Ангелина Грохольская: Из медиков – в артисты! Однажды в Воронежской медакадемии несколько будущих стоматологов, студент лечебного факультета и педиатр устроили "Банный день". Не в смысле – собрались попариться. Так они назвали театральный коллектив, решив зрителей своих миниатюрами и пародиями радовать. Потом, правда, повзрослели и переименовались в "Антракт" – и замахнулись уже на классику. Сейчас в репертуаре студенческого театра – Чехов, Пушкин и Антуан де Сент-Экзюпери. Давайте познакомимся с "Антрактом" из Воронежа поближе. Сегодня у нас в гостях – режиссер-постановщик Олег Блашенцев. Олег, здравствуйте. Олег Блашенцев: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Ну, во-первых, позвольте мне поздравить вас с победой на большом фестивале. Вы были в Москве, привозили свой новый спектакль и стали лауреатами фестиваля. Олег Блашенцев: Стали лауреатами фестиваля. Ангелина Грохольская: Что привозили? Чем порадовали столичных зрителей? Олег Блашенцев: Мы привозили премьеру прошлого года – спектакль по одноименной пьесе Григория Горина "Забыть Герострата!". Ну, уже проверенный спектакль. Привозили специально, чтобы он в этом фестивале, так скажем, не потерялся среди прочих участников. Ангелина Грохольская: А конкуренты были сильные? Олег Блашенцев: Ну конечно. Вообще фестиваль подразумевает, наверное, больше разнообразное участие, а не столько соревновательные моменты. Это все-таки у нас не спорт, а искусство. Ангелина Грохольская: Ну, здесь с целью себя показать и других посмотреть, да? Олег Блашенцев: Совершенно верно. Конечно, были сильные и очень интересные. Я даже не хочу называть их конкурентами. Очень сильные и интересные коллективы, участники. Ангелина Грохольская: Давайте знакомиться с "Антрактом". В официальных документах годом рождения студенческого театра "Антракт" значится 2000-й. Но, насколько я знаю, и раньше в академии (сейчас это университет) был студенческий театр. Вы продолжаете эти традиции или это совершенно новое явление? Олег Блашенцев: И то, и другое. Вообще театральные традиции нашего вуза очень и очень давние. И определенные самодеятельные коллективы были и в довоенное время, и сразу в послевоенное время. И вот так постепенно-постепенно шло до 2000 года, когда пришел у нас новый коллектив. Как правильно прозвучало – "Банный день" сначала. Но "Банный день" он назывался буквально несколько недель, открою вам секрет. Ангелина Грохольская: Но было же. Факт же есть. Олег Блашенцев: И дальше сразу он стал называться "Антрактом". Ангелина Грохольская: Аттестат зрелости уже можно выдавать. Олег Блашенцев: Да, практически. Ангелина Грохольская: Мы назвали так тему сегодняшней нашей беседы. Студенты-медики становятся артистами. Действительно студенты-медики, только учащиеся вуза? Или кого-то со стороны тоже приглашаете? Олег Блашенцев: Во-первых, это студенты. Во-вторых, это недавние выпускники, которые являются сегодня ординаторами кафедр нашего вуза. Ну и также остаются некоторые наши выпускники. И в результате того, что эти категории лиц у нас есть в коллективе, получилось добиться очень хорошего возрастного расклада – от 17 до 36 лет у нас сейчас артисты, что позволяет, конечно, открывает больший спектр спектаклей, которые можно ставить, больше возможностей. Ангелина Грохольская: Я вас как режиссера понимаю, конечно. Это действительно возможностей больше. Потому что режиссер всегда же смотрит и уже видит картинку, результат, как он спектакль будет ставить и кого он включать будет в этот спектакль. Олег Блашенцев: Конечно, конечно. Ангелина Грохольская: Как вы в труппу артистов отбираете? Есть какие-то критерии, экзамены вступительные? Олег Блашенцев: Вы знаете, у нас здесь, я бы так сказал, достаточно нетрадиционный подход. Я являюсь противником кастингов, различных проб и прочих каких-то испытаний. Я, в принципе, наверное, не отказал никогда никому. И берем в труппу всех. А вот дальше уже начинается и определенный естественный отбор, можно так сказать. И дальше я всегда говорю, что три вот этих столпа – желание, терпение, самоотдача. А вот эти три столпа, помноженные на талант, они формируют ту труппу, которая в итоге и является лицом нашего театра и лицом нашего вуза. Ангелина Грохольская: А много талантливых артистов к вам приходит? Олег Блашенцев: Много, много. Я очень не согласен, когда часто можно слышать мнение, что молодежь сейчас не та, она не талантлива. Она очень талантлива, просто нужен к ней определенный индивидуальный подход, поиск каких-то ключиков. И у них талантов очень много, и они с удовольствием готовы их реализовывать. Ангелина Грохольская: Но они же приходят в медицину вроде бы, а тут им – раз! – и театр, пожалуйста. Одно другому не мешает? Олег Блашенцев: Одно другому не мешает. Одно другому даже помогает. Тут можно с разных сторон подойти. Во-первых, вспомнить, сколько талантливых медиков, знаменитых медиков реализовывали себя в искусстве. Ангелина Грохольская: Знаменитый актер опять же Михаил Чехов в книге воспоминаний писал о том, как однажды побывал в операционной, вот привлекала его хирургия. Хочу прочитать: "На меня надели белый халат и под видом студента провели в операционную. Я был в необыкновенном волнении и жадно следил за всеми приготовлениями к операции. Настроение в комнате приводило меня в трепет. Я не спускал глаз с доктора. Со мной что-то случилось в это мгновение. Во мне вспыхнул необыкновенный творческий порыв. Я понял искусство еще с какой-то стороны!" Вот дальше он называет хирурга творцом, а сам процесс – искусством. На ваш взгляд, есть что-то общее между творчеством и лечебным делом? Олег Блашенцев: Конечно. Медицинский работник… Очень большой составляющей медицинской профессии являются гуманистические свойства, наверное. И где он их еще может подкрепить? Изучением драматургии, участием в драматургии. Плюс сама работа в коллективе. Если мы уберем просто театральный момент, то просто сама работа в коллективе, взаимопомощь, взаимовыручка, вот это чувство команды, безусловно, тоже будут помогать в профессиональной деятельности. Ангелина Грохольская: Давайте к репертуару тогда перейдем. Что ставите? Начинали вы… Вообще сначала был даже не театр, а СТЭМ – театр студенческих миниатюр. Олег Блашенцев: Как я и говорил, у нас была очень плодородная такая почва – вот эти многолетние театры миниатюр, которые переходили из поколения в поколение. Конечно, мы тоже начали с миниатюр. А дальше какой-то произошел – ну, наверное, можно, если поискать, найти и объективные, и субъективные причины – такой слом, такой переход к драматическому материалу. И наверное, здесь я три могу назвать вещи, которые были поставлены театром и исполнены. Это спектакль-ревю "Back in the USSR!" по произведениям классиков советской сатиры. Это по ранним рассказам Антона Павловича Чехова спектакль под названием "Свадебный сезон". И спектакль, который тоже можно назвать "спектакль-ревю", Виктор Шендерович и его "Черные ходики". Вот эти три спектакля, которые как раз и объединили в себе вроде бы и миниатюры, и большую такую форму театральную. И дальше пошло, пошло, пошло в такой драматический материал, в котором работаем и сегодня. Но с миниатюрами не расстаемся. И я не согласен опять же, когда говорят: "Драматический спектакль – это одно, а миниатюра – это что-то такое…" Ангелина Грохольская: Ну, малая форма. Олег Блашенцев: Нет, хорошая миниатюра на вес золота. И у нас есть в репертуаре на сегодняшний день такие миниатюры, которые все 17 лет у нас играются и до сих пор идут на ура, на любую публику, на любого зрителя. Ангелина Грохольская: Медики шутят? Олег Блашенцев: Шутят. Медики шутят. Знаете, медики шутят очень ярко и интересно. Ангелина Грохольская: Вы это используете каким-то образом, чтобы не им давать материал, а от них что-то цеплять? Потому что я не случайно спросила – у меня тоже очень много знакомых-медиков. У меня мама медик и сестра медик, поэтому я немножко знаю эту структуру и вот это настроение. Там совершенно свой мир такой. Олег Блашенцев: Совершенно верно. Ангелина Грохольская: И свой юмор абсолютно. Может быть, даже кому-то покажется, что на грани. Олег Блашенцев: Да, некоторые, кто приходят первый раз, они немножечко шокируются этим. А дальше, когда туда попадаешь… Вообще для актера наблюдение – это одно из главных. Ангелина Грохольская: С этого и начинают студентов учить. Олег Блашенцев: Да. Поэтому, конечно, чем больше вот этих наблюдений, чем больше этих образов сложится в голове, тем потом это легче для построения того или иного образа самому актеру. Ангелина Грохольская: Закончен очередной сезон. Вот каким он был? И как у всех творческих людей хочу спросить: какие планы на будущий сезон? Олег Блашенцев: Я так приоткрою секрет, что он еще не закончен. У нас он будет заканчиваться в конце июня. У нас премьерный спектакль. Так у нас уже традиция сложена, что все-таки заканчиваем мы премьерой – не в начале, не в середине, а именно сезон заканчиваем премьерой. Я думаю, можно приоткрыть завесу. В этом году Гоголь у нас – ну, так скажем, его инсценировка "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". А сам сезон, если говорить, он был очень насыщен у нас фестивалями. И я даже не знаю, хорошо это или плохо. Наверное, хорошо. Если бы, конечно, сезон оценивать только по успехам на фестивалях, то можно было бы сказать, что он замечательный. Но это только одна составляющая. Не менее важна, конечно, и подготовка нового репертуара, и обучение молодых актеров. Но тем не менее опять же в основном с этим спектаклем по Григорию Горину "Забыть Герострата!" мы и в областном фестивале больших успехов добились, который проводится среди любительских театральных коллективов, в Москве добились. Плюс нельзя не сказать про наш такой профессиональный ведомственный фестиваль, который называется "Фестиваль искусств студентов-медиков и медицинских работников", который проводится среди медицинских вузов, медицинских учреждений нашей страны и… Ангелина Грохольская: Это всероссийский, да? Олег Блашенцев: …и ближнего зарубежья. Ангелина Грохольская: Ого! Олег Блашенцев: И в этом году он был уже двенадцатый. Проходил в этом году в городе Рязань на базе Рязанского медицинского университета. И там наш театр в театральном конкурсе данного фестиваля (а он охватывает различные направления искусств) тоже выступил достаточно удачно – попал в призы, так скажем, призовое место занял. Ангелина Грохольская: С чем мы вас и поздравляем! Олег Блашенцев: Так что туда тоже премьеру возили. Но спектакль малой формы, поскольку фестивальный формат такой предусматривает определенные временные регламенты. По Куприну, "Гамбринус". Ангелина Грохольская: Ну и на что замахнуться вы готовы в ближайшие сезоны? Олег Блашенцев: В ближайшие сезоны? Во-первых, у нас сезон семнадцатый, а не за горами уже и двадцатый. А двадцать лет для любительского коллектива – это… Ангелина Грохольская: Это серьезно. Олег Блашенцев: Да. И это то, что делается не за месяц, не за два и не за год. И уже надо думать об этом. И в 2018 году наш университет отмечает 100-летие. Наш институт носит имя Николая Ниловича Бурденко. И вполне возможно, что один из спектаклей будет посвящен жизни и деятельности данного медика. Ангелина Грохольская: Тогда я пожелаю вам удачи и аншлагов на всех ваших спектаклях. Олег Блашенцев: Спасибо. Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое. Мы беседовали с режиссером-постановщиком студенческого театра "Антракт" из Воронежа Олегом Блашенцевым.