Алиса Даншох: Я решила, что уж если сажать розы, то у каждой розы должна быть своя история. И 8 лет подряд я придумываю истории

Гости
Алиса Даншох
журналист, писательница

Ангелина Грохольская: Настоящая живопись – это когда цветок, нарисованный на картине, пахнет. А можно ли почувствовать литературные произведения, услышать пение птиц, осязать аромат роз или булочек с хрустящей корочкой, которые печет бабушка? Авторитетно заявляю: можно, если это книга, написанная Алисой Даншох. Знакомьтесь – журналист, писательница. У нас сегодня в гостях Алиса Даншох. Здравствуйте.

Алиса Даншох: Здравствуйте. Очень рада.

Ангелина Грохольская: Я тоже очень рада, тем более когда гости к нам приходят вот так вот – с книгами, с угощениями. Но можно вас немножко поругаю? У меня претензия. Невозможно читать ваши книги. Невозможно! А особенно на голодный желудок. Ну, как так? Вот после работы открываю книгу, думаю: сейчас я какую-то интересную историю прочитаю. Интересная история начинается, но потом на каждой странице… Я вам просто сейчас процитирую:

"Коронное бабушкино блюдо – это, несомненно, вареники с вишней. Ради них я могла пропустить во дворе игру в дочки-матери с живыми котятами в роли грудных детей. Серединка круга слегка посыпалась сахарным песком, на него выкладывали три вишенки без косточек, вытащенных бабушкиной шпилькой, затем края тщательно защипывались".

Я не могу даже читать сейчас. Я пробовала читать книгу "Кулинарные воспоминания счастливого детства" на сытый желудок – тоже у меня не получилось, потому что – что ни страница, то не только увлекательная история, но и аппетитная история. Мы сегодня так даже назвали – "Аппетитная проза". А в конце еще и рецепты! "Яблочный пирог имени Бабушки", "Блины дрожжевые-кружевные а-ля тетушкины"… Боже мой! Что это? Что это такое? Расскажите нам, откуда это все.

Алиса Даншох: Наверное, существуют три темы самые популярные в разговоре. Первая – погода. Вторая – здоровье. А третья – еда. Безусловно, я согласна с вами, что эта книга не для тех, кто хочет похудеть.

Ангелина Грохольская: Ни в коем случае!

Алиса Даншох: Это для тех, кто хочет насладиться едой. Просто при этом один-единственный совет: не надо много есть, надо есть немного.

А что такое детство? Детство – это разного рода удовольствия все-таки, в первую очередь. А удовольствие – это, конечно, еда. Поэтому в этой книге разговор о тех людях, близких мне, которые меня баловали и которые меня кормили. И всюду всегда был накрытый стол. И я как бы из детства вынесла не просто получение удовольствия, но и еще какое-то удовольствие доставить и другим.

Ангелина Грохольская: Вы его доставили, честное слово. Я, конечно, шучу, что у меня претензии. Это невероятно! Это читать вкусно! А вот что у нас сегодня на тарелках? Это тоже по рецептам какой-нибудь из бабушек?

Алиса Даншох: Ну, это немножко доработанное. Моя тетя очень любила делать оладьи с яблоками. Я доработала, потому что, конечно, они очень и очень жирные, к сожалению, предупреждаю сразу, но очень нежные и вкусные. Нежные они потому, что там сметана.

Ангелина Грохольская: Прямо там, внутри?

Алиса Даншох: Прямо внутри. Они сделаны на сметане, не на кефире каком-то, не на молоке – ни в коем случае, боже упаси! – а на очень хорошей жирной ряженке и сметане. Дальше там очень-очень много яблок, а сверху присыпаны сахарной пудрой. И еще положен – это ужасно, но тем не менее маленький кусочек сливочного масла, иначе не будет так вкусно. И вот когда мой сын приезжал на каникулы, он звонил заранее и говорил: "Мама, сделай, пожалуйста, оладья". То есть это такое блюдо для того, чтобы отпраздновать возвращение домой.

Ангелина Грохольская: Это прекрасное блюдо! "Прощай, фигура", но я готова пожертвовать ею ради таких аппетитных оладий. Я обязательно запишу у вас потом рецепт. Или он есть в книге, да?

Алиса Даншох: А он есть в этой книге. И я надеюсь, что все потом попробуют, по оладушку всем достанется. И мне это будет очень приятно. Это будет самое большое признание моего творчества.

Ангелина Грохольская: Алиса, не только кулинарные воспоминания у вас есть, ведь книги у вас… Это единственная кулинарная, скажем так, книга, да?

Алиса Даншох: Кулинарная – одна.

Ангелина Грохольская: Одна. А о чем другие?

Алиса Даншох: Кстати, она… Прошу прощения, но я очень горда. Понимаете, это же авторская гордость. Эта книга переведена на французский и к концу года будет издана во Франции.

Ангелина Грохольская: Я вас поздравляю!

Алиса Даншох: Спасибо.

Ангелина Грохольская: Кстати, Франция. У вас с Францией очень тесные, скажем так, отношения, да? Вот "Розовые истории" – там есть вообще отдельные истории именно французские, скажем так.

Алиса Даншох: Есть, да. Одна из моих многочисленных двоюродных бабушек после революции уехала во Францию, там жила и умерла в 1998 году, похоронена на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Париж в моей жизни значил очень многое. И мне посчастливилось – я там часто живала, я бы так выразилась. Другая моя бабушка считала, что девочка из хорошей семьи должна учить французский язык. И вот с 5 лет я учила этот самый французский язык, который в какой-то степени стал частью моей жизни.

Ангелина Грохольская: Почему "Розовые истории"? Это ведь не тоже просто так?

Алиса Даншох: Не просто так. Сама я никакой садовод, в жизни не вырастила ничего, потому что у меня аллергия на любое соприкосновение с землей. Но много лет я сотрудничаю с Русским музеем Санкт-Петербурга и являюсь членом учредительского и попечительского совета международного фестиваля "Императорские сады России". И вот решила выпендриться, говорю: "Давайте сделаем в Михайловском саду Музей розы под открытым небом". Мне сказали: "Давайте".

Ангелина Грохольская: Выпендрилась на свою голову.

Алиса Даншох: Да. "Вот и сажайте эти самые розы". Ну, я решила, что уж если сажать розы, то у каждой розы должна быть своя история. И 8 лет подряд я придумываю истории. И эти розы все цветут в Михайловском саду.

Ангелина Грохольская: Я сейчас хочу спросить о фонде, с которым вы сотрудничаете, "Арт-Линия". Что это за фонд? Кому он помогает?

Алиса Даншох: Фонд возник 10 лет назад, мы будем праздновать юбилей. Сначала это все была помощь скульпторам, потому что я считала, что советская скульптура как-то в загоне. И для меня скульптура – это актеры, но только они бронзовые. Поэтому цель была – заставить этих актеров играть. И вот они играли. Была "Дети нашего двора", потом была "Русская бессонница" со стихами, с ночными кошмарами, с отдельными световыми эффектами.

Ангелина Грохольская: Это некий перформанс такой, да?

Алиса Даншох: Конечно, да. Это театр, только с неподвижными актерами – от чего они, может быть, даже и выигрывают. Ну а последняя очень удачная была выставка, называлась "Тайники русской души. Вид из Германии", потому что человек, который делал эту выставку, он немец. И вот что он увидел, каковы эти тайники – это было очень здорово.

А сейчас вместе с фондом у нас такая программа "Дети помогают детям" – это музыкальные концерты классической музыки. Дети все гениальные. Ну, сами понимаете, какие могут быть дети.

Ангелина Грохольская: А иных не бывает, да.

Алиса Даншох: Иных не бывает. И мы выступаем не только в Москве, а мы выступаем по городам и весям, мы выступаем за границей. Мы собираем средства для тяжелобольных детей. И недавно чудесный был концерт в Казани, где для фонда Анджелы Вавиловой, погибшей от рака, была собрана крупная сумма, ее передали. И пришел самый большой зал в Казани, даже приходилось стулья поставить. Было продано больше 900 билетов. Очень горжусь!

Ангелина Грохольская: Это очень здорово, да.

Алиса Даншох: Да. Ну а в этом году у нас уже было немереное количество разных концертов. И мы будем участвовать в "Ночи музеев", это будет уже наше третье участие. И это будет Музей современной истории.

Ангелина Грохольская: Я знаю, что сейчас готовится к выходу в свет шестая книга…

Алиса Даншох: Нет, шестая пишется.

Ангелина Грохольская: Пишется еще? Не готовится, а пишется.

Алиса Даншох: Еще только несколько глав написано. А пятая посвящена Флоренции.

Ангелина Грохольская: Это еще одна ваша любовь?

Алиса Даншох: У меня сложные отношения с этим городом. Я попыталась рассказать – почему. Флоренция – очень жестокий город, очень непростой. А волею судеб вот так вышло, что я должна там бывать. И может быть, поэтому вот эти мои сложные взаимоотношения потребовали осмысления. Там 200 страниц, по-моему. Я пытаюсь осмыслить, что по истечении этих 10 лет я уже без этого города жить не могу.

Ангелина Грохольская: Алиса, а о чем будет шестая книга? Я знаю, что там совершенно другая тема.

Алиса Даншох: Шестая книга – это совершенно другая тема. Это давний такой проект. Это книга про здоровье. Книга про проблемы, которые возникают, потому что здоровье и болезни – это примерно одно и то же, ну, с моей точки зрения.

Ангелина Грохольская: А там будут какие-нибудь народные рецепты, как избавиться от каких-нибудь недугов?

Алиса Даншох: Там будет вообще попытка понять, что с тобой происходит, чтобы не отчаиваться, а преодолевать все, что происходит. Насчет народных рецептов – хорошо. Еще есть время чего-нибудь туда добавить. Но анекдотов про здоровье будет очень много.

Ангелина Грохольская: Ох, здорово! Ну, уже завершая, спрошу. Вы сказали, что три основные темы для разговора есть: погода, здоровье и еда. Кулинария и здоровье уже есть. А ждать ли книгу о погоде?

Алиса Даншох: Ну, книга о погоде – это приключения, потому что, когда ты путешествуешь, погода очень важна. И согласитесь, что если идет проливной дождь, циклон или землетрясение, то это плохо. Поэтому погода присутствует так или иначе во всех книгах.

Ангелина Грохольская: Везде. Спасибо вам огромное за то, что пришли.

Алиса Даншох: Спасибо и вам, что пригласили.

Ангелина Грохольская: Спасибо за угощения. Давайте скорее завершать, потому что оладьи остывают! В студии "Большой страны" была журналист и писательница Алиса Даншох.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск