Борис Левин: Нет выпускников МИИТа, которые регистрируются на бирже труда

Гости
Борис Левин
ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, доктор технических наук, профессор

Павел Давыдов: Московскому университету путей сообщения – 120 лет. История вуза началась в 1896 году, когда было учреждено Московское инженерное училище, получившее статус "Императорского". Его появление было обусловлено возросшей потребностью в инженерно-технических кадрах, которых требовало бурное развитие железнодорожного сообщения в России, в том числе и строительство крупнейшей в мире Транссибирской магистрали. В 1913 году училище было переименовано в Московский институт инженеров путей сообщения и ему было присвоено имя Николая II.

Сегодня в состав университета входят: 2 академии, 9 институтов, 3 колледжа, гимназия и 22 филиалов, представленных в 20 регионах нашей страны. За годы своего существования университет выпустил более полумиллиона высококвалифицированных специалистов с высшим образованием.

Сегодня у нас в гостях ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, доктор технических наук, профессор Борис Левин. Борис Алексеевич, здравствуйте.

Борис Левин: Здравствуйте.

П.Д.: Во-первых, позвольте поздравить вас, а в вашем лице и всех преподавателей, студентов и выпускников, со 120-летним юбилеем!

Б.Л.: Спасибо.

П.Д.: Как отметили? Или еще отмечаете?

Б.Л.: Отмечаем. Во всех институтах, академиях проходят мероприятия, посвященные именно данному юбилею. Это научно-практические конференции, это конференции студентов. Это, я считаю, очень увлекательная и интересная практика для нашего вуза – повторение истории, изучение истории. Конечно, 120 лет для МИИТа – это много. Это прежде всего огромное количество подготовленных кадров, которые занимают самые различные должности, имеют различные звания, и каждый на своем месте прославляет МИИТ, прославляет результаты его деятельности.

П.Д.: В этом году, насколько я знаю, восторжествовала историческая справедливость – имя императора Николая II теперь красуется на табличке.

Б.Л.: Да. Но акцентирую ваше внимание: не имя, а Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II. До революции у нас мало было вузов, которые имели принадлежность именно к императору. Вы правильно сказали, это именно Императорское Московское инженерное училище.

П.Д.: Наверное, в такой юбилей особо приятно вспоминать выпускников МИИТа, его преподавательский состав. Давайте сегодня вспомним тех, чья история неотрывно связана с летописью вашего вуза.

Б.Л.: Прежде всего нужно вспомнить первого ректора (тогда он назывался директором) Максименко. Это был действительно известный ученый в области гидравлики, но самое главное, что мудрый организатор. Ведь наш университет формировался по тем временам на очень высоком уровне. Преподаватели у нас были из трех вузов. Московский государственный университет – дали лучших своих молодых ученых в области фундаментальных наук (математика, физика, химия). Санкт-Петербургский университет путей сообщения, который направил к нам лучших молодых ученых в области железнодорожного транспорта. И Бауманский университет – они нам предоставили специалистов-ученых в области машиностроения, техники.

П.Д.: Вы знаете, в советское время было такое звание – генерал-директор тяги. Затем это звание было упразднено, но мне кажется, что сегодня ваш вуз как раз и является этим генералом тяги, который готовит специалистов. А вот кто они – сегодняшние, современные генералы тяги? Звания нет, но мы все помним.

Если брать план приема МИИТа, то порядка 70% – это ребята из глубинки. И эти ребята обязательно должны вернуться на места. И благодаря этим ребятам у нас хорошо работают российские железные дороги по всей России.

Б.Л.: Спасибо за такую оценку. Смотрите, у нас с вами в России 9 вузов железнодорожного транспорта, и фактически все российские железные дороги не могут существовать без наших выпускников. Наши вузы сейчас осуществляют подготовку, как мы говорим, от старшей группы детского сада (мы шестилеток к себе берем, например, в МИИТ) до докторантуры. То есть весь спектр подготовки специалистов – и не только железнодорожного, а транспорта в целом – мы у себя проводим. Те знания, те умения, которые приобретают наши выпускники, позволяют им работать в любой отрасли.

П.Д.: А есть ли у вас информация, как много выпускников затем остаются в профессии? Для многих вузов это серьезная проблема: люди учатся, но затем выбирают другие жизненные пути.

