Борис Левин: Нет выпускников МИИТа, которые регистрируются на бирже труда

Гости
Борис Левин
ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, доктор технических наук, профессор

Павел Давыдов: Московскому университету путей сообщения – 120 лет. История вуза началась в 1896 году, когда было учреждено Московское инженерное училище, получившее статус "Императорского". Его появление было обусловлено возросшей потребностью в инженерно-технических кадрах, которых требовало бурное развитие железнодорожного сообщения в России, в том числе и строительство крупнейшей в мире Транссибирской магистрали. В 1913 году училище было переименовано в Московский институт инженеров путей сообщения и ему было присвоено имя Николая II.

Сегодня в состав университета входят: 2 академии, 9 институтов, 3 колледжа, гимназия и 22 филиалов, представленных в 20 регионах нашей страны. За годы своего существования университет выпустил более полумиллиона высококвалифицированных специалистов с высшим образованием.

Сегодня у нас в гостях ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, доктор технических наук, профессор Борис Левин. Борис Алексеевич, здравствуйте.

Борис Левин: Здравствуйте.

П.Д.: Во-первых, позвольте поздравить вас, а в вашем лице и всех преподавателей, студентов и выпускников, со 120-летним юбилеем!

Б.Л.: Спасибо.

П.Д.: Как отметили? Или еще отмечаете?

Б.Л.: Отмечаем. Во всех институтах, академиях проходят мероприятия, посвященные именно данному юбилею. Это научно-практические конференции, это конференции студентов. Это, я считаю, очень увлекательная и интересная практика для нашего вуза – повторение истории, изучение истории. Конечно, 120 лет для МИИТа – это много. Это прежде всего огромное количество подготовленных кадров, которые занимают самые различные должности, имеют различные звания, и каждый на своем месте прославляет МИИТ, прославляет результаты его деятельности.

П.Д.: В этом году, насколько я знаю, восторжествовала историческая справедливость – имя императора Николая II теперь красуется на табличке.

Б.Л.: Да. Но акцентирую ваше внимание: не имя, а Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II. До революции у нас мало было вузов, которые имели принадлежность именно к императору. Вы правильно сказали, это именно Императорское Московское инженерное училище.

П.Д.: Наверное, в такой юбилей особо приятно вспоминать выпускников МИИТа, его преподавательский состав. Давайте сегодня вспомним тех, чья история неотрывно связана с летописью вашего вуза.

Б.Л.: Прежде всего нужно вспомнить первого ректора (тогда он назывался директором) Максименко. Это был действительно известный ученый в области гидравлики, но самое главное, что мудрый организатор. Ведь наш университет формировался по тем временам на очень высоком уровне. Преподаватели у нас были из трех вузов. Московский государственный университет – дали лучших своих молодых ученых в области фундаментальных наук (математика, физика, химия). Санкт-Петербургский университет путей сообщения, который направил к нам лучших молодых ученых в области железнодорожного транспорта. И Бауманский университет – они нам предоставили специалистов-ученых в области машиностроения, техники.

П.Д.: Вы знаете, в советское время было такое звание – генерал-директор тяги. Затем это звание было упразднено, но мне кажется, что сегодня ваш вуз как раз и является этим генералом тяги, который готовит специалистов. А вот кто они – сегодняшние, современные генералы тяги? Звания нет, но мы все помним.

Если брать план приема МИИТа, то порядка 70% – это ребята из глубинки. И эти ребята обязательно должны вернуться на места. И благодаря этим ребятам у нас хорошо работают российские железные дороги по всей России.

Б.Л.: Спасибо за такую оценку. Смотрите, у нас с вами в России 9 вузов железнодорожного транспорта, и фактически все российские железные дороги не могут существовать без наших выпускников. Наши вузы сейчас осуществляют подготовку, как мы говорим, от старшей группы детского сада (мы шестилеток к себе берем, например, в МИИТ) до докторантуры. То есть весь спектр подготовки специалистов – и не только железнодорожного, а транспорта в целом – мы у себя проводим. Те знания, те умения, которые приобретают наши выпускники, позволяют им работать в любой отрасли.

П.Д.: А есть ли у вас информация, как много выпускников затем остаются в профессии? Для многих вузов это серьезная проблема: люди учатся, но затем выбирают другие жизненные пути.

Б.Л.: Если брать план приема МИИТа, то порядка 70% – это ребята из глубинки. И эти ребята, получив наши знания, обязательно должны вернуться на места. И благодаря этим ребятам у нас хорошо работают российские железные дороги по всей России. Нет выпускников МИИТа, которые регистрируются на бирже труда, то есть они все находят возможность работы.

П.Д.: Это ценно.

Б.Л.: Вы знаете, у нас есть еще одна цифра, я вам ее приведу: 44 страны, где не только работают наши выпускники, а они там объединены в Ассоциацию выпускников МИИТа.

П.Д.: Да вы что? Я даже не знал такой ассоциации.

Б.Л.: Это тоже, я считаю, важный показатель.

П.Д.: Скажите, а какие образовательные программы сегодня являются флагманом для вашего вуза?

Б.Л.: Конечно, все железнодорожные специальности: "Локомотивы", "Вагоны", "Путь и путевое хозяйство", "Автоматизация", "Контактные сети и энергообеспечение". Но в то же время у нас очень много специальностей и направлений, поскольку ведь не случайно говорят, что транспорт – это государство в государстве. И действительно, для того чтобы эффективно работали железные дороги, нужно большое количество других специалистов. Это и "Экономика транспорта", "Транспортное право", "Социальный сервис и туризм" – что, кстати, мы совсем недавно для себя открыли как действительно очень важное и нужное направление в подготовке будущих транспортников.

П.Д.: Борис Алексеевич, ваш вуз имеет серьезную основу, серьезный фундамент, и не только с исторической точки зрения, но и с элементарной – диплом котируется, мы это сейчас выяснили. Скажите, пожалуйста, насколько сложно попасть в ваш вуз?

Б.Л.: Если мы возьмем итоги приема этого года, то конкурс был от 2 до 22 человек на место. Это говорит о том, что сложно. У нас 56 школ – это, как правило, бывшие железнодорожные школы, которые находятся в центральной части России. И во всех этих школах, к тому же и в наших колледжах (а их еще 22) ведется большая довузовская подготовка.

Наша довузовская подготовка – это не "натаскивание" как таковое, а это прежде всего оценка уровня знаний пришедших и четкое исполнение плана, доведение их уровня знаний и компетенций до тех требований, которые требует МИИТ на первом курсе. И эта категория ребят (а это, как правило, 2–2,5 тысячи в год) создает нам хороший подпор с точки зрения подготовленности абитуриентов.

П.Д.: Борис Алексеевич, недавно в студии "Большой страны" мы обсуждали вопрос привлечения иностранных студентов на примере Нижегородского университета имени Лобачевского, который в этой работе добился хороших результатов. А как много иностранцев учится у вас? И делаете ли вы упор на привлечение студентов из-за рубежа?

Б.Л.: Вы знаете, это упор, который должны делать все. Мы должны через образование иметь своих "представителей влияния" в тех странах, откуда они приехали. У нас сегодня более 1,5 тысячи студентов-иностранцев. Это, как правило, страны СНГ, Вьетнам, Корея, Монголия. Из Мьянмы сейчас много студентов.

Руководство Мьянмы  уже давно приняло решение, что нужно строить метро. И вдруг они приезжают к нам в МИИТ и говорят: "Мы будем у вас готовить специалистов". Почему? Потому что они проехали многие страны мира и определили, что самое лучшее метро в Москве.

Например, Мьянма. Руководство уже давно приняло решение, что нужно строить метро. И вдруг они приезжают к нам в МИИТ и говорят: "Мы будем у вас готовить специалистов". Почему? Потому что они проехали многие страны мира и определили, что самое лучшее метро в Москве.

П.Д.: Ну, это бесспорно, это действительно так.

Б.Л.: Это для нас с вами. А приятно, когда это для иностранных граждан. Поскольку мы с вами заговорили, то нельзя обойти Китай стороной.

П.Д.: Естественно. Китайцы везде сейчас.

Б.Л.: Вот с Китаем у нас тоже очень интересный проект. Мы отбираем специально одну группу (это порядка 30–32 человек), у которых есть задание: в течение первого курса наряду с теми программами, которые есть, изучить китайский язык настолько, чтобы следующие два курса учиться в Китае. Аналогично делает и китайская сторона. В этом году уже был первый выпуск наших ребят, которые являются специалистами с двумя дипломами (китайским и российским) и со знанием языка. Вы знаете, они были нарасхват. Вот если говорить про конкурс, то здесь на одного претендовало 5–6 организаций.

П.Д.: Вспоминаю свою студенческую жизнь. Для меня было важным общение со сверстниками, а это может быть в рамках волонтерской работы. Скажите, пожалуйста, а общественные движения, волонтерские студенческие отряды насколько развиты в вашем вузе?

Б.Л.: Без ложной скромности скажу: очень развиты. Мы первые, кто восстановил движение студенческих строительных отрядов. Вы, наверное, не помните, но тогда Юрий Михайлович Лужков вручил МИИТу путевку № 1 для строительства Третьего транспортного кольца, оно тогда только начиналось. У нас сегодня ежегодно более 2 тысяч студентов выезжают на стройки, выезжают проводниками в студенческих строительных отрядах.

Помимо этого, фактически вся общественная деятельность, которая была и в ваши годы, и в наши годы. Мы очень благодарны, когда было принято решение создать официально Союз студентов. Фактически это в какой-то степени возрождение (я не беру с точки зрения политической, а с точки зрения общественной деятельности) комсомола, и это очень важно.

П.Д.: Борис Алексеевич, а сейчас позвольте я задам вопросы от наших телезрителей, которые прислали их через электронный адрес нашей программы bs@ptvr.ru, а также через социальные сети.

Я напоминаю, сегодня у нас в гостях ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, доктор технических наук, профессор Борис Левин. Борис Алексеевич, такой вопрос: "Сейчас в институтах нет распределения. Есть ли возможность после окончания вуза устроиться не на московскую, а, например, на амурскую железную дорогу?"

Б.Л.: Можно устроиться на любую дорогу, но в МИИТе, так же как и в других вузах транспорта, распределение есть. Оно у нас не несет форму обязательности, а это именно как предложение, как подсказка, как поддержка выпускника.

П.Д.: "Какие преимущества обучения по договору? Какой был в этом году средний проходной балл для этой группы студентов?"

Б.Л.: У них средний балл был 1,8. Те, кто учится по целевому назначению для "Российских железных дорог", имеют дополнительную стипендию, дополнительные возможности для образования. Ежегодно за каждого "РЖД" платит деньги и определяет, какое направление подготовки. Ну и гарантированное место работы. Мало того, все, кто учатся по договору, ежегодно проходят производственную практику на рабочем оплачиваемом месте. Это тоже сегодня для ребят имеет большое значение.

П.Д.: И еще один вопрос (наверное, самый популярный) от наших телезрителей: "На ваш взгляд, нужно ли менять подход к ЕГЭ?" Кстати, недавно об этом говорила новый министр образования и науки.

Б.Л.: Честно говоря, мы не очень довольны ЕГЭ. Все-таки, когда к нам приходили ребята до введения ЕГЭ, они были более подготовлены фактически по всему спектру специальностей, у них было более широкое мышление. Сейчас это в какой-то степени заменяется повышенной информатизацией, но тогда был действительно интеллект. Мне кажется, все-таки ЕГЭ очень обедняет общую подготовку школьника.

П.Д.: Японские ученые уверены, что уже через несколько десятилетий появится новый тип транспорта, который постепенно вытеснит железнодорожный. Подводя итог нашей беседы, а каким вы видите завтрашний день Московского государственного университета путей сообщения?

Б.Л.: Завтрашний день предопределен последним указанием Владимира Владимировича Путина о том, что 1 декабря на нашей базе должен быть создан Российский транспортный университет. Это будет головной университет для всех видов транспорта, он будет готовить специалистов по всем видам транспорта. Но самое главное – он будет разработчиком необходимых методик, программ, учебников. Дело в том, что сегодняшний Автодорожный университет, очень хороший университет, – это бывший факультет МИИТа. Сегодняшняя Академия водного транспорта – это бывший факультет МИИТа. Значит, пришла пора нам опять собраться вместе.

П.Д.: Борис Алексеевич, большое вам спасибо за то, что нашли время и приехали в нашу московскую студию. Пожелаю новых, интересных и славных страниц в истории Московского государственного университета путей сообщения, а главное – чтобы он и дальше растил генералов тяги. Спасибо вам.

Б.Л.: И вам большое спасибо, что вы интересуетесь нашей системой образования. Для нас сейчас это имеет очень большое значение.

П.Д.: Будем рады видеть вас в нашей студии вновь.

Б.Л.: С удовольствием!

П.Д.: У нас в гостях был ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II, доктор технических наук, профессор Борис Левин. 

Московскому университету путей сообщения – 120 лет. Об истории и сегодняшнем вуза рассказывает ректор.