Павел Давыдов: Мы живем в эпоху потребления. Это комфортно, интересно, быстро и доступно. Но у медали, как известно, есть и оборотная сторона – вчерашние наши покупки, упаковки и всевозможная тара уже завтра образуют на улицах тонны мусора. Например, только жители Москвы производят около 5 миллионов тонн мусора в год. Что уж говорить о Большой стране в целом. Единственная надежда на раздельный сбор отходов, новые формы их утилизации и внимательное отношение к этой проблеме, тем более что на мусоре можно заработать и он может нести художественную ценность. Можно ли мусор превратить в произведение искусства? Об этом и поговорим с членом Союза художников России, организатором проекта "Арт-переработка" Анной Подолиной. Анна, здравствуйте. Анна Подолина: Здравствуйте, Павел. П.Д.: Помогите отыскать грань, где она проходит – в нашем понимании мусор как результат жизнедеятельности человека и мусор, который может стать произведением искусства? А.П.: Понимаете, в чем дело? Мусор – это не мусор. Мусор – это вторичное сырье. А сырье – это ресурс, это то, из чего мы создаем. Искусство можно создавать из чего угодно. Например, вот картина, сделанная из стекла. И практически половина материалов – это битое бутылочное стекло с моих экоуборок. Я убираю пруд Золотой рядом с домом. П.Д.: И тут же произведение искусства готово? А.П.: И тут же произведение искусства готово. Вот обрезанные бутылки, которые потом расписаны и декорированы. А эти пользующиеся мегапопулярностью миниподвески аромасаше созданы из лоскутков, из остатков бижутерии, это разные пуговицы и другие остатки. П.Д.: А разве это не новогодние игрушки, судя по елке? А.П.: Это новогодние игрушки, но в том числе можно, если набить это травами, использовать в сумочку, в гардероб, в машину – и это прекрасно. Это всего несколько примеров того, как можно сделать люксовые, очень красивые вещи из того, что мы привыкли воспринимать мусором. П.Д.: Анна, почему именно мусор? Ведь произведения искусства можно создать из чего угодно, но вы выбрали именно это направление. Я верю в концепцию "ноль мусора", в переработку. И я просто по-другому это воспринимаю. Я не воспринимаю это мусором, я воспринимаю это бесплатными ресурсами. В том числе мне не хочется, чтобы было это все на свалках. А.П.: Я верю в концепцию "ноль мусора", в переработку. И я просто по-другому это воспринимаю. Я не воспринимаю это мусором, я воспринимаю это бесплатными ресурсами. В том числе мне не хочется, чтобы было это все на свалках. П.Д.: Анна, простите, уточню сразу: а с чего все началось? А.П.: То ли это повлиял дедушка, который изобретатель, то ли повлияла мама, которая шьет, то ли еще кто-то, но это было с самого-самого детства, сколько я себя помню. В 2014 году был, например, конкурс "Моя страна – моя Россия", где я вышла в финал, заняла призовое место, второе. И очень меня радует, что это встречает огромный отклик не просто среди людей, но и среди экспертов. И участие в этих конкурсах позволяет как можно больше передать. Моя задача сейчас – это вдохновлять в основном. Вы этой красотой, этой действительно царской роскошью наполняете свою жизнь. И вам это, как правило, ничего не стоит, потому что вот эту бижутерию, эти бусины, этот бисер отдают коробками. То есть мне сейчас очень много помогают экоцентры по Москве – например, на Воробьевых горах. Они собирают на "Арт-переработку" уже несколько лет. И другие люди подключаются, и они мне передают это. Я уже хочу поделиться даже этими ресурсами! П.Д.: Вы сейчас можете поделиться с нашими телезрителями, о своем проекте "Арт-переработка" рассказать, что он из себя представляет. А.П.: "Арт-переработка" – это проект, который рассказывает о том, как можно в произведение искусства или в очень красивые вещи для быта, в ремесло переработать то, что мы называем мусором, либо совместить это с целыми вещами. Там очень много направлений, потому что мы можем делать из стекла, мы можем делать из ткани, мы можем делать из дерева. Отдельное направление с лозоплетением у меня сейчас связано. Нам нужно правильно озеленять безопасными гибкими деревьями – не тополями, а ивой. При ежегодной обрезке они от этого хорошо и ровно растут. Можно тем же педагогам и ученикам плести все, начиная от маленьких лукошек для вкусняшек до больших корзин. Но что люди не знают: мебель, кресла, стулья, колыбельки, сундуки – огромное количество чего делается. И это тоже переработка мусора, потому что эти ветки воспринимаются как мусор. Их нельзя сжечь, их дорого выбросить. П.Д.: В этой студии мы неоднократно возвращались к теме раздельного сбора мусора. И один раз у нас даже был кутюрье, которые занимается созданием моды из отходов. Как вы считаете, сегодня это некий такой тренд общества? То есть мы обращаемся ко вторичному сырью и доказываем другим людям, что это все нуждается в переработке, и мы можем спасти экологию? Или это просто модно? Помогите разобраться. А.П.: Я считаю, что это правильный подход. Это логично, это правильно, это хорошо. И это всего лишь расширение линейки ресурсов – мы можем не только новую натуральную кожу использовать. Для меня, например, откровением было, что многие люди, занимающиеся украшениями, расшиванием бисером и натуральными камнями кожи, берут вторичную кожу – они берут старые пиджаки, куртки знакомых и так далее. То же самое и здесь. Если мы это потом все равно закрываем или перекрашиваем, то какая разница? А этим мы действительно не только сбережем финансы, а мы этим сбережем планету. Планета ограничена. Наше здоровье тоже ограничено. И вот это прекрасно. П.Д.: К слову, о вашей миссии. Вы как-то сказали, что основная цель – это мир, экологичный и комфортный человеку, и зеленый. Позвольте уточню: это мир, в котором вы живете сегодня, или это мир, к которому нужно стремиться? А.П.: Вы знаете, мне по жизни, конечно, повезло. Я живу в отличных условиях по сравнению с большинством людей, то есть я живу в Москве, но при этом в коттеджном поселке, он зеленый. И я имею возможность очень много экологических вещей применять у себя в быту. Но одновременно я понимаю: чтобы такой мир был в основном, в том числе мегаполис был полон зелени, полон правильной канализации, полон светодиодного освещения и "энерго-ноль" или "энерго-плюс" технологий, когда у нас нет электростанций, потому что сами здания вырабатывают столько, сколько нужно, или даже больше, – для того чтобы это было нормой жизни, к этому нужно стремиться. И я к этому иду разными путями. На работе я делаю вот такие проекты по зданиям, по квартирам, по домам. А в свободное время для творчества я создаю искусство, в том числе с "Арт-переработкой". Я и сама веду такой образ жизни, и других вдохновляю. Таким образом я приближаюсь к осуществлению своей миссии. П.Д.: Анна, а вы все-таки больше художник или эколог? А.П.: Я не разделяю это, потому что это все творчество, это преобразование пространства. Это грани, направления одного. Все нужно, и все это помогает идти в некоем направлении, поэтому я не разделяю. П.Д.: Анна, у любого художника есть любимые и нелюбимые произведения, которые он создал, потому что иногда мы критически смотрим на свою работу, и это нормально. Если посмотреть на ваши проекты (а их очень много), вот какой из них вы можете особо выделить с точки зрения вашей миссии – нести и красоту, и знания об экологии? А.П.: Это моя книга, которая сейчас выложена в свободное скачивание и которая, я надеюсь, будет выпущена в ближайшее время, потому что она сочетает в себе и силу слова, и силу мастер-классов, и красоту, и в том числе оформление в русском стиле модерн, вдохновляясь Пелевиным. То есть это произведение искусства со всех сторон. Там очень много и экологии, и бизнеса, и самообеспечения, и много позитива. Это, наверное, на данном этапе только архитектуру, важную для меня, не затронуло, а так сейчас затронуло все, что для меня важно и ценно, передача всего этого мировоззрения и приближение к миссии – к тому, чтобы люди жили лучше. П.Д.: Анна, вы молодая и красивая девушка. Вы столько времени тратите на общественную жизнь, на какие-то общественные проекты. А как же личная жизнь? Как же какие-то обычные человеческие радости? А.П.: Ну, я еще молодая мама, между прочим. П.Д.: Тем более! Как вы все успеваете? А.П.: Вы знаете, моей дочке шесть лет, и на все эти мероприятия я приезжаю с ней, начиная с года-полутора. Я выступаю в Экологической палате России с докладом, а у меня сотрудники берут дочку, качают ее, радостно с ней раскраску ведут. И вся общественность уже знает, и с кем только она ни переиграла. У меня потрясающий молодой человек, который поддерживает меня во всех направлениях, в том числе и сюда отпустил с дочкой. Приехал с работы, ее перехватил, и они сейчас меня будут ждать. У меня потрясающая сестра, которая пару лет назад подключилась к моим проектам и сейчас во всем меня поддерживает. Я уже представляю именно как сестры Подолины, а не только Анна Подолина, хотя в основном мои разработки, но она – моя опора. У меня потрясающая мама, которая меня во всем поддерживает и вдохновляет. Она пишет статьи изначально, она очень много занимается шитьем, машинной вышивкой. Вот как раз личные примеры. И поэтому мне очень важно передать этот личный пример. П.Д.: Ваша энергия жизни – она заражает, она впечатляет. Я не знаю, откуда у вас столько всего и, главное, сил это все реализовать. Скажите, о чем вы сегодня мечтаете? А.П.: О чем я мечтаю сегодня? Честно говоря, о том, чтобы как раз вышла книжка, что она появится во всех школах, появятся конкурсы с призами в виде нее, появятся раскраски по ее мотивам. Появятся такие картины, которые будут разрисованы, которые можно будет наполнять бисером, стеклом и так далее. И это разойдется по людям, люди начнут шить, и я буду видеть эту красоту везде-везде – и будет все прекраснее! П.Д.: Анна, большое вам спасибо! Вы сегодня раскрасили нашу программу и эту красоту привнесли в "Большую страну", в пятничный выпуск, и открыли для нас мусор с совершенно другой стороны. Кстати, число поклонников ваших сегодня выросло – среди них окажусь теперь и я. Спасибо вам большое. А.П.: Благодарю. П.Д.: У ненужных и выброшенных вещей есть еще одна особенность – они могут обрести вторую жизнь, которая станет намного красивее первой. Сегодня нам помогла в этом убедиться Анна Подолина, член Союза художников России и организатор проекта "Арт-переработка".