Аскар Абдразаков: Для развития региона нужно точно выверить шаги, чтобы не делать лишнего

Гости
Аскар Абдразаков
народный артист Республики Башкортостан, оперный певец

Ангелина Грохольская: В Башкирии, которая этой весной отметила столетие со дня образования, обновят 100 объектов, в том числе Дома культуры, образовательные центры, музыкальные школы. Выделены деньги и на капитальный ремонт Башкирского академического театра драмы имени Мажита Гафури в Уфе. С культурной жизнью Башкортостана мы сегодня познакомимся поближе, у нас в гостях советник по вопросам культуры и искусства Республики, звезда оперной сцены, солист Мариинского театра Аскар Абдразаков. Аскар Амирович, здравствуйте!

Аскар Абдразаков: Добрый день, здравствуйте!

ПРОФАЙЛ

Аскар Амирович Абдразаков – российский оперный певец, родился в Уфе в семье деятелей искусств: мать – художница, отец – актер, режиссер, основатель республиканской киностудии. Выступал на лучших российских сценах и мировых площадках, таких как Метрополитен-опера, «Ла Скала» и Барселонский театр «Лисео», сейчас Аскар Абдразаков солист Мариинского театра. В марте 2019 года назначен советником по вопросам культуры и искусства главы Республики Башкортостан.

Ангелина Грохольская: Нам очень приятно, что Вы нашли время, приехали к нам в студию, потому что сейчас у Вас помимо гастролей, помимо концертов в Мариинке, есть еще и общественная нагрузка, появилась она совсем недавно – Вы стали советником по культуре и искусству главы Республики. Скажите, пожалуйста, для Вас важно это назначение именно на малой родине, именно в Башкирии? Или, например, если предположить гипотетически, что Вам предлагают в другом регионе отвечать за культуру, Вы бы тоже согласились?

Аскар Абдразаков: Для меня очень важна именно помощь новому главе, который сейчас исполняет обязанности – это Радий Фаритович Хабиров. 100-летие – это прекрасная дата и то, что будут реконструировать театр имени Мажита Гафури, Башкирский государственный театр имени Мажита Гафури, затем региональные театры, библиотеки, музеи, это всё имеет огромное значение для искусства и для культуры прежде всего башкирского народа. Затем будет проходить опять-таки в «Зарядье» в городе Москве будет проходить концерт, посвященный 100-летию, это будет уже обширный концерт, где будет не только выступление классических певцов, оркестра, это будет уже этнический концерт некий, где будет представлена уже шире красота и танцы башкирского народа.

Ангелина Грохольская: Вы знаете, как-то в студии у нас был великолепный исполнитель на курае, башкирском инструменте – это удивительное звучание какое-то, волшебное, вот эта музыка, она очень необычная, а Вы с народной музыкой как-то соприкасались, именно с башкирской?

Аскар Абдразаков: Всегда, мы же все из народа и поэтому нужно петь башкирские песни, именно нужно петь башкирские песни, потому что, к сожалению, уходят в небытие и кто, если не мы, будет это дело возрождать своим творчеством, своим желанием?..

Ангелина Грохольская: А каким образом это сделать на месте? Понятно, что Вы, Вы – звезда, Вас знают, у Вас есть выход на ведущие мировые площадки – здесь можно продвигать, а внутри Республики?

Аскар Абдразаков: Внутри Республики Вы понимаете, что для самих башкир, тех, кто живут на территории Башкортостана – это уже норма. Интересней, когда, конечно, вне, когда ты выезжаешь на гастроли и исполняешь именно… все же знают: в основном, классические певцы поют классику с оркестром…

Ангелина Грохольская: Есть даже определенный репертуар, да?

Аскар Абдразаков: Совершенно верно. А тут необычный такой выход, когда выходит кураист, и все пытаются узнать, что же он сейчас издаст, какие звуки будут.

Ангелина Грохольская: Вернусь к Вашему назначению…

Аскар Абдразаков: Да.

Ангелина Грохольская: Что реально Вы можете сделать, будучи советником по культуре и искусству

Аскар Абдразаков: Вы знаете, тут прежде всего нужно разобраться внутри региона: что сделано, какие мероприятия проведены, посмотреть дальнейшее развитие – все вот эти шаги нужно точно выверить, чтобы не делать лишнего. Я считаю, что нужно начать сперва с этого, потом, конечно же, нужно выходить на международную арену, уже показывать, позиционировать Республику за рубежом.

Ангелина Грохольская: Вы из очень творческой семьи, из музыкальной семьи, и я знаю, что в этом году Вашему отцу, известному режиссеру телевизионному, вообще, деятелю искусств Башкирии, исполнилось бы 85 лет, юбилей. Скажите, пожалуйста, а родиться у такого отца – это счастье или ответственность?

Аскар Абдразаков: Во-первых, это огромное счастье, для меня очень важно… для нас очень важно с моим любимым братом Эльдаром, которого я очень люблю, для нас очень важно было вот это отношение, понимаете? Отношение отца к творчеству, показ первых картин в Республике. Он же снимал еще очень много фильмов в самое тяжелое время, в 90-е годы, и, конечно же, мы ему помогали, где-то и снимались, что-то подсказывали, наверно, и в сценарии – были, были такие фрагменты. Ведь в дальнейшем папа открыл киностудию «Башкортостан» и с большой благодарностью к главе Республики о том, что месяц назад киностудия «Башкортостан» была названа в честь отца, Амира Абдразакова.

Ангелина Грохольская: Это очень, конечно, символично, очень важно.

Аскар Абдразаков: Да.

Ангелина Грохольская: Да, я представляю, как Вам приятно. Вы же и петь стали благодаря отцу?

Аскар Абдразаков: Да, Вы знаете, так жизнь повернулась, что, когда я закончил школу, встал вопрос: куда идти? Отец снимал музыкальный фильм о нашем очень знаменитом певце, народном артисте России Радике Гарееве и в перерыве был задан вопрос Радиком, он говорит: «А ты куда пойдешь учиться, что тебе интересно?». Я говорю: «Мне интересно то, чем занимается отец». Но через полгода жизнь кардинально поменялась в творческом отношении, и я попал в класс профессора Муртазиной Миляуши Галеевны, которая воспитала большую плеяду именно певцов, больших певцов. Время прошло, и я стал ставить задачу перед собой, что нужно выступать на международных конкурсах, нужно идти вперед и как-то двигаться, и на одном из конкурсов имени Глинки я получил 4-ю премию конкурса Глинки, еще в советское время, и тогда меня увидела Ирина Константиновна Архипова, знаменитая оперная певица, тогда солистка Большого театра, и когда я сделал первые шаги на сцену Большого театра, мне казалось, что… во-первых, у меня тряслись коленки, и я, конечно, не понимал, потому…

Ангелина Грохольская: Мне кажется, это, вообще, с ума сойти можно…

Аскар Абдразаков: Это сцена Большого театра, где пел Фёдор Иванович Шаляпин, где пела Нежданова. И меня это как-то, знаете, вот, в глубине: «А почему я не могу служить этому театру?» – я задал сам себе вопрос, вот, не знаю, почему? И мне повезло, что я попал, считаю, что попал в такой… я не знаю, золотой век, серебряный век Большого театра, где пели в это же время Евгений Нестеренко, Юрий Мазурок, Елена Образцова…

Ангелина Грохольская: Ведь можно было учиться, да?

Аскар Абдразаков: Это вот та плеяда, которая можно сказать «гремела» в те времена в Москве в Большом театре и в России, и во всем мире, конечно же.

Ангелина Грохольская: Но ведь вы и в Башкирии выступаете, да?

Аскар Абдразаков: Конечно.

Ангелина Грохольская: И приезжаете сейчас, это естественно…

Аскар Абдразаков: Безусловно, конечно.

Ангелина Грохольская: А вот такие же молодые талантливые с горящими глазами – они есть в Республике?

Аскар Абдразаков: Они, конечно, безусловно есть. Да, нужно воспитывать, да, нужно передавать вот как раз идет эта преемственность поколений – вот это очень важно. Порой идешь по коридору и слышишь: замечательно поют певцы и волей-неволей заглядываешь, и подсказываешь, как-то хочется рассказать людям. Поскольку я учился в Московской консерватории, я после окончания Уфимского института искусств, опять-таки у профессора Миляуши Галеевны Муртазиной, я поступил в аспирантуру к Ирине Константиновне Архиповой – Народной артистке Советского Союза.

Ангелина Грохольская: А где молодым стоит учиться сейчас: уезжать всё-таки за границу? Где вот это впитывать, талант мэтров? В Мариинку ехать к Вам?

Аскар Абдразаков: Я считаю так: не важно, где ты учишься, важно, у кого ты учишься, важно вот это мастерство.

Ангелина Грохольская: Та самая преемственность.

Аскар Абдразаков: Безусловно, опять-таки русская школа – самая лучшая. Да, конечно, оперное пение родилось в Италии, как мы все прекрасно знаем, но русская исполнительская школа… я считаю, что у нее высокая планка.

Ангелина Грохольская: Давайте в Башкирию вернемся, Вы знаете, у нас есть такая традиция, когда гости приезжают из какого-то региона и для них это регион родной, мы просим пригласить наших зрителей и объяснить, вот буквально 3 факта, 3 аргумента: почему стоит побывать в Башкирии?

Аскар Абдразаков: Я думаю, что не для кого не секрет, что Башкирия связана с башкирским мёдом. Вот, видите. Второй аргумент: потрясающая природа, есть горы, есть лесостепи, есть всё, в Республике есть всё практически – это второй аргумент. И третий аргумент – это прекрасные люди с хорошим гостеприимством и, конечно же, у нас замечательные санатории и курорты в Республике Башкортостан.

Ангелина Грохольская: А музыка…

Аскар Абдразаков: Музыка там присутствует всегда.

Ангелина Грохольская: Это неотъемлемо.

Аскар Абдразаков: Милости просим.

Ангелина Грохольская: Спасибо Вам огромное, обязательно побываем! А я хочу пригласить зрителей Общественного телевидения России на концерт «Рожденный в Башкортостане», посвященный 100-летию Республики, наш телеканал покажет его 10 мая в 19:20 по московскому времени: в программе выступление национального филармонического оркестра России под управлением Народного артиста СССР Владимира Спивакова, оперных знаменитостей Аскара и Эльдара Абдразаковых, также в концерте примут участие: Диляра Идрисова – солистка Башкирского государственного театра оперы и балета, скрипачка, лауреат международных конкурсов Мария Дуэньяс и кураист-виртуоз Роберт Юлдашев.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Звезда Мариинки - о родной Башкирии, отце и театре

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск