Без шансов. Почему в России остались города, где люди живут без элементарных удобств?

Без шансов. Почему в России остались города, где люди живут без элементарных удобств?
Чудные люди. Как сегодня сохраняются традиции Коми?
Сельские тропики. Гостей встречает трижды прославленное село Алтайское
В деревню, глушь, Саратов. Тайны Поволжья от золотоордынского прошлого до наших дней
Тайны Поволжья от золотоордынского прошлого до наших дней. Чудные люди. Сельские тропики
Прозрачная платежка. Как ее получить в управляющей компании или ТСЖ?
Активисты ОНФ требуют рекультивировать свалку в Тульской области. Местные власти бездействуют
Квадратный бум. Как изменилась сфера строительства жилья в нашей стране за 20 лет?
Квадратный бум. Активисты ОНФ требуют рекультивировать свалку в Тульской области. Прозрачная платежка
Селфи по-суксунски. Чем запомнится путешествие по самоварной столице Урала?
История Свияжска. Каким стал град, построенный Иваном Грозным?
Гости
Светлана Калинина
член центрального штаба ОНФ
Дмитрий Журавлев
генеральный директор Института региональных проблем

Павел Давыдов: Вы смотрите программу «Большая страна» и сейчас в деталях обратим внимание на ситуацию с водоснабжением. Дело в стом, что сегодня, когда мы говорим об активном развитии технологий, в нашей стране есть города и небольшие населённые пункты, где центрального водоснабжения нет совсем или вода подаётся строго по графику, причина – износ магистралей и отсутствие денег на модернизацию, реконструкцию или строительство коммунальной инфраструктуры. О настоящем водном дисбалансе сюжет моей коллеги из Пермского края Юлии Долговой.

СЮЖЕТ

Павел Давыдов: История, которую рассказала Юлия Долгова, требует внимания федеральных властей, ведь в режиме чрезвычайной ситуации находятся не только жилые дома, но и социальные объекты, а самое страшное, что у людей в такой ситуации зачастую нет шансов добиться решения проблемы, из-за которой многие живут в условиях начала прошлого века. На эту тему поговорим с экспертом: в студии «Большой страны» Дмитрий Журавлёв – генеральный директор Института региональных проблем. Дмитрий Анатольевич, здравствуйте!

Дмитрий Журавлёв: Добрый день!

Павел Давыдов: Сразу хочу обратить внимание и Вас и наших зрителей, что коммунальщики Гремячинска готовы работать круглосуточно, чтобы отремонтировать систему водоснабжения, но денег нет ни в федеральном, ни в областном, ни в местном бюджетах. Как Вы считаете, почему регионы находят деньги на озеленение, благоустройство территории, но на жизненно необходимые задачи денег нет?

Дмитрий Журавлёв: Есть чёткое распределение задач между разными уровнями бюджета и вот эти трубы, школы, поликлиники – это районный уровень, нижний. У нас 3 уровня бюджета: районный, региональный и федеральный. Региональный бюджет исполняет свои обязанности в той степени, в которой ему нужно, а оставшиеся деньги пускает на какие-то дополнительные задачи, коли они остаются, потому что региональные бюджеты у нас тоже не блещут излишками – проблема самого распределения бюджета по трём уровням, потому что планировать на федеральном уровне можно федеральный бюджет, он спланировать, он работает и дай ему бог.

Павел Давыдов: Так…

Дмитрий Журавлёв: Но результате того, что у нас примерно 2/3 бюджета – это федеральный, а ещё 2/3 от оставшегося – это региональный и всё, что останется – это местный, так выстроена система, потому что определено, какие функции у разных уровней бюджета и определено, какие налоги, в какой уровень бюджета идут.

Павел Давыдов: Слушайте, грош цена такой системе, которая приводит к тому, что люди живут без воды, надо это разрушать, как это сделать?

Дмитрий Журавлёв: Эта система была разумна в определённый момент, она была осознано создана и правильно создана в 2000-м году, когда у нас было: «Берите суверенитета, сколько хотите», – и таким образом за более высокие уровни бюджета завязывались проблемы более низких уровней, выстраивалась вертикаль, но с тех пор 20 лет прошло.

Павел Давыдов: И ничего не изменилось.

Дмитрий Журавлёв: А система, тогда выстроенная и тогда необходимая, тогда эффективная – задача уже выполнена, а система осталась. Нужно менять пропорции между уровнями бюджета, даже не так: нужно, чтоб под каждую задачу были деньги.

Павел Давыдов: Но мы можем с Вами спросить с руководства Гремячинска, почему они не добиваются того, чтобы исправить проблему которая возникла в их городе или всё-таки это вопрос не к ним, не по адресу?

Дмитрий Журавлёв: Это вопрос не к ним, ещё раз повторяю, потому что Вы с них спросите, они Вам ответят, что у нас денег нет и не будет.

Павел Давыдов: Вот они ответили, мы видели.

Дмитрий Журавлёв: Она не добавила только: «И не будет».

Павел Давыдов: «И не будет», – поэтому шансов нет, так мы и назвали эту студию.

Дмитрий Журавлёв: Да, а нужно менять, не просто обращаться к федеральным властям и говорить: «Дайте денег», – это можно один раз, вот мы с Вами посмотрели сюжет, хорошо, он появился, может быть, дадут, федеральный, региональный, но таких Гремячинсков у нас тысячи, и мы на каждую конкретную проблему с Вами сюжет не снимем, даже если снимем, н покажем, потому что времени в сутках не хватит нужно менять сам принцип этих пропорций.

Павел Давыдов: Почему Вы это понимаете, а эксперты, которые входят в определённые кабинеты, не могут донести это до руководства страны? Я понимаю, вопрос не к Вам, но, может, ответ у Вас есть?

Дмитрий Журавлёв: Вы понимаете, действительно, я могу лишь высказать свою версию: очень долго до нового Правительства у нас был бухгалтерский подход к экономике и объяснить министру финансов, почему… объективно, не потому что он дурак и не понимает, а потому что у него другая функция, с его точки зрения, в идеале все деньги должны быть федеральными, у него работа такая, он – главный по сбору и поэтому приходи к нему, не приходи… а в том Правительстве, которое сейчас ушло, был очень сильный перекос: у нас министр финансов был значительно сильней министра экономического развития не в личном плане, а как институт, Министерство финансов было более влиятельным институтом, в результате всё и сводилось к тому, что как можно больше в федерльный бюджет, сделаем федеральный бюджет бездефицитным любой ценой, вот мы это сделали, в результате внизу не осталось денег, потому что… можно из федерального бюджета помочь, но надо же успеть заметить, успеть дать, а потом ещё проконтролировать, чтоб выполнили, потому что это в некотором смысле прилетевшие с неба деньги, и прилетевшие с неба деньги могут расходоваться совсем не так, как вы их отправляли.

Павел Давыдов: Это правда, сейчас на прямую связь по телефону с нашей студией выходит член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина. Светлана Викторовна, здравствуйте!

Светлана Калинина: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Вы знаете о сложившейся ситуации в Гремячинске?

Светлана Калинина: Да, очень сложная ситуация, чрезвычайная: люди остаются без воды, социальные объекты без воды, больницы могут остаться без воды, и здесь ситуация сводится к тому, что сегодня ответственность муниципалитета, ответственность региональной власти, которые должны были делать инвентаризацию из года в год, должны были понимать, что они отвечают за безопасность городов, а это жизнеобеспечивающий фактор, и здесь мы понимаем, что сегодня должны быстро отработать, включиться в программу, получить федеральные деньги, потому что своих денег нет, в программу «Чистая вода», и здесь отвечает губернатор сегодня за каждое муниципальное образование и сегодня, видите, проблема ведь не только в Гремячинске, здесь у нас ситуация по всей стране и сегодня говорить о том, что муниципалитеты совершенно не причём, я даже, знаете… пришел – будь добр отвечать, работать и решать вопросы, за которые ты получаешь деньги и зарплату.

Павел Давыдов: Светлана Викторовна, мы как раз так или иначе каждый раз пытаемся оправдать чиновников разного уровня, но то, что происходит в Гремячинске, вызывает одни вопросы и сплошное негодование. ОНФ может взять эту ситуацию под личный контроль?

Светлана Калинина: Конечно, мы возьмём эту ситуацию под личный контроль, потому что действительно ситуация чрезвычайная, и город может остаться без воды и в любом случае уже подготовка должна сейчас начаться к следующему сезону, но сегодня самое важное – это чрезвычайную ситуацию совместно с Министерством ЖКХ и строительства Российской Федерации срочно включить в программу «Чистая вода», чтобы были получены федеральные средства.

Павел Давыдов: Спасибо Вам большое за то, что вышли сегодня с нами на прямую связь, я знаю, Вы не могли приехать в студию, но прокомментировали ситуацию.

Светлана Калинина: Да, всего доброго, спасибо.

Павел Давыдов: Дмитрий Анатольевич, вот только что мы слышали, что ОНФ готово взять ситуацию под контроль, то, что есть программа, об этом рассказывали в сюжете, федеральная программа «Чистая вода», но в её рамках мы можем получить только 6 миллионов на проект модернизации, а это не строительство, вот как Вы считаете, мы можем говорить, что жители Гремячинска всё-таки через 10-20-30 лет смогут получить воду?

Дмитрий Журавлёв: Через 30, судя по скорости, смотрите: 150 километров, 5 километров в год, за цифру не отвечаю, из того, что говорит, по-моему, за 5 миллионов, да?

Павел Давыдов: Да, 6 миллионов стоит проект, только проект.

Дмитрий Журавлёв: Рассчитывать, наверно может, спасибо Вашей передаче и позиции ОНФ, потому что они сейчас окажутся в особом положении, потому что о них все знают, о них все слышали, хотя опять же 150 километров – это не так мало, а таких Гремичинсков у нас тысяча, то есть на них вообще 0,1% полагается.

Павел Давыдов: То есть опять мы возвращаемся к главной теме этой беседы: шансов нет?

Дмитрий Журавлёв: Шансы есть у них отдельных, а потом все остальные такие гремячинцы либо будут Вам писать, ожидайте, либо будут с завистью смотреть и говорить: «Повезло ребятам, их по телевизору показали».

Павел Давыдов: «О них рассказали». Но я очень всё-таки надеюсь, что наш сегодняшний эфир поможет жителям Гремячинска с нашей, Вашей помощью, с представителями ОНФ достучаться до федеральных чиновников, которые ответственны, до представителей Минстроя, до других структур, невозможно в XXI веке жить без воды или с водой, но по графику: с 6 до 10 и вечером с 7 до 8.

Дмитрий Журавлёв: Вообще, достучаться – это не очень хорошо, потому что всё время чрезвычайный стук в сторону Москвы по каждому конкретному поводу – это не системно.

Павел Давыдов: Какой выход?

Дмитрий Журавлёв: Выход – изменение пропорций бюджета.

Павел Давыдов: Да, то, о чем мы с Вами говорили.

Дмитрий Журавлёв: С чего мы и начали нашу беседу.

Павел Давыдов: А мне остаётся только пожелать терпения жителям Гремячинска и других городов, которые столкнулись с такой же проблемой, без воды в нашей жизни жить нельзя, но очень хочется, чтобы чиновники об этом почаще задумывались.

К сожалению, из-за неправильного распределения бюджета у таких городов как Гремячинск нет шансов добиться элементарных удобств в своих домах и это в XXI веке в государстве, которое пытается себе вернуть статус космической державы №1, при этом о нуждах простых людей почему-то сегодня мало кто думает.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (1)
Юрий
может сейчас региональные власти обратят внимания на одну из самых актуальных проблем Гремячинска - отсутствие круглосуточного водоснабжения.

Выпуски программы

  • Все видео
  • Полные выпуски