Дарья Лебедева: У региональных кинокомпаний есть будущее, и оно прекрасное и светлое
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/darya-lebedeva-u-23877.html Павел Давыдов: В Москве были названы победители фестиваля
"Кино без барьеров", который проходит с 2002 года. За это время более
20 тысяч зрителей посмотрели 700 фильмов из 55 стран. Это не только
игровые, но и документальные, а также анимационные картины, в которых показывается,
как люди с инвалидностью находят свое место в обществе.
Приз зрительских симпатий получила российская короткометражная
лента "Каждый 88-й" режиссера Дарьи Лебедевой. Девушка с нуля основала
первую в Иваново киностудию "Наследники". Там собралась удивительная команда
творческих ребят, которые объединились ради одной цели и мечты – снимать хорошее
кино.
И сегодня мы познакомимся с Дарьей Лебедевой. Даша, здравствуйте.
Дарья Лебедева: Здравствуйте.
П.Д.: В первую очередь хочу вас поздравить именно с победой
на фестивале "Кино без барьеров". Мне кажется, все-таки это победа – приз
зрительских симпатий. И прежде чем мы поговорим о вашей короткометражке "Каждый
88-й", расскажите, как вы пришли в кино.
Д.Л.: Вы
знаете, когда я решила стать режиссером, мне был 21 год. Надо мной многие посмеялись.
Я вообще в тот момент фотографировала, писала картины, писала какие-то статьи, но
не могла понять, что в искусстве меня удовлетворит, даст мне какую-то отдачу. И
пришла к выводу, что, возможно, это будет кино. И потихонечку начала собирать команду.
Прочитала в интернете, что нужно для съемок кино. Ага, оператор – пошла к операторам,
которые снимали тогда на тот момент свадьбы, и говорю: "Ребята, вот у меня
есть такая идея. Поехали! Съемки будут в Туапсе, вы там покупаетесь".
П.Д.: Даша, вы простите, я перебью. Но ведь это надо уметь
снимать. Это же не просто взял камеру, нашел оператора – и пошел снимать.
Д.Л.: Вы
знаете, в тот момент мне казалось, что ничего знать не надо, все просто, все правильно.
Вот есть история, есть главный герой, есть оператор, надо крикнуть "Action!"
– и все будет хорошо. Собственно таким небольшим составом мы поехали снимать. На
съемки я накопила деньги сама. Работала на трех работах, копила. И мы сняли первый
фильм. Я его показала аудитории и поняла, что получилось неплохо, кого-то даже это
тронуло, кто-то даже плачет. И я поняла, что это так здорово, оказывается!
П.Д.: А это был социальный ролик, раз он тронул?
Д.Л.: Нет,
это был фильм 30-минутный, называется "По пути". Он такой солнечный. Это
мувик, такое путешествие. То, что я пережила когда-то сама, очень близко к моим
переживаниям и чувствам, я постаралась повторить на экране.
П.Д.: Ваш пример, конечно, поражает. В принципе на пустом
месте, даже не имея фундамента, вы кирпичик за кирпичиком построили свою маленькую,
но киностудию. Вы скажите, как вам это удалось? Потому что это поражает, вот честно.
Д.Л.: Вы
знаете, мы делаем много различных творческих работ, в том числе различные социальные
ролики про свой город, рекламу. Когда мы поняли, что слишком много фамилий под одной
работой и нам надо как-то себя называть, мы назвались киностудией, придумали название,
начали работать и потихонечку разрастаться. Сейчас нас уже много.
П.Д.: Много – это сколько?
Д.Л.:
20 человек нас. У нас есть профессиональные осветители, операторы, звукорежиссеры,
художники-постановщики. Для небольшого города, где до этого о кино вообще никто
не говорил, я считаю, это очень здорово.
П.Д.: А местные телекомпании не ставят вам палки в колеса?
Д.Л.: Я
не знаю. Я никаких палок не чувствую.
П.Д.: Конкуренции как таковой нет?
Д.Л.: Нет.
Мы единственные и неповторимые, и нас очень любят.
П.Д.: Даша, мне кажется, наверное, самое сложное было – это
собрать команду единомышленников.
Д.Л.: И
да, и нет. Так получается, что, когда ко мне приходит идея фильма, нужные люди находятся
сами собой. У меня иногда такое чувство, что вся Вселенная нам помогает. Когда мы
снимали наш последний фильм, просто нам помогал весь город. Массовка, 70 человек
стояли бесплатно в жару. Все сгорели, но стояли.
П.Д.: Когда человек достигает поставленной цели (а победа
в финале, мне кажется, именно таковой и является), приходит понимание, что что-то
помогло, кто-то помог – как и было в случае с фильмом "Каждый 88-й". Я
прав?
Д.Л.: Да,
конечно. Когда ты придумываешь сценарий, где половина действия происходит в лимбе,
например, – это же проблема для режиссера, это же надо как-то воплотить в жизнь.
И ты думаешь, страдаешь. В итоге находится карьер практически под боком, это в Ивановской
области. И все восхищаются: "Где вы взяли такую пустыню?" Я говорю: "Ребята,
это все в Ивановской области".
П.Д.: Давайте не будем забегать вперед, а сейчас нашим телезрителям
покажем трейлер к этому фильму.
Д.Л.: Давайте.
П.Д.: Пожалуйста.
Трейлер фильма "Каждый 88-й"
— Где я?
— Успокойся, солдатик. Ты умер.
— Я не мог умереть.
— Еще как мог. Тут только мертвые и сидят.
— Следующий! Держите.
— А это, значит, и есть ваша судьба?
— Она самая.
— Она только решает, где и кем ты родишься.
— Ты, может, станешь индейцем. А может, корейцем. А может, даже женщиной.
— Я хотел бы знать, по какому принципу выдаются билеты.
— По принципу – бери и топай отсюда вон!
— Но я не хочу быть калекой!
У нашего друга растет девочка с
признаками аутизма, и он создал фонд "Повышенная потребность" для помощи
таким деткам. Мы вместе решили, что надо создать фильм, который расскажет людям
о том, что такое аутизм... Потому что некоторые даже считают до сих пор,
что это заразно.
П.Д.: Даша, и продолжая мысль этого трейлера, хочется дополнить,
что каждый 88-й житель планеты страдает аутизмом. Почему вы выбрали эту тему?
Д.Л.: Вы
знаете, у меня такое чувство, что тема сама меня нашла. У нашего друга девочка растет
с признаками аутизма, и он создал фонд помощи таким деткам, он называется "Повышенная
потребность". Они ежедневно работают над тем, чтобы делать мир лучше. И идея
создать фильм возникла у него, создателя фонда, и у меня, то есть мы вместе как-то
решили, что надо создать какой-то фильм, который расскажет людям о том, что такое
аутизм.
Но когда я начала работать над
этой проблематикой, столкнулась (извините за тавтологию) с такой проблемой – очень
тяжело это преподнести в солнечных цветах. Очень многие люди сложно воспринимают
такие темы, и первая реакция – отторжение. И я очень долго искала сценарий. Спустя
полгода я поняла, что мой герой – это человек, который еще не родился аутистом.
И когда я это осознала, меня просто как молния ударила!
П.Д.: Озарило, да?
Д.Л.: Да.
И я начала работать именно над таким сценарием, когда у человека стоит выбор: рождаться
ли аутистом?
П.Д.: Но, к сожалению, никто не спрашивает нас, жителей этой
планеты, в каком качестве мы хотим сюда прийти. Какую цель вы ставили, когда снимали
фильм: раскрыть обществу проблемы, связанные с аутизмом, рассказать, что государство
не обращает внимания, или поднять более глубокие вопросы?
Д.Л.: Вы
знаете, вы сейчас перечисляете достаточно такие глобальные проблемы. Я думаю, что
короткий метр не мог бы охватить такой масштаб. Самая главная моя задача была, чтобы
информация о том, что существуют такие люди, распространилась по миру, потому что
многие… Даже если на улицах сейчас пойти и поспрашивать: "А вы знаете, кто
такие люди с расстройством "аутизм"?" – они скажут: "Мы не знаем".
И прежде всего, самое важное – это информация. Когда мы что-то знаем, мы этого меньше
боимся. Потому что некоторые даже считают до сих пор, что это все заразно.
П.Д.: Кстати, сегодня кинематограф, как вы считаете, часто
ли затрагивает такие темы, и достаточно ли?
Д.Л.: Вы
знаете, этим летом мы поучаствовали в Московском международном кинофестивале, и
открывал этот фестиваль фильм "Ке-ды" Соловьева – тоже на тему аутизма.
Так что я считаю, что эта тема как-то набирает обороты. Раньше о ней боялись говорить
вслух, а сейчас говорят смелее.
П.Д.: Как раз вашей команде удалось создать фильмы, которые
участвовали в самых масштабных киносмотрах, в том числе и международного уровня.
Скажите, а какие возможности перед вами это открывает? Может, как-то иначе стали
относиться к вашей киностудии "Наследники"?
Д.Л.: Я
очень надеюсь. Сейчас мы пишем полнометражный фильм, готовимся к серьезной работе.
И я надеюсь, что какое-то признание на мировом уровне нам поможет легче это сделать.
Может быть, нас посерьезнее будут воспринимать актеры.
П.Д.: А может быть, именно поэтому вы решили в Иваново открыть
киношколу для того, чтобы рядом, под боком была организация, которая растила бы
вам людей для съемок, нет?
Д.Л.: Я
мечтаю об этом. У нас иногда проходят мастер-классы, мы привозим профессионалов
в Иваново, проводим и с детками, и с взрослыми. Пока до уровня киношколы мы не дошли,
но я надеюсь, что дойдем после полнометражного фильма.
П.Д.: А что мешает открыть?
Д.Л.: Опыт.
Я думаю, мы сами сможем преподавать только после того, как сделаем свои первые картины
серьезные. Пока мы можем только приглашать лекторов к себе в гости.
П.Д.: "Каждый 88-й" – короткометражный фильм о
проблемах людей с ограниченными возможностями. У нас в гостях – режиссер, основатель
ивановской киностудии "Наследники" Дарья Лебедева.
Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, вообще у региональных
кинокомпаний, киностудий в России есть будущее?
Д.Л.: Я
считаю, есть будущее, и оно прекрасное и светлое. Потому что вряд ли бы мы двигались
так успешно, так активно, если бы такого будущего не было. Я в это искренне верю.
Нам очень помогают и местные власти, потому что мы всегда прославляем наш край.
Мы, в принципе, снимаем доброе кино с нормальными какими-то моральными ценностями.
Нам помогают жители нашего города, и это тоже очень приятно. У нас никогда не возникает
проблем с локациями. При этом мы видим красоту, которую, может быть, не успевают
видеть какие-то столичные киностудии, потому что…
П.Д.: Детали, скрытые от них.
Д.Л.: Да,
мы не торопимся. Мы имеем такую роскошь – не торопиться и выстраивать каждый кадр
вдумчиво, осознанно, с большой любовью к кино.
П.Д.: Даша, для того чтобы реализовать свои планы, какие-то-то
желания, задачи, которые вы ставите перед собой и перед киностудией, нужны деньги,
нужны средства. И часто киностудии пытаются заработать, снимая рекламу, участвуя
в каких-то коммерческих проектах. Скажите, пожалуйста, вы стороной эту тему обходите
или все-таки вы тоже пытаетесь заработать?
Д.Л.: Да,
мы снимаем рекламу. Более того, мы к этому относимся тоже как к искусству, потому
что сейчас в моде реклама, похожая на кино, на маленькие короткие метры, пусть даже
минутные. Поэтому я считаю, что реклама – это хороший способ потренироваться, хороший
способ научиться работать в коротком формате. Порой сказать коротко и четко – это
тяжелее, чем долго и подробно.
Мы снимаем доброе кино с нормальными
какими-то моральными ценностями. Нам помогают жители нашего города, и это тоже
очень приятно... При этом мы видим красоту, которую, может быть, не успевают
видеть какие-то столичные киностудии.
П.Д.: Даша, задам сложный вопрос, но, мне кажется, творческим
людям его задают. Как вы относитесь к творческим провалам? И бывали ли они у вас?
Д.Л.: Да,
бывали.
П.Д.: Как и у любого творческого человека, да?
Д.Л.: Я
бы не хотела рассказывать подробности.
П.Д.: Почему же? Это воспитывает, между прочим.
Д.Л.: Очень
воспитывает. Когда ты что-то снимаешь, а это не выходит, у тебя есть два варианта.
Это ужасное сравнение, с чем я сейчас сравню, но по сути это как будто потерять
ребенка. То есть либо ты родитель, который отчаялся и сошел с ума, либо ты родитель,
который набрался сил, двигаешься дальше и находишь какие-то светлые лучики. Да,
у меня был такой проект, который не дошел до конца, но я стала тем родителем, который
набрался сил и пошел вперед.
П.Д.: Даша, но бывают и ситуации, когда это выходит в эфир
или в показ, и при этом хочется закрыться и сказать: "Нет, я к этому не причастен".
Ведь даже Дэвид Линч, с мировым именем режиссер, в свое время отказался от титров,
потому что он был недоволен результатом.
Д.Л.: Вы
знаете, пока таких вещей, которые публично меня бы позорили, не было. Я надеюсь,
и не будет.
П.Д.: Даша, а с тех пор, как вы почувствовали в себе какой-то
режиссерский смысл, что вы можете нести творчество в массы с помощью кинематографа,
изменилось ли у вас отношение к этому самому кинематографу, к кино, к искусству?
Д.Л.: Да,
изменилось.
П.Д.: А как?
Д.Л.: Конечно,
теперь я смотрю фильмы и анализирую их. Если фильм хороший, то я превращаюсь в ту
маленькую девочку, которая была раньше, плачу и смеюсь. И если это происходит –
значит, фильм действительно классный. И стоит его пересмотреть заново, чтобы понять
все-таки, как его сделали. Да, изменилось.
П.Д.: Даша, а чем бы вы пожертвовали ради идеи, ради искусства?
Д.Л.: Не
знаю… Ничем. Я очень счастливый человек. Я ничем не жертвую для того, чтобы создавать
кино. Я считаю, что настоящий творец должен быть не голодным, а счастливым.
П.Д.: И позвольте процитирую вас, как-то вы заметили: "Через
20 лет я выкину свои награды и сниму фильм, который перевернет сознание людей".
А у вас есть понимание, как это сделать, вот сегодня?
Д.Л.: Если
я скажу "да", вы мне поверите?
П.Д.: Я попрошу объяснить.
Д.Л.: У
меня есть чутье. Вообще я очень много делаю, основываясь на свою женскую интуицию
и внутреннее ощущение мира. Когда я наберу обороты и до конца осознаю весь огромный
мир кинематографа, как все делается, все технологии, мне кажется, я смогу снять
что-то грандиозное.
П.Д.: Даша, именно этого вам и желаю. Но прежде чем вас отпустить,
скажите очень коротко, а каким для вас стал 2016 год? Ведь это Год российского
кино.
Д.Л.: Он
стал счастливым, волнительным, потому что на Московском международном фестивале
мы получили просто незабываемый опыт. Мы не выиграли, но как воспринял зал наш фильм
– это тоже незабываемые эмоции. Мы победили… Вы правильно называете нашу награду
"Приз зрительских симпатий" победой на фестивале "Кино без барьеров".
И мы сейчас работаем над картиной, которая не дает мне спокойно спать по ночам.
Поэтому, по мне, год и счастливый, и волнительный. И я надеюсь, следующий год будет
еще продуктивнее.
П.Д.: Даша, большое вам спасибо. Пожелаю вам новых побед,
покорения новых телевизионных и кинематографических олимпов, а главное – творческой
свободы, команды единомышленников, которая разрастается пусть обязательно. Ну и
естественно, чтобы была возможность реализовывать все свои цели и задачи. Спасибо
вам большое.
Д.Л.: И
вам спасибо.
П.Д.: У нас в гостях была режиссер Дарья Лебедева.