Дина Кюнбергер: Мне самой любопытно посещать лекции, которые я же и организовывала
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/dina-kyunberger-mne-20980.html Дина Кюнбергер: Мне самой любопытно посещать
лекции, которые я же и организовывала
Павел Давыдов: С помощью экспонатов в
музее с легкостью можно разобраться в некоторых законах физики – например,
узнать, как, используя лимон и проволоку, зажечь лампочку. У нас в гостях –
руководитель проекта Липецкой областной научной библиотеки "Игры
разума" Дина Кюнбергер. Дина, здравствуйте.
Дина Кюнбергер: Здравствуйте.
П.Д.: Несколько месяцев назад в эфире
"Большой страны" был сюжет с вашим участием, и он вызвал неподдельный
интерес наших телезрителей. И они просили вас пригласить в студию, что мы
удовольствием и сделали. Дина, скажите, насколько популярен этот проект в
Липецкой области?
Д.К.: Этот проект очень
популярен, чего я не ожидала, когда его делала, потому я не думала, что физика,
химия, география могут привлечь внимание. Но оказывается, что если эти науки
подавать интересно, вкусно, то и люди приходят.
П.Д.: Дина, а с чего все началось?
Какой путь вам пришлось пройти от идеи до воплощения?
Д.К.: Вообще, честно
признаюсь, в душе я гуманитарий, и по профессии я гуманитарий.
П.Д.: К физике никакого отношения не
имели.
Д.К.: Никакого. В школе я
ее не любила. Но однажды, а именно в прошлом году, посмотрев фильм
"Интерстеллар" и прослушав цикл нескучных лекций по астрономии,
которые тоже проходили у нас в библиотеке, я задумалась, как важно знать
естественные науки, эти законы, как это полезно в жизни. И подумала, в чем была
ошибка преподавателей, когда, например, я училась в школе: очень мало было
экспериментов, очень мало было практики. И эта сухая теория, конечно,
отталкивает.
П.Д.: Вам не хватило интереса?
Д.К.: Да, действительно
не было понимания, как эта формула может воплотиться в жизнь и где она может
примениться. Бывала я и за границей в подобных музеях, который теперь появился
и у нас. Как-то все так сложилось. Есть такой конкурс, который проводит Фонд
Михаил Прохорова, называется "Новая роль библиотек в образовании". Я
написала проект, его поддержали. И благодаря этому в нашей библиотеке появился
подобный проект, подобный музей и все, что с ним связано.
П.Д.: А вообще для России это
уникальная площадка? Есть подобные площадки и подобные проекты в других
регионах России?
Д.К.: Есть подобные
музеи, но коммерческие. А в библиотеках, насколько мне известно, пока нет
такого.
П.Д.: У вас проект общественный,
некоммерческий, правильно я понимаю?
Д.К.: Да, некоммерческий.
П.Д.: А вход бесплатный?
Д.К.: Вход абсолютно
бесплатный – и в музей, и на лекции.
П.Д.: А кто посещает ваш музей, вашу
площадку?
Д.К.: Посещают абсолютно
разные люди. Это и дети, первоклашки…
П.Д.: В основном, наверное, школьники?
Или родители тоже интересуются?
Д.К.: Вы знаете, были у
нас даже группы пенсионеров. И студенты приходят. Однажды к нам даже заглянула
делегация из Китая.
П.Д.: Насколько я знаю, вы еще и
экскурсовод. Как часто вопросы от посетителей ставят вас в тупик? Могли бы вы
вспомнить наиболее интересные?
Д.К.: Не могу сказать,
что часто задают какие-то каверзные вопросы. Я старалась разобраться в том, что
я говорю. Естественно, я не говорю голословно, а я понимаю, что рассказываю. Но
если вдруг на какой-то вопрос я не могу ответить, то я не стесняюсь этого. Я
говорю: "Мы же находимся в библиотеке – давайте возьмем нужную книгу и
поищем ответ там".
П.Д.: Сейчас мы как раз видим фрагмент
сюжета, который недавно показывали. Вот здесь вы проводите эксперимент
какой-то. Расскажите.
Д.К.: Да, этот экспонат
называется "Человек-проводник". Здесь можно убедиться, как, приложив
руки к пластинам из разных металлов, через вас пройдет электричество.
П.Д.: А это "Гигантский пузырь".
Д.К.: "Гигантский
пузырь" – это не только весело, но и отлично показывает такое понятие, как
поверхностное натяжение воды.
П.Д.: "Игры разума" – так
называется проект. Почему такое название вы выбрали?
Д.К.: Есть такой замечательный
фильм "Игры разума", он один из моих любимых. В нашем музее на наших
лекциях как раз разум играет в различные игры.
П.Д.: Дина, для того, чтобы наглядно
показывать и проверять на практике законы физики, необходимо как минимум их
знать. А как много сотрудников в вашем музее?
Д.К.: Нас двое.
П.Д.: Всего двое?
Д.К.: Да. Я и моя коллега
Ангелина. И есть у нас замечательный волонтер – мой супруг. Огромный вклад в
развитие музея он внес. Без него, наверное, ничего бы и не получилось.
П.Д.: У меня тоже есть коллега
Ангелина, но мы с ней опыты не показываем и не проводим, а только задаем
вопросы – в силу того, что мы не умеем это делать. А вы, я так понимаю,
все-таки этому научились – несмотря на то, что получили филологическое
образование?
Д.К.: Да. И мне самой
было интересно разобраться. Например, теперь я знаю, что такое резонанс, про
магнитные поля могу что-то рассказать. И еще очень любопытно было посещать
лекции, которые я же и организовывала. Море информации, причем она была подана
совершенно нескучно и с экспериментами.
Мне долго не удавался эксперимент,
который демонтрирует такое явления как резонанс. В конце
концов я научилась. Но мне кажется, что все-таки немножко магии в нем есть.
П.Д.: К слову об экспериментах. А какой
из них вам нравится больше всего?
Д.К.: Мой любимый
экспонат – это "Таз с фонтанами". Это такой небольшой медный тазик, у
него есть ручки, в нем есть вода. И нужно потереть мокрыми руками ручки – и
вода начинает в нем как будто танцевать или кипеть. Очень долго мне этот
экспонат не поддавался. Я думала: может быть, это бракованный таз мне прислали?
Но в конце концов я научилась. Он демонстрирует такое явление, как резонанс. Но
мне кажется, что все-таки немножко магии в нем есть.
П.Д.: Какими форматами вы пользуетесь
для того, чтобы разработать тот или иной эксперимент или представить тот или
иной опыт?
Д.К.: В наличии в нашем
музее 17 экспонатов. Их нельзя по-разному использовать, то есть они
демонстрируют определенный закон физики или математики. Но у нас также на базе
музея проводятся различные лекции: физика, химия, география, робототехника,
биология. И они обязательно сопровождаются совершенно различными
экспериментами.
П.Д.: А кто проводит эти лекции?
Д.К.: Это преподаватели
нашего педагогического университета в основном. Тут была сложность – нужно было
найти именно тех людей, которые не побоялись бы включить в свои лекции именно
практику. Вы знаете, что эксперимент не всегда получается.
П.Д.: Безусловно.
Д.К.: Сложно его сделать.
Когда ты репетируешь, он получается, а на публике – нет. И я очень благодарна
этим преподавателям, потому что они смогли зажечь публику и смогли показать,
что наука – это здорово.
П.Д.: К слову о казусах. Случались ли
они с вами во время экспериментов или наглядных опытов?
Д.К.: У нас была первая
лекция по физике, и нужно было выбить дно у бутылки с помощью такого явления,
как кавитация. Дома это получалось у лектора, но когда было само занятие, то
бил, бил, бил – и ничего. Дальше продолжилась лекция. Зал, конечно,
сочувственно отнесся к этому. А потом, через какое-то время, лектор опять начал
пробовать тайком уже. И в конце концов, когда никто не ожидал, дно бутылки
вылетело. И, честно, я таких оваций не слышала давно, даже на других наших
крупных мероприятиях. Это была истинная радость.
П.Д.: Дина, на поддержание вашего
проекта нужны деньги. Кто вам сегодня помогает?
Д.К.: Все, что мы
приобрели, мы приобрели на средства гранта.
П.Д.: Но грант-то заканчивается рано
или поздно, скоро нужно будет зарабатывать самим – а вход в музей бесплатный.
Д.К.: Пока у нас все в
порядке.
П.Д.: Ну, надо же думать о будущем!
Д.К.: Я думаю, что
найдутся спонсоры или партнеры, которые согласятся поддержать нас.
П.Д.: А вы сотрудничаете с другими
интерактивными площадками других регионов?
