Борис Левин: Нет выпускников МИИТа, которые регистрируются на бирже труда
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/boris-levin-net-22592.html
Павел
Давыдов: Московскому университету путей сообщения – 120 лет. История вуза
началась в 1896 году, когда было учреждено Московское инженерное училище,
получившее статус "Императорского". Его появление было обусловлено
возросшей потребностью в инженерно-технических кадрах, которых требовало бурное
развитие железнодорожного сообщения в России, в том числе и строительство
крупнейшей в мире Транссибирской магистрали. В 1913 году училище было
переименовано в Московский институт инженеров путей сообщения и ему было
присвоено имя Николая II.
Сегодня
в состав университета входят: 2 академии, 9 институтов, 3 колледжа,
гимназия и 22 филиалов, представленных в 20 регионах нашей страны. За годы
своего существования университет выпустил более полумиллиона высококвалифицированных
специалистов с высшим образованием.
Сегодня
у нас в гостях ректор Московского государственного университета путей сообщения
Императора Николая II, доктор технических наук, профессор Борис Левин.
Борис Алексеевич, здравствуйте.
Борис
Левин: Здравствуйте.
П.Д.:
Во-первых, позвольте поздравить вас, а в вашем лице и всех преподавателей,
студентов и выпускников, со 120-летним юбилеем!
Б.Л.:
Спасибо.
П.Д.:
Как отметили? Или еще отмечаете?
Б.Л.:
Отмечаем. Во всех институтах, академиях проходят мероприятия, посвященные
именно данному юбилею. Это научно-практические конференции, это конференции
студентов. Это, я считаю, очень увлекательная и интересная практика для нашего
вуза – повторение истории, изучение истории. Конечно, 120 лет для МИИТа –
это много. Это прежде всего огромное количество подготовленных кадров, которые
занимают самые различные должности, имеют различные звания, и каждый на своем
месте прославляет МИИТ, прославляет результаты его деятельности.
П.Д.:
В этом году, насколько я знаю, восторжествовала историческая справедливость –
имя императора Николая II теперь красуется на табличке.
Б.Л.: Да.
Но акцентирую ваше внимание: не имя, а Московский государственный университет
путей сообщения Императора Николая II. До революции у нас мало было вузов,
которые имели принадлежность именно к императору. Вы правильно сказали, это
именно Императорское Московское инженерное училище.
П.Д.:
Наверное, в такой юбилей особо приятно вспоминать выпускников МИИТа, его
преподавательский состав. Давайте сегодня вспомним тех, чья история неотрывно
связана с летописью вашего вуза.
Б.Л.:
Прежде всего нужно вспомнить первого ректора (тогда он назывался директором)
Максименко. Это был действительно известный ученый в области гидравлики, но
самое главное, что мудрый организатор. Ведь наш университет формировался по тем
временам на очень высоком уровне. Преподаватели у нас были из трех вузов.
Московский государственный университет – дали лучших своих молодых ученых в
области фундаментальных наук (математика, физика, химия). Санкт-Петербургский
университет путей сообщения, который направил к нам лучших молодых ученых в
области железнодорожного транспорта. И Бауманский университет – они нам
предоставили специалистов-ученых в области машиностроения, техники.
П.Д.:
Вы знаете, в советское время было такое звание – генерал-директор тяги. Затем
это звание было упразднено, но мне кажется, что сегодня ваш вуз как раз и
является этим генералом тяги, который готовит специалистов. А вот кто они –
сегодняшние, современные генералы тяги? Звания нет, но мы все помним.
Если
брать план приема МИИТа, то порядка 70% – это ребята из глубинки. И эти ребята
обязательно должны вернуться на места. И благодаря этим ребятам у нас хорошо
работают российские железные дороги по всей России.
Б.Л.: Спасибо
за такую оценку. Смотрите, у нас с вами в России 9 вузов железнодорожного
транспорта, и фактически все российские железные дороги не могут существовать
без наших выпускников. Наши вузы сейчас осуществляют подготовку, как мы
говорим, от старшей группы детского сада (мы шестилеток к себе берем, например,
в МИИТ) до докторантуры. То есть весь спектр подготовки специалистов – и не
только железнодорожного, а транспорта в целом – мы у себя проводим. Те знания,
те умения, которые приобретают наши выпускники, позволяют им работать в любой
отрасли.
П.Д.:
А есть ли у вас информация, как много выпускников затем остаются в профессии? Для
многих вузов это серьезная проблема: люди учатся, но затем выбирают другие жизненные
пути.
Б.Л.:
Если брать план приема МИИТа, то порядка 70% – это ребята из глубинки. И эти
ребята, получив наши знания, обязательно должны вернуться на места. И благодаря
этим ребятам у нас хорошо работают российские железные дороги по всей России.
Нет выпускников МИИТа, которые регистрируются на бирже труда, то есть они все
находят возможность работы.
П.Д.:
Это ценно.
Б.Л.: Вы
знаете, у нас есть еще одна цифра, я вам ее приведу: 44 страны, где не
только работают наши выпускники, а они там объединены в Ассоциацию выпускников
МИИТа.
П.Д.:
Да вы что? Я даже не знал такой ассоциации.
Б.Л.:
Это тоже, я считаю, важный показатель.
П.Д.:
Скажите, а какие образовательные программы сегодня являются флагманом для
вашего вуза?
Б.Л.:
Конечно, все железнодорожные специальности: "Локомотивы",
"Вагоны", "Путь и путевое хозяйство",
"Автоматизация", "Контактные сети и энергообеспечение". Но
в то же время у нас очень много специальностей и направлений, поскольку ведь не
случайно говорят, что транспорт – это государство в государстве. И
действительно, для того чтобы эффективно работали железные дороги, нужно
большое количество других специалистов. Это и "Экономика транспорта",
"Транспортное право", "Социальный сервис и туризм" – что,
кстати, мы совсем недавно для себя открыли как действительно очень важное и
нужное направление в подготовке будущих транспортников.
П.Д.:
Борис Алексеевич, ваш вуз имеет серьезную основу, серьезный фундамент, и не
только с исторической точки зрения, но и с элементарной – диплом котируется, мы
это сейчас выяснили. Скажите, пожалуйста, насколько сложно попасть в ваш вуз?
Б.Л.:
Если мы возьмем итоги приема этого года, то конкурс был от 2 до 22 человек на
место. Это говорит о том, что сложно. У нас 56 школ – это, как правило,
бывшие железнодорожные школы, которые находятся в центральной части России. И
во всех этих школах, к тому же и в наших колледжах (а их еще 22) ведется большая
довузовская подготовка.
Наша довузовская подготовка – это не "натаскивание"
как таковое, а это прежде всего оценка уровня знаний пришедших и четкое
исполнение плана, доведение их уровня знаний и компетенций до тех требований,
которые требует МИИТ на первом курсе. И эта категория ребят (а это, как
правило, 2–2,5 тысячи в год) создает нам хороший подпор с точки зрения подготовленности
абитуриентов.
П.Д.:
Борис Алексеевич, недавно в студии "Большой страны" мы обсуждали
вопрос привлечения иностранных студентов на примере Нижегородского университета
имени Лобачевского, который в этой работе добился хороших результатов. А как много
иностранцев учится у вас? И делаете ли вы упор на привлечение студентов из-за
рубежа?
Б.Л.: Вы
знаете, это упор, который должны делать все. Мы должны через образование иметь
своих "представителей влияния" в тех странах, откуда они приехали. У
нас сегодня более 1,5 тысячи студентов-иностранцев. Это, как правило,
страны СНГ, Вьетнам, Корея, Монголия. Из Мьянмы сейчас много студентов.
Руководство
Мьянмы уже давно приняло решение, что
нужно строить метро. И вдруг они приезжают к нам в МИИТ и говорят: "Мы
будем у вас готовить специалистов". Почему? Потому что они проехали многие
страны мира и определили, что самое лучшее метро в Москве.
Например, Мьянма. Руководство уже давно приняло решение,
что нужно строить метро. И вдруг они приезжают к нам в МИИТ и говорят: "Мы
будем у вас готовить специалистов". Почему? Потому что они проехали многие
страны мира и определили, что самое лучшее метро в Москве.
П.Д.:
Ну, это бесспорно, это действительно так.
Б.Л.:
Это для нас с вами. А приятно, когда это для иностранных граждан. Поскольку мы
с вами заговорили, то нельзя обойти Китай стороной.
П.Д.:
Естественно. Китайцы везде сейчас.
Б.Л.:
Вот с Китаем у нас тоже очень интересный проект. Мы отбираем специально одну группу
(это порядка 30–32 человек), у которых есть задание: в течение первого
курса наряду с теми программами, которые есть, изучить китайский язык
настолько, чтобы следующие два курса учиться в Китае. Аналогично делает и
китайская сторона. В этом году уже был первый выпуск наших ребят, которые
являются специалистами с двумя дипломами (китайским и российским) и со знанием
языка. Вы знаете, они были нарасхват. Вот если говорить про конкурс, то здесь
на одного претендовало 5–6 организаций.
П.Д.:
Вспоминаю свою студенческую жизнь. Для меня было важным общение со
сверстниками, а это может быть в рамках волонтерской работы. Скажите,
пожалуйста, а общественные движения, волонтерские студенческие отряды насколько
развиты в вашем вузе?
Б.Л.:
Без ложной скромности скажу: очень развиты. Мы первые, кто восстановил движение
студенческих строительных отрядов. Вы, наверное, не помните, но тогда Юрий
Михайлович Лужков вручил МИИТу путевку № 1 для строительства Третьего
транспортного кольца, оно тогда только начиналось. У нас сегодня ежегодно более
2 тысяч студентов выезжают на стройки, выезжают проводниками в
студенческих строительных отрядах.
Помимо этого, фактически вся общественная деятельность,
которая была и в ваши годы, и в наши годы. Мы очень благодарны, когда было
принято решение создать официально Союз студентов. Фактически это в какой-то
степени возрождение (я не беру с точки зрения политической, а с точки зрения
общественной деятельности) комсомола, и это очень важно.
П.Д.:
Борис Алексеевич, а сейчас позвольте я задам вопросы от наших телезрителей,
которые прислали их через электронный адрес нашей программы bs@ptvr.ru, а также через социальные сети.
Я
напоминаю, сегодня у нас в гостях ректор Московского государственного
университета путей сообщения Императора Николая II, доктор технических
наук, профессор Борис Левин. Борис Алексеевич, такой вопрос: "Сейчас в
институтах нет распределения. Есть ли возможность после окончания вуза
устроиться не на московскую, а, например, на амурскую железную дорогу?"
Б.Л.:
Можно устроиться на любую дорогу, но в МИИТе, так же как и в других вузах
транспорта, распределение есть. Оно у нас не несет форму обязательности, а это
именно как предложение, как подсказка, как поддержка выпускника.
П.Д.:
"Какие преимущества обучения по договору? Какой был в этом году средний
проходной балл для этой группы студентов?"
Б.Л.: У
них средний балл был 1,8. Те, кто учится по целевому назначению для
"Российских железных дорог", имеют дополнительную стипендию,
дополнительные возможности для образования. Ежегодно за каждого "РЖД"
платит деньги и определяет, какое направление подготовки. Ну и гарантированное
место работы. Мало того, все, кто учатся по договору, ежегодно проходят
производственную практику на рабочем оплачиваемом месте. Это тоже сегодня для
ребят имеет большое значение.
П.Д.:
И еще один вопрос (наверное, самый популярный) от наших телезрителей: "На
ваш взгляд, нужно ли менять подход к ЕГЭ?" Кстати, недавно об этом
говорила новый министр образования и науки.
Б.Л.:
Честно говоря, мы не очень довольны ЕГЭ. Все-таки, когда к нам приходили ребята
до введения ЕГЭ, они были более подготовлены фактически по всему спектру
специальностей, у них было более широкое мышление. Сейчас это в какой-то
степени заменяется повышенной информатизацией, но тогда был действительно
интеллект. Мне кажется, все-таки ЕГЭ очень обедняет общую подготовку школьника.
П.Д.:
Японские ученые уверены, что уже через несколько десятилетий появится новый тип
транспорта, который постепенно вытеснит железнодорожный. Подводя итог нашей
беседы, а каким вы видите завтрашний день Московского государственного
университета путей сообщения?
Б.Л.:
Завтрашний день предопределен последним указанием Владимира Владимировича
Путина о том, что 1 декабря на нашей базе должен быть создан Российский
транспортный университет. Это будет головной университет для всех видов
транспорта, он будет готовить специалистов по всем видам транспорта. Но самое
главное – он будет разработчиком необходимых методик, программ, учебников. Дело
в том, что сегодняшний Автодорожный университет, очень хороший университет, –
это бывший факультет МИИТа. Сегодняшняя Академия водного транспорта – это
бывший факультет МИИТа. Значит, пришла пора нам опять собраться вместе.
П.Д.:
Борис Алексеевич, большое вам спасибо за то, что нашли время и приехали в нашу
московскую студию. Пожелаю новых, интересных и славных страниц в истории
Московского государственного университета путей сообщения, а главное – чтобы он
и дальше растил генералов тяги. Спасибо вам.
Б.Л.: И
вам большое спасибо, что вы интересуетесь нашей системой образования. Для нас
сейчас это имеет очень большое значение.
П.Д.:
Будем рады видеть вас в нашей студии вновь.
Б.Л.: С
удовольствием!
П.Д.:
У нас в гостях был ректор Московского государственного университета путей
сообщения Императора Николая II, доктор технических наук, профессор Борис
Левин.