Михаил Фаустов: Чтобы в конкурсе "Открой рот" победил какой-нибудь косноязычный и глупый, не понимающий, что он читает - такого не бывает вообще, каким бы ни было жюри
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/chtenie-vsluh-mihail-23740.html Ангелина
Грохольская: В это воскресенье в Москве состоится событие необычное, веселое и,
между тем, грандиозное – финал литературно-спортивного чемпионата по
неподготовленному чтению вслух "Открой рот". Начинался он в
Новосибирске как разовая акция для привлечения покупателей в книжный магазин,
но за пять лет разросся до всероссийских масштабов. Каждый год в список
желающих открыть рот добавляются новые города. Так что же это – забава или
серьезное увлечение? Узнаем у нашего гостя.
В
студии "Большой страны" – создатель чемпионата "Открой рот"
Михаил Фаустов. Михаил, здравствуйте.
Михаил
Фаустов: Здравствуйте.
А.Г:
Так что это такое – забава или действительно серьезное, спортивное даже,
возможно, увлечение?
М.Ф.:
Это очень серьезная забава. Сначала это была игра, а потом это перестало быть
игрой, потом появился оргкомитет, все стали с очень серьезным выражением лица к
этому подходить. Ну, все, кроме меня, естественно. Я как-то так все время легче
к этому отношусь. Ну а судя по тому, что в этом году "Открой рот"
прошел в 111 городах – наверное, что-то серьезное.
А.Г:
111 городов. Причем я так понимаю, что растет с каждым годом,
увеличивается количество, причем как бы очень серьезно.
М.Ф.:
Ужас, со страшной силой! Если в следующем году будет такое же ускорение, то я
думаю, что мы затеем перестройку. В футболе же ограниченное количество команд в
Премьер-лиге. Так и здесь будет ограничено количество команд, потому что иначе
можно сойти с ума.
А.Г:
Давайте обо всем поподробнее сейчас. Для остальных городов, которые еще не
принимали у себя чемпионат "Открой рот"…
М.Ф.: А
давайте мы им не будем рассказывать, остальным, потому что уже некуда.
А.Г:
Слушайте, будут нам звонить, писать и спрашивать: "А почему вы не
рассказали, что это такое? Мы ничего не поняли". Давайте все-таки
немножечко расскажем.
М.Ф.:
Хорошо.
А.Г:
Что это? Если финал в Москве – значит, есть какие-то предварительные этапы?
М.Ф.:
Да, это спорт.
А.Г:
Если это спорт, то как он строится, по какой системе?
М.Ф.: По
спортивной.
А.Г:
Олимпийской?
М.Ф.:
Спорт строится по спортивной системе: сначала отборочный этап, потом
региональные полуфиналы, их восемь штук, и победители этих восьми финалов
отправляются в конечном итоге в Москву. И вот уже третий год на ярмарке
non/fictio№ происходит это необычное событие в одном и том же месте.
А.Г:
Сколько финалистов-то получается?
М.Ф.:
Восемь, их восемь. И они будут в этом году бороться за главный приз. А какой
главный приз – я вам не скажу.
А.Г:
Я где-то читала, что вы там диван дарили, по-моему, да?
М.Ф.:
Каждый год дарится разное. Это обычно предмет, не имеющий никакого отношения к
литературе. Хотя диван, конечно, имеет.
А.Г:
Самое прямое.
М.Ф.:
Это прибор для чтения книг, естественно. И каждый год в связи с тем, что
количество городов удваивается, мы удваиваем стоимость этого приза. Приходится
все время где-то искать деньги. В этом году всем миром практически собирали.
Ну, вот купили.
А.Г:
Так, с призом разобрались. Давайте все-таки с условиями. Что это – неподготовленное
чтение? То есть вы даете сразу какую-то книгу, и участник должен прочитать?
М.Ф.:
Знаете, это как на экзамен пришел, а там лежат билеты. Вот так и в "Открой
рот". На столе лежат конверты. Открываешь конверт – в конверте книжка, а в
книжке закладка. Собственно, у тебя минута, чтобы поразить… Как это называется?
Жюри.
А.Г:
Нужно прочитать быстро? Нужно прочитать технично, с выражением? Или что нужно
сделать?
М.Ф.:
Нужно прочитать хорошо.
А.Г:
Хорошо – это как?
М.Ф.: А
это я не знаю, я же не жюри.
А.Г:
Прочитайте нам. У нас тоже есть неподготовленный текст известного писателя,
лауреата Нобелевской премии.
М.Ф.: Ну
хорошо, я попробую.
А.Г:
Итак, мастер-класс! Михаил Фаустов.
М.Ф.: Да
какой мастер-класс? Нет. Я, кстати, два раза участвовал и два раза проиграл
сразу. "Странствие слона":
"Если
бы Жилда Лопес Энкарнасан не преподавала португальский язык в Зальцбургском
университете, если бы она не пригласила меня сначала на беседу со студентами, а
потом на ужин в ресторане "Слон", этой книги бы не было. Множество
случайностей должно было совпасть в городе Моцарта, чтобы я мог спросить:
"А что это за фигурки такие?" А фигурки эти были маленькие, стоявшие
рядком деревянные статуэтки, причем первая – если смотреть справа налево –
оказалась нашей лиссабонской Беленской башней. За нею еще несколько изображали
европейские постройки, а все вместе совершенно явно обозначали некий маршрут. И
мне объяснили, что здесь представлены этапы странствия, которое в XVI веке, а
если точнее, то в 1551 году, в царствование короля Жоана Третьего,
совершил слон, отправленный из Лиссабона в Вену. Предчувствуя, что из этого
может получиться история, я сообщил о своем предчувствии Жилде Лопес
Энкарнасан. Она высказалась в том смысле, что, может, и может, и изъявила готовность
снабдить меня необходимыми историческими же материалами. Перед вами –
получившаяся в результате книга, появлением своим на свет в огромной степени
обязанная моей соседке по столу, и я во всеуслышание свидетельствую ей здесь
свое почтение и приношу глубочайшую благодарность".
Ну, в общем, если бы не " Энкарнасан", то вообще все нормально
было бы.
А.Г:
Все хорошо было бы, да, почти без ошибок. Мне кажется, главный критерий – это
хочется ли прочитать книгу дальше. Вот мне сейчас захотелось.
Обычно взрослый человек устает к 45-й секунде, а ребенок – к 35-й
М.Ф.: В
этом и была изначальная цель. Ну, здесь я больше минуты читал, а обычно
взрослый человек устает к 45-й секунде, а ребенок – к 35-й. То есть я
практически выдержал необходимое время. А когда минута заканчивается, у
человека возникает желание узнать – а что же дальше? Особенно это касается
детективов и всякого рода эротической прозы.
А.Г:
А вы даже такую предлагаете?
М.Ф.: Нас
вообще обвиняют во всем чем угодно. Несколько лет уже в разных изданиях пишут,
что мы заставляем людей читать инструкции к стиральным машинам. В конце концов,
пару лет назад мы на самом деле, чтобы уже оправдать это "высокое
доверие", попросили людей почитать инструкции к стиральным машинам. И надо
сказать, что человек, который умеет читать, он хоть черта вам прочтет. А
который не умеет – соответственно, он как не умел, так и не умеет.
А.Г:
А что все-таки читают ваши участники?
М.Ф.: Вы
не поверите – прозу! Вы не поверите – поэзию! Все, что имеет отношение к
литературе – и художественную, и нехудожественную.
А.Г:
А есть какие-то авторы любимые у организаторов?
М.Ф.: Вы
знаете, раньше были, а сейчас – нет. Раньше – да. Но сейчас все это до таких
промышленных масштабов раскрутилось, что я не представляю, как… Нет любимых
авторов. Есть нелюбимые.
А.Г:
"Чтение вслух". Что ждет чемпионат "Открой рот" в 2017 году?
О готовности к проведению финала литературно-спортивного чемпионата по
неподготовленному чтению вслух "Открой рот" рассказывает автор этой
идеи Михаил Фаустов.
Михаил,
скажите, пожалуйста, с каждым этапом усложняются задания, как-то литература
становится сложнее, тексты, или нет?
М.Ф.:
Мы, конечно, стараемся. Но, с другой стороны, это не самоцель. Самоцель – не замучить
человека. Самоцель – получить на выходе что-то красивое. Вот послезавтра, я
надеюсь, будет красиво, потому что финал откроет такой проект внутри проекта –
это прочтение известной практически каждому человеку пьесы под названием
"Гамлет, принц Датский", написанной абсолютно другими словами. То
есть пьеса разбита на 24 куска, и к каждому сюжетному куску просто
подобран отрывок из совершенно другого автора. В результате получается очень
красиво. Вы сами понимаете, что Гамлет – это же, как известно, мужик 40 с
лишним лет, обремененный лишним весом. Это про меня.
А.Г:
То есть все-таки личная история какая-то присутствует, да?
М.Ф.:
Абсолютно, конечно, да.
А.Г:
Михаил, из основного чемпионата "Открой рот" родились еще проекты.
Есть английская версия и есть детская версия.
М.Ф.:
Да, есть. Ну, английская такая разовая была. То есть мы ее периодически
проводим в разных городах по запросу, что называется. Есть командная версия,
которая называется "Библиоринг". Это то, что я называю – "Открой
рот" будущего. Когда все это началось, мне один знакомый хороший сказал:
"Ты, Фаустов, придумал новый КВН". Ну, я, в общем, и иду тем же самым
путем. В общем, кончится все, конечно, каким-нибудь зданием в районе
"Райкин Плаза".
А есть детская версия. Она проходит сейчас, наверное,
где-то в 20 городах. И она, конечно, гораздо более страшная, чем
"Отрой рот", потому что она называется "Страница". Знаете,
как была "Песня 78", "Песня 79" и так далее? "Страница
15", "Страница 16" и "Страница 17". Сейчас идет
"Страница 17", она только началась. Обычно осенью мало городов, а
самый ужас начинается весной. Все очень любят апрель, в апреле у детей
начинается эта тяга к чтению почему-то. И там совершенно дикое количество
участников. Если в среднем в "Открой рот", во всем этом чемпионате
участвует 4 000, 5 000, 6 000 человек по стране, то в одном
условном Красноярске 2 000 человек, детей.
А.Г:
Ого! Ничего себе.
Никогда не бывает такого, чтобы победил какой-нибудь косноязычный и глупый, который не понимает, что он читает. Такого не бывает вообще, каким бы ни было жюри
М.Ф.: И
дети, когда доходят до финала – они, естественно, все герои. Все время
побеждает тот, кому больше всех надо. Никогда не бывает такого, чтобы победил
какой-нибудь косноязычный, не знаю, глупый, который не понимает, что он читает.
Такого не бывает вообще, каким бы ни было жюри. А жюри бывает абсолютно разным.
Там могут быть люди, которые вообще не имеют никакого отношения ни к книгам, ни
к литературе, ни к каким-то сценическим практикам, вообще абсолютно неважно. У
меня любимые члены жюри – это чиновники. Они самые интересные, самые лучше, я
их больше всех люблю. Но побеждает все равно самый лучший и самый достойный.
А.Г:
Откуда финалисты будут? Восемь человек – из каких регионов они приедут?
М.Ф.:
Красноярск, Пермь, Петрозаводск, Новочеркасск Ростовской области, ну, Москва
как отдельное место, Нижний Новгород, откуда-то еще… И сегодня, прямо в данный
момент в городе Дубна проходит финал восьмой конференции. Это такая закрытая
как бы зона, это восемь закрытых городов. Дубна открытая, поэтому туда их всех
свезли. Это люди, имеющие отношение к атомной промышленности. Вот это, на мой
взгляд, самое интересное. И вообще для этих людей очень хочется сделать много хорошего.
А.Г:
А вы там тоже проводите, да?
М.Ф.:
Да. Это началось года три назад, наверное, в закрытом городе Снежинск
Челябинской области. Там как началось, так до сих пор и продолжается.
А.Г:
Михаил, и теперь любимый вопрос, который вы очень просили, чтобы я задала, о
творческих планах. Что ждете в 2017 году?
М.Ф.:
Смотрите, "Гамлета" поставим сейчас, послезавтра. В 2017 году я
не знаю уже, на кого замахиваться, потому что после Шекспира не на кого
замахиваться. Во-первых, если это все на самом деле послезавтра получится, то
мы начнем тиражировать эту тему, потому что на самом деле это очень интересно.
Она гораздо более про шоу-бизнес, чем "Открой рот". "Отрой
рот" – это все-таки какой-то такой кривой шоу-бизнес, а это уже больше
спектакль. И судя по тому, как на московский полуфинал приходили люди в Театр.DOC и смотрели на это… Там собралось
какое-то безумное количество народа, которых я не знал! Так-то я обычно
сторонник камерных каких-то версий. Что будет? Мы будем ограничивать количество
городов, оно начало расти неконтролируемо.
А.Г:
4 декабря. Во сколько, где встречаемся?
М.Ф.: В 6 часов
вечера, пресс-центр Центрального дома художника, международная ярмарка
non/fictio№. В общем, заходишь в тот зал, где эскалатор, налево и в угол, около
конференц-зала. И там такая длинная "кишка", помещение. Там будет
очень темно и очень громко.
А.Г:
Громко – это самое важное. Услышим.
М.Ф.: Я
думаю, что мы сделаем громко.
А.Г:
Михаил, и последний вопрос: как попасть к вам, стать участником? Очень хочется!
М.Ф.: Biblioring.com. И сверху есть кнопочка
"Участвовать".
А.Г:
Все понятно, коротко и ясно. Спасибо вам огромное! Удачи всем участникам и
вашему проекту тоже.
М.Ф.:
Спасибо и вам.
А.Г:
Джозеф Аддисон, английский публицист, говорил: "Чтение для ума – то же,
что физические упражнения для тела". Ну а я добавлю: читайте вслух и
будьте в хорошей форме.
Михаил Фаустов: Чтобы в конкурсе "Открой рот" победил какой-нибудь косноязычный и глупый, не понимающий, что он читает - такого не бывает вообще, каким бы ни было жюри
Гости программы
Михаил Фаустов
автор идеи Литературно-спортивного чемпионата по неподготовленному чтению вслух «Открой рот»