Ангелина Грохольская: Как выстроить диалог власти и общества? И что мы должны делать, чтобы снизить социальную напряженность в регионах? Об этом поговорим сегодня в "Школе гражданина". Я приветствую в студии наших экспертов. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что откликнулись на нашу просьбу и пришли сегодня провести занятие в "Школе гражданина". Я хочу сказать, что это не первый разговор на тему взаимоотношений власти и гражданского общества, и почему-то мне кажется, что не последний. Первый вопрос, который я хочу задать вам всем в начале нашей беседы: почему же, на ваш взгляд (может быть, субъективный), чиновники, которым, казалось бы, сверху должно быть видно все, зачастую нас не видят и не слышат – нас, обычных граждан, которые где-то внизу со своими проблемами? Андрей Давидович: Знаете, когда человек приходит на работу, как мне кажется, первая мысль, которая приходит в голову, – у него есть свой какой-то чек-лист, вот что он должен сделать за сегодняшний день. И я думаю, что у большинства чиновников на сегодняшний день в нашей стране нет в первых трех пунктах желания встретиться с людьми и поговорить с людьми. Это где-то, может быть, в конце списка. Это первая мысль, которая приходит в голову. Варвара Снегирева: Можно я как то самое население, к которому или ходят или не ходят? Вот как раз моя история доказывает, что власть исполнительная – она и слышит, и приходит. И в то же время есть, наоборот, обратный опыт, когда какие-то общественники или даже депутаты не очень слышат и не очень приходят. Я сейчас могу рассказать всю историю очень подробно. Вот буквально пару недель назад к нам в район приехал министр социальной защиты города Москвы Владимир Петросян. Встретились мы, как ни парадоксально, в Интернете, в социальных сетях, потому что он, как и многие чиновники, вышел в социальные сети. И я написала ему, дескать: "Ну, как же так? В красивых кабинетах и в кожаных креслах жизнь прекрасна. А приезжайте к нам – у нас 15 квадратных метров на 4 тысячи инвалидов под реабилитацию". Андрей Давидович: Это как Киселев сказал: "Слушаем министров – все хорошо. Выходим на улицу…" Варвара Снегирева: И нужно отдать должное, что он оказался смелым мужчиной. Потому что количество жалоб в Администрацию президента, которые написала я, не знаю, как много людей еще написали. Ангелина Грохольская: В общем, да, мог бы и не приехать. Варвара Снегирева: Да, мог бы и не приехать. Мы встретились, и как бы началась очень активная работа. А вот как раз, прошу прощения, с Государственной Думой у меня отношения не сложились. Сергей Вострецов: А к кому по социальной политике вы в комитет обращались? Варвара Снегирева: Вот я позвонила… Сергей Вострецов: Просто общие фразы. Я просто представляю Комитет социальной политики. Ко мне вы не обращались, это точно. Варвара Снегирева: Правильно. Потому что… Сергей Вострецов: Я вас сегодня услышал. И уверяю – я вас слышу Варвара Снегирева: Хорошо. Сергей Вострецов: Давайте с вами начнем этот диалог выстраивать, если у вас с комитетом не получилось. Варвара Снегирева: Я – с удовольствием. Сергей Вострецов: Я не комитет, я не председатель комитета… Варвара Снегирева: Просто обычный человек дальше секретарши не дозванивается. Ангелина Грохольская: Кстати, вот сразу проблема – не достучаться. Почему? Как к вам попасть? Сергей Вострецов: Я даю вам визиточку. Варвара Снегирева: Спасибо. Но мы на телеканале. Ангелина Грохольская: Если бы Варвара не пришла на телеканал, как в Комитет по социальной политике Госдумы попасть? Сергей Вострецов: Вы знаете, на самом деле я могу сказать, что я не знаю, куда Варвара звонила и с кем она общалась, но на сайте Государственной Думы есть телефоны приемных всех депутатов. Если вы не можете дозвониться до аппарата комитета, то вы, сто процентов, дозвонитесь до депутата. Варвара Снегирева: Вопрос не в "дозвониться". Я просила, чтобы вы приехали к нам, чтобы решать системные проблемы. Сергей Вострецов: Вот смотрите - чтобы приехать, надо информацию получить. Варвара Снегирева: Потому что делает власть региональная? Она говорит: "Во всем виновата власть федеральная". Федеральная власть говорит: "Неправда, во всем виновата региональная власть". И задача моего приглашения заключается в том, чтобы вас всех соединить. Я как население не могу понять, кто в чем виноват. Сергей Вострецов: Варвара, я сейчас предлагаю далеко не разворачивать… Вот лично я и, поверьте мне, все члены нашего комитета не будут перекладывать ни на кого ответственность. Если вопрос у вас есть, действительно есть к Госдуме какие-то предложения, поправки, мы с удовольствием их учтем, я еще раз говорю. И поверьте мне, вот ради интереса, и не только мне, а любому депутату позвоните в приемную – и помощник обязательно с вами свяжется. Андрей Давидович: Я восприниму это как публичное обещание, тем более что мы в эфире находимся. Варвара Снегирева: А я вас жду в нашем Обручевском районе. У нас там есть психоневрологический интернат № 20, на примерах которого можно разобрать те законы, которые плохо работают. Сергей Вострецов: У меня на округе свои интернаты. И мы вместе с вами можем, изучив опыт и тех интернатов, которые у нас в округе есть, и вообще как бы мы понимаем всю эту проблематику… Если у вас там есть какие-то перегибы и нужна какая-то помощь, то, конечно, давайте подключать. Потому что депутаты, прежде всего основная работа депутатов, помимо нормотворческой деятельности, – это контроль. Ангелина Грохольская: Это замечательно. Спасибо вам большое. Сергей Вострецов: То есть все равно выполнять будет исполнительная власть, потому что мы не обладаем ни финансовыми ресурсами, ни организационно-техническими ресурсами, чтобы какие-то проблемы решать. Но мы можем в целом через принятие нормативных документов регулировать эти вопросы и контролировать их исполнение. Дмитрий Соснин: На самом деле проблема не в том, что злонамеренные чиновники кого-то не принимают или принимают, а системная такая проблема в том, что не работает надлежащим образом нижний уровень власти – местное самоуправление. Если бы… Сергей Вострецов: Ну да, отправляют все время туда, туда, туда, вплоть до президента. Ангелина Грохольская: Вот о чем и речь. Мы показывали сюжет. Ведь многие проблемы можно решить на месте, здесь и сейчас. Дмитрий Петрович… Дмитрий Соснин: Вопрос здесь заключается не только в том, что… У нас действительно есть нижний уровень власти – местное самоуправление. И легко на него перевести стрелки. Но, не обеспечив его ресурсами и надлежащими полномочиями, он не сможет выполнить свои функции. А сейчас, к сожалению, из-за гиперцентрализации тех же финансовых средств, ответственности и полномочий… Сергей Вострецов: Вы знаете, сколько бы ни было денег, если деньги… Ангелина Грохольская: Сейчас, секундочку. Можно? Сергей Вострецов: …от этого больше не станет. Нужен контроль. Андрей Давидович: Абсолютно точно. Можно я поддержу немножко депутата Госдумы? Николай Будуев: Вообще не соглашусь. На самом деле деньги-то есть как таковые зачастую – по тем же программам переселения из ветхого и аварийного жилья, дети-сироты и так далее. Деньги в регионы поступают. Ангелина Грохольская: Но это часто федеральные деньги, а не муниципальные. Николай Будуев: Деньги на местный уровень поступают, и местные власти уже определяют подрядчиков и так далее. А контроля зачастую нет. Ангелина Грохольская: Дмитрий Петрович… Николай Будуев: Не в деньгах дело. Дело в том, что на низовом уровне люди просто не разговаривают в своих кабинетах с теми, кто к ним приходит, они не хотят контактировать. И в этом основная проблема. Ведь большинство проблем на территориях решаются простым разговором. Вот иногда можно просто поговорить. И деньги здесь зачастую ни при чем. Дмитрий Соснин: Не соглашусь, что простым разговором. Вот те же вопросы, которые показывались в предыдущем сюжете с водоснабжением, допустим. Если бы все-таки перераспределить ресурсы в пользу низовых, местных органов власти, то им легче было бы решать вопрос. То есть из Москвы невозможно решать проблему поселка в Волгоградской области. И если власть действительно ближе к населению, в шаговой доступности, и имели бы хоть какие-то ресурсы… У нас больше 90% муниципалитетов – дотационные. Ангелина Грохольская: Дмитрий Петрович… Извините, можно я спрошу? Сергей Вострецов: Мы уже доходим до Общественного телевидения. Гражданское общество не построить, оно должно вырасти. Ангелина Грохольская: Что будет, если эти проблемы, как снежный ком, накопятся? Да, мы сейчас молчим. Да, возможно, мы в массе своей инертны и не отстаиваем свои права, потому что чего-то не знаем. Если точка кипения наступит, вот к чему это может привести? Андрей Давидович: Любой человек, которого не слышат, он обязательно выйдет с этим, найдет себе подобных и выйдет на улицу. Вот к этому прежде всего… Сергей Вострецов: Начнет голодовку, забастовку. Варвара Снегирева: Простите, пожалуйста. Мы не выходили на улицы, у нас другой опыт. Николай Будуев: Есть другая форма социального протеста. Варвара Снегирева: Нас как раз власть слышит. И вот этим людям я могу посоветовать простой вариант, самый простой вариант – написать на сайт Минстроя России. Мы также с благоустройством поняли, что у нас во дворе восемь месяцев зима, и вот эти тренажеры, как в Тель-Авиве или Майами, они нам не подходят. И я лично написала письмо в Минстрой России, я обзвонила, там телефоны доступны. И мне сказали: "Да. Почему нет? Мы сделаем вам экспериментальный отапливаемый павильон". На самом деле не надо все это усложнять. Человеку нужна информация, чтобы это упростить. Точка кипения не всегда заставляет брать в руки камень. Потому что то, что делаем мы даже в нашем проекте – мы людям рассказываем, что не надо идти к юристам. Мы пытаемся давать простые советы: "Вот пойдите к окружному специалисту и получите лекарство индивидуальное, которое вам положено". Андрей Давидович: И ведь не каждый хочет образовываться. Это долго и иногда дорого. Человек хочет пойти и получить… Николай Будуев: Тут есть еще один момент. Точка кипения, в том числе и социальный протест… Андрей Давидович: Это работает, но не во всех… Николай Будуев: Не путем митингов и так далее, а путем алкоголизма, суицидов и так далее. То есть люди уходят… Ангелина Грохольская: Это тоже проблема. Николай Будуев: Вот это и есть точка кипения. Ангелина Грохольская: Это депрессия. Сергей Вострецов: Вы знаете, есть позитивные примеры. Взять острейшую проблему, которая копилась десятилетиями, – тех же дольщиков. Все-таки когда депутатский корпус… В Госдуме прошли эти слушания, и это дало импульс слушания провести в каждом субъекте. Сейчас Минстрой уже сделал дорожную карту, что каждый дольщик может зайти и увидеть, когда ему будет все-таки выдано жилье. Пусть не завтра, но он уже понимает, он может прогнозировать. Ангелина Грохольская: Но чего это стоило? В каждом регионе проходили голодовки и забастовки дольщиков. И только тогда на них обратили внимание. Варвара Снегирева: Нельзя делать наоборот. Ангелина Грохольская: Предупредить болезнь, да. Варвара Снегирева: До того как выпускать закон, вначале понять, что будет дальше. Ангелина Грохольская: Давайте слово дадим Николаю. Николай Будуев: Смотрите, у нас сейчас в России выстроена система… То есть, условно говоря, у нас двигатель построен, машина построена. Необходимо залить масло, чтобы все это пошло. Вот это масло, которое двинет, бензин, который двинет машину вперед, – это активисты. Наши активисты – это сегодня наш ценный фонд. Вот такие люди, как Варвара. Я сам участник проекта "Общероссийский народный фронт". Там таких людей активных привлекают сегодня, ищут по всей стране, поддерживают. И поверьте, ситуация меняется. То есть общественники, активисты начали заниматься очень многими проектами, начиная от контроля за ремонтом дорог и заканчивая контролем за закупками. Один проект "За чистые закупки" – там 20 миллиардов рублей сэкономил бюджет России. И это уже дело. Андрей Давидович: Знаете, наш проект работает больше чем в 600 городах России. Сергей Вострецов: Это "Активный гражданин"? Эффективнейший! Ангелина Грохольская: Сейчас, секунду. Николай Будуев: Так я же не говорю, что вы… Андрей Давидович: Платформа iGrajdanin.ru. Я вам скажу, что есть совершенно мертвые регионы, где пока средство массовой информации не возбудится вместе с гражданами и не сделает публичной эту проблему, ничего не происходит. Иркутская область – вот сейчас пример. Три месяца назад заработала система, когда подключилось средство массовой информации irk.ru. До этого ощущение было, что чиновники вообще не видели проблем, публикуемых на платформе. После того как средство массовой информации вывело это в публичную плоскость, все зашевелились. Даже прозвучали некоторые угрозы человеку, который инициировал этот процесс. Николай Будуев: Я о чем и говорю. Институты есть, они работают. Средства массовой информации, свобода слова есть. Активисты сегодня свободны совершенно. Я спокойно в суды подаю. Не будучи депутатом еще, а журналистом будучи, подавал спокойно в суды. И с мэрией судился, и с министрами региональными. Выигрывали и так далее. То есть ничего страшного не было. Ангелина Грохольская: Но это не везде работает. Уважаемые коллеги, я предлагаю сейчас прерваться буквально на несколько минут. После того, как мы вернемся в студию после анонса нашего канала, мне хотелось бы от вас услышать какие-то конкретные уже примеры. Мы поняли, что, в общем, не надеясь на власть, нам нужно развивать гражданское общество. И побольше бы таких активистов, как Варвара. Что нужно сделать? Какие инструменты можно применить? Платформа iGrajdanin, Общественная палата, ОНФ. Что еще? Сергей Вострецов: Ну, я могу сказать, что… Ангелина Грохольская: Сейчас мы об этом с вами поговорим. Не переключайтесь, оставайтесь на Общественном телевидении России. Через несколько минут мы продолжим беседу. Социальная напряженность в обществе может выполнять две роли. Первая – негативная, то есть когда напряженность оказывает на государство, власть, экономику и людей разрушительное влияние. Вторая – положительная, то есть конструктивная. В этом случае общество мобилизуется на преодоление трудностей и решение проблем. Продолжаем разговор в "Школе гражданина". Чтобы решать проблемы, их нужно выявить. И сейчас этим активно занимается Общероссийский народный фронт. Николай, скажите, пожалуйста… Выявляются проблемы. У вас очень много проектов: "Карта дорог", "За честные закупки"… А что дальше? Ведь самое главное, чтобы проблема решалась. Куда это идет? В зеленую папку президенту, и только после его решения что-то меняется? Или первыми все-таки слышат местные чиновники, депутаты или еще кто-то? Николай Будуев: Первыми слышат всегда местные чиновники. То есть сначала происходит опубличивание проблемы. Ну, условно говоря, конкретный пример взяли, посмотрели с точки зрения юридической, что нужно сделать. Происходит публикация. Ну, это депутат какой-то озвучивает или кто-то из активистов ОНФ озвучивает на пресс-конференции и так далее. Это уже внятный сигнал для местной власти для того, чтобы они начали работать. Если они проблему эту не решают, ну, тогда уже вступает в бой "тяжелая артиллерия" – идут запросы в прокуратуру и так далее. И мы отстаиваем интересы граждан, права граждан. Ангелина Грохольская: А откуда появляются эти темы? Николай Будуев: Либо это публикация в средствах массовой информации, либо к нам люди через социальные сети приходят. Просто пишут мне во "ВКонтакте" или, не знаю, в Facebook, то есть: "Вот проблема есть, давайте ей займемся". Иногда бывают коллективные обращения. Те же дети-сироты обращаются, 200 человек обратилось. Мы не можем пройти мимо этой проблемы – и начинаем работать. То есть буквально вчера подали в суд по детям-сиротам. То есть коллективный иск. И на самом деле я думаю, что мы зацепимся, и до уголовного дела дойдет. Ну, иногда мы не знаем о том, что у человека проблема. Ну, мы не телепаты, мы не можем догадаться, что у него есть проблема, он чем-то мучается. Но если он сделал заявление, где-то сказал об этом, то мы начинаем работать. Ангелина Грохольская: Депутатов мы называем народными избранниками. И я знаю, что во многих регионах люди к кому первому обращаются? К депутату. "Я же за него голосовал". Антон Холодов, депутат Законодательного собрания Вологодской области, сегодня у нас в студии. Антон, прежде вы молчали, а теперь придется отвечать. Я знаю, что вы активно работаете с гражданами. Вот как это происходит? У нас есть небольшое видео, давайте мы его посмотрим. И я хочу, чтобы вы прокомментировали – хорошо? – как идет ваша работа. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Это, я так понимаю, те обращения, которые вы получаете от граждан, да? А что дальше с ними происходит? Как вы это решаете? Антон Холодов: Что у нас в основном люди ждут от власти? Чтобы их услышали и стали решать их проблемы. На мой взгляд, задача депутата – не только принимать законы. Конечно, это важный блок, но основная задача – это быть посредником, быть таким проводником интересов людей во властных структурах. Они обращаются к нам, видя, что мы действительно можем на это повлиять, выходя на органы госвласти, то есть прося, требуя. Если необходимо, обращаемся в суды. И тогда действительно механизм работает. Вот как бы такая уникальная методика: мы в течение года сделали большую общественную приемную, в которой работают юристы и адвокаты. То есть мы через социальные сети, через письма, через Интернет принимаем обращения граждан. И мы стараемся доводить все эти обращения и заявления до конца. Если необходимо, обращаемся в суды. И на самом деле эта методика очень эффективная. Я бы хотел призвать наших коллег-депутатов не только заниматься законотворческой деятельностью, но и в том числе стать такими проводниками интересов людей во властных структурах. Ангелина Грохольская: И наверное, в первую очередь именно муниципальных депутатов, да? Антон Холодов: Вот есть очень хорошая практика в Госдуме: у них есть региональная неделя и есть недели, когда они работают в Государственной Думе. Почему бы нам не сделать то же самое? Почему бы не обязать депутатов муниципалитетов, местных законодательных собраний встречаться с людьми, отчитываться об этом, как делают в Москве? Тогда этот механизм действительно заработает, будет реальная обратная связь. Ангелина Грохольская: А что мешает это сделать, как вы думаете? Андрей Давидович: Кстати, в нашем городе я предлагаю уже на протяжении месяца… Ангелина Грохольская: В Коломне. Варвара Снегирева: Да, в Коломне. Я им предлагаю ежемесячно отчитываться перед гражданами о работе в двух абзацах – вот что они сделали за этот период. Вы знаете, из всего состава согласились это сделать три человека. И пока никто не сделал. Варвара Снегирева: Сюжет, который мы посмотрели, наверное, самый грустный, потому что он говорит о том, что нет межведомственного взаимодействия. И надо упростить все для такого человека, как этот человек. То, что мы просим у Администрации президента и у всех – это сделать социальный телефон. Вот есть 112. И чтобы при минусовом балансе, как любой человек может позвонить в "скорую помощь", чтобы он мог обратиться с любой своей проблемой. Потому что если у него отопления, то должна была появиться тут же социальная защита. У них должно быть какое-то учреждение, в котором он мог бы побыть на тот период, пока нет отопления. Ангелина Грохольская: Конечно, должны среагировать. Коллеги, я хочу дать слово Дмитрию Петровичу, координатору проекта Комитета гражданских инициатив "Муниципальная карта России: точки роста". Комитет вообще занимается глубокими исследованиями, состоянием гражданского общества в том числе. Прокомментируйте, пожалуйста. Дмитрий Соснин: Люди должны объединяться, но не только для того, чтобы коллективные письма писать и жалобы, что что-то такое требуется от власти, но и действительно самим участвовать в решении проблем. Но для этого должны быть инструменты и ресурсы. Я не случайно в начале нашей встречи говорил о местном самоуправлении, потому что местное самоуправление – это не совсем такая власть, которая высокая, большая, федеральная или региональная. Местное самоуправление формируется непосредственно из гражданских активистов. И те же муниципальные депутаты, как мы знаем, в большинстве не получают ни зарплат, ничего. Это фактически представители гражданского актива. Поэтому, на мой взгляд, самое важное – это системно усиливать вот этот низовой уровень, наполнять ресурсами и использовать такие инструменты, например, как инициативное бюджетирование. Ангелина Грохольская: Но это через общественные слушания должно проходить, да? Я правильно понимаю? Сергей Вострецов: Знаете, я бы не сбрасывал со счетов все-таки и законотворческую деятельность. Вы помните, резонансный случай совсем недавно был, когда к президенту обратился из Забайкалья, по-моему, гражданин, что у него приставы сняли всю пенсию, и ему жить негде: "Дайте мне гроб, деньги на гроб", – и так далее. Но оперативно был принят в первом чтении законопроект, который запрещает теперь забирать у граждан… Антон Холодов: Закон не работает. Сергей Вострецов: Он еще не принят. Он будет принят, еще только первое чтение прошло. Ангелина Грохольская: Что? Какой? Сергей Вострецов: Который будет запрещать у граждан средства, которые ниже прожиточного минимума… То есть эти средства – пенсию, социальные пособия. Раньше было разрешено 50% забирать, сейчас это будет прекращено. И в этом плане эти граждане и средства массовой информации, еще раз подчеркну… Это очень важно, когда… Гражданское общество подразумевает под собой и гласность. А гласность – это как раз СМИ. И там, где даже региональные, муниципальные СМИ подхватывают… А там как раз "Забайкальский рабочий", по-моему, или кто-то написал про это. Он написал не президенту, а в газету написал. И это сработало. И вот здесь, я думаю, как раз очень важно… Вы сказали про муниципальных депутатов. Они такие же люди. Это учителя, врачи. И страшно, когда в муниципальную власть приходят люди не то что коррупционеры, а люди неэффективные, не способные выполнять свой функционал. Если депутаты низового уровня будут "бить" власть местную или тех же региональных депутатов, они достучатся и до губернаторов, и до депутатов Госдумы. Андрей Давидович: Депутаты местного уровня никогда не будут "бить" региональную власть, потому что большая часть местных депутатов этой самой властью приведена туда. Николай Будуев: Стоп, стоп, стоп! Я сам депутат… Андрей Давидович: Вы знаете, по поводу инструментов. Сейчас многие захотят уйти с инструментом после нашей передачи, да? И мне кажется, вы меня сейчас навели на одну интересную мысль… Дмитрий Соснин: Инициативное бюджетирование, да. Андрей Давидович: Да, бюджетирование, инициативное бюджетирование. Мы его обязательно попробуем встроить в наш продукт. Но я хочу прокомментировать по поводу инициативы граждан. Вы сказали, что граждане не только требовать должны, но еще и соучаствовать. Дмитрий Соснин: И сами участвовать. Андрей Давидович: Я вам скажу, что полгода назад мы ввели такую категорию… У нас раньше была возможность только пожаловаться на дороги, на машины на газонах, на беспредел. Сергей Вострецов: А сейчас предложения? Андрей Давидович: А сейчас – "Сделать предложение". И я вам скажу, что эта категория одна из самых на сегодняшний день популярных, особенно в Крыму и в Севастополе эта категория просто набирает обороты. То есть люди готовы к этому, их нужно просто поддержать. Сергей Вострецов: Я поддержу. Знаете, огромное количество законодательных инициатив, которые приходят, приходят от людей. Мне запомнилось, как на последнем приеме пришел дедушка, он ветеран войны. Он говорит: "Ребята, я пришел в школу, готов был бесплатно вести кружок шахмат, но у меня нет денег приобрести эти доски". И конечно же, мы сейчас помогли ему, на базе муниципалитета выделили ему все. Вот такие граждане. И надо развивать, поддерживать инициативу граждан, и поддерживать ее как на муниципальном, так и на региональном, так и на федеральном уровне. Ангелина Грохольская: Золотые слова! Я хочу на этом завершить нашу с вами беседу. Я уверена, что мы к этому разговору еще вернемся, потому что идей, наверное, много у всех. И у нас действительно сейчас развиваются институты не только власти, но и институты гражданского общества – это и Общероссийский народный фронт, это и Общественная палата, это и многие некоммерческие организации. Варвара Снегирева: И мы, люди. Ангелина Грохольская: А также активные граждане, просто люди, которые готовы отстаивать свои права. Варвара Снегирева: Можно я скажу? Ангелина Грохольская: Да, коротко. Варвара Снегирева: Мы это делаем вынужденно. И дело в том, что должна быть все-таки тонкая грань, когда нас не нужно превращать в инструмент для решения собственных проблем. Мы это делаем не потому, что мы это хотим делать… Ангелина Грохольская: А вынуждены. Варвара Снегирева: …а мы вынуждены это делать. И должна все-таки быть грань между активистами и людьми, которые просто оказались в сложном положении, и они это делают вынужденно. Николай Будуев: Проблемы решают сами люди. По-другому никак. Варвара Снегирева: Но нельзя на нас, потому что вы это делаете за зарплату, а мы это делаем бесплатно. Николай Будуев: Никто не говорит о вас. Стоп, стоп, стоп! Ангелина Грохольская: Я думаю, что деваться нам с вами, Варвара, увы, некуда. Только общими усилиями, объединившись со всех сторон – все ветви власти, опять же общественные организации и просто активные граждане, – мы можем что-то решить. Увы… Сергей Вострецов: Главное – не молчать. Когда люди молчат… Ангелина Грохольская: Главное – не молчать, быть активными. Увы, это тренд сейчас. Не знаю, хорошо это или плохо. Наверное, это хорошо? Николай Будуев: Это изменит страну. Я вам гарантирую. Ангелина Грохольская: Давайте мы договоримся, что мы продолжим говорить на эту тему и уже более конкретно поговорим об инструментах, которыми мы можем воспользоваться. Спасибо вам сегодня большое. Кстати, выступая на итоговом Форуме активных граждан "Сообщество", Владимир Путин посоветовал губернаторам и местной власти опираться на гражданскую активность. По словам президента, нужно понимать людей, доверять им. Далее процитирую: "Тогда можно многое сделать и в маленьком поселке, и в большом городе. Там, где жители искренне болеют за дело, включаются в работу, предлагают конкретные решения проблем, многое делается и многое меняется к лучшему". На этом сегодня завершим занятие в "Школе гражданина", но к теме взаимодействия власти и общества еще обязательно вернемся.