Анна Белецкая: Мой помощник – это пневмомолот и, конечно же, мой супруг. Нас с ним металл связал воедино

Павел Давыдов: Молот и наковальня… Казалось бы, это сугубо мужские рабочие инструменты. Однако этот факт опровергла Анна Белецкая из Алтайского края. Удивительную историю о том, как очаровательная блондинка стала кузнецом, мы рассказывали в одном из сюжетов, после чего получили от телезрителей письма с просьбой пригласить его героиню в студию – что мы с удовольствием и сделали. Рад представить вам Анну Белецкую. Анна, здравствуйте.

Анна Белецкая: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Спасибо, что нашли время и приехали в нашу студию. Но вот хочу у вас спросить: как же так случилось, что вы окончили юридический факультет, имели престижную работу и в одночасье все перевернули в своей жизни, в первую очередь с профессиональной точки зрения? Как вы стали единственной в Сибири женщиной-кузнецом?

Анна Белецкая: Да, действительно. То есть я послушала сердце и окунулась в такое непростое и сложное ремесло. На тот момент я пела в ансамбле "Здравица". И почему-то именно меня судьба, коллектив мой отправил за ухватом. Пришла в кузницу, увидела наковальню и с первого взгляда влюбилась в это дело. Начала вечерами приходить, пробовать свои силы. Начинала со скоб, потом подсвечник. То есть начались поиски себя в металле.

Павел Давыдов: Анна, но у вас, наверное, был какой-то учитель? Или вы постигали азы кузнечного мастерства самостоятельно, по книгам? Как это происходило?

Анна Белецкая: Получилось так, что был кузнец один, то есть он мне показал азы, основы кузнечного ремесла. А потом началась работа над собой, видение металла. Потихоньку-понемножку – с помощью книг, с помощью проб и ошибок, с помощью каких-то видеоматериалов.

Павел Давыдов: Вообще молот и наковальня, открытый огонь и другая атрибутика мужской работы действительно не для женщины. Но тем не менее вы, как мы уже сказали, опровергаете подобные факты. Но для того, чтобы упростить процесс работы в кузнице, вам пришлось заниматься физической подготовкой или находить помощников, которые вам упростят, частично хотя бы упростят эту работу?

Анна Белецкая: Мой помощник – это пневмомолот и, конечно же, мой супруг, то есть мы вдвоем. Нас металл связан воедино, так сказать.

Павел Давыдов: Как красиво звучит – "связал металл".

Анна Белецкая: Ну, наверное. А так– пневмомолот. Он как раз на видеообзоре присутствует. То есть на нем делаешь оттяжку, фактуру и пробиваешь металл.

Павел Давыдов: Анна, а что оказалось самым сложным в этом непростом ремесле?

Анна Белецкая: Самое сложное – наверное, доказать мужчинам в первую очередь, что кузнечное дело, кузнечное ремесло тоже поддается женщине, женским рукам.

Павел Давыдов: Скажите, а как к вашему решению отнеслись знакомые и друзья, когда узнали о том, что вы хотите так кардинально изменить свою жизнь?

Анна Белецкая: Когда я начала заниматься кузнечным искусством, родители… то есть никто из родных моих не знал. Я это сделала, так сказать, втихую.

Павел Давыдов: Но когда-то же они узнали.

Анна Белецкая: Да. Когда узнали, у меня бабушка плакала, мама плакала, то есть все сопереживали. И до сих пор порой говорят: "Зачем тебе это надо?" Но я знаю, что это мне надо. Это мое дело, это мое любимое дело.

Павел Давыдов: Зато благодаря именно этому делу сегодня о вас знают как о единственной женщине в Сибири, которая занимается кузнечным делом.

Анна Белецкая: Я рада. Спасибо.

Павел Давыдов: По-моему, это очень такой ценный статус.

Анна Белецкая: Конечно. Спасибо.

Павел Давыдов: Анна, скажите, пожалуйста, а что именно вы создаете в своей кузнице? Ведь в глазах обывателя, как правило, это оградки, памятники, холодное оружие…

Анна Белецкая: Начинала я не с памятников, а с оградок, с козырьков, а сейчас перешла на изготовление таких кованых изделий, то есть, например, розы, подсвечники, ключницы различные, на организацию кузнечных фестивалей, на мастер-классы, на экскурсии. Построили вот музей – Музей истории и быта кузнечного ремесла. Эту идею я вынашивала два года, и вот она сейчас только реализовалась.

Павел Давыдов: Да, действительно я знаю, что вы хотите возродить русские традиции. О чем именно идет речь? Давайте подробнее об этом поговорим.

Анна Белецкая: Ну, получается как? Хочется прожить жизнь, чтобы что-то после себя оставить такое значимое и хорошее. Потому что у меня бывают ребятишки очень часто, у меня было общество слепых со всей России. То есть каждый ребенок или каждый желающий гость, житель Алтайского края приезжает и забирает с собой частичку, так сказать, мой души, наверное, металла.

Павел Давыдов: Мы говорили о том, что у вас есть даже музей, создали вы его с единомышленниками, а точнее сказать – с единомышленницами. А какой путь вам пришлось пройти, чтобы этот музей заработал?

