Павел Давыдов: Впервые в истории современной России проведено исследование состояния местного самоуправления с участием сообщества муниципальных лидеров из 73 регионов страны. Эти данные легли в основу нового проекта – "Интерактивная карта 1.0". Его представили в апреле в рамках проведения Общероссийского конгресса муниципальных образований. Сама карта – это графическое отображение реальных муниципальных системных проблем, решение которых требует в том числе внесение изменений в федеральное законодательство. Проект позволяет проводить сравнительный анализ состояния различных сфер управления на местах, выявлять вопросы и территории, которые требуют особого внимания государства. У нас в гостях – исполнительный директор Общероссийского конгресса муниципальных образований Ольга Гай. Ольга Юрьевна, здравствуйте. Ольга Гай: Здравствуйте. Павел Давыдов: Давайте поговорим о состоянии советов муниципальных образований через вашу "Интерактивную карту". Скажите, пожалуйста… Насколько я понимаю, вам удалось с ее помощью определить сильное звено в институте муниципальных образований. Кстати, именно так мы обозначили тему беседу. Ольга Гай: Наверное, и сильные, наверное, и слабые некоторые звенья удалось определить. Ну, я так думаю, что это только начало нашего пути. Потому что "Интерактивная карта" почему именно 1.0? Да потому, что это только начало. Павел Давыдов: Будет и 2.0, и 3.0? Ольга Гай: Скорее всего, да. То есть это та самая эволюция, которая должна будет происходить в этом формате. То есть мы сейчас только подходим к тому, чтобы это исследование было бы таким полномасштабным, которое бы именно отражало проблемы. Павел Давыдов: Насколько я понимаю, "Интерактивная карта" позволяет выявлять вопросы и территории, которые требуют особого внимания со стороны государства. А могли бы вы привести конкретные примеры? И о каких проблемах идет речь в первую очередь? Ольга Гай: Да, могу привести. Давайте, наверное, на таком конкретном очень примере. Муниципалитеты или представители муниципалитетов (глава это или муниципальные служащие) очень часто жалуются: "Нас замучили проверками". Хорошо, вас замучили проверками? А сколько этих проверок? Кто вас проверял? Какое основание было у этих проверок? Для того чтобы это было не просто каким-то стоном, не подтвержденным ничем, нужна цифра. Это зависит от территории, это зависит от конкретной персоналии, которая проверяет, от сложившейся практики на этой территории. Сейчас, тогда, когда мы этот вопрос внесли в качестве показателя этой "Интерактивной карты", мы можем сказать, что в Архангельске это такое-то количество, во Владивостоке это такое-то количество. И самое главное, что это касается не только крупных городов, а это почти тотальное покрытие. И самое главное, что тогда можно говорить, насколько это обеспечивается с позиции органов власти, я имею в виду – федеральной или региональной. И здесь, уже сравнивая между собой сложившуюся практику на той или иной территории, мы можем говорить очень четко: да, вот здесь проверяют больше, здесь проверяют меньше, здесь это выражается в среднем количестве проверок как вполне адекватная цифра, а где-то эта цифра начинает отклоняться от среднего показателя. И вот именно эта вариация дает возможность уже анализировать и говорить: тут нужно присмотреться, а вот этот вопрос еще пока может подождать, то есть не требует такого приоритета. Павел Давыдов: Ну, если с сильными сторонами и сильными звеньями более или менее понятно, это успешные практики, то что говорить о слабых? Могли бы вы рассказать о тех регионах, где сегодня положение дел заслуживает особого внимания, в том числе и на уровне Конгресса? Ольга Гай: Мы очень часто пытаемся как раз состояние того или иного предмета обозначить: "А есть лучшие практики вот такие-то", – забывая о том, что есть и не лучшие практики. И далеко не всегда лучшая практика отражает действительную систему. Вот когда проблемные вопросы, как это решать? На самом деле это не с помощью оценки лучшей практики делается, а вытаскивается проблема на поверхность, придумывается, что с этим сделать. В качестве примера, наверное, могу привести следующие показатели – количество судебных решений, в которых участвуют муниципальные образования. Нужно понять очень четко: видов этих решений или видов производств, в которых это может рассматриваться, их достаточное количество на самом деле. Ну, это по законодательству так сложилось. То есть муниципальные образования прежде всего должны иметь кадровый состав для того, чтобы обеспечить отдельно взятый показатель. Они должны иметь достаточное количество финансовых средств для того, чтобы исполнить эти судебные решения, которые выносятся в отношении муниципалитетов – причем далеко не всегда только имущественного характера проблемы, ведь бывают проблемы и неимущественного характера, но которые за собой тянут то или иное количество бюджетных средств и денег. Значит, вопрос – действительно, давайте попробуем оценить с этих позиций. Мало того, это чрезвычайные расходные обязательства субъекта. Ну, то есть я имею в виду в данном случае муниципалитет, который должен понять, что он отодвигает другие проблемы, которые он не сможет решить в это время, то есть я имею в виду – в финансовом плане исполнять это судебное решение. И здесь, увы, как раз это, наверное, лучшей практикой и не назовешь. Павел Давыдов: Как много зависит от самих лидеров муниципалитетов в решении конкретных поставленных задач? Тем более, насколько я знаю, вы и раньше сами были исполнительным директором Ассоциации советов муниципальных образований Астраханской области и видели всю работу этих лидеров на местах. Ольга Гай: Вы абсолютно правы, когда назвали их лидерами, потому что на самом деле это люди, которые не просто двигают, а они и заводят весь этот механизм. И от того, как они это сделают, он и будет работать. Поэтому здесь персоналия, которая возглавляет вот эту муниципальную машину… И не важно, это на уровне сельских поселений, городских округов, муниципальных районов, но прежде всего зависит от главы муниципального образования. И наличие квалификации и компетенций именно у этого человека на самом деле будет определять работу всего аппарата, именно муниципального аппарата на этой территории. Павел Давыдов: А как же быть с территориальным, географическим признаком? Не всегда зависит, мне кажется, успех конкретного муниципального объединения только от лидерских качеств управленца, ведь есть ситуации, когда сама географическая история накладывает отпечаток, и выйти в лидеры невозможно. Ольга Гай: Я думаю, что здесь, наверное, нужно соотносить не с тем, возможно или невозможно выйти в лидеры. Здесь, наверное, нужно говорить о том, что должен быть достаточно крепкий хозяйственник, который способен решить проблемы индивидуально. Павел Давыдов: Достучаться до каждого. Ольга Гай: Даже не до каждого, а достучаться до каждой проблемы, прежде всего. Вот что важно для человека, для любого человека? Ему важно, чтобы его заботы, его задачи, которые у него есть, решались с помощью той же муниципальной власти. И ему на самом деле не так важно, кто этот глава, а ему важно, как он будет решать те задачи, которые стоят у самого этого человека, то есть каждый день наличие воды, дорог и прочего-прочего. И здесь зависит, например, чисто от того, что вот я хочу, чтобы это был Иванов, Петров, и насколько он сильный лидер именно в плане политическом – отнюдь не самая главная задача. Павел Давыдов: Вы знаете, в нашу редакцию часто приходят письма из разных поселений, небольших и больших городов. Тем не менее часто жители ругают местную власть. Скажите, пожалуйста, а на ваш взгляд, сегодня мы – жители Большой страны – привыкли к тому, что муниципальный совет, совет муниципальных образований может решить конкретную задачу? Ведь начинают стучать сразу наверх – Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву и так далее. Ольга Гай: "Замените лампочку в подъезде". Павел Давыдов: Да. Ольга Гай: Да, к сожалению, такое есть. Павел Давыдов: Так получается, что надо менять сознание. А вот как это сделать? Ольга Гай: Человек, конечно, на территории прежде всего воспринимает кого? Вот давайте представим какое-то сельское поселение, достаточно далекое село. Для него кто власть, вот представитель власти? Это действительно тот самый глава сельского поселения, который есть. И люди по большому счету обращаются со всеми своими вопросами именно к нему. И когда что-то не решается, независимо от того, может ли в действительности этот глава решить, то есть от своей же компетенции (я не про лампочки в подъезде, я про весь объем вопросов), то в этом случае, наверное, люди становятся недовольными. И самое главное, что и получается тогда, что в этом случае он говорит: "Вот Путин там, далеко, а ты здесь мне реши. Мне надо". Павел Давыдов: Здесь и сейчас. Ольга Гай: К сожалению, мы, наверное, в основном все такие. Павел Давыдов: В апреле прошел Общероссийский конгресс муниципальных образований. Как сказано на сайте, это крупнейшая организация, объединяющая потенциал муниципальных сообществ в общефедеральном масштабе. В каких форматах проводился Конгресс и какие решения были приняты в этот раз? Ольга Гай: Мы как раз представляли "Интерактивную карту" в этом формате. Мы говорили о тех проблемах, которые у нас возникли. Мы определили сроки, каким образом исправлять, в том числе и некую недостоверность сведений, которые были собраны. 85 советов принимали участие, вообще являются членами конгресса. В "Интерактивной карте" приняли участие 73 субъекта как раз. Павел Давыдов: А почему же остальные не подсоединились? Ольга Гай: Это тоже проблема. Наверное, можно сказать, что это много – 73. Но это далеко не все. Павел Давыдов: Наверное, самые проблемные-то и остались в стороне? Ольга Гай: Да. Я так думаю, что в действительности это так. И вот эту часть "белых пятен" приходится добирать, собирать, потому что выявление системных проблем может быть только тогда, когда 100% площади покрыто. Павел Давыдов: И насколько я понимаю, главное, что произошло в рамках Конгресса, – у вас убрали приставку "и. о.", теперь вы исполнительный директор, как говорится, власть получили полностью в свои руки. Какие цели и задачи ставите перед собой в новой должности в рамках Конгресса на ближайшее время? Ольга Гай: Для себя ставлю очень простую задачу – перейти на проектное управление именно в деятельности Конгресса. Мы уже сформулировали некое количество проектов, которые мы будем двигать. Мы будем заниматься некими форматами именно сегодняшнего дня, потому что местное самоуправление – почему-то принято так считать, что это достаточно консервативная такая сфера, которая должна быть направлена на определенные моменты, и самое главное – не впускает в свою сферу новые, инновационные форматы, которые могут существовать. Отнюдь. Вот здесь мы как раз в сегодняшнем дне прежде всего должны постараться запустить механизмы завтрашнего, а может быть, удастся и послезавтрашнего дня. Павел Давыдов: Если посмотреть на историю Конгресса, которая началась в 2006 году, было сделано немало. Например, несколько лет назад удалось решить очень больной вопрос, а именно – проблему взаимодействия органов местного самоуправления с контрольно-надзорными структурами, когда глав муниципалитетов могли оштрафовать на сумму, превышающую их оклад. Скажите, что еще можно назвать законодательной заслугой Конгресса за прошедшее время? Ольга Гай: Вот ту инициативу, про которую вы говорите, ее нужно еще реализовывать и реализовывать. Павел Давыдов: То есть на начальном этапе? Ольга Гай: И самое главное – мониторинг проводить этой реализации, потому что, к сожалению, изменение закона не меняет сложившуюся практику. Конгресс именно этим и занимается. Заслуга Конгресса, что он действительно является единой ассоциацией местных властей или становится такой единой ассоциацией местных властей. Вот это, наверное, самое основное. Потому что каждый отдельно взятый муниципал, каждый отдельно взятый совет муниципальных образований остается один на один с проблемой и решить какие-то сложные задачи, тем более в масштабах государства, он просто не способен. Вспомните притчу про веник, когда он говорит: "Прутик каждый можно сломать, а вот веник…" Хотя Конгресс не хочется с веником сравнивать. Павел Давыдов: Вы знаете, я почему-то, говоря о вашем Конгрессе, периодически провожу параллели с ОНФ (Общероссийским народным фронтом). У вас, я так понимаю, общественная площадка, общественная организация. А есть ли возможность с помощью НКО решать поставленные задачи? Ведь все-таки к НКО не всегда у нас такое, скажем, прямое отношение со стороны власти. Ольга Гай: Так это же хорошо, что на самом деле эта площадка является НКО. Именно в этом и есть ее плюс, в этом есть ее достоинство. У нас достаточно часто произносится: "А вот давайте сделаем из Конгресса что-то типа Министерства регионального развития, которое ушло". Ну, это не имеет как раз смысла, потому что бюрократизация этой структуры, увы, не даст тех результатов, которые сейчас мы для себя наметили. Пусть это остается общественной организацией. И по большому счету как раз использовать все эти методы для того, чтобы достичь. Павел Давыдов: Ольга Юрьевна, а мне кажется, вы как раз и есть то самое звено, которое помогает Конгрессу решать поставленные задачи и делать жизнь простых людей лучше. Пожелаю вам успехов в новой должности. И будем рады видеть вас вновь. Спасибо. Ольга Гай: Спасибо большое. Так и будет. Павел Давыдов: Сегодня в состав Конгресса входят советы муниципальных образований всех 85 субъектов России и 6 межрегиональных ассоциаций муниципального сотрудничества. Это позволяет Конгрессу позиционировать себя в качестве площадки, на которой аккумулируются важнейшие вопросы, стоящие перед муниципальными образованиями, и выступать посредником при их решении перед органами государственной власти различного уровня. У нас в гостях была исполнительный директор Общероссийского конгресса муниципальных образований Ольга Гай.