Дмитрий Ефимов: Доля российского производства в общем потреблении лекарств в стране растет, но не так быстро, как хотелось бы
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/dmitrii-efimov-dolya-20895.html Павел
Давыдов: "Золотой Меркурий" – ежегодная национальная премия в области
предпринимательской деятельности, которую проводит Торгово-промышленная палата
России. Главная цель – содействие развитию предпринимательства и формирование
уважительного отношения общества к бизнесу. В конце мая были названы лауреаты
"Золотого меркурия – 2016". И сегодня у нас в гостях лауреат одной из
номинаций.
В
студии "Большой страны" Дмитрий Ефимов – генеральный директор
компании "НижФарм", лауреат в номинации "Лучшее
предприятие-экспортер в сфере производства потребительской продукции".
Дмитрий, здравствуйте.
Дмитрий
Ефимов: Здравствуйте.
П.Д.:
Хотел было поздравить вас с победой. Тему мы назвали – "Золотая
таблетка". "Золотую таблетку" вы принесли с собой. А победы нет
или все-таки есть?
Д.Е.: На
самом деле быть лауреатом в этом конкурсе – это всегда победа. К тому же мы
были победителем в этой номинации. Поэтому я считаю, что наше участие и в этом
году было сверхуспешным.
П.Д.:
А какие перспективы для вашей компании открывает участие в подобных конкурсах?
Д.Е.: На
самом деле речь даже не в перспективе, а это хорошая возможность получить
заслуженное признание нас как одного из лучших экспортеров фармпродукции
России.
П.Д.:
Несколько лет подряд вы были победителем в номинации "Лучший
экспортер". Скажите, пожалуйста, почему ваша компания делает ставку именно
на экспорт? Российский рынок уже вами завоеван? Или он не настолько интересен?
Д.Е.:
Нет, не завоеван, но интересен. Дело в том, что экспорт для нас являлся всегда
традиционно достаточно существенной частью нашей стратегии. Традиционно
компания "НижФарм" была очень хорошо известна на рынках бывшего
Советского Союза, в республиках бывшего Советского Союза. Собственно, мы
решили, что разумно будет использовать это преимущество. И на протяжении уже
всей новейшей истории мы развиваем этот потенциал.
П.Д.:
А вам как руководителю крупного предприятия, как говорится, не обидно за
державу, что лекарства поставляются за рубеж, а внутренний рынок зачастую
пустует, и вынуждены использовать импортные дорогие аналоги?
Д.Е.:
Наша компания в известной степени уникальная. Крайне немного
фармпроизводителей, которые действительно могут развивать экспортный потенциал.
Поэтому тезис о том, что "много лекарств утекает из России за рубеж"
– это не совсем не так. В основном все, что производится в России, и
употребляется в России. Другой вопрос (и действительно вы правы), что доля
российского производства в общем потреблении лекарств в стране пока еще
недостаточна – она сейчас составляет порядка 30%. Да, она растет, но не так
быстро, как хотелось бы.
П.Д.:
Скажите, какие этапы включает в себя разработка и выпуск на рынок
лекарственного препарата? Эта цепочка из чего состоит?
Д.Е.:
Как правило, мы начинаем с подбора состава, то есть что должно составлять,
какие ингредиенты должны в эту условную таблетку входить. Дальше проводится
комплекс доклинических исследований, то есть будущий препарат исследуется на
токсичность, безопасность, они проводятся на животных. Далее идет стадия
клинических исследований, то есть уже на людях, на пациентах. Далее – экспертиза
и государственная регистрация. Вот основные этапы. Ну и дальше – уже собственно
коммерциализация, включая освоение производства в промышленных масштабах. Как
правило, это период от 2 до 4 лет.
Фармрынок
– штука достаточно конкурентная, очень много производителей и участников.
П.Д.:
Дмитрий, болезненный вопрос для многих сегодня – это цены на лекарства.
Чиновники разного уровня говорят о том, что стоимость жизненно важных
препаратов необходимо сдерживать и стабилизировать. На ваш взгляд, государство
сегодня делает достаточно для того, чтобы поддержать производителей, чтобы цены
не были завышены? Ведь, наверное, здесь основная роль все-таки ложится как раз
на государство.
Д.Е.:
Да, конечно, роль государства четко определена федеральным законом. Существует
закрытый перечень жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов, цены
на которые зафиксированы и могут изменяться исключительно на небольшой процент
инфляции, который устанавливается Росстатом и который, к сожалению, не сильно
отвечает реальности. Цены зафиксированы в рублях. И, по сути, если сравнивать
цены, скажем, образца 2010 года и нынешние цены, то я могу сказать, что
изменения там минимальные. На весь остальной ассортимент цены свободные. Но
могу сказать по опыту, что вообще фармрынок – штука достаточно конкурентная,
очень много производителей и участников. Поэтому по остальному ассортименту уже
собственно рынок определяет в классическом соотношении спроса и предложения и
не дает их завышать так, как может показаться со стороны.
П.Д.:
Когда мы говорим о производстве, особенно в нынешних условиях, тем более
лекарств, то первое, что приходит на ум, – импортозамещение. Слово модное,
популярное, используют его все, но, к сожалению, не во всех сферах сегодня есть
результат. Вашей компании есть чем гордиться?
Д.Е.:
Конечно. Будучи российской компанией и наращивая свою долю на рынке, конечно,
мы, в общем-то, и осуществляем то самое импортозамещение, и очень этим
гордимся. Пока не все компании могут похвастаться такими же темпами. Отчасти от
этого и общая доля российского производства пока не растет так быстро, как
хотелось бы.
П.Д.:
Но, наверное, основной фактор здесь складывается из действий местных властей,
которые поддерживают того или иного производителя как раз в вопросах
импортозамещения?
Д.Е.:
Конечно же. Скажем, если руководство предприятия бездарно, как его ни
поддерживай, они не вырастут и не добьются ничего. А если говорить о роли
государства, то за последние 4–5 лет эта роль именно в части импортозамещения
стала гораздо более значимой. Если раньше мы постоянно дискутировали с нашими
коллегами из Правительства и больше было дискуссий, нежели реальных дел, то
особенно в последний год был принят ряд, я бы сказал, прорывных решений.
Например, правило
"третий лишний", которое говорит о том, что в рамках осуществления
государственных закупок или государственных тендеров на лекарственные препараты
не допускается к участию импортный препарат в случае, если поданы на участие
два российских аналога. Это на самом деