Без шансов. Почему в России остались города, где люди живут без элементарных удобств?
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/bez-shansov-pochemu-v-rossii-ostalis-goroda-gde-lyudi-zhivut-bez-elementarnyh-udobstv-41847.html Павел Давыдов: Вы смотрите программу «Большая страна» и сейчас в деталях обратим внимание на ситуацию с водоснабжением. Дело в стом, что сегодня, когда мы говорим об активном развитии технологий, в нашей стране есть города и небольшие населённые пункты, где центрального водоснабжения нет совсем или вода подаётся строго по графику, причина – износ магистралей и отсутствие денег на модернизацию, реконструкцию или строительство коммунальной инфраструктуры. О настоящем водном дисбалансе сюжет моей коллеги из Пермского края Юлии Долговой.
СЮЖЕТ
Павел Давыдов: История, которую рассказала Юлия Долгова, требует внимания федеральных властей, ведь в режиме чрезвычайной ситуации находятся не только жилые дома, но и социальные объекты, а самое страшное, что у людей в такой ситуации зачастую нет шансов добиться решения проблемы, из-за которой многие живут в условиях начала прошлого века. На эту тему поговорим с экспертом: в студии «Большой страны» Дмитрий Журавлёв – генеральный директор Института региональных проблем. Дмитрий Анатольевич, здравствуйте!
Дмитрий Журавлёв: Добрый день!
Павел Давыдов: Сразу хочу обратить внимание и Вас и наших зрителей, что коммунальщики Гремячинска готовы работать круглосуточно, чтобы отремонтировать систему водоснабжения, но денег нет ни в федеральном, ни в областном, ни в местном бюджетах. Как Вы считаете, почему регионы находят деньги на озеленение, благоустройство территории, но на жизненно необходимые задачи денег нет?
Дмитрий Журавлёв: Есть чёткое распределение задач между разными уровнями бюджета и вот эти трубы, школы, поликлиники – это районный уровень, нижний. У нас 3 уровня бюджета: районный, региональный и федеральный. Региональный бюджет исполняет свои обязанности в той степени, в которой ему нужно, а оставшиеся деньги пускает на какие-то дополнительные задачи, коли они остаются, потому что региональные бюджеты у нас тоже не блещут излишками – проблема самого распределения бюджета по трём уровням, потому что планировать на федеральном уровне можно федеральный бюджет, он спланировать, он работает и дай ему бог.
Павел Давыдов: Так…
Дмитрий Журавлёв: Но результате того, что у нас примерно 2/3 бюджета – это федеральный, а ещё 2/3 от оставшегося – это региональный и всё, что останется – это местный, так выстроена система, потому что определено, какие функции у разных уровней бюджета и определено, какие налоги, в какой уровень бюджета идут.
Павел Давыдов: Слушайте, грош цена такой системе, которая приводит к тому, что люди живут без воды, надо это разрушать, как это сделать?
Дмитрий Журавлёв: Эта система была разумна в определённый момент, она была осознано создана и правильно создана в 2000-м году, когда у нас было: «Берите суверенитета, сколько хотите», – и таким образом за более высокие уровни бюджета завязывались проблемы более низких уровней, выстраивалась вертикаль, но с тех пор 20 лет прошло.
Павел Давыдов: И ничего не изменилось.
Дмитрий Журавлёв: А система, тогда выстроенная и тогда необходимая, тогда эффективная – задача уже выполнена, а система осталась. Нужно менять пропорции между уровнями бюджета, даже не так: нужно, чтоб под каждую задачу были деньги.
Павел Давыдов: Но мы можем с Вами спросить с руководства Гремячинска, почему они не добиваются того, чтобы исправить проблему которая возникла в их городе или всё-таки это вопрос не к ним, не по адресу?
Дмитрий Журавлёв: Это вопрос не к ним, ещё раз повторяю, потому что Вы с них спросите, они Вам ответят, что у нас денег нет и не будет.
Павел Давыдов: Вот они ответили, мы видели.
Дмитрий Журавлёв: Она не добавила только: «И не будет».
Павел Давыдов: «И не будет», – поэтому шансов нет, так мы и назвали эту студию.
Дмитрий Журавлёв: Да, а нужно менять, не просто обращаться к федеральным властям и говорить: «Дайте денег», – это можно один раз, вот мы с Вами посмотрели сюжет, хорошо, он появился, может быть, дадут, федеральный, региональный, но таких Гремячинсков у нас тысячи, и мы на каждую конкретную проблему с Вами сюжет не снимем, даже если снимем, н покажем, потому что времени в сутках не хватит нужно менять сам принцип этих пропорций.
Павел Давыдов: Почему Вы это понимаете, а эксперты, которые входят в определённые кабинеты, не могут донести это до руководства страны? Я понимаю, вопрос не к Вам, но, может, ответ у Вас есть?
Дмитрий Журавлёв: Вы понимаете, действительно, я могу лишь высказать свою версию: очень долго до нового Правительства у нас был бухгалтерский подход к экономике и объяснить министру финансов, почему… объективно, не потому что он дурак и не понимает, а потому что у него другая функция, с его точки зрения, в идеале все деньги должны быть федеральными, у него работа такая, он – главный по сбору и поэтому приходи к нему, не приходи… а в том Правительстве, которое сейчас ушло, был очень сильный перекос: у нас министр финансов был значительно сильней министра экономического развития не в личном плане, а как институт, Министерство финансов было более влиятельным институтом, в результате всё и сводилось к тому, что как можно больше в федерльный бюджет, сделаем федеральный бюджет бездефицитным любой ценой, вот мы это сделали, в результате внизу не осталось денег, потому что… можно из федерального бюджета помочь, но надо же успеть заметить, успеть дать, а потом ещё проконтролировать, чтоб выполнили, потому что это в некотором смысле прилетевшие с неба деньги, и прилетевшие с неба деньги могут расходоваться совсем не так, как вы их отправляли.
Павел Давыдов: Это правда, сейчас на прямую связь по телефону с нашей студией выходит член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина. Светлана Викторовна, здравствуйте!
Светлана Калинина: Здравствуйте!
Павел Давыдов: Вы знаете о сложившейся ситуации в Гремячинске?
Светлана Калинина: Да, очень сложная ситуация, чрезвычайная: люди остаются без воды, социальные объекты без воды, больницы могут остаться без воды, и здесь ситуация сводится к тому, что сегодня ответственность муниципалитета, ответственность региональной власти, которые должны были делать инвентаризацию из года в год, должны были понимать, что они отвечают за безопасность городов, а это жизнеобеспечивающий фактор, и здесь мы понимаем, что сегодня должны быстро отработать, включиться в программу, получить федеральные деньги, потому что своих денег нет, в программу «Чистая вода», и здесь отвечает губернатор сегодня за каждое муниципальное образование и сегодня, видите, проблема ведь не только в Гремячинске, здесь у нас ситуация по всей стране и сегодня говорить о том, что муниципалитеты совершенно не причём, я даже, знаете… пришел – будь добр отвечать, работать и решать вопросы, за которые ты получаешь деньги и зарплату.
Павел Давыдов: Светлана Викторовна, мы как раз так или иначе каждый раз пытаемся оправдать чиновников разного уровня, но то, что происходит в Гремячинске, вызывает одни вопросы и сплошное негодование. ОНФ может взять эту ситуацию под личный контроль?
Светлана Калинина: Конечно, мы возьмём эту ситуацию под личный контроль, потому что действительно ситуация чрезвычайная, и город может остаться без воды и в любом случае уже подготовка должна сейчас начаться к следующему сезону, но сегодня самое важное – это чрезвычайную ситуацию совместно с Министерством ЖКХ и строительства Российской Федерации срочно включить в программу «Чистая вода», чтобы были получены федеральные средства.
Павел Давыдов: Спасибо Вам большое за то, что вышли сегодня с нами на прямую связь, я знаю, Вы не могли приехать в студию, но прокомментировали ситуацию.
Светлана Калинина: Да, всего доброго, спасибо.
Павел Давыдов: Дмитрий Анатольевич, вот только что мы слышали, что ОНФ готово взять ситуацию под контроль, то, что есть программа, об этом рассказывали в сюжете, федеральная программа «Чистая вода», но в её рамках мы можем получить только 6 миллионов на проект модернизации, а это не строительство, вот как Вы считаете, мы можем говорить, что жители Гремячинска всё-таки через 10-20-30 лет смогут получить воду?
Дмитрий Журавлёв: Через 30, судя по скорости, смотрите: 150 километров, 5 километров в год, за цифру не отвечаю, из того, что говорит, по-моему, за 5 миллионов, да?
Павел Давыдов: Да, 6 миллионов стоит проект, только проект.
Дмитрий Журавлёв: Рассчитывать, наверно может, спасибо Вашей передаче и позиции ОНФ, потому что они сейчас окажутся в особом положении, потому что о них все знают, о них все слышали, хотя опять же 150 километров – это не так мало, а таких Гремичинсков у нас тысяча, то есть на них вообще 0,1% полагается.
Павел Давыдов: То есть опять мы возвращаемся к главной теме этой беседы: шансов нет?
Дмитрий Журавлёв: Шансы есть у них отдельных, а потом все остальные такие гремячинцы либо будут Вам писать, ожидайте, либо будут с завистью смотреть и говорить: «Повезло ребятам, их по телевизору показали».
Павел Давыдов: «О них рассказали». Но я очень всё-таки надеюсь, что наш сегодняшний эфир поможет жителям Гремячинска с нашей, Вашей помощью, с представителями ОНФ достучаться до федеральных чиновников, которые ответственны, до представителей Минстроя, до других структур, невозможно в XXI веке жить без воды или с водой, но по графику: с 6 до 10 и вечером с 7 до 8.
Дмитрий Журавлёв: Вообще, достучаться – это не очень хорошо, потому что всё время чрезвычайный стук в сторону Москвы по каждому конкретному поводу – это не системно.
Павел Давыдов: Какой выход?
Дмитрий Журавлёв: Выход – изменение пропорций бюджета.
Павел Давыдов: Да, то, о чем мы с Вами говорили.
Дмитрий Журавлёв: С чего мы и начали нашу беседу.
Павел Давыдов: А мне остаётся только пожелать терпения жителям Гремячинска и других городов, которые столкнулись с такой же проблемой, без воды в нашей жизни жить нельзя, но очень хочется, чтобы чиновники об этом почаще задумывались.
К сожалению, из-за неправильного распределения бюджета у таких городов как Гремячинск нет шансов добиться элементарных удобств в своих домах и это в XXI веке в государстве, которое пытается себе вернуть статус космической державы №1, при этом о нуждах простых людей почему-то сегодня мало кто думает.