Андрей Михайловский: Круизная отрасль была очень хорошо готова к новому тренду - развитию внутреннего туризма
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/andrei-mihailovskii-kruiznaya-21211.html Павел
Давыдов: Лето – время отдыха и приятных эмоций. Многие из нас, планируя отпуск,
пытаются за короткий срок успеть получить максимум впечатлений. Оно и понятно –
за две недели хочется объять необъятное, чтобы было что вспоминать в рабочие
будни или зимними вечерами. Кстати, один из способов сделать это – отправиться
в речной круиз на теплоходе: постоянное движение, перемена мест, знакомство с
новыми городами и людьми. Неспешный ход по реке позволяет любоваться береговыми
пейзажами, а стоянки теплохода в городах с древней историей и на лоне природы
вносят приятное разнообразие в жизнь на борту судна. Маршруты пролегают по
большинству судоходных рек России, а отправиться в путь можно практически из
любого крупного речного города.
Как
развивается речной туризм в России, и чем такой вид отдыха выгодно отличается
от любого другого – об этом мы поговорим с коммерческим директором одной из
ведущих круизных компаний Андреем Михайловским. Андрей, здравствуйте.
Андрей
Михайловский: Здравствуйте, Павел.
П.Д.:
"Ах, белый теплоход…" – вспоминая слова Юрия Антонова, мы обозначили
основной лейтмотив нашей с вами беседы.
А.М.:
Отлично.
П.Д.:
Скажите, пожалуйста, а что делают сегодня туристические компании, чтобы этот
"белый теплоход" был с междометием "ах", а не
"ох"?
А.М.: На
самом деле до междометия "ох" очень далеко. Уже далеко, наверное.
П.Д.:
Прошли этот путь?
А.М.:
Да, слава богу, и как бы уже давно. На самом деле круизная отрасль в последние
15 лет, наверное – несмотря, может быть, на такую относительную малоизвестность,
– довольно сильно развивается.
П.Д.:
Насколько популярен такой вид отдыха у россиян сегодня?
А.М.:
Смотрите, самая главная наша круизная проблема – это малоизвестность. Те люди,
которые попадают на современный российский круизный теплоход хоть один раз, в
80–85% случаев второй раз в ближайшее время туда попадут. Но в целом, если
брать массу людей, допустим, которые предпочитают отдыхать на этих круизных
теплоходах, то в последние годы каждый год, наверное, по 10–15% прибавлялось. В
этом году на самом деле, наверное, это можно назвать практически бумом, то есть
это рост реально на 25–30%.
П.Д.:
Оно и понятно – развивается внутренний туризм.
А.М.:
Да, это в тренде развития внутреннего туризма. И здесь на самом деле очень
здорово, что как раз, когда тренд этот родился – буквально в прошлом году, – круизная
отрасль была очень хорошо к этому готова.
П.Д.:
Но туристические компании, насколько я знаю, пытаются воспользоваться этим
трендом и повысить цены. Скажите честно, насколько изменилась цена в связи с
повышенным спросом?
Если
смотреть, насколько выросли туры в других туристических отраслях в связи с
ростом курса валют, то считайте, что круизы практически подешевели.
А.М.: Я
могу сказать, что цена за последние годы… В этом году на самом деле такой же
рост сохраняется – это 10–15% относительно прошлого года. Во-первых, это как
минимум в пределах инфляции. И опять же, если смотреть, насколько выросли туры
в других туристических отраслях в связи с ростом курса валют, то считайте, что
практически круизы подешевели.
П.Д.:
Это радует. Скажите, а какие маршруты сегодня пользуются наибольшим спросом?
А.М.:
Сейчас самые популярные – это непродолжительные круизы. По объему эмоций, по
плотности впечатлений, фотографий и каких-то даже релаксных вещей это заменяет,
наверное, неделю отпуска, но при этом можно просто съездить на выходные. Сейчас
в современные путевки, в принципе, включено все – питание, экскурсионная
программа. Нужно только взять карманные деньги либо для бара, либо для
сувениров. В принципе, можно в пятницу вечером уехать, а в воскресенье вечером
вернуться в Москву, в район метро "Речной вокзал", то есть даже не
надо ехать в Шереметьево.
П.Д.:
Я так понимаю, что существуют классические маршруты: "Москва –
Астрахань", "Москва – Петербург". А что делать с экзотикой? Есть
ли она в России?
А.М.:
Экзотика есть. Наверное, ее не так много, конечно же, потому что связано это
прежде всего с тем, что новых рек в связи с природными обстоятельствами…
П.Д.:
Что имеем, то имеем. Но, с другой стороны, грех жаловаться – самая большая
страна в мире.
А.М.:
Да, это здорово, действительно есть где развернуться. На самом деле конкретно
про нас могу сказать. У нас есть теплоход, называется "Василий
Чапаев". И есть такая река Вятка. Из-за природных обстоятельств – из-за
глубины реки – буквально две-три недели в году она судоходная.
П.Д.:
Вы ловите этот момент?
А.М.: Да,
мы ловим этот момент. И реально у нас получается такой экспедиционный круиз.
Буквально недавно очередные майские два круиза закончились. В следующий раз они
будут только в следующем мае. Реально огромный интерес, потому что это,
во-первых, заповедные пейзажи и места. И в тех местах, наверное, круизное
путешествие – это лучший вариант их посетить.
П.Д.:
Как далеко вы заходите на восток?
А.М.:
Восток – это Пермь. И изредка идем дальше – до города Березняки.
П.Д.:
Там где-то река Белая, по-моему, да?
А.М.: Да.
И в Каму (Белая – это приток), до Уфы. Это тоже довольно популярно. Из Москвы
это, наверное, один из самых длительных маршрутов – 17-дневный. Но на самом
деле это популярно, потому что есть люди, которые готовы на 17 дней отключиться
от реальности, при этом в комфортабельных условиях провести отпуск и много
посмотреть.
П.Д.:
Андрей, читал о круизах и нашел такой термин "штаны". Могли бы вы
рассказать телезрителям, что это такое?
А.М.:
"Штаны" – это на самом деле круиз из Москвы, который одновременно
посещает и Ростов, и Астрахань. В связи с тем, что…
П.Д.:
По карте, да?
А.М.:
Да, если смотреть по карте сверху, то Волга дальше немножко уходит направо, а
Дон уходит налево, то это треугольник – в общем-то, "штаны". Мне
кажется, здорово и всем понятно, куда ходил.
П.Д.:
Скажите, а какой сезонный диапазон путешествий по речным артериям страны?
А.М.:
Традиционно это последние дни апреля, открывается навигация. Связано это
исключительно с ледовой обстановкой. Было бы чуть потеплее – естественно,
круизы можно было бы начинать раньше. Майские праздники – это торжественное
открытие навигации во всех регионах. И, наверное, такой большой сезон – это до
сентября. Но опять же наша компания, мы уже не один год работаем реально где-то
до первых чисел ноября. Это тоже эксклюзивные рейсы. И бывали варианты, когда
приходишь на теплоходе в город, а там все в сугробах, и туристы играют в снежки
на палубе. При этом надо понимать и важно осознавать, что внутри теплохода
тепло, светло, вкусно и весело, как дома – ну, здорово! Уехал из Москвы, еще
осень была, а вернулся – уже зима.
П.Д.:
Андрей, честно признаюсь, я кроме как по Москве-реке на теплоходе нигде не
плавал.
А.М.:
Большое упущение.
П.Д.:
Да, я слушаю вас и понимаю это. Тем не менее, скажите, а кто сегодня ваши
основные клиенты? Кто выбирает такой вид отдыха?
Круизам
все возрасты покорны. Четкого сегмента нет, и мы не стремимся его создавать.
А.М.: На
самом деле какого-то четкого сегмента нет, и мы не стремимся, наверное, его
создавать. Круизы интересны детям. Ну, это реально дико интересно, потому что
теплоход движется, меняется все. Это и молодежь, но здесь больше, наверное,
круизы выходного дня, потому что не всем получается вырваться. Это уже и семьи
с детьми, потому что опять же на теплоходе очень много приспособлено для детей:
и детское меню, детские кроватки, детские стульчики. То есть в этом плане
ребенок никуда не убежит. И там опять же детская анимация, детские часы,
детские программы есть. Мы говорим, что круизам все возрасты покорны.
П.Д.:
То есть позволить себе это могут все, даже пенсионеры? Это не так дорого, что
ли?
А.М.: Допустим,
круиз из Москвы – в принципе, цена в сутки на человека начинается от 3500–4000
рублей. Но надо четко понимать, что это размещение в каюте уровня гостиничного
номера – с санузлом, с кондиционером, с холодильником.
П.Д.:
Поехать в Тунис дороже стоит.
А.М.: И
это трехразовое питание, в принципе, ресторанного уровня. И это обязательные
экскурсии – либо пешеходные, либо автобусные. В принципе, если захотеть эти
выходные провести в Подмосковье, допустим, в отеле такого же уровня – едва ли
выйдет дешевле.
П.Д.:
Насколько круизный отдых безопасен в России?
А.М.:
Реально можно считать, что это один из самых безопасных как минимум видов
транспорта точно. На самом деле система безопасности строится сейчас даже не
столько самой компанией, а огромное количество параметров проверяется со
стороны государства. То есть надо понимать, что ни один теплоход не может выйти
в плавание каждый год… Ну, это примерно как техосмотр автомобиля. Система
контроля за работой судоходных компаний в России на данный момент считается
самой жесткой во всем мире, наверное.
У нас, естественно,
профессиональные экипажи. Капитаны не то чтобы со стажем несколько лет, а
несколько десятков лет. Соответственно, они проходят переподготовку. И надо
понимать, что не бывает старых и новых теплоходов, а есть годные и негодные.
Любой механизм, любой металл заменяется. И в тот период, когда мы полгода зимой
ничего не делаем, мы именно занимаемся тем, чтобы следующие полгода корабль
работал и радовал туристов без каких-то опасностей и прочих вещей.
П.Д.:
Андрей, прежде чем перейдем к вопросам от телезрителей, позвольте один
практический вопрос. Скажите, пожалуйста, а как правильно выбирать
туристическую компанию для круизных путешествий? На что в первую очередь нужно
обращать внимание?
А.М.: Я
думаю, что здесь, наверное, как и любой товар или услугу. Здорово иметь отзывы
знакомых, друзей – "сарафанное радио". И на самом деле это классно
работает, как я говорил, возвратность огромная. Конечно, обращать внимание на
отзывы. Очень здорово, особенно людям, которые живут в речных городах… Многие
компании, и мы в том числе, проводят дни открытых дверей. Прежде чем покупать
путевку, мы готовы показать. То есть люди могут прийти, и мы покажем конкретную
каюту. Можно пообщаться с экипажем и все это почувствовать. И, естественно,
отзывы туристов – прежде всего. Если интересуют вопросы сервиса, то здесь,
наверное, это самый правильный вариант.
П.Д.:
А сейчас, Андрей, позвольте задам вопросы от телезрителей, которые прислали их
через социальные сети, а также на электронный адрес нашей программы – bs@ptvr.ru.
Я
напоминаю, сегодня у нас в гостях коммерческий директор одной из ведущих
круизных компаний России Андрей Михайловский. Андрей, телезрителей пугает
система шлюзов. Сразу несколько сообщений пришло на эту тему. Вы могли бы
успокоить как-то тех, кто переживает за это? В общем, обычный переход с одного
уровня на другой, но почему-то несколько сообщений: шлюзы, шлюзы, шлюзы…
Разъясните ситуацию.
А.М.: На
самом деле я советую в шлюзе вести себя так: как только будет шлюз, нужно
хватать фотоаппарат и выбегать на нос корабля. Это действительно классное,
завораживающее техническое зрелище. Конечно, ни о какой опасности и страхе
здесь речи не идет. Это действительно преодоление рельефа земли. И на самом
деле это реально интересно. Мы даже выпускаем, так сказать, где много людей,
скопление… Наш методист, наш помощник по информации, он проводит, показывает на
картинках, как это работает: вот здесь закроется, а отсюда польется. Поэтому –
фотографировать.
П.Д.:
То есть это познавательный момент.
А.М.: В
принципе, практически можно билеты продавать на это мероприятие.
П.Д.:
Очень странный вопрос, но тем не менее озвучу: "При поездке на поезде на станции
всегда играю в бадминтон, – я, кстати, никогда такого не слышал, но тем не
менее, хорошо. – Если отправляться в недельный круиз, есть ли возможность
регулярно заниматься спортом на борту?" Вот здесь уже все понятно.
А.М.:
Такая возможность, естественно, есть. Опять же в наших программах есть и
утренние разминки, есть и специальные дневные фитнес-часы. Все больше сейчас
теплоходов, где есть два, три, четыре велотренажера. Этого, в принципе,
достаточно, потому что далеко не все… На самом деле люди ездят в круиз
отдыхать. Но можно понять и тех, кто хочет поддерживать себя в форме – что на
самом деле трудновато, потому что ресторанное трехразовое питание, знаете,
наоборот… Велотренажеры – тоже вариант есть. И надо понимать, что экскурсии в
городах – это тоже такая разминка. Там можно не один километр пешком пройти.
П.Д.:
Вопрос ожидаемый: нашего телезрителя укачивает в машине, и он переживает, что
делать, если вдруг появится морская болезнь. Не высадят ли его где-нибудь?
А.М.:
Нет, наверное, вряд ли высадят. Тут смотреть надо, конечно, на конкретно
самочувствие человека, именно на его восприимчивость. Точно никакой морской
болезни нет. Ну, бывает в широких местах час-два, может быть, немножко
покачает. Поэтому тут уже надо смотреть.
П.Д.:
И еще такой вопрос: "Правда ли, что в путешествиях по рекам России на
завтрак подается шампанское? Это речная традиция или национальная особенность
сервиса?"
А.М.:
Это абсолютная правда. Это и не традиция, это и не национальная, но это
особенность сервиса. Конкретно наша компания в этом году ввела такой элемент. И
действительно такой вопрос задают люди, которые пришли и спрашивают: "А
что это? Шампанское?" Мы говорим: "Да. Пожалуйста".
Действительно это правда.
П.Д.:
Андрей, еще один вопрос: "Есть ли ограничения по возрасту? Можно ли
путешествовать с младенцем или бабушкой 83 лет? Нужно ли брать с собой
действующий полис ОМС?"
А.М.:
Можно, конечно, путешествовать. Понятно, что младенец с родителями. Если не
младенец, а немножко постарше, то, как я уже говорил, у нас есть в каютах и
детские кроватки, детские стульчики в ресторане, детское меню. Для тех, кто еще
немножко постарше – детская анимация, экскурсии, специально адаптированные для
посещения с детьми. Для людей в возрасте это тоже здорово. В принципе, если не
хочется ходить на экскурсии, даже просто пребывание в каюте и созерцание этого
постоянного движения за окном тоже добавляет огромнейших эмоций.
Я думаю, полис всегда нужно
брать, в принципе, по жизни – никто ни от чего не застрахован. Но я сразу
скажу, что на любом теплоходе обязательно есть судовой врач, который первичную
помощь обязательно должен оказывать в любое время дня и ночи. Если что-то, не
дай бог, серьезное, то берег всегда близко. Причаливаем – и все вопросы обычно
решаются.
П.Д.:
И последний вопрос от меня уже. Скажите, какое будущее ждет речные круизы в
России?
А.М.:
Естественно, мы верим в светлое будущее. И последние годы, последние сезоны позволяют,
наверное, еще больше в него верить. Большое спасибо, что пригласили. Я надеюсь,
наши зрители этим летом еще успеют совершить круиз. Им хорошей погоды и всего
приятного.
П.Д.:
И отличного отпуска.
А.М.:
Отличного отпуска, отличных эмоций, фотографий и новых знакомств.
П.Д.:
А я вас, в свою очередь, благодарю от лица телезрителей за то, что вы сегодня
для всех нас открыли такой интересный вид отдыха как путешествия по водным
артериям большой страны. И этот "белый теплоход" пусть так же
остается, как и в советские времена, символом интересного, красивого и
запоминающегося отдыха. Спасибо.
А.М.:
Спасибо, Павел, что пригласили.
П.Д.:
У нас в гостях был коммерческий директор одной из ведущих круизных компаний
России Андрей Михайловский.
Плеск
волн, крик чаек за бортом, теплое солнце и влажный ветер, комплексное питание,
комфортное размещение в каюте, развлекательная программа, увлекательные
экскурсии в разных городах. Ну скажите, что еще нужно человеку, чтобы
расслабиться и забыть обо всем?