Д.К.: Эти экспонаты,
которые мы приобретали, мы приобретали в музее города Волгограда. Да, они нам
подсказывали, как ими пользоваться, поделились секретом рецепта мыльных
пузырей. Лично я побывала в подобном музее в Воронеже перед открытием нашего,
чтобы посмотреть, как там идет работа. И мечтаю побывать в музее Москвы, потому
что, по отзывам, он просто шикарный.
П.Д.: Музей развивается, вы наверняка
придумываете новые эксперименты и форматы. Раскройте карты. Над чем сейчас
работаете?
Д.К.: Мы проводим также
еще, помимо экскурсий, помимо лекций, экскурсии на заводы Липецка. Например, мы
побывали на бельгийском заводе "Bekaert", на Новолипецком металлургическом комбинате –
гордости и нашего города, и нашей страны. И совершенно недавно мы побывали на
стройке. Сначала, когда дети приходят на эти экскурсии, они очень скептически
относятся – ну, завод, стройка какая-то. Но уже буквально через 5 минут это
полный восторг, потому что здесь можно увидеть своими глазами, каким образом
наука применятся на практике. Вот зачем нужно изучать физику? Пожалуйста, для
того, чтобы лить чугун, или для того, чтобы песок на 20-й этаж с помощью
давления доставить. Эти экскурсии популярные, и я хочу продолжить их.
А
еще у нас есть очень интересная форма – научный баттл. Участники, которые у нас
постоянно были на лекциях, ходили к нам на экскурсии, участвуют в конкурсе, то
есть показывают то, чему они научились. Тоже недавно у нас прошел этот конкурс,
соревновались учащиеся седьмого класса. И здорово, что ребята показывали не
только те эксперименты, которые увидели у нас, но и сами провели исследования.
И видно было, что им это нравится.
П.Д.: Дина, скажите, а насколько легко
было договориться с руководителями предприятий, чтобы они организовали вам
экскурсии?
Д.К.: Легко. Мы написали
официальное письмо, объяснили, какой у нас проект. И, к счастью, нам пошли
навстречу. В Новолипецке нас даже водили на доменную печь № 6. Вы знаете, это
просто потрясающее зрелище!
П.Д.: А как можно с вами связаться
жителям большой страны, у которых остались вопросы и которых хотят, может быть,
позаимствовать ваш положительный опыт организации подобной необычной площадки?
Д.К.: Можно написать мне
во "ВКонтакте". Я всегда готова к общению и готова делиться идеями.
П.Д.: Любая работа накладывает
отпечаток на жизнь человека. Я смотрю на вас: у вас очень интересный имидж.
Скажите, пожалуйста, а как вашу жизнь изменила работа с этим проектом?
Д.К.: Я стала
внимательнее относиться к тому, что окружает меня. Вообще слово
"физика" переводится как "природа". Как-то раньше я не
задумывалась иногда над причинами тех или иных явлений, а тут у меня появилось
гораздо больше вопросов к своему мужу, например, или к папе, или к книгам. И
гораздо внимательнее стала наблюдать за тем, что происходит вокруг, и гораздо
больше вопросов задавать.
П.Д.: Мы тему этой беседы назвали
просто – "Знания наощупь". Как вы считаете, ваш интерактивный музей
соответствует этому словосочетанию? Это наощупь знания?
Д.К.: Да, это знания
наощупь, и это очень важно. Когда человек своими руками потрогает, когда он
своими глазами увидит, то это отложится в его памяти, и он будет понимать
что-то гораздо лучше.
П.Д.: Дина, большое вам спасибо за
участие в нашей программе. Я пожелаю активного развития всему вашему проекту
"Игры разума", возможностей для воплощения самых интересных
экспериментов и даже смелых идей.
Д.К.: Спасибо большое.
П.Д.: Спасибо и вам. Виктор Гюго
когда-то заметил: "Человеческий разум имеет три ключа, которые открывают
все: знания, мысль, воображение". Позволим себе дополнить этот перечень.
Четвертый ключ – это игры. С их помощью можно развивать знания, мысли и
воображение. Это и есть игры разума, о которых мы сегодня говорили. В гостях у
программы "Большая страна" была руководитель проекта Липецкой
областной научной библиотеки "Игры разума" Дина Кюнбергер.
Дина Кюнбергер: Мне самой любопытно посещать лекции, которые я же и организовывала