Б.Л.: Если брать план приема МИИТа, то порядка 70% – это ребята из глубинки. И эти ребята, получив наши знания, обязательно должны вернуться на места. И благодаря этим ребятам у нас хорошо работают российские железные дороги по всей России. Нет выпускников МИИТа, которые регистрируются на бирже труда, то есть они все находят возможность работы.

П.Д.: Это ценно.

Б.Л.: Вы знаете, у нас есть еще одна цифра, я вам ее приведу: 44 страны, где не только работают наши выпускники, а они там объединены в Ассоциацию выпускников МИИТа.

П.Д.: Да вы что? Я даже не знал такой ассоциации.

Б.Л.: Это тоже, я считаю, важный показатель.

П.Д.: Скажите, а какие образовательные программы сегодня являются флагманом для вашего вуза?

Б.Л.: Конечно, все железнодорожные специальности: "Локомотивы", "Вагоны", "Путь и путевое хозяйство", "Автоматизация", "Контактные сети и энергообеспечение". Но в то же время у нас очень много специальностей и направлений, поскольку ведь не случайно говорят, что транспорт – это государство в государстве. И действительно, для того чтобы эффективно работали железные дороги, нужно большое количество других специалистов. Это и "Экономика транспорта", "Транспортное право", "Социальный сервис и туризм" – что, кстати, мы совсем недавно для себя открыли как действительно очень важное и нужное направление в подготовке будущих транспортников.

П.Д.: Борис Алексеевич, ваш вуз имеет серьезную основу, серьезный фундамент, и не только с исторической точки зрения, но и с элементарной – диплом котируется, мы это сейчас выяснили. Скажите, пожалуйста, насколько сложно попасть в ваш вуз?

Б.Л.: Если мы возьмем итоги приема этого года, то конкурс был от 2 до 22 человек на место. Это говорит о том, что сложно. У нас 56 школ – это, как правило, бывшие железнодорожные школы, которые находятся в центральной части России. И во всех этих школах, к тому же и в наших колледжах (а их еще 22) ведется большая довузовская подготовка.

Наша довузовская подготовка – это не "натаскивание" как таковое, а это прежде всего оценка уровня знаний пришедших и четкое исполнение плана, доведение их уровня знаний и компетенций до тех требований, которые требует МИИТ на первом курсе. И эта категория ребят (а это, как правило, 2–2,5 тысячи в год) создает нам хороший подпор с точки зрения подготовленности абитуриентов.

П.Д.: Борис Алексеевич, недавно в студии "Большой страны" мы обсуждали вопрос привлечения иностранных студентов на примере Нижегородского университета имени Лобачевского, который в этой работе добился хороших результатов. А как много иностранцев учится у вас? И делаете ли вы упор на привлечение студентов из-за рубежа?

Б.Л.: Вы знаете, это упор, который должны делать все. Мы должны через образование иметь своих "представителей влияния" в тех странах, откуда они приехали. У нас сегодня более 1,5 тысячи студентов-иностранцев. Это, как правило, страны СНГ, Вьетнам, Корея, Монголия. Из Мьянмы сейчас много студентов.

Руководство Мьянмы  уже давно приняло решение, что нужно строить метро. И вдруг они приезжают к нам в МИИТ и говорят: "Мы будем у вас готовить специалистов". Почему? Потому что они проехали многие страны мира и определили, что самое лучшее метро в Москве.

Например, Мьянма. Руководство уже давно приняло решение, что нужно строить метро. И вдруг они приезжают к нам в МИИТ и говорят: "Мы будем у вас готовить специалистов". Почему? Потому что они проехали многие страны мира и определили, что самое лучшее метро в Москве.

П.Д.: Ну, это бесспорно, это действительно так.

Б.Л.: Это для нас с вами. А приятно, когда это для иностранных граждан. Поскольку мы с вами заговорили, то нельзя обойти Китай стороной.

П.Д.: Естественно. Китайцы везде сейчас.

Б.Л.: Вот с Китаем у нас тоже очень интересный проект. Мы отбираем специально одну группу (это порядка 30–32 человек), у которых есть задание: в течение первого курса наряду с теми программами, которые есть, изучить китайский язык настолько, чтобы следующие два курса учиться в Китае. Аналогично делает и китайская сторона. В этом году уже был первый выпуск наших ребят, которые являются специалистами с двумя дипломами (китайским и российским) и со знанием языка. Вы знаете, они были нарасхват. Вот если говорить про конкурс, то здесь на одного претендовало 5–6 организаций.

П.Д.: Вспоминаю свою студенческую жизнь. Для меня было важным общение со сверстниками, а это может быть в рамках волонтерской работы. Скажите, пожалуйста, а общественные движения, волонтерские студенческие отряды насколько развиты в вашем вузе?

Б.Л.: Без ложной скромности скажу: очень развиты. Мы первые, кто восстановил движение студенческих строительных отрядов. Вы, наверное, не помните, но тогда Юрий Михайлович Лужков вручил МИИТу путевку № 1 для строительства Третьего транспортного кольца, оно тогда только начиналось. У нас сегодня ежегодно более 2 тысяч студентов выезжают на стройки, выезжают проводниками в студенческих строительных отрядах.

Помимо этого, фактически вся общественная деятельность, которая была и в ваши годы, и в наши годы. Мы очень благодарны, когда было принято решение создать официально Союз студентов. Фактически это в какой-то степени возрождение (я не беру с точки зрения политической, а с точки зрения общественной деятельности) комсомола, и это очень важно.

П.Д.: Борис Алексеевич, а сейчас позвольте я задам вопросы от наших телезрителей, которые прислали их через электронный адрес нашей программы bs@ptvr.ru, а также через социальные сети.

Я напоминаю, сегодня у нас в гостях ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, доктор технических наук, профессор Борис Левин. Борис Алексеевич, такой вопрос: "Сейчас в институтах нет распределения. Есть ли возможность после окончания вуза устроиться не на московскую, а, например, на амурскую железную дорогу?"

Б.Л.: Можно устроиться на любую дорогу, но в МИИТе, так же как и в других вузах транспорта, распределение есть. Оно у нас не несет форму обязательности, а это именно как предложение, как подсказка, как поддержка выпускника.

П.Д.: "Какие преимущества обучения по договору? Какой был в этом году средний проходной балл для этой группы студентов?"

Б.Л.: У них средний балл был 1,8. Те, кто учится по целевому назначению для "Российских железных дорог", имеют дополнительную стипендию, дополнительные возможности для образования. Ежегодно за каждого "РЖД" платит деньги и определяет, какое направление подготовки. Ну и гарантированное место работы. Мало того, все, кто учатся по договору, ежегодно проходят производственную практику на рабочем оплачиваемом месте. Это тоже сегодня для ребят имеет большое значение.

П.Д.: И еще один вопрос (наверное, самый популярный) от наших телезрителей: "На ваш взгляд, нужно ли менять подход к ЕГЭ?" Кстати, недавно об этом говорила новый министр образования и науки.

Б.Л.: Честно говоря, мы не очень довольны ЕГЭ. Все-таки, когда к нам приходили ребята до введения ЕГЭ, они были более подготовлены фактически по всему спектру специальностей, у них было более широкое мышление. Сейчас это в какой-то степени заменяется повышенной информатизацией, но тогда был действительно интеллект. Мне кажется, все-таки ЕГЭ очень обедняет общую подготовку школьника.

П.Д.: Японские ученые уверены, что уже через несколько десятилетий появится новый тип транспорта, который постепенно вытеснит железнодорожный. Подводя итог нашей беседы, а каким вы видите завтрашний день Московского государственного университета путей сообщения?

Б.Л.: Завтрашний день предопределен последним указанием Владимира Владимировича Путина о том, что 1 декабря на нашей базе должен быть создан Российский транспортный университет. Это будет головной университет для всех видов транспорта, он будет готовить специалистов по всем видам транспорта. Но самое главное – он будет разработчиком необходимых методик, программ, учебников. Дело в том, что сегодняшний Автодорожный университет, очень хороший университет, – это бывший факультет МИИТа. Сегодняшняя Академия водного транспорта – это бывший факультет МИИТа. Значит, пришла пора нам опять собраться вместе.

П.Д.: Борис Алексеевич, большое вам спасибо за то, что нашли время и приехали в нашу московскую студию. Пожелаю новых, интересных и славных страниц в истории Московского государственного университета путей сообщения, а главное – чтобы он и дальше растил генералов тяги. Спасибо вам.

Б.Л.: И вам большое спасибо, что вы интересуетесь нашей системой образования. Для нас сейчас это имеет очень большое значение.

П.Д.: Будем рады видеть вас в нашей студии вновь.

Б.Л.: С удовольствием!

П.Д.: У нас в гостях был ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, доктор технических наук, профессор Борис Левин. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Московскому университету путей сообщения – 120 лет. Об истории и сегодняшнем вуза рассказывает ректор.

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск