Павел Давыдов: Проект "Крыша", фильм "Каждый 88-й", "Город возможностей", образовательные и социальные программы. Ивановская киностудия "Наследники" давно вышла за пределы одного региона. Ее работы – участники и победители российских и международных кинофестивалей, проекты, которые опровергают бытующее мнение, что хорошее кино снимают только в Москве и Петербурге. Сплоченная команда единомышленников во главе с основателем студии Дарьей Лебедевой каждой лентой помогает зрителям размышлять. У нас в гостях – Даша Лебедева. Даша, приветствую. Дарья Лебедева: Здравствуйте. Павел Давыдов: Очень рад видеть вас в нашей студии вновь, тем более что в этот раз для этого много поводов. Но начнем с главного – проект "Крыша" недавно запущен. Для чего вы решили объединить любителей кино под одной, а точнее – на одной крыше? Дарья Лебедева: Проект "Крыша" – это наш любимчик. Он открывается и работает исключительно летом, потому что находится на самой настоящей крыше, как вы верно заметили, на крыше торгового центра. Большая площадь, мы натянули там большой экран. Там искусственная трава, и ее много. Мы поставили там 120 шезлонгов. Когда к нам приходят гости, они встречают на своем шезлонге бережно свернутый пледик. Мы фотографируемся, пьем кофе, а потом смотрим авторское кино, нередко обсуждаем его. И потом люди расходятся, пишут отзывы. И продолжается как-то жизнь до следующего показа. Павел Давыдов: Даша, а это коммерческий проект? Или все-таки у него самая главная функция – образовательная? Дарья Лебедева: Я скажу так: он благотворительный и просветительский, прежде всего, потому что там часто проходят бесплатные лекции. Например, в том году были лекции по футурологии, моде, архитектуре, помимо кино. Но профинансировал, конечно, местный бизнес. Павел Давыдов: Даша, а лично для вас чем интересен этот проект как для режиссера? Дарья Лебедева: Ну, я скажу так: даже подбирать программу к такому проекту очень интересно. Для того чтобы подобрать, например, шесть фильмов, которые будут показаны в ближайшие месяцы, мне надо посмотреть фильмов тридцать. В том году мы показывали каннскую программу. И посмотреть залпом тридцать фильмов с Каннского кинофестиваля – это и опыт, и такой experience для режиссера. И очень интересно все-таки останавливаться на каких-то фильмах и смотреть, какой отклик у аудитории, потому что, конечно, на авторские фильмы все реагируют по-разному. Павел Давыдов: Небезызвестный режиссер с мировым именем Дэвид Линч как-то заметил: "Я не люблю критику, особенно зрительскую, но вынужден тестировать свои ленты". А как вы относитесь к тому, что говорят зрители про ваши работы? Дарья Лебедева: Ну, вообще раньше к критике я относилась очень остро, и она меня вводила в депрессию. Но сейчас я понимаю, что без нее невозможно расти. И если ее не будет, то, наверное, я как профессионал своего дела расти перестану. Поэтому – адекватно, когда она адекватная. Павел Давыдов: Кстати, вот один из примеров. Весной в медиацентре "Благосферы" прошел показ вашего фильма "Каждый 88-й", который затрагивает сложную для общества тему аутизма. И в рамках киноклуба было обсуждение. Ленту, которая получила много разных наград, вроде как встретили тепло, но и звучала такая легкая критика, что уж слишком позитивным получился фильм. Что вы на это ответили? Дарья Лебедева: Я ответила: "Это ваше мнение, конечно". И на такую сложную тему проще снять под негативным углом, потому что первое, что приходит на ум, – это боль и страдания. А первое что на ум приходит? Как правило, штампы. А я пошла за штампы. Я решила снять так, как я чувствую. И я чувствую то, что многие мамы, которые вначале в шоке от того, что происходит, в итоге находят в этом свет и в итоге считают таких деток своим спасением. Я увидела в этом свет – и я его передала. А когда происходит критика, происходит и обсуждение. И тем интереснее обсуждение, когда есть разные точки зрения. Павел Давыдов: Даша, я еще внимательно слежу за вашей страничкой в Instagram, где вы выкладываете очень интересные фотографии. И одна из фотографий была с Берлинского кинофестиваля. В каком качестве там участвовали? Дарья Лебедева: Я поехала туда вдохновиться. Павел Давыдов: Удалось ли? Дарья Лебедева: Удалось. Я заметила то, что там было даже проще познакомиться с русскими актерами и режиссерами в России. Павел Давыдов: А почему так? Дарья Лебедева: Потому что все как-то расслабляются, все получают кайф, просто ходят на фильмы. Но помимо приятных знакомств, конечно, кино и возможность пообщаться с коллегами из других стран. Я только учусь английскому, но кино сближает. И я познакомилась с людьми, с которыми, возможно, в будущем посотрудничаю. Конечно, очень интересно перенимать опыт. Потому что Россия любить вариться в собственном соку. Я думаю, что нам надо это изменять потихонечку. Павел Давыдов: Даша, а можно ли сравнить атмосферу Берлинского кинофестиваля и, скажем, Московского, который недавно прошел? Дарья Лебедева: Наверное, на Берлинском больше нестандартных фильмов, больше провокационных фильмов, фильмов, которые выходят за рамки. На Московском, конечно, более понятная программа, как мне кажется, для людей, для зрителей. Понимаете, искусство бывает разное. Павел Давыдов: Но оно бывает крайне опасным. Дарья Лебедева: Бывает. Но мне кажется, фестивальное кино – это отдельное направление, очень интересное, когда авторы не стесняются в темах и не стесняются в выражениях. Павел Давыдов: Даша, когда мы встречались с вами в этой студии полгода назад, вы рассказывали о том, как с нуля можно создать киностудию "Наследники" в Иваново. И после беседы с вами, после выхода программы в эфир мы получили большое количество писем. И некоторые телезрители интересовались: "Ну, как же возможно с нуля создать киностудию?" Что на это можно ответить? Дарья Лебедева: Ну, я скажу то, что это возможно. Мы ее создали, она сейчас расширяется. Сейчас мы уже потихонечку делаем киношколу. И сейчас первый шаг – это сценарные курсы. Мы их открыли. Мы создаем маленькие такие сценарные группы и стараемся посвятить больше времени практике. Приходят совершенно разные люди. Сейчас у нас, например, группа. У нас есть девочка из девятого класса. И есть женщина, которой, по-моему, 53 – она учительница русского языка и литературы. И она тоже пришла учиться и пришла расширять свое сознание. Люди, которые абсолютно незашоренные, которым нечего стесняться, они придумывают такие невероятные идеи, которые не думают о бюджетах. Просто сногсшибательные! Я скажу так. Павел Давыдов: Даша, признайтесь, вы открыли ту школу и в данном случае сценарные курсы для того, чтобы искать себе сценаристов в первую очередь? Дарья Лебедева: Я не скрываю. Я, конечно, отдаю все свои знания и привожу знания, привожу спикеров для того, чтобы потом в нашем городе развивалось наше кинонаправление и люди могли мне принести сценарий, который я могу быстро реализовать в нашем же городе. Павел Давыдов: Даша, а кто читает лекции? Кого вы привлекаете в качестве спикеров в этой школе? Дарья Лебедева: На данный момент читаю я. И по актерскому мастерству я планирую в этом году привезти своих друзей – режиссеров и актеров. Как раз на проекте "Крыша" мы планируем делать "Ночь короткометражного кино", где приедут молодые авторы, которые не будут бояться и стесняться поделиться своими знаниями и воспринимать провинциальных людей серьезно. Потому что я искренне и серьезно считаю, что находятся такие таланты и такие бриллианты, которых просто надо немножко откопать. Павел Давыдов: Позвольте поинтересоваться вашим мнением. Недавно опрос показал, что большая часть россиян (больше половины – я бы даже уточнил так) выступает за введение цензуры в художественных произведениях, в том числе и в кино. Как вы относитесь к тому факту, чтобы государство вмешивалось в творческий процесс? Дарья Лебедева: Я считаю, что цензура – это неплохо. Вообще это сложный вопрос. Наверное, каждый творческий человек ответит по-своему. Но мне почему-то кажется, что это неплохо. Я сейчас вижу фильмы, которые выходят без цензуры, и понимаю, что многие решения, которые можно было бы решить иначе, решаются слишком плоско, с помощью таких достаточно низких приемов. И если у нас будет цензура, мне кажется, уровень кино намного поднимется. Когда я снимала "Каждый 88-й", я же понимала, что я не хочу обидеть родителей, например, которые растят таких деток. Я не хотела обидеть самих ребят с таким расстройством. Я не хотела, чтобы меня трактовали двусмысленно. Я понимала, что в этом фильме нет места ни мату, ни пошлости, ни какой-то крови. Ну, не знаю… Мне кажется, все равно все должно быть в меру. Павел Давыдов: Даша, но с другой стороны, вы сами только что привели в качестве примера Берлинский кинофестиваль, где было много лент. И естественно, там никакой цензурой не попахивает. Дарья Лебедева: Вы знаете, возможно, нужна цензура для коммерческого кино, для кино, которое выходит в кинотеатрах, потому что когда есть возможность массово сходить на фильм, он должен соответствовать каким-то критериям. Когда речь идет об авторском кино – пожалуйста, снимайте все, что хотите, показывайте на кинофестивалях, устраивайте частные показы или показывайте в специализированных кинотеатрах. Павел Давыдов: А над чем вы сейчас работаете? Дарья Лебедева: Я не скажу. Павел Давыдов: Почему? Дарья Лебедева: Потому что как раз это сложная тема. Я работаю сейчас над короткометражной драмой, драма с триллером даже. И тема настолько сложная, что пока не могу и не хочу о ней говорить вслух. Хочу сначала снять, понять до конца то, что делаю, а потом вам с удовольствием расскажу. Павел Давыдов: Что же, Даша, будем надеяться на это. И напомню, что всегда рады видеть вас в этой студии вновь. А еще хочу пожелать вам, чтобы у вас в кадре всегда были яркие герои, интересные сценарии. И конечно, пожелаю вам все-таки творческой свободы, без которой художнику ой как сложно! Дарья Лебедева: Спасибо. Павел Давыдов: Спасибо и вам большое. У нас в гостях была режиссер, основатель ивановской киностудии "Наследники" Дарья Лебедева.