Антон Яремчук: Резкие перемены в системе образования – это скорее негатив, чем позитив. Нужны эволюционные методы

Гости
Антон Яремчук
зам. директора направления «Социальные проекты» АСИ

Ангелина Грохольская: Несколько лет назад в нашей стране катастрофически не хватало кружков технического творчества. Начали создаваться кванториумы и ставку сделали на науку. Сегодня уже говорят о кризисе гуманитарных дисциплин. А что будет с образованием в ближайшем будущем? По прогнозам экспертов, учить и учиться мы будем совершенно по-иному. Поговорим об этом в рубрике "Модельный цех".

У нас в студии – Антон Яремчук, заместитель директора направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив. Антон, здравствуйте.

Антон Яремчук: Ангелина, здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Вы знаете, сколько себя помню, образование все время меняется, все время какие-то реформы происходят, хотя по сути оно достаточно консервативно. Вот как наши бабушки учились за партами с системой "урок – перемена" и уроком длительностью 40–45 минут, так и сейчас уже наши дети – все то же самое. Если условно сейчас подвести такой некий итог образованию прошлого с заделом на будущее, то что было сделано из всех многочисленных реформ и изменений, на ваш взгляд, важного, что нужно взять с собой туда, дальше?

Антон Яремчук: На самом деле, если мы посмотрим на образовательные стандарты, какие они были в начале 2000-х, то там основной фокус делался на знаниях, то есть нужно что-то знать. Теперешние, нынешние образовательные стандарты настроены больше на умения и навыки. То есть, условно говоря, не будет задача звучать следующим образом: "Нужно знать квадратные уравнения". Нужно уметь использовать квадратные уравнения для решения той или иной задачи.

В принципе, надо сказать, что сейчас учителя адаптируются. Но и ученики действительно создают такой своего рода запрос, который на самом деле еще и подкрепляется запросом со стороны родительского сообщества. И это здорово, потому что все вместе… благодаря этим совместным усилиям общий подход к образованию действительно меняется.

Ангелина Грохольская: А вот те самые крутые школы, о которых вы сейчас говорите, не где все блестит… и блестит тоже, но где подход к образованию уже изменился, где учителя гибче, что ли, где они понимают эти тренды новые, – они все в основном частные, платные или какие-то другие формы? В государственной стандартной школе все как-то тормозится очень, это медленно внедряется, она более консервативная. Почему так происходит?

Антон Яремчук: Позволю себе с вами не согласиться. Мне кажется, что на самом деле все зависит от педагогической команды, которая работает в школе, от директора. Все равно есть звездные команды, которые способны предложить ученикам на сегодняшний момент интересный формат, заинтересовать.

А вообще в идеале на самом деле уже сейчас есть попытки в различных школах формировать для учеников индивидуальные образовательные траектории. Если учитель видит, что у ребенка есть способности в той или иной сфере, он может сформировать его индивидуальную образовательную траекторию таким образом, чтобы вывести его, например, по этому предмету на лучшие результаты и чтобы он смог в будущем себя лучше реализовать в той или иной области. И мне кажется, что массовое использование индивидуальных образовательных траекторий – это то, к чему мы в скором будущем придем, я думаю, практически везде.

Ангелина Грохольская: Нам нужны инноваторы в образовании?

Антон Яремчук: Понимаете, слово "инноватор" – такое очень сложное, да? Все инновации нам диктует современный технологический прогресс, то есть у нас цифровая среда, все меняется. Инновации технические или связанные с какими-то отраслями, в общем-то, появляются постоянно. Ну, может быть, мы этого не замечаем.

А инновации с точки зрения подхода к самому образовательному процессу – да, это надо. Но здесь скорее нужно целенаправленно воспитывать… Неправильно, "воспитывать" – плохое слово. Учить учителей, да? То есть у нас есть программы образовательные для учеников, но очень мало образовательных программ для учителей.

Ангелина Грохольская: Вот! Поэтому многие учителя и не понимают своих учеников, потому что те учатся быстрее, какие-то знания новые. А вот эти учителя – как их выучили много лет в институте, и все.

Антон Яремчук: Ну, справедливости ради, сейчас современная наша цифровая образовательная среда предоставляет довольно много возможностей для того, чтобы учитель мог сконструировать интересный урок. Я думаю, что это вопрос времени.

А вообще мое личное мнение заключается в том, что очень резкие перемены в системе образования – это скорее негатив, чем позитив. Поэтому мне кажется, что такими эволюционными методами, потихоньку цифровая образовательная среда придет в школу, индивидуальные образовательные траектории придут в школу.

Ангелина Грохольская: Вы же экономист, насколько я знаю, если я не ошибаюсь?

Антон Яремчук: Ну да.

Ангелина Грохольская: И наверняка лучше меня понимаете, что на все это нужны средства. Федеральный бюджет России, который был сейчас предложен, уже озвучен, предусматривает выделение в 2018 году на образование (округлю) 626 миллиардов рублей; 2019-й – 623 миллиарда; 2020-й – 635. То есть примерно одинаково. Вам не кажется, что нет какого-то… по крайней мере, в ближайшие три года нет тенденции к увеличению финансирования и, соответственно, нет денег на развитие образования, на все те вещи полезные, умные и хорошие, о которых вы сейчас говорите?

Антон Яремчук: Министерство образования и науки сейчас проводит большую работу, давая возможности через различные конкурсы, конкурсные мероприятия школам, скажем так, образовательным организациям, которые готовы себя проявить, готовы внедрять инновации. Они, в принципе, дают все возможности для того, чтобы активно развиваться.

Ангелина Грохольская: Назовем это так. А гражданские и общественные инициативы, которые уже, в общем-то, существуют? Их пока мало, но они есть, и их можно считать, мне кажется, альтернативой некоторым формам образования. Я имею в виду сейчас, например, "Тотальный диктант", который уже распространился у нас в стране, очень полюбился. "Тетрадка дружбы", пермский проект. Можно еще, наверное, несколько назвать. Вот гражданские инициативы могут влиять как-то на образование? И вообще должны они быть? Или это все-таки параллельная история, которая в классическую систему никак не вписывается?

Антон Яремчук: Так или иначе все инициативы в области образования, которые есть (а их достаточно много – это и частные образовательные проекты, есть и абсолютно замечательные программы по компетентностным олимпиадам), которые так или иначе со временем, в промежутке ближайшие пяти, может быть, десяти лет плотно войдут в программу общего образования. И эта грань между дополнительным образованием (позволю себе их отнести к допобразованию) и общим образованием смоется. То есть на самом деле, если угодно, они объединятся. И механизмы, в принципе, для этого все есть.

Если говорить про дополнительное образование и общее образование, то сейчас развиваются механизмы сетевого взаимодействия. И тут самый хороший пример, когда урок технологии в школах (это в московских школах) дети проходят на площадках детских технопарков и кванториумов. То есть вот они – механизмы. И я думаю, что рано или поздно… Сейчас мы берем не только кванториумы, а просто учреждения дополнительного образования. Эти механизмы сетевого взаимодействия будут развиваться, грань размоется – и, если угодно, будет симбиоз такой между общим и дополнительным образованием.

Ангелина Грохольская: Говорят, что в будущем мы будем постоянно учиться, постоянное образование, когда и родители могут учиться, и дети могут учиться. Это действительно такой тренд просматривается?

Антон Яремчук: Мне кажется, что да. Это такой на самом деле серьезный вызов, который ставит перед нами экономика. Уже сейчас все большее значение, на мой взгляд, приобретают, и для работодателей в том числе, навыки – то есть не наше базовое образование, которое мы получили, например, в высшем учебном заведении, а те навыки, которыми мы обладаем, для решения тех или иных задач. Ну, вполне возможно (это много уже кто говорит), что и те профессии, которые сегодня у нас есть, многие из них сильно видоизменятся, появятся новые.

У нас в Агентстве даже отдельный проект большой на эту тему есть, и выпущен "Атлас новых профессий". Поэтому я думаю, что концепция Long Life Learning – это такой ключевой момент на сегодняшний день. И мне кажется, появится необходимость постоянно наращивать свои компетенции для того, чтобы соответствовать изменяющейся экономической среде. И так или иначе это приведет к буму (ну, "бум" – плохое слово), к развитию дополнительных образовательных форматов, которые будут тренировать именно те самые специфические компетенции, которые будут востребованные.

Ангелина Грохольская: Учиться, учиться и учиться!


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Рубрика "Модельный цех"

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск