Павел Давыдов: Россия обладает колоссальным туристическим ресурсом. Об этом не перестают говорить на разных уровнях. В ряде регионов сегодня активно меняется туристическая инфраструктура с учетом интересов туристов. О неформальных пожеланиях чиновников, ответственных за ее создание. Однако, несмотря на эти перемены, далеко не везде сегодня могут похвастаться успехами в вопросах привлечения гостей. О том, как развивается в стране внутренний туризм, узнаем у нашего гостя. В студии "Большой страны" Елена Сутормина, председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии, поддержке соотечественников за рубежом Общественной палаты России, автор проекта "Отдыхаем в России". Елена, здравствуйте. Елена Сутормина: Добрый день. Павел Давыдов: Вы как-то заметили, что российский турист самый щедрый. Мы даже решили назвать тему этой студии "Щедрый турист". Так в чем же заключается эта щедрость, поясните для начала. Елена Сутормина: Во-первых, у нас исторически другой менталитет, чем у европейских туристов, туристов из других стран. Павел Давыдов: Отдыхаем на широкую ногу? Елена Сутормина: Есть такое, что люди много работали, и хотят отдыхать. И хочется, чтобы рядом у окружающих было хорошее настроение. Это отмечают также и европейские туроператоры. Павел Давыдов: А цифрами это как-то подкреплено? Мы оставляем больше денег за рубежом, или внутри страны? Елена Сутормина: Да. Во-первых, когда ездили в Европу, больше чаевых, еще экскурсии какие-то. Кроме шопинга участие в разных фестивалях. А сейчас у нас основное, мы уже видим тенденцию нескольких лет, что много россиян остается внутри страны, то есть у нас значительно вырос поток туристов внутри страны. Павел Давыдов: А это правило "Щедрый турист" внутри страны работает? Елена Сутормина: Конечно, работает. Единственное, необходимо туристской отрасли, гостиницам и кафе, чтобы они соответствовали уже потребностям наших туристов, потому что многие выезжали за рубеж, многие уже привыкли нормально отдыхать, и необходимо этот уровень подтягивать. Павел Давыдов: Насколько активно, на ваш взгляд, развивается внутренний туризм в нашей стране, и в каких именно направлениях эти изменения наиболее заметен? Елена Сутормина: Во-первых, активно развивается. Принята Национальная стратегия действий, развития внутреннего и въездного туризма, действует Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма", и в рамках этой программы реализуются проекты, создаются туристские кластеры совместно с регионами, с привлечением инвесторов, строится инфраструктура. К сожалению, еще недостаточно средств, и сейчас федеральная программа немножко урезана. Но мы надеемся, что в следующие годы будет более полное финансирование. Кроме того, у нас активно развивается Крым. И когда строительство Керченского моста закончится, то поток туристов туда очень увеличится. Павел Давыдов: Вы сказали, что появляются туристические кластеры на территории страны. А могли бы вы привести пример наиболее успешных? Елена Сутормина: Это Белокуриха (Алтайский край), "Золотое кольцо". Но интересно то, что у нас развивается внутри регионов. Может быть, не так многие об этом широко знают, но очень интересно. Это этнографическая деревня "Тыгыдым" (Ярославская область), есть еще ряд объектов. Если посмотреть, то здесь и народное творчество, и фольклор, и очень активно работают энтузиасты. Я могу привести в пример "Торжокские золотошвеи". Это Тверская область, и это очень интересный промысел, он был почти на грани исчезновения. Но нашлись энтузиасты, которые это поддержали, там действует "Музей пояса", проходят фестивали. Это очень привлекает туристов. Павел Давыдов: Елена, в этой студии мы неоднократно затрагивали тему развития внутреннего туризма, даже использовали такой термин, как "туристическое импортозамещение". И, что интересно, и чиновники, и представители туристической сферы в один голос говорили о том, что сегодня не хватает информации, не хватает рекламы конкретных туристических маршрутов. Но, что самое ужасное, ничего не меняется. Как считаете, почему? В последнее время в России растет и событийный туризм, и экологический, и религиозный Елена Сутормина: Потому что, если мы посмотрим, ну, недостаточно рекламы. Правда, изменилось, уже появился на центральном телевидении репортаж об интересных местах. Это очень важно и интересно. Но я бы хотела видеть больше баннеров, информации. Сейчас мы задумались о создании единого путеводителя по интересным историческим местам. Таких мест очень много. В последнее время очень растет и событийный туризм, и экологический туризм, религиозный туризм, и очень много туристов приезжает. Павел Давыдов: Елена, в рамках Национальной стратегии развития внутреннего и въездного туризма в региональных бюджетах на рекламу, на информированность отдельная статья не заложена? Елена Сутормина: К сожалению, не заложена. Мы считаем, что это пробел, потому что чем больше человек узнает об этих местах, ему захочется туда поехать. Мы поэтому и провели такой фотоконкурс "Отдыхаем в России", и он прошел с огромным успехом, это было в прошлом году. Буквально за три месяца мы получили 800 работ из 30 регионов России. У нас было несколько номинаций: "Юмор на отдыхе", "Нетуристический маршрут", "Лучший вид". И фотографии отображались на портале "Россия для всех" информационного агентства "Россия сегодня". И затем, когда мы подвели итоги, были победители, лауреаты, мы их пригласили в Общественную палату Российской Федерации, и там была еще организована эта выставка и награждение победителей. Павел Давыдов: А какие фотографии впечатлили лично вас? Сейчас мы как раз некоторые из них наблюдаем. Елена Сутормина: Во-первых, действительно, это уникальный Байкал, очень интересный Алтайский край. И юмористическое единогласно все отдали – это остров Беринга (Камчатка). Очень интересный объект. Павел Давыдов: Я знаю, что общественная палата помимо конкурса "Отдыхаем в России" проводит и многие другие акции. Одна из них – это конкурс гастрономического событийного туризма "Гастрономическое впечатление 2016". Только на прошлой неделе подвели итоги. Расскажите, чем закончился этот конкурс. Елена Сутормина: Это очень интересно, было много заявок, потому что люди едут, турист едет, и нужно его привлекать, какие-то мероприятия организовывать. И вот проходят такие интересные фестивали. Например, Балаково в Саратовской области, они делают Фестиваль клубники. И в прошлом году там побывало 40 тыс. человек. "Истобенский огурец" в Кировской области. Они выращивают традиционно огурцы, но это делается с праздником, с фольклором, с народными инструментами. Очень интересно. Павлопосад, Фестиваль шали и платка. Также то, что я рассказывала – Торжок. Руза, фестиваль "Молочные реки". Сейчас очень много занимаемся этим. И все знают, что в Казани построена целая этнографическая деревня, можно попробовать разные блюда, и это очень привлекает туристов. Павел Давыдов: Совсем недавно была выбрана столица "Золотого кольца" - город Ярославль. Скажите, пожалуйста, а как много у нас туристических столиц в России? Елена Сутормина: Сейчас интересный тренд стал, что выбирается столица зимы. Был Тамбов, он показал к себе огромный интерес. В следующем году это Ханты-Мансийск. Много туристов. Очень много туристов приехало на Рождество в Москву, в Санкт-Петербург традиционно. Могу сказать, что в каждом регионе можно найти такую жемчужинку, куда могут приезжать туристы, и не только из своего региона, но и из других. И иностранные также. Павел Давыдов: Насколько я знаю, также проводится конкурс туристических брендов малых городов. Есть ли результаты, помогает ли этот самый туристический бренд помогать гостей? Елена Сутормина: Очень помогает. Интересный пример, как Дмитровский район Московской области, они сделали бренд "Дмитровский", именно написание интересное на конце, и под этим брендом герб, и под этим брендом, где размещение в отеле, под этим брендом выпуск продукции, в кафе. Очень вырос поток туристов, потому что они создали интересный портал, информацию. И когда турист листает… Сейчас же очень многие пользуются социальными сетями. Они посмотрели, что у них значительно (в 2 раза) вырос поток гостей. Это очень здорово. Есть город Семенов, столица хохломы, что тоже бренд, и он к себе привлекает туристов. Павел Давыдов: И еще один важный вопрос – это, конечно же, вопрос транспортной доступности, в том числе и авиа, но его нужно решать не столько на региональном, сколько на федеральном национальном уровне. Вы, как представитель общественности, можете повлиять на этот сложный вопрос, процесс? Елена Сутормина: Во-первых, мы не один раз об этом говорили, собирали общественность, экспертов на эту тему. Конечно, позитивно и положительно то, что у нас действуют субсидированные авиаперелеты в Крым, Севастополь, и не только из Москвы, Санкт-Петербурга, но и из многих регионов. Сейчас активно работает лоукостер "Победа". Для Дальнего Востока действует тоже субсидированный, но, к сожалению, это только в период не летних каникул, это ветераны, молодежь до 23 лет, которые могут один раз слетать туда и обратно. Это, конечно, ограничивает поток туристов, потому что самое дорогостоящее в туре – это именно транспорт, авиаперелет. Железнодорожное… Было много работы, и с этого года, когда детские туристические группы выезжают, то 50% скидка и в летние школьные каникулы – это очень сразу увеличило поток туризма, детских поездок, но все-таки недостаточно. Сейчас проблема – у нас есть реки, суда, потому что немножко устарело, и Госсовет был в прошлом году, его проводил президент, он был посвящен проблемам судоходства. Поскольку многие реки обмелели, многие суда устарели. А бывает, что, например, туристский кластер какой-то создали, объект очень интересный, а мимо проплывающие суда - это тоже очень востребовано, - они туда зайти не могут, потому что мелководье, или пристань принадлежит не городу, а федеральному. Сейчас эти проблемы поставлены, будут решаться. И это намного вырастит поток, это будет доступность, потому что прекрасно, если в местах, как Плес, еще другие… И реки всегда пользовались большим спросом, этот речной вид туризма. Павел Давыдов: Говоря о развитии внутреннего туризма, нельзя не затронуть детский туризм. Как развивается эта сфера, достаточно ли в стране детских оздоровительных лагерей, баз отдыха, маршрутов, в конце концов? Елена Сутормина: Да. Мы в прошлом году совместно с социальным навигатором "Россия сегодня" провели мониторинг-исследование детского отдыха, и, к сожалению, выяснилось, что более 80% - это отдых детей в городах, то есть лагеря дневного пребывания. Все-таки не хватает оздоровительных. Но сейчас большие сдвиги, потому что принят новый Закон "Об организации летнего оздоровительного отдыха". Это и в плане безопасности, это будет проведен анализ, мониторинг состояния лагерей. Конечно, в этом сдвижка есть, но не хватает все-таки оздоровительных. Хотелось бы, чтобы больше дети летом выезжали, оздоравливались. И мы, общественники, выступаем, что государство должно больше денег в этот оздоровительный отдых вкладывать. Павел Давыдов: Елена, говоря о туризме, нельзя не вспомнить социально ответственный туризм, достаточно новое явление для нашей страны. На ваш взгляд, насколько оно перспективно? Культура нашего туриста значительно выросла Елена Сутормина: Оно очень перспективно, потому что важно не только развивать туризм, но с тем, когда уехали туристы, бывают бардовские песни, еще что-то, чтобы была в хорошем состоянии затем и окружающая среда, и памятники истории и культуры. Конечно, это развивается. Могу сказать, что в Тарусе Калужской области тоже уникальный объект, исторический. Много и писателей, и поэтов, и художников. "Камень Цветаевой", но символичный, она хотела, чтобы ее там похоронили. И там огромный поток туристов, местных жителей. Все эти памятники охраняются очень бережно. Мы это видим, потому что есть проекты и "Чистое будущее", и молодежь выходит и убирается. И, конечно, уже культура нашего туриста значительно выросла. Павел Давыдов: Если посмотреть на проблемы с другой стороны, хватает ли сегодня специалистов в сфере туризма, со знанием языков и так далее? Елена Сутормина: Я могу сказать, что активно работает Университет туризма и сервиса в Московской области, есть курсы. Конечно, есть нехватка среднего и младшего персонала, но все время этим занимаются и отельеры, и представители туристской отрасли. То есть у нас значительно отрасль подтягивается. Есть много и со знанием языка, и гидов. Павел Давыдов: Самое главное, чтобы менялся менталитет. Как мы видим, в том числе по всевозможным конкурсам, которые проводит Общественная палата, менталитет меняется, и это здорово. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы отдых внутри страны все-таки был запоминающимся, ярким, и мы привозили впечатления из соседних областей, а не из других государств. Елена Сутормина: Конечно, транспортная доступность, чтобы турист тоже поехал, об этом не думал. Приветливый персонал, который встречает, экскурсовод, гид, чтобы интересно, квалифицированно и грамотно они рассказывали. Очень много интересных мест, и сейчас продолжают деньги вкладывать. Самая главная задача, чтобы руководители региональных властей, и небольших городов - у нас очень много таких, где население 50 тыс. и меньше, - чтобы они понимали, что с течением времени это направление даст очень большой результат. У нас сейчас порядка всего 2% сельский туризм, экологический. А во всем мире 90% и больше, и большие доходы. Павел Давыдов: Мы сильно отстали. Елена Сутормина: Да, отстали. Но сейчас все-таки пошло развитие движения. И по оценке экспертов в будущем это может приносить доход и 20 млрд. руб., очень перспективное направление. Конечно, в туризм нужно вкладываться, но затем он сторицей отдаст. Павел Давыдов: Это замечательно. Елена, разрешите в завершение нашей беседы поинтересоваться, где отдыхаете вы, есть ли у вас любимые места. Елена Сутормина: Любимое мое место, я люблю Балтику, это Светлогорск Калининградской области, я люблю также Тарусу, очень интересные, уникальные места, и Подмосковье. Павел Давыдов: Куда посоветуете отправиться нашим телезрителям в этом году? Елена Сутормина: Санкт-Петербург, Москва – конечно, нужно посмотреть Байкал, интересный Дальний Восток, по транспортной доступности. И многим я советую Крым. Я там была, идет движение, сейчас очень много и средств вкладывается, есть специальная целевая программа по развитию Крыма и Севастополя, строительство Керченского моста активно идет. Мы такое исследование тоже делали. Многие, кто отдыхали, 90% сказали, что "Мы обратно вернемся в Крым". И уникальная здравница, уникальные места, там и экологический туризм, и санатории, и Саки. Павел Давыдов: На любой вкус и кошелек. Елена Сутормина: Конечно. То есть есть и для более, но есть и достаточно экономичные, что тоже очень востребовано. Павел Давыдов: Спасибо вам большое за эту беседу. Я надеюсь, она помогла многим определиться с планами на предстоящий летний отдых. А главное, число туристов внутри страны будет расти, помогая не только получать приятные эмоции от посещения того или иного региона, а позволяя развивать конкретную территорию, ведь все-таки это и экономическая составляющая тоже. Спасибо вам большое. В студии "Большой страны" мы беседовали с Еленой Суторминой, председателем Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержки соотечественников за рубежом Общественной палаты России.