Анна Белецкая: Очень тяжелый. Это что касаемо и в духовном, и в материальном плане. Ну, он находится на моей территории, то есть это частный музей. Ну, все это денежный эквивалент больше, конечно, никто не помогает.

Павел Давыдов: То есть все на свои средства?

Анна Белецкая: Все на свои средства, да.

Павел Давыдов: Но музеи ведь не окупаются. Это даже не форма социального предпринимательства, наверное, в вашем случае.

Анна Белецкая: Тут как бы идея больше не об окупаемости, а именно создать такой объект интересный, универсальный. То есть, может быть, он в дальнейшем и будет окупаться. Но задача была – создать именно что-то такое интересное.

Павел Давыдов: Анна, но ведь существуют всевозможные правительственные гранты или гранты общественных организаций, с помощью которых можно реализовывать в том числе и такие идеи, как музеи. Вы не думали прибегнуть к этой форме?

Анна Белецкая: Прибегала.

Павел Давыдов: Получалось?

Анна Белецкая: Получалось. В 2013 году я получила грант губернатора. Но говорю честно – бесплатно ничего не бывает.

Павел Давыдов: Тяжелая отчетность?

Анна Белецкая: Да, тяжелая отчетность. И ты отдаешь в два раза дороже, больше. Я планировала эти 300 тысяч на развитие кузницы, а получилось – на проведение кузнечного фестиваля.

Павел Давыдов: Анна, вы сегодня, спустя годы после того как примерили на себе кожаный фартук, рукавицы, освоили работу с молотом и наковальней, можете четко ответить на вопрос, что кузница и для женщин тоже?

Анна Белецкая: Конечно. Главное – любимое. Главное – найти себя в этой жизни.

Павел Давыдов: А если ваша девятилетняя дочь скажет: "Знаешь, мама, я тоже хочу продолжить твое кузнечное дело", – вы будете против?

Анна Белецкая: Нет, я только рада. Наоборот, я сейчас активно занимаюсь с ней. Она у меня впервые выступала в Томске в том году, тоже наравне с мужчинами. Мы заняли первое место с ней. А дальше посмотрим, как судьба тоже сложится.

Павел Давыдов: Как там пелось в известной песне? "Куем мы счастья ключи". Насколько я знаю, подкова от Белецкой приносит удачу. Так говорят ваши друзья, я так понимаю, в том числе в социальных сетях. Скажите, пожалуйста, были ли примеры, когда подкова, которую вы создали, она приносила человеку не то что удачу, а вела по жизни?

Анна Белецкая: Ой, не знаю… Столько подков ушло в хорошие руки. Если честно, когда или приежают, или отписываются…

Павел Давыдов: Наверняка кто-то рассказывал: "Анна, благодаря вашей подкове у меня случилось то-то, то-то, то-то"?

Анна Белецкая: Такого не было.

Павел Давыдов: Ну, наверняка было, просто вы об этом не знаете.

Анна Белецкая: Может быть, не помню. Но все говорят: "Висит, мы радуемся, довольны, счастливы".

Павел Давыдов: А на примере этой подковы могли бы вы рассказать, сколько сил нужно потратить, чтобы вот такое произведение искусства (по-другому я сказать не могу) создать?

Анна Белецкая: Ну, мне – 15 минут.

Павел Давыдов: Всего лишь?

Анна Белецкая: Да.

Павел Давыдов: А если этим займусь я, наверное, и часа два не хватит, да?

Анна Белецкая: Ну, обычно час. При моей помощи, поддержке – час где-то.

Павел Давыдов: Но у вас же есть подобная школа, да?

Анна Белецкая: Школой я бы не назвала. То есть – кто желающий.

Павел Давыдов: А желающих, кстати, много сегодня попробовать себя в этом необычном, как казалось бы, ремесле?

Анна Белецкая: Много, много.

Павел Давыдов: Анна, вы художник, который рисует образы, в том числе с помощью металла. Скажите, пожалуйста, а что бы вам еще хотелось выковать, что вы еще не делали?

Анна Белецкая: Вот придумала эскиз – "Вселенская матерь" называется, или "Божественная матерь", то есть многоликая такая. До сих пор хочу, не проковала. Это как дерево: корни идут вниз – это связь с предками; а ветки – это связь с космосом, откуда мы приходим. И в середине – животворящий камень, то есть откуда мы все рождаемся, из живота. То есть вот этот символизм. Посвящено будет матерям, конечно. То есть, мужчины, не обижайтесь, но все мы выходим…

Павел Давыдов: Ну да. Как есть, так и есть. Что тут говорить?

Анна Белецкая: Да. То есть вот такая задумка. Двухметровую хочу скульптуру сотворить.

Павел Давыдов: А что для этого нужно?

Анна Белецкая: Время. Самое главное – время.

Павел Давыдов: Анна, мне очень хочется пожелать вам не только времени, но и больших возможностей для реализации себя. И речь идет не только о кузнечном мастерстве, но и о вашей общественной деятельности. Большое вам спасибо, что приехали сегодня в нашу студию и рассказали историю женщины, которая кует. Спасибо.

Анна Белецкая: Благодарю вас тоже.

Павел Давыдов: У нас в гостях была Анна Белецкая, кузнец из Белокурихи Алтайского края.

 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Женский взгляд на мужскую работу

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск