Елена Сутормина: В последнее время у нас растет и событийный туризм, и экологический, и религиозный
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/avtor-proekta-otdihaem-24879.html Павел Давыдов: Россия обладает колоссальным
туристическим ресурсом. Об этом не перестают говорить на разных уровнях. В ряде
регионов сегодня активно меняется туристическая инфраструктура с учетом
интересов туристов. О неформальных пожеланиях чиновников, ответственных за ее
создание. Однако, несмотря на эти перемены, далеко не везде сегодня могут
похвастаться успехами в вопросах привлечения гостей. О том, как развивается в
стране внутренний туризм, узнаем у нашего гостя. В студии "Большой страны"
Елена Сутормина, председатель Комиссии по развитию общественной дипломатии, поддержке
соотечественников за рубежом Общественной палаты России, автор проекта
"Отдыхаем в России". Елена, здравствуйте.
Елена Сутормина: Добрый день.
Павел Давыдов: Вы как-то заметили, что российский турист
самый щедрый. Мы даже решили назвать тему этой студии "Щедрый турист". Так в
чем же заключается эта щедрость, поясните для начала.
Елена Сутормина: Во-первых, у нас исторически другой
менталитет, чем у европейских туристов, туристов из других стран.
Павел Давыдов: Отдыхаем на широкую ногу?
Елена Сутормина: Есть такое, что люди много работали, и
хотят отдыхать. И хочется, чтобы рядом у окружающих было хорошее настроение.
Это отмечают также и европейские туроператоры.
Павел Давыдов: А цифрами это как-то подкреплено? Мы
оставляем больше денег за рубежом, или внутри страны?
Елена Сутормина: Да. Во-первых, когда ездили в Европу, больше
чаевых, еще экскурсии какие-то. Кроме шопинга участие в разных фестивалях. А
сейчас у нас основное, мы уже видим тенденцию нескольких лет, что много россиян
остается внутри страны, то есть у нас значительно вырос поток туристов внутри
страны.
Павел Давыдов: А это правило "Щедрый турист" внутри
страны работает?
Елена Сутормина: Конечно, работает. Единственное, необходимо
туристской отрасли, гостиницам и кафе, чтобы они соответствовали уже
потребностям наших туристов, потому что многие выезжали за рубеж, многие уже
привыкли нормально отдыхать, и необходимо этот уровень подтягивать.
Павел Давыдов: Насколько активно, на ваш взгляд, развивается
внутренний туризм в нашей стране, и в каких именно направлениях эти изменения
наиболее заметен?
Елена Сутормина: Во-первых, активно развивается. Принята
Национальная стратегия действий, развития внутреннего и въездного туризма, действует
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма", и в
рамках этой программы реализуются проекты, создаются туристские кластеры
совместно с регионами, с привлечением инвесторов, строится инфраструктура. К
сожалению, еще недостаточно средств, и сейчас федеральная программа немножко
урезана. Но мы надеемся, что в следующие годы будет более полное
финансирование. Кроме того, у нас активно развивается Крым. И когда
строительство Керченского моста закончится, то поток туристов туда очень
увеличится.
Павел Давыдов: Вы сказали, что появляются туристические
кластеры на территории страны. А могли бы вы привести пример наиболее успешных?
Елена Сутормина: Это Белокуриха (Алтайский край), "Золотое
кольцо". Но интересно то, что у нас развивается внутри регионов. Может быть, не
так многие об этом широко знают, но очень интересно. Это этнографическая
деревня "Тыгыдым" (Ярославская область), есть еще ряд объектов. Если посмотреть,
то здесь и народное творчество, и фольклор, и очень активно работают
энтузиасты. Я могу привести в пример "Торжокские золотошвеи". Это Тверская
область, и это очень интересный промысел, он был почти на грани исчезновения.
Но нашлись энтузиасты, которые это поддержали, там действует "Музей пояса", проходят
фестивали. Это очень привлекает туристов.
Павел Давыдов: Елена, в этой студии мы неоднократно
затрагивали тему развития внутреннего туризма, даже использовали такой термин, как
"туристическое импортозамещение". И, что интересно, и чиновники, и
представители туристической сферы в один голос говорили о том, что сегодня не
хватает информации, не хватает рекламы конкретных туристических маршрутов. Но, что
самое ужасное, ничего не меняется. Как считаете, почему?
В последнее время в России растет и событийный туризм, и экологический, и религиозный
Елена Сутормина: Потому что, если мы посмотрим, ну, недостаточно
рекламы. Правда, изменилось, уже появился на центральном телевидении репортаж
об интересных местах. Это очень важно и интересно. Но я бы хотела видеть больше
баннеров, информации.
Сейчас мы задумались о создании единого путеводителя по интересным
историческим местам. Таких мест очень много.
В последнее время очень растет и событийный туризм, и
экологический туризм, религиозный туризм, и очень много туристов приезжает.
Павел Давыдов: Елена, в рамках Национальной стратегии
развития внутреннего и въездного туризма в региональных бюджетах на рекламу, на
информированность отдельная статья не заложена?
Елена Сутормина: К сожалению, не заложена. Мы считаем, что
это пробел, потому что чем больше человек узнает об этих местах, ему захочется
туда поехать. Мы поэтому и провели такой фотоконкурс "Отдыхаем в России", и он
прошел с огромным успехом, это было в прошлом году. Буквально за три месяца мы
получили 800 работ из 30 регионов России. У нас было несколько номинаций: "Юмор
на отдыхе", "Нетуристический маршрут", "Лучший вид". И фотографии отображались
на портале "Россия для всех" информационного агентства "Россия сегодня". И
затем, когда мы подвели итоги, были победители, лауреаты, мы их пригласили в
Общественную палату Российской Федерации, и там была еще организована эта
выставка и награждение победителей.
Павел Давыдов: А какие фотографии впечатлили лично вас? Сейчас
мы как раз некоторые из них наблюдаем.
Елена Сутормина: Во-первых, действительно, это уникальный
Байкал, очень интересный Алтайский край. И юмористическое единогласно все
отдали – это остров Беринга (Камчатка). Очень интересный объект.
Павел Давыдов: Я знаю, что общественная палата помимо
конкурса "Отдыхаем в России" проводит и многие другие акции. Одна из них – это
конкурс гастрономического событийного туризма "Гастрономическое впечатление
2016". Только на прошлой неделе подвели итоги. Расскажите, чем закончился этот
конкурс.
Елена Сутормина: Это очень интересно, было много заявок, потому
что люди едут, турист едет, и нужно его привлекать, какие-то мероприятия
организовывать. И вот проходят такие интересные фестивали. Например, Балаково в
Саратовской области, они делают Фестиваль клубники. И в прошлом году там
побывало 40 тыс. человек. "Истобенский огурец" в Кировской области. Они
выращивают традиционно огурцы, но это делается с праздником, с фольклором, с
народными инструментами. Очень интересно.
Павлопосад, Фестиваль шали и платка. Также то, что я рассказывала
– Торжок. Руза, фестиваль "Молочные реки". Сейчас очень много занимаемся этим.
И все знают, что в Казани построена целая этнографическая деревня, можно
попробовать разные блюда, и это очень привлекает туристов.
Павел Давыдов: Совсем недавно была выбрана столица
"Золотого кольца" - город Ярославль. Скажите, пожалуйста, а как много у нас
туристических столиц в России?
Елена Сутормина: Сейчас интересный тренд стал, что
выбирается столица зимы. Был Тамбов, он показал к себе огромный интерес. В следующем
году это Ханты-Мансийск. Много туристов. Очень много туристов приехало на
Рождество в Москву, в Санкт-Петербург традиционно. Могу сказать, что в каждом
регионе можно найти такую жемчужинку, куда могут приезжать туристы, и не только
из своего региона, но и из других. И иностранные также.
Павел Давыдов: Насколько я знаю, также проводится
конкурс туристических брендов малых городов. Есть ли результаты, помогает ли
этот самый туристический бренд помогать гостей?
Елена Сутормина: Очень помогает. Интересный пример, как
Дмитровский район Московской области, они сделали бренд "Дмитровский", именно
написание интересное на конце, и под этим брендом герб, и под этим брендом, где
размещение в отеле, под этим брендом выпуск продукции, в кафе. Очень вырос
поток туристов, потому что они создали интересный портал, информацию. И когда
турист листает… Сейчас же очень многие пользуются социальными сетями. Они
посмотрели, что у них значительно (в 2 раза) вырос поток гостей. Это очень
здорово.
Есть город Семенов, столица хохломы, что тоже бренд, и он к себе
привлекает туристов.
Павел Давыдов: И еще один важный вопрос – это, конечно
же, вопрос транспортной доступности, в том числе и авиа, но его нужно решать не
столько на региональном, сколько на федеральном национальном уровне. Вы, как
представитель общественности, можете повлиять на этот сложный вопрос, процесс?
Елена Сутормина: Во-первых, мы не один раз об этом
говорили, собирали общественность, экспертов на эту тему. Конечно, позитивно и
положительно то, что у нас действуют субсидированные авиаперелеты в Крым, Севастополь,
и не только из Москвы, Санкт-Петербурга, но и из многих регионов. Сейчас
активно работает лоукостер "Победа". Для Дальнего Востока действует тоже
субсидированный, но, к сожалению, это только в период не летних каникул, это
ветераны, молодежь до 23 лет, которые могут один раз слетать туда и обратно.
Это, конечно, ограничивает поток туристов, потому что самое дорогостоящее в
туре – это именно транспорт, авиаперелет. Железнодорожное… Было много работы, и
с этого года, когда детские туристические группы выезжают, то 50% скидка и в
летние школьные каникулы – это очень сразу увеличило поток туризма, детских
поездок, но все-таки недостаточно. Сейчас проблема – у нас есть реки, суда,
потому что немножко устарело, и Госсовет был в прошлом году, его проводил
президент, он был посвящен проблемам судоходства. Поскольку многие реки
обмелели, многие суда устарели. А бывает, что, например, туристский кластер
какой-то создали, объект очень интересный, а мимо проплывающие суда - это тоже
очень востребовано, - они туда зайти не могут, потому что мелководье, или
пристань принадлежит не городу, а федеральному. Сейчас эти проблемы поставлены,
будут решаться. И это намного вырастит поток, это будет доступность, потому что
прекрасно, если в местах, как Плес, еще другие… И реки всегда пользовались
большим спросом, этот речной вид туризма.
Павел Давыдов: Говоря о развитии внутреннего туризма, нельзя
не затронуть детский туризм. Как развивается эта сфера, достаточно ли в стране
детских оздоровительных лагерей, баз отдыха, маршрутов, в конце концов?
Елена Сутормина: Да. Мы в прошлом году совместно с
социальным навигатором "Россия сегодня" провели мониторинг-исследование
детского отдыха, и, к сожалению, выяснилось, что более 80% - это отдых детей в
городах, то есть лагеря дневного пребывания. Все-таки не хватает
оздоровительных. Но сейчас большие сдвиги, потому что принят новый Закон "Об
организации летнего оздоровительного отдыха". Это и в плане безопасности, это
будет проведен анализ, мониторинг состояния лагерей. Конечно, в этом сдвижка
есть, но не хватает все-таки оздоровительных. Хотелось бы, чтобы больше дети
летом выезжали, оздоравливались. И мы, общественники, выступаем, что
государство должно больше денег в этот оздоровительный отдых вкладывать.
Павел Давыдов: Елена, говоря о туризме, нельзя не
вспомнить социально ответственный туризм, достаточно новое явление для нашей
страны. На ваш взгляд, насколько оно перспективно?
Культура нашего туриста значительно выросла
Елена Сутормина: Оно очень перспективно, потому что важно
не только развивать туризм, но с тем, когда уехали туристы, бывают бардовские
песни, еще что-то, чтобы была в хорошем состоянии затем и окружающая среда, и
памятники истории и культуры. Конечно, это развивается. Могу сказать, что в Тарусе
Калужской области тоже уникальный объект, исторический. Много и писателей, и
поэтов, и художников. "Камень Цветаевой", но символичный, она хотела, чтобы ее
там похоронили. И там огромный поток туристов, местных жителей. Все эти
памятники охраняются очень бережно. Мы это видим, потому что есть проекты и
"Чистое будущее", и молодежь выходит и убирается. И, конечно, уже культура
нашего туриста значительно выросла.
Павел Давыдов: Если посмотреть на проблемы с другой
стороны, хватает ли сегодня специалистов в сфере туризма, со знанием языков и
так далее?
Елена Сутормина: Я могу сказать, что активно работает
Университет туризма и сервиса в Московской области, есть курсы. Конечно, есть
нехватка среднего и младшего персонала, но все время этим занимаются и отельеры,
и представители туристской отрасли. То есть у нас значительно отрасль
подтягивается. Есть много и со знанием языка, и гидов.
Павел Давыдов: Самое главное, чтобы менялся менталитет.
Как мы видим, в том числе по всевозможным конкурсам, которые проводит Общественная
палата, менталитет меняется, и это здорово.
На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы отдых внутри страны
все-таки был запоминающимся, ярким, и мы привозили впечатления из соседних
областей, а не из других государств.
Елена Сутормина: Конечно, транспортная доступность, чтобы
турист тоже поехал, об этом не думал. Приветливый персонал, который встречает, экскурсовод,
гид, чтобы интересно, квалифицированно и грамотно они рассказывали. Очень много
интересных мест, и сейчас продолжают деньги вкладывать. Самая главная задача, чтобы
руководители региональных властей, и небольших городов - у нас очень много
таких, где население 50 тыс. и меньше, - чтобы они понимали, что с течением
времени это направление даст очень большой результат. У нас сейчас порядка
всего 2% сельский туризм, экологический. А во всем мире 90% и больше, и большие
доходы.
Павел Давыдов: Мы сильно отстали.
Елена Сутормина: Да, отстали. Но сейчас все-таки пошло
развитие движения. И по оценке экспертов в будущем это может приносить доход и
20 млрд. руб., очень перспективное направление.
Конечно, в туризм нужно вкладываться, но затем он сторицей отдаст.
Павел Давыдов: Это замечательно. Елена, разрешите в
завершение нашей беседы поинтересоваться, где отдыхаете вы, есть ли у вас
любимые места.
Елена Сутормина: Любимое мое место, я люблю Балтику, это
Светлогорск Калининградской области, я люблю также Тарусу, очень интересные, уникальные
места, и Подмосковье.
Павел Давыдов: Куда посоветуете отправиться нашим
телезрителям в этом году?
Елена Сутормина: Санкт-Петербург, Москва – конечно, нужно
посмотреть Байкал, интересный Дальний Восток, по транспортной доступности. И
многим я советую Крым. Я там была, идет движение, сейчас очень много и средств
вкладывается, есть специальная целевая программа по развитию Крыма и
Севастополя, строительство Керченского моста активно идет. Мы такое
исследование тоже делали. Многие, кто отдыхали, 90% сказали, что "Мы обратно
вернемся в Крым". И уникальная здравница, уникальные места, там и экологический
туризм, и санатории, и Саки.
Павел Давыдов: На любой вкус и кошелек.
Елена Сутормина: Конечно. То есть есть и для более, но
есть и достаточно экономичные, что тоже очень востребовано.
Павел Давыдов: Спасибо вам большое за эту беседу. Я
надеюсь, она помогла многим определиться с планами на предстоящий летний отдых.
А главное, число туристов внутри страны будет расти, помогая не только получать
приятные эмоции от посещения того или иного региона, а позволяя развивать
конкретную территорию, ведь все-таки это и экономическая составляющая тоже.
Спасибо вам большое.
В студии "Большой страны" мы беседовали с Еленой Суторминой, председателем
Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержки соотечественников за
рубежом Общественной палаты России.