Анатолий Кащеев: Я взял за правило раз в 2-3 года обязательно приезжать домой. Припасть к истокам, из родничка воды попить

Ангелина Грохольская: Здравствуйте! Сегодня говорим о людях большой страны у нас в студии актер театра и кино Анатолий Кощеев.

Анатолий Кощеев: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Анатолий Григорьевич, здравствуйте!

Анатолий Кощеев: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Спасибо, что нашли время, пришли к нам. Тем более, у нас сегодня есть повод с вами для встречи, да?

Анатолий Кощеев: Тем более, как я мог отказать?!

Ангелина Грохольская: Конечно. А повод вот какой - 25 октября отмечается день рождения Приморского края. В 1938 году регион стал самостоятельным. А Приморский край – это ваша малая Родина.

Анатолий Кощеев: Да.

Ангелина Грохольская: А город?

Анатолий Кощеев: Уссурийск.

Ангелина Грохольская: Уссурийск. Вот сегодня и поговорим об Уссурийске и о детстве.

Анатолий Кощеев: О Приморье.

Ангелина Грохольская: И о Приморье!

Анатолий Кощеев: О Приморье. Потому, что из Приморья там столько людей вышли!

Ангелина Грохольская: Это точно.

«СЮЖЕТ»

Ангелина Грохольская: Анатолий Кощеев сегодня у нас в гостях. Мы говорим о Приморье. Уссурийск ваш родной город, вы знаете, в интернете я нашла такой интересный блиц, «Ты – житель Уссурийска, если…» Я вам сейчас буду говорить тезисы, а вы соглашаться, или нет. И, может быть, как-то прокомментируете. Хорошо? Давайте попробуем.

Анатолий Кощеев: Давайте, давайте!

Ангелина Грохольская: Итак. Ты из Уссурийска, если Китай для тебя ближе, чем Москва.

Анатолий Кощеев: Ну, да. Согласен. Не будем вспоминать 68-й год, там, Даманский и Хасан, и когда девчонки ездят, там, на спа-массаж в Китай.

Ангелина Грохольская: К соседям.

Анатолий Кощеев: К соседям. Так это, ну, утром поехала, вечером приехала.

Ангелина Грохольская: Как хорошо! Хорошо. Тогда продолжаем. Ты из Уссурийска, если слово «зеленка» не вызывает у тебя медицинских ассоциаций. Вы помните, что такое «зеленка»?

Анатолий Кощеев: А, Зеленый остров!

Ангелина Грохольская: Зеленый остров!

Анатолий Кощеев: «Зеленка», ну, «Зеленка» - это места встречи. Нет, во времена моего детства еще там был легендарный парк «Железнодорожный». Это парк Чумака такого.

Ангелина Грохольская: А сколько вы лет жили, прожили в Уссурийске?

Анатолий Кощеев: 20.

Ангелина Грохольская: 20 лет. То есть, это все самые активные такие годы, когда становление личности, скажем так.

Анатолий Кощеев: Да, я в 21 год уехал на Камчатку из Уссурийска, перед этим отучась, естественно, во Владивостоке 4 года в институте. Так что, 21, а потом, ну, пока родители были живы, я взял себе за правило раз в 2-3 года обязательно приезжать домой. С отчетом. Ну, как-то вот так вот. И я это называл – припасть к истокам. Из родничка воды попить.

Ангелина Грохольская: А сейчас вы бываете в Приморском крае?

Анатолий Кощеев: Ну, вот последний раз я года 4 назад, по-моему, был.

Ангелина Грохольская: Ваша малая Родина, она какая?

Анатолий Кощеев: Ох.

Ангелина Грохольская: Вот если бы вы продолжили эту фразу, «Ты из Уссурийска, если…»

Анатолий Кощеев: Много всего, много. Понимаете, я ведь парень с рабочих окраин, как говорится. Это железнодорожная слободка, это – особый район города Уссурийска. И потом, перед вами ведь сидит коренной представитель Приморского края. Вот, вот абориген, понимаете? Потому, что это, ну, не побоюсь этого слова, я – продукт Столыпинской реформы. Да, вот как ни странно! Вот дед с бабушкой по отцу, это вот Воронеж и Белоруссия. Вот такое слияние двух кровей. А по матери – чистый хохол. Украина. Ридна Украина. И вот представьте, 3 крови во мне. Благодаря Столыпину, который позвал туда осваивать целинные незалежные земли.

Ангелина Грохольская: А родители ваши уже там родились, или они тоже, или вот они…

Анатолий Кощеев: Там, там. Уже там.

Ангелина Грохольская: Говорят, вот у приморцев есть какой-то особый характер. Вот что это за особый характер такой? И есть ли он?

Анатолий Кощеев: Есть. Есть, есть. До сих пор еще сохранилось такое, именно вот приморский. Понимаете, вот такой вот особый дух. Там приезжаешь, и чувствуется этот вот, ну нет нигде такого! В центральной России такого уже нету. А вот в Приморье ребята держат оборону.

Ангелина Грохольская: Вы со своими, приморскими сейчас общаетесь?

Анатолий Кощеев: Конечно, а как же? Да. В Уссурийске, во Владивостоке до си пор мои однокашники работают, в театре до сих пор там. Ну, тот же Симоненко, понимаете? Он – Симоненко, она мой однокашник!

Ангелина Грохольская: Уссурийск, если я вот правильно понимаю, это такой, может быть не военный городок, да, но там было очень много военных частей вокруг.

Анатолий Кощеев: Много, много. Там же ведь, там, о, село Раздольное. Там ведь служил легенда гражданской войны, Семен Михалыч Буденный. Что такое Чугуевка? Это родина Александра Фадеева. А в соседней деревне родился мой отец. Они вот, он говорит, Саша Фадеев?

Ангелина Грохольская: Наш, приморский тоже.

Анатолий Кощеев: Да, вот!

Ангелина Грохольская: Слушайте, я вот к чему говорю, вы стали актером. Вот вокруг такие легендарные военные личности. Почему не военная служба? И как вы вообще в театр попали?

Анатолий Кощеев: Вообще это, вы знаете, странно. Особенно после «Солдат», когда, после сериала.

Ангелина Грохольская: Ну, как-то ваш образ прочно уже, да, ассоциируется с вами.

Анатолий Кощеев: Вдруг, да, когда, когда мне так при встрече. Идешь по улице, вдруг – «Здорово, прапор»! Я говорю, «Извините, я…». «Да че ты! Я сам бывший прапор, я…».

Ангелина Грохольская: Тем более да. Тем более, вот и военные части рядом были. Ассоциация, да, что вы точно каким-то образом с армией были связаны. Нет?

Анатолий Кощеев: Нет. Ну, кроме того, что я год отработал в военном театре после института. По направлению. А так – нет. Ну, как то, хотя я очень хотел, не буду скрывать, честно скажу, я после 4 класса я так безумно хотел быть Суворовцем! Рвался. Вот, но не случилось.

Ангелина Грохольская: А первая встреча с театром как случилась?

Анатолий Кощеев: Ну, с театром, первая встреча с театром это еще в школе было. Когда я увидел объявление, «Народный театр юного зрителя набирает…». Это, ну, набор в студию. Ну, объявляет набор. Ну, я пошел, почитал там, потанцевал, поплясал. И вот, в народном театре играл. Помню, моя первая была очень хорошая роль, в пьесе Рыбакова «Каникулы Кроша». Потом экранизировали это дело, да?

Ангелина Грохольская: Да.

Анатолий Кощеев: Вот я, будучи школьником.

Ангелина Грохольская: Кого вы там играли?

Анатолий Кощеев: Кроша! Кого еще?

Ангелина Грохольская: Кроша?

Анатолий Кощеев: Да.

Ангелина Грохольская: Это был мой любимый персонаж, честно вам скажу.

Анатолий Кощеев: Серьезно?

Ангелина Грохольская: Да.

Анатолий Кощеев: Ну вот, это была моя любимая роль. В 9-м классе.

Ангелина Грохольская: Я обожала в детстве это произведение.

Анатолий Кощеев: И благодаря ей я, в общем-то, и поступил без экзаменов в институт. Хотя я очень хотел быть учителем. Истории. У отца была идея фикс, дети должны быть учителями, потому, что в свое время учитель сельской школы, директор школы, он спас семью отца от раскулачивания. Когда он пришел с Комитета бедноты, директор этой школы, сельской, он пришел, а по соседству дедушка с бабушкой и семья моего отца жила. Он говорит, - «Завтра придут тебя раскулачивать. Давай думай, че делать»! И они срочно, отец написал там, в общем, бумагу, дед написал бумагу, что я отдаю все в школу, а сам я работаю учителем труда в сельской школе. И когда пришли, - «Извини, у меня ничего нету! Все в школе». Вот и говорят, 37-й, 37-й год! 37-й это уже, а вот началось-то с 34-го! С 17-го съезда партии. Когда моего отца выгнали из партии. Он 2 раза в партию вступал. В те времена. Оказывается. Я не знал этого. Потом уже узнал, будучи взрослым. И, тем не менее, отец уже вот, когда перестройка началась, он говорил, не смотря ни на что, - «Я с партией родился, с партией умру». Он умер 2 ноября, 5-го мы его похоронили, а 6-го утром Ельцин запретил компартию.

Ангелина Грохольская: Вот она, ирония судьбы!

Анатолий Кощеев: Ирония судьбы!

Ангелина Грохольская: А за что обидно? Вот сейчас может быть, какие-то новости читаете, вот бывает вам обидно за Приморье?

Анатолий Кощеев: Конечно, бывает. Бывает. Ну, классическая фраза – «Как там в России»? - «Воруют»! Причем откровенно. Кстати вспомнить! Был такой первый, как во Владивостоке появился институт искусств? Ведь никто сейчас не знает этого. В Совете министров Советского союза стояла проблема, вопрос, ну, люди не могут доехать до Москвы из Владивостока, из Хабаровска, и с Камчатки там, с Сахалина. Надо открывать что-то типа вот такое заведение учебное. Чтобы там, на местах учились, и тут же и работали. Несли культуру в массы! Вот. В Хабаровске, все, вот узлы то все связаны, пути на Хабаровск завязаны. В Хабаровске будем открывать институт искусств. Первый секретарь обкома Хабаровского, крайкома. Он говорит, ой, да у меня сейчас денег нет, да места нет, да вот, если то, да если че, а был такой во Владивостоке первый секретарь крайкома партии Чернышов. Это белорусский партизан, еще со времен войны, в общем, герой Советского Союза, там чуть ли не дважды. Он был первый секретарь крайкома и когда прослышал о том, что вот коллега его из Хабаровска торгуется насчет лишних денег, он говорит, а у меня уже есть здание для института. Как есть? Он говорит, уже есть. Все нормально, с осени начинаем.

Ангелина Грохольская: Набор.

Анатолий Кощеев: Открываем институт, все! Он говорит, где? А оказывается, крайком партии пристраивал к себе новое здание, там пристроечку делал. Для сотрудников крайкома. Он говорит, вот здесь будет институт искусств. А все – ты охр***л, это ж наши кабинеты! Он говорит, ничего!

Ангелина Грохольская: Подвинетесь!

Анатолий Кощеев: Подвинетесь. Мне важнее! И тут же во Владивостоке вот в 60, каком там, дай бог памяти, 7-й по-моему, или 64-й год, не помню, открылся институт искусств. И вот долго, вот я еще учился, мы спускались в крайкомовскую столовую, там обедали. В буфете покупали пирожки очень вкусные. Сигареты болгарские. Вот так вот раньше, а сейчас? Есть сравнение. Понимаете? Нет, я не говорю, что там было лучше, вы знаете, я для себя определил так, вот для меня лично, вот для нормального советского человека, раньше было хорошо. А сейчас еще лучше! Так что для меня разницы большой нет.

Ангелина Грохольская: Это хороший, это хороший принцип. Анатолий Григорьевич, спасибо вам огромное за беседу! Но мне кажется, что было бы справедливо сейчас от вас несколько слов, ну, может быть с праздником поздравить тех людей, которые сейчас живут в Приморье и смотрят нас с вами.

Анатолий Кощеев: С удовольствием! С удовольствием, вот сюда, да?

Ангелина Грохольская: Да.

Анатолий Кощеев: Ребята, с праздником вас всех! Привет вам огромный! Я с вами! И всегда буду с вами! И приезжать к вам буду. С праздничком!

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное!

Анатолий Кощеев: Вам спасибо, что позвали! До свидания!

Ангелина Грохольская: Сегодня о Приморском крае мы говорили с актером театра и кино Анатолием Кощеевым.

На сегодня все. Удачи и до встречи! Адрес нашей программы в интернете www.otr-online.ru Мы доступны и в социальных сетях. И помните, несмотря на расстояния, мы рядом

О любви к родному Приморскому краю, который ровно 80 лет назад обрел самостоятельность