Павел Давыдов: Вы смотрите субботнюю программу «Большая страна» и сейчас в деталях поговорим о возрождении судостроительной отрасли. Надо сказать, что последние 20 лет она переживает не лучшие времена, ведь с конца 90-х годов прошлого столетия судостроительная отрасль России, ее торговые и военные флоты, представляли жалкие осколки некогда великой индустрии. Как известно, флот разрушается быстро, а восстанавливается десятилетиями, ведь кораблестроение требует не только денег: школы, технологии, производства – на это нужно много времени. В 2007 году в нашей стране была создана Объединенная судостроительная корпорация, крупнейший судостроительный холдинг в России и Восточной Европе, он объединил практически все российские проектно-конструкторские бюро и порядка 80 % судостроительного потенциала России. О том, что сейчас происходит в отрасли, и какие проблемы перед ней стоят, в первую очередь, мы поговорим с Алексеем Рахмановым – президентом Объединенной судостроительной корпорации. Алексей Львович, здравствуйте! Алексей Рахманов: Здравствуйте! Павел Давыдов: Тема этой студии звучит просто: «Держать курс», но в нынешних экономических реалиях и политической обстановке делать это очень сложно. Скажите, пожалуйста, Вам удается следовать курсу, проложенному 12 лет назад, когда фактически Указом Президента и была создана Объединенная судостроительная корпорация? Алексей Рахманов: Я думаю, ровно по этой причине она и была создана, потому что… Павел Давыдов: Чтобы возродить отрасль, да? Алексей Рахманов: Живущие, раздробленные предприятия сами по себе имели гораздо меньшую силу, чем, собственно говоря, корпорация, собранная по единым, если хотите, «зонтиком», под которым есть возможность решать очень многие вопросы, когда, например, более прибыльные верфи помогают менее прибыльным, когда более опытные специалисты имеют возможность оказывать определенные услуги верфям, которые находятся в стадии подбора персонала, либо на подъёме – это и перераспределение ресурсов и возможности технологической кооперации, это всё, собственно говоря, то, что заложено как идеология, создание и формирование… Павел Давыдов: Ну, «Вместе мы сила!», недаром говорят так, да. Алексей Рахманов: Такого рода корпорации, да, поэтому это абсолютно точно правильное решение, другое дело, что, действительно, как Вы сказали, 20 лет и работы не было и инвестиций не было, тех, которые нужны были судостроительной отрасли, а всё это время наши конкуренты из Юго-Восточной Азии активно наращивали и свой военно-промышленные потенциал и, в общем-то, отвоёвывали рынки Павел Давыдов: Но тем не менее, Алексей Львович, скажите, пожалуйста, сегодня мы можем говорить о том, что судостроительная отрасль переживает свое возрождение или пока еще преждевременно так утверждать? Алексей Рахманов: Нет, я думаю, мы совершенно точно живем в эпоху Возрождения, вопрос, в какой части этой эпохи: в начале, середине или в конце? Пусть это уже решают историки, а что касается, действительно, общего тренда, объём заказов и объём выручки корпорации за последние 5 лет рос средним темпом 12-13 % в год, собственно говоря, мы с 14-го года уже – рентабельная компания, которая позволяет себе платить налоги, и за истекший период мы заплатили больше 54 миллиардов рублей налоговых выплат, и это всё говорит о том, что действительно работа идет, работа активная. С другой стороны, у нас есть определенный понятный тренд, что любые военные заказы имеют свою цикличность и, с этой точки зрения, для нас приоритетом, который… и мы сами это понимаем, это еще было акцентировано Президентом: нам необходимо развивать гражданское судостроение, судостроение для целей, которые существуют, собственно говоря, на реке, в море у нефтяников, газовиков и, собственно говоря, всех возможных потребителей. Павел Давыдов: Алексей Львович, в подтверждение Ваших слов мы сейчас отправимся в Астраханскую область и посмотрим, что там происходит в Вашей отрасли. С подробностями моя коллега Марина Лазарева, давайте посмотрим. Алексей Рахманов: Давайте. СЮЖЕТ Павел Давыдов: Алексей Львович, вот такой замечательный сюжет, скажите мне, пожалуйста, а в каких еще регионах большой страны такая же положительная динамика в судостроении? Алексей Рахманов: Я думаю, у нас самая мощная динамика на наших верфях в Архангельской области, достаточно интенсивно развивается судостроение в Калининграде, завод «Янтарь», в первую очередь, плюс, конечно же, у нас очень серьезно растет загрузка наших Амурских верфей, то есть это и Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск, ну и, конечно же, лидер судостроения «Река-море», Нижегородское «Красное Сормово», которое показывает, наверно, одну из самых лучших динамик, с точки зрения внедрения производственной системы и демонстрации возможностей и повышении производительности труда в натуральном выражении с помощью применения таких, в общем, весьма распространенных во всем мире принципов бережливого производства. Павел Давыдов: В сюжете мы видели о том, что и сегодня существуют династии судостроителей, это замечательно, скажите, а как корпорация их поддерживает? Алексей Рахманов: В основном, конечно же, мы поддерживает их как хороший пример, как элемент привлечения для работы в корпорацию, потому что, конечно, а 20 лет корабелы работали кем угодно: от торговцев на рынках и, кончая, просто, так сказать, уходом в частное предпринимательство, зачастую сопряженное с банкротством и финансовыми потерями. Павел Давыдов: Поэтому династий так мало осталось, да? Алексей Рахманов: Мы, со своей стороны… ну, я думаю, это общая просто была ситуация по стране, не хочу экстраполировать одно и другое и что-то сравнивать, но главный вопрос состоит в том, что династия – это возможность передать знания из поколения в поколение, это возможность подняться быстро с колен, когда вдруг… было вот так, как Вы сказали, в 90-е годы, и если бы этих знаний, если бы вот этого опыта, если бы семейных рассказов, разговоров о том, как это всё происходило, не было, то, по большому счету, наверное, и не получилось бы возрождения, это даже и моей семьи коснулось точно так же, то есть, как минимум, 4 члена моей большой семьи, если брать, соответственно, супругу и ее родственников, они работали на заводе «Красное Сормово», и в этом смысле я очень хорошо знаю, как еще было тогда, и, наверно, вот эта преемственность, скорее всего, знаний и каких-то идеалов, принципов или подходов очень хорошо помогает ориентироваться в том, куда идти и как строить уже наверное, бизнес с новых точек зрения, с новых позиций. Павел Давыдов: Ну да, как держать этот курс, о котором мы сегодня и говорим. Алексей Львович, скажите, пожалуйста, а какие проекты Объединенно судостроительной корпорации сегодня являются флагманами судостроительной отрасли? Алексей Рахманов: Давайте начнем всё-таки с нашей специализации – ледокольного флота, это, конечно же, и атомные ледоколы 60-мегаватные, которые начнут работать уже на будущий год в регионах Арктики для проводки караванов Северного морского пути, это, конечно же, ПАТЭС, о котором очень много говорили в средствах массовой информации, оно встало на сегодняшний день в Певеке и очень скоро начнет давать энергию и тепло в Билибино, далее, конечно же, это суда «Река-море», для нас это ключевой вопрос, поскольку выбытие речных пароходов идет настолько быстрыми темпами, что мы через 2-3 года рискуем остаться, может быть, наверно, с одной третью от потребности всего того, что нужно на реке, ну и, конечно же, развитие нефтегазового сектора. Павел Давыдов: Сегодня многие опасаются, что век цифровых технологий, роботизации приведет к сокращению рабочих мест. Вы можете успокоить людей или, наоборот, подтвердить, что, действительно, тенденция такова? Алексей Рахманов: Во-первых, тенденция такова, никуда не деться, мы-то видим с Вами по нашим детям, по нашим сотовым телефонам – цифровизация, как это теперь называется, ее остановить невозможно, и она будет двигаться дальше. Вопрос: что должен уметь человек для того, чтобы вписываться в эту модель? Поэтому, в первую очередь, мы, конечно, говорим не о безработице и потере рабочих мест, а мы говорим о том, что профиль рабочего места будет менять свои качественные характеристики и для этого у нас есть определенные методы и способы для того, чтобы людей подготовить к этому. Павел Давыдов: Хорошо. И в завершение: какие цели и задачи ставит перед собой корпорация на ближайшие, скажем, лет 10-15? Алексей Рахманов: Хороший вопрос. Конечно же, для нас это прежде всего стабильность нашей выручки и в этом смысле ключевым заданием для всех для нас является развитие гражданского судостроения, то есть, начиная, еще раз повторюсь, бытовых сегментов относительно простого судостроения «Река-море», хотя в нем тоже очень много своей специфики, кончая хай-теком судостроения – это обустройство нефтяных месторождений, особенно, если мы говорим о холодных арктических морях: это обустройство Северного морского пути, производство ледоколов, возможность генерации электроэнергии в плавающих решениях и так далее и тому подобное, то есть, на самом деле, мы делаем всё то, чтобы дать возможность человеку вернуться в море, либо дать альтернативу развития на суше, там, где это либо сложно, либо дорого, либо требует каких-то особых условий, поэтому, я считаю, что всё, что делается у строителей на сегодняшний день, пожалуй, это некое новое измерение жизни на планете, потому что мировой океан, наверно, это единственная тема, которая еще до сих пор может объединить интересы людей в разных странах, мы можем воевать за всё, что угодно, но если в мировом океане не получим неких общих правил игры, то рано или поздно мы все друг дружку сможем погубить, поэтому, я думаю, что вот эта опасность рано или поздно должна зажечь такую лампочку и сказать: «Парни, всё: пора садиться»… Павел Давыдов: Работаем. Алексей Рахманов: «Пора садиться и говорить о том, как мы будем сотрудничать, а не воевать». Павел Давыдов: Да. Алексей Львович, я надеюсь, что судостроительной корпорации удастся справиться с поставленными задачами и деле следовать намеченному курсу, цель которой одна: создать флот сильной страны, ведь это и есть Ваша миссия! Алексей Рахманов: Спасибо! Павел Давыдов: Спасибо Вам большое за участие в программе, до встречи! Алексей Рахманов: Спасибо! Павел Давыдов: У нас в гостях был Алексей Рахманов – президент Объединенной судостроительной корпорации.