Антон Ищенко: Если мы не пересмотрим отношение к изобретательству, мы будем все больше отставать от экономически развитых стран

Гости
Антон Ищенко
председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов

Павел Давыдов: На Общественном телевидении России "Большая страна" – программа о людях, обществе и власти. И сегодня у нас в гостях – Антон Ищенко, председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов. Антон, здравствуйте.

Антон Ищенко: Здравствуйте, Павел.

Павел Давыдов: Прежде чем мы начнем нашу беседу, краткая информация об организации, которую вы представляете.

Всесоюзное общество изобретателей появилось в СССР 86 лет назад. После распада Советского Союза в 1991 году оно возродилось как Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов. Сегодня это единственная в России общественная организация такого масштаба с традициями в области развития технологий, объединяющая техническую элиту страны.

Павел Давыдов: Антон, обратите внимание, как мы назвали тему этой студии – "Точка опоры". Мы просто вспомнили слова древнегреческого математика и изобретателя Архимеда, а он сказал: "Дайте мне точку опоры – и я переверну весь мир". А чем является эта точка опоры для сегодняшних изобретателей?

Антон Ищенко: Абсолютно правильные слова у Архимеда. У изобретателей на самом деле сегодня огромные возможности для того, чтобы изменить нашу действительность. Вот все, что вы видите в этой студии, все, что вы видите вокруг нас – это как раз то, что придумали изобретатели, начиная от велосипеда и заканчивая космическими кораблями, телевидением и так далее. Это та сфера, где, во-первых, очень интересно работать. А во-вторых, это и очень полезная сфера деятельности для всего общества. Мы понимаем, что сегодня, даже если говорить о конкуренции в глобальном смысле, о конкуренции между странами, то сегодня на первое место выходят уже не какие-то станки и оборудование, производственные какие-то мощности или запасы сырья, а на первое место выходит интеллект.

Павел Давыдов: Идеи, разработки.

Антон Ищенко: Интеллект как раз творческих людей, которыми и являются наши изобретатели. К сожалению, пока еще, может быть, мы не всегда используем этот потенциал, хотя у нас огромные-огромные возможности для того, чтобы перевернуть мир, если будет точка опоры.

Павел Давыдов: А что стало точкой опоры для создания Всероссийского общества изобретателей еще давно?

Антон Ищенко: В 1932 году появилось Всесоюзное общество изобретателей. Прошел первый съезд в январе 1932 года. Не поверите, задачи такие стояли: повышение производительности труда, снижение себестоимости выпускаемой продукции и импортозамещение. Приблизительно…

Павел Давыдов: Да вы что?!

Антон Ищенко: Да. Вы не поверите, но, к сожалению, наверное…

Павел Давыдов: Ничего не меняется в мире.

Антон Ищенко: Ничего не поменялось с точки зрения этих задач. По крайней мере, общество стало как раз той самой движущей силой, которая стала помогать нашей промышленности, стала помогать нашей экономике решать вопросы, связанные с совершенствованием производства, с появлением и выработкой идей для новых продуктов, новых товаров. Это новые станки, это новое промышленное оборудование, это опять же освоение космоса, это наш флот. Все, что связано с инженерной тематикой, как раз и было в той или иной степени завязано на Всесоюзное общество изобретателей, а впоследствии – и Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов.

Павел Давыдов: Давайте вернемся в наши дни. С какими идеями сегодня приходят к вам изобретатели? И какие проекты вы готовы поддержать?

Антон Ищенко: Идеи на самом деле абсолютно разные. У нас есть для себя понимание, что мы выбрали где-то порядка 20 отраслей. Вот эти 20 отраслей как раз составляют в основном те проекты, с которыми приходят наши изобретатели.

Это пищевые технологии. Вот прекрасные у нас есть решения, которое сегодня фактически могут поменять рынки. Это решения, которые позволяют более долгое время хранить продукты, позволяют сохранять все вкусовые и полезные свойства этих продуктов, позволяют снижать степень зависимости от каких-то химических препаратов, которые, к сожалению, используются для того, чтобы сохранить полезные… просто сохранить продукты.

Кроме этого, есть достаточно интересные решения в технике. Это, скажем, движители для судов морских и речных. И буквально недавно мы встречались с руководством Национальной технологической инициативы. Есть специальное направление MariNet – это те инновационные проекты, которые можно применять на флоте, и они должны иметь коммерческий потенциал, в том числе экспортно-ориентированный. Вот как раз одно из таких решений нашего изобретателя Чижкова, который готов сегодня в чем-то даже удивить мир, потому что это более производительные и более эффективные движители для судов.

Есть прекрасные решения и в сфере IT. Это, например, проект Verimag, который позволяет объединять мобильные устройства. Я вот вижу у вас планшет…

Павел Давыдов: Да. Но планшет западного производства.

Антон Ищенко: Сейчас компания "Ростех" готовит к выпуску свой отечественный планшет для образовательного процесса. Как раз его технология позволяет объединять мобильные устройства абсолютно без интернета, без каких-то проводов. И это очень хорошее решение, скажем, для отдаленных сельских школ, где нет интернета или интернет очень слабый, где невозможно использовать такие каналы связи. То есть это очень перспективно. И вообще это, наверное, один из прорывных механизмов, потому что фактически, может быть, это замена бумажному учебнику.

Павел Давыдов: Не секрет, что изобретателей у нас в стране часто представляют как неких городских сумасшедших. Вот такое отношение в обществе сегодня сохраняется?

Антон Ищенко: Мне бы очень не хотелось, чтобы оно сохранялось. Хотя вот за последние год-два, наверное, мы уже увидели абсолютно другой подход и у органов государственной власти, и у представителей общества. Если буквально 3–4 года назад слово "изобретатель" даже было в чем-то ругательное, то сегодня "изобретатель" уже появляется и в официальных документах.

Мы открыли эту новую страницу современного ВОИР. У нас прошел очередной съезд 1 июля 2017 года, и именно к этому съезду президент Российской Федерации специальным своим посланием пожелал успехов нашему обществу, возрождения этой огромной на самом деле общественной организации. Сейчас в наших рядах больше 100 тысяч человек.

Павел Давыдов: И все они изобретатели?

Антон Ищенко: А в 80-х годах было 14 миллионов.

Павел Давыдов: Ого!

Антон Ищенко: Отношение к изобретателю в то время, конечно же, совсем другое.

Павел Давыдов: Да и время было другое.

Антон Ищенко: Изобретать было почетно. Изобретатель имел статус в обществе, он имел льготы, его везде чествовали, награждали. Есть, кстати, и остался государственный праздник. И мы тоже возрождаем эту традицию. Последняя суббота июня – государственный праздник День изобретателя и рационализатора. В этом году, я надеюсь, мы будем проводить награждение лучшего изобретателя на площадке Российской академии наук. Мы надеемся, что новая тоже Академия наук поддержит новый ВОИР, и мы совместно вернем эту замечательную традицию. Это такая маленькая отечественная Нобелевская премия.

Павел Давыдов: А скажите, что нужно сделать, чтобы стать членом вашего общества изобретателей?

Антон Ищенко: Сегодня никаких преград для того, чтобы вступить в члены ВОИР, нет. Мы специально…

Павел Давыдов: Но надо что-то изобрести, наверное, как минимум.

Антон Ищенко: Даже изобретать уже сегодня, может, и не нужно, потому что мы изменили формулировки устава. И нашим съездом было принято решение, что членом ВОИР может быть не только изобретатель, не только рационализатор, если у него есть свидетельство о рационализаторских предложениях, но и технологический предприниматель, инженер, патентный поверенный, сотрудники патентных служб, да и просто те, кому не безразлично инновационное развитие, инновации в современном понимании.

Павел Давыдов: Хорошо, поставлю вопрос так: а зачем человеку-инженеру, который работает на предприятии и, в принципе, реализует себя, в том числе и творческо-технически, вступать в вашу организацию?

Антон Ищенко: Наша организация решает достаточно много вопросов. Мы защищаем. Мы помогаем в коммерциализации. Мы находим инвесторов. Мы выстраиваем взаимоотношения с органами государственной власти. Мы говорим о том, что необходимо повышать статус изобретателей, и под это выстраиваются целые программы поддержки изобретательства в стране. Поэтому мы оказываем поддержку нашим членам – тем, кто хочет изобретать и кто хочет и зарабатывать, потому что это очень серьезный и финансовый источник дохода, в случае если появляется патентоспособное решение, на которое можно продавать права лицензионные или исключительные права. И здесь, конечно, за это сегодня борются очень многие участники этого процесса.

И достаточно много таких вопросов, которые пока, конечно, может быть, мы не в полном объеме охватили, но очень хорошая тенденция, очень хорошая динамика. Если честно, мне даже нравится тот результат, который общество сегодня показывает за прошедший год, после нашего очередного съезда, который состоялся 1 июля 2017 года.

Павел Давыдов: А я хочу вспомнить другую тенденцию, которая наблюдется уже как минимум 10 лет: очень часто изобретения российских кулибиных оказываются за рубежом. Как бороться с этим? И кто виноват – сама система или невнимательность чиновников?

Антон Ищенко: Если мы говорим про систему, то на самом деле у нас вполне современное качественное законодательство. У нас слабая культура. Мы очень плохо ориентируемся в этом достаточно сложном вопросе – защита прав на интеллектуальную собственность. И это еще один как бы критерий оценки развития страны. Сегодня Российская Федерация патентует за рубежом всего лишь 900 патентов в год, до тысячи. Соединенные Штаты Америки – около 60 тысяч. Китай, заявки на изобретения национальные – 1 миллион 400 тысяч.

Павел Давыдов: Почувствуйте разницу.

Антон Ищенко: Почувствуйте, что называется, разницу. И вот тот задел, который был у Советского Союза или у России сейчас имеется, к сожалению, мы уже фактически полностью израсходовали. Если мы не пересмотрим свое отношение к изобретательству, к рационализаторской деятельности, к защите прав на интеллектуальную собственность, к сожалению, мы будем все больше и больше отставать от экономически развитых стран. Рынок интеллектуальной собственности напрямую связан с валовым внутренним продуктом стран, которые сегодня являются лидерами.

Павел Давыдов: Антон, хочу вам привести пример. В этой студии мы неоднократно встречались и с конструкторами, и с изобретателями, и все они в один голос говорили: "Павел, если бы бизнес обратил внимание на мою заявку, я бы не смотрел в сторону Запада". Но сегодня в Большой стране этого не происходит.

Антон Ищенко: Ничего страшного, пускай смотрят в сторону Запада. Жить надо здесь, а продавать права на интеллектуальную собственность за рубеж. Более того, мы выступили с инициативой создать специальное направление в рамках Российского экспортного центра и в рамках вообще взаимодействия государства, выстраивания системы поддержки экспорта. Экспорт прав на объекты интеллектуальной собственности – это очень серьезная возможность, во-первых, увеличить внешнеторговый товарооборот, но при этом еще дает возможность освоить новые рынки.

К сожалению, еще раз подчеркну, мы не понимаем, что на этом весь мир зарабатывает. И это еще один из инструментов геополитического влияния за рубежом. Патент дает такое право. Просто, к сожалению, отсутствие пока еще культуры, которая помогла бы нам правильно выстраивать эти экономические уже процессы, сегодня как раз и приводит к тому, что многие просто не верят, что это возможно.

Павел Давыдов: Антон, мы сейчас ненадолго прервемся и продолжим эту беседу через несколько секунд.

Антон Ищенко родился в 1973 году в Саратове, окончил Саратовский государственный социально-экономический университет, кандидат экономических наук. В разные годы возглавлял сельхозпредприятие, молочное производство, завод безалкогольных напитков, был депутатом Государственной Думы. Сегодня – член коллегии и научно-технического совета Федеральной службы по интеллектуальной собственности.

Павел Давыдов: Антон, только что мы услышали – вы кандидат экономических наук, бывший депутат Госдумы. А как началось ваше увлечение изобретательством? И являетесь ли вы сами изобретателем?

Антон Ищенко: Я сам родом из Саратова. Саратов – это традиционно закрытый город с крупнейшими оборонными предприятиями. Все мое детство проходило в инженерной среде. Мама и папа – конструкторы, авиастроители. И фактически каждый день ты варишься, когда в этой среде, ты понимаешь, насколько интересно этим заниматься. Были схемы в таких же журналах, как "Изобретатель и рационализатор". И своими собственными руками очень многие инженеры создавали какие-то радиоприборы. Я в школе своими тоже собственными руками впервые спаял микрорадиоприемник, который помещался в небольшом спичечном коробке. Ну, тогда это был фурор. Изобретатель – это, наверное, все-таки не тот, кто имеет запатентованное изобретение, а тот, кто творчески мыслит.

Павел Давыдов: А какими качествами тогда должен обладать изобретатель, хотелось бы уточнить?

Антон Ищенко: Нестандартное мышление, способность и желание постоянно совершенствовать окружающий мир. Сегодня в нашем обществе уже произошел некий сдвиг, с точки зрения формирования имиджа ученого, инженера, изобретателя тоже. И это та профессия, которая в конечном итоге даст вполне хороший источник дохода на всю свою жизнь. Когда родители находят кружки робототехники, судомоделирования или авиастроения – это как раз правильный, как мне кажется, выбор сегодня, потому что он закладывает способность и возможность детей мыслить инженерными понятиями и придумывать что-то свое.

Павел Давыдов: У вас же даже есть какая-то специальная программа поддержки детей, насколько я понимаю.

Антон Ищенко: Ну, на самом деле, когда я работал депутатом Государственной Думы, мы проинициировали такой очень интересный, правильный и красивый проект – это Всероссийская конференция "Юные техники и изобретатели" в Государственной Думе. В этом году уже в пятый раз будет проходить эта конференция. Она приурочена к государственному празднику День изобретателя и рационализатора (последняя суббота июня) и проходит в Государственной Думе. Со всей страны, из всех наших регионов мы отбираем самых талантливых, самых энергичных ребят, которые занимаются техническим творчеством, которые занимаются наукой. Они приезжают в Государственную Думу и фактически с одной из главных трибун страны рассказывают о своих изобретениях.

Павел Давыдов: Антон, в наше время новые технологии стремительно меняются, особенно на стыке абсолютно разных человеческих сфер. А как вы считаете, за какими проектами будущее?

Антон Ищенко: Ну, наверное, вам знаком термин "человекоподобные технологии". Все, что может имитировать деятельность человека – в принципе, это сегодня является, наверное, самым перспективным направлением для исследования, для творчества технического. Наверное, за этим будущее. Но и традиционные технологии никуда не уйдут, и их тоже нужно совершенствовать, их нужно модифицировать, повышать эффективность. Это энергетика. Это цифровизация. Мы сегодня стоим на пороге таких очень серьезных революционных преобразований, в том числе которые вызваны появлением или искусственного интеллекта, или новых каких-то цифровых платформ, которые внедряются в нашу жизнь.

Сегодня выигрывают не те компании или страны, которые обладают производственным потенциалом, а те компании и страны, у которых есть конкурентоспособная продукция. Вот как сделать эту конкурентоспособную продукцию, чтобы она максимально быстро завоевала свои рынки? Вот это задача собственно и Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, и Правительства Российской Федерации, и всего высшего руководства страны, потому что сегодня надо обязательно сместить акценты.

Павел Давыдов: Антон, в эту студию вы пришли не с пустыми руками. Что это за журнал?

Антон Ищенко: На самом деле это легендарный журнал. Я с большим удовольствием держу его в руках, потому что на нем выросло не одно поколение наших граждан, наших инженеров, наших конструкторов, руководителей крупнейших предприятий, потому что журнал издается с 1929 года. Но так получилось, что в последние годы он перестал выходить на бумаге.

Если обратите внимание, такая интересная обложка – это голова профессора Кондратенко. Наш, казалось бы, простой профессор, работает в Москве в Московском технологическом университете. Так вот, благодаря технологии лазерного термораскалывания стекла и выпускаются те самые айфоны, которые есть практически у каждого жителя страны. Он изобрел способ, который позволяет изготавливать стекло любых форматов и любых размеров. И при этом, когда вырезается это стекло, оно получает дополнительные прочностные характеристики, оно становится прочнее. И только благодаря этому та компания, которая выпускает смартфоны, получила от компании Apple и стала самой крупной сегодня технологической компанией, выпускающей электронику в мире.

Но на самом деле журналу 90 лет, и в следующем году будет праздноваться юбилей этого журнала. Я уверен, что он найдет своего читателя. Сегодня аналогичных изданий практически нет.

Павел Давыдов: Антон, скажете, а какие рационализаторские идеи вы хотели бы воплотить во Всероссийском обществе изобретателей в ближайшие годы?

Антон Ищенко: Хороший вопрос. У меня есть еще одна брошюра…

Павел Давыдов: С ответами, да?

Антон Ищенко: С ответами, да. Это на самом деле первый каталог, который мы за последние несколько месяцев собрали. Это перспективные товары на основе российских изобретений с наибольшим коммерческим потенциалом и с гражданским применением. Это товары, которые мы с вами, в принципе, можем в той или иной степени найти на прилавках страны или увидеть вокруг нас в ближайшей перспективе.

Вот, например, прозрачный дисплей. Телевизоры все видели, а прозрачного телевизора нет. А вот российские изобретатели его сделали. Недавно прошла презентация. Эти дисплеи по задумке автора, компании Metromedia, могут встраиваться в окна метрополитена, железнодорожного транспорта и нести какую-то информацию пользователям.

Павел Давыдов: Как интересно!

Антон Ищенко: Это одно из решений. Оно, в принципе, может быть, и не совсем революционное. Но при этом очень интересная, скажем, установка малых гидроэлектростанций на сточных коллекторах водоканалов. Всего 22 таких проекта, которые, наверное, сегодня могут реально претендовать на то, чтобы инвесторы более детально на них посмотрели, посмотрели и органы государственной власти. Мы сегодня готовы представить миру прорывные российские отечественные технологии, которые могут изменить мир…

Павел Давыдов: К лучшему.

Антон Ищенко: …и нашу большую страну, и большой мир к лучшему, да.

Павел Давыдов: Кулибин, Попов, Шухов – все это история, но их разработками мы пользуемся по сей день. И кто знает, может быть, сегодняшние самые смелые и амбициозные проекты завтра упростят нашу жизнь и прославят своих изобретателей. Это, наверное, и есть тоже некая точка опора, о которой мы говорили. Спасибо вам большое за эту беседу.

Антон Ищенко: И вам спасибо за приглашение.

Павел Давыдов: У нас в гостях был Антон Ищенко, председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.