудности связаны с различными
мифами, о которых мы говорили в начале нашей беседы: о том, что у добровольца много
свободного времени, что у него нет личной жизни, что он не удался в каких-то других
сферах своей жизни – и другие опасные мифы, которые возникли из-за отсутствия адекватной
информации о доступе к добровольчеству. Поэтому это будет, разумеется, одним из
краеугольных камней нашей совместной работы с Общественно палатой в разработке плана
мероприятий.
А.Г.:
Алиса, уже через несколько дней Новый год. У нас елки, у нас все сияет, все
красиво, поэтому я вас не отпущу без поздравления новогоднего нашим
телезрителям и без пожеланий.
А.Б.:
Ну что же, я поздравляю всех зрителей с Новым годом! Я желаю в следующем году получать
как можно больше приятных эмоций, в том числе во взаимодействии с другими людьми.
И я надеюсь, что добровольческая тема не пройдет незамеченной в будущем году. И
так как у нас объявлен, например, Год экологии, возможно, в этом контексте наши
зрители смогут поближе познакомиться с возможностями добровольчества в этой сфере
в своих регионах. Спасибо большое за внимание.
А.Г.:
Спасибо вам огромное. И с наступающим вас Новым годом!
А.Б.:
Спасибо.
А.Г.:
В студии "Большой страны" мы беседовали с Алисой Бабиной –
координатором проекта Департамента инвестиций в социальную сферу направления
"Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив.