Антон Яремчук: Резкие перемены в системе образования – это скорее негатив, чем позитив. Нужны эволюционные методы

Гости
Антон Яремчук
зам. директора направления «Социальные проекты» АСИ

Ангелина Грохольская: Несколько лет назад в нашей стране катастрофически не хватало кружков технического творчества. Начали создаваться кванториумы и ставку сделали на науку. Сегодня уже говорят о кризисе гуманитарных дисциплин. А что будет с образованием в ближайшем будущем? По прогнозам экспертов, учить и учиться мы будем совершенно по-иному. Поговорим об этом в рубрике "Модельный цех".

У нас в студии – Антон Яремчук, заместитель директора направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив. Антон, здравствуйте.

Антон Яремчук: Ангелина, здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Вы знаете, сколько себя помню, образование все время меняется, все время какие-то реформы происходят, хотя по сути оно достаточно консервативно. Вот как наши бабушки учились за партами с системой "урок – перемена" и уроком длительностью 40–45 минут, так и сейчас уже наши дети – все то же самое. Если условно сейчас подвести такой некий итог образованию прошлого с заделом на будущее, то что было сделано из всех многочисленных реформ и изменений, на ваш взгляд, важного, что нужно взять с собой туда, дальше?

Антон Яремчук: На самом деле, если мы посмотрим на образовательные стандарты, какие они были в начале 2000-х, то там основной фокус делался на знаниях, то есть нужно что-то знать. Теперешние, нынешние образовательные стандарты настроены больше на умения и навыки. То есть, условно говоря, не будет задача звучать следующим образом: "Нужно знать квадратные уравнения". Нужно уметь использовать квадратные уравнения для решения той или иной задачи.

В принципе, надо сказать, что сейчас учителя адаптируются. Но и ученики действительно создают такой своего рода запрос, который на самом деле еще и подкрепляется запросом со стороны родительского сообщества. И это здорово, потому что все вместе… благодаря этим совместным усилиям общий подход к образованию действительно меняется.

Ангелина Грохольская: А вот те самые крутые школы, о которых вы сейчас говорите, не где все блестит… и блестит тоже, но где подход к образованию уже изменился, где учителя гибче, что ли, где они понимают эти тренды новые, – они все в основном частные, платные или какие-то другие формы? В государственной стандартной школе все как-то тормозится очень, это медленно внедряется, она более консервативная. Почему так происходит?

Антон Яремчук: Позволю себе с вами не согласиться. Мне кажется, что на самом деле все зависит от педагогической команды, которая работает в школе, от директора. Все равно есть звездные команды, которые способны предложить ученикам на сегодняшний момент интересный формат, заинтересовать.

А вообще в идеале на самом деле уже сейчас есть попытки в различных школах формировать для учеников индивидуальные образовательные траектории. Если учитель видит, что у ребенка есть способности в той или иной сфере, он может сформировать его индивидуальную образовательную траекторию таким образом, чтобы вывести его, например, по этому предмету на лучшие результаты и чтобы он смог в будущем себя лучше реализовать в той или иной области. И мне кажется, что массовое использование индивидуальных образовательных траекторий – это то, к чему мы в скором будущем придем, я думаю, практически везде.

Ангелина Грохольская: Нам нужны инноваторы в образовании?

Антон Яремчук: Понимаете, слово "инноватор" – такое очень сложное, да? Все инновации нам диктует современный технологический прогресс, то есть у нас цифровая среда, все меняется. Инновации технические или связанные с какими-то отраслями, в общем-то, появляются постоянно. Ну, может быть, мы этого не замечаем.

А инновации с точки зрения подхода к самому образовательному процессу – да, это надо. Но здесь скорее нужно целенаправленно воспитывать… Неправильно, "воспитывать" – плохое слово. Учить учителей, да? То есть у нас есть программы образовательные для учеников, но очень мало образовательных программ для учителей.

Ангелина Грохольская: Вот! Поэтому многие учителя и не понимают своих учеников, потому что те учатся быстрее, какие-то знания новые. А вот эти учителя – как их выучили много лет в институте, и все.

Антон Яремчук: Ну, справедливости ради, сейчас современная наша цифровая образовательная среда предоставляет довольно много возможностей для того, чтобы учитель мог сконструировать интересный урок. Я думаю, что это вопрос времени.

А вообще мое личное мнение заключается в том, что очень резкие перемены в системе образования – это скорее негатив, чем позитив. Поэтому мне кажется, что такими эволюционными методами, потихоньку цифровая образовательная среда придет в школу, индивидуальные образовательные траектории придут в школу.

Ангелина Грохольская: Вы же экономист, насколько я знаю, если я не ошибаюсь?

Антон Яремчук: Ну да.

Ангелина Грохольская: И наверняка лучше меня понимаете, что на все это нужны средства. Федеральный бюджет России, который был сейчас предложен, уже озвучен, предусматривает выделение в 2018 году на образование (округлю) 626 миллиардов рублей; 2019-й – 623 миллиарда; 2020-й – 635. То есть примерно одинаково. Вам не кажется, что нет какого-то… по крайней мере, в ближайшие три года нет тенденции к увеличению финансирования и, соответственно, нет денег на развитие образования, на все те вещи полезные, умные и хорошие, о которых вы сейчас говорите?

Антон Яремчук: Министерство образования и науки сейчас проводит большую работу, давая возможности через различные конкурсы, конкурсные мероприятия школам, скажем так, образовательным организациям, которые готовы себя проявить, готовы внедрять инновации. Они, в принципе, дают все возможности для того, чтобы активно развиваться.

Ангелина Грохольская: Назовем это так. А гражданские и общественные инициативы, которые уже, в общем-то, существуют? Их пока мало, но они есть, и их можно считать, мне кажется, альтернативой некоторым формам образования. Я имею в виду сейчас, например, "Тотальный диктант", который уже распространился у нас в стране, очень полюбился. "Тетрадка дружбы", пермский проект. Можно еще, наверное, несколько назвать. Вот гражданские инициативы могут влиять как-то на образование? И вообще должны они быть? Или это все-таки параллельная история, которая в классическую систему никак не вписывается?

Антон Яремчук: Так или иначе все инициативы в области образования, которые есть (а их достаточно много – это и частные образовательные проекты, есть и абсолютно замечательные программы по компетентностным олимпиадам), которые так или иначе со временем, в промежутке ближайшие пяти, может быть, десяти лет плотно войдут в программу общего образования. И эта грань между дополнительным образованием (позволю себе их отнести к допобразованию) и общим образованием смоется. То есть на самом деле, если угодно, они объединятся. И механизмы, в принципе, для этого все есть.

Если говорить про дополнительное образование и общее образование, то сейчас развиваются механизмы сетевого взаимодействия. И тут самый хороший пример, когда урок технологии в школах (это в московских школах) дети проходят на площадках детских технопарков и кванториумов. То есть вот они – механизмы. И я думаю, что рано или поздно… Сейчас мы берем не только кванториумы, а просто учреждения дополнительного образования. Эти механизмы сетевого взаимодействия будут развиваться, грань размоется – и, если угодно, будет симбиоз такой между общим и дополнительным образованием.

Ангелина Грохольская: Говорят, что в будущем мы будем постоянно учиться, постоянное образование, когда и родители могут учиться, и дети могут учиться. Это действительно такой тренд просматривается?

Антон Яремчук: Мне кажется, что да. Это такой на самом деле серьезный вызов, который ставит перед нами экономика. Уже сейчас все большее значение, на мой взгляд, приобретают, и для работодателей в том числе, навыки – то есть не наше базовое образование, которое мы получили, например, в высшем учебном заведении, а те навыки, которыми мы обладаем, для решения тех или иных задач. Ну, вполне возможно (это много уже кто говорит), что и те профессии, которые сегодня у нас есть, многие из них сильно видоизменятся, появятся новые.

У нас в Агентстве даже отдельный проект большой на эту тему есть, и выпущен "Атлас новых профессий". Поэтому я думаю, что концепция Long Life Learning – это такой ключевой момент на сегодняшний день. И мне кажется, появится необходимость постоянно наращивать свои компетенции для того, чтобы соответствовать изменяющейся экономической среде. И так или иначе это приведет к буму (ну, "бум" – плохое слово), к развитию дополнительных образовательных форматов, которые будут тренировать именно те самые специфические компетенции, которые будут востребованные.

Ангелина Грохольская: Учиться, учиться и учиться!

Рубрика "Модельный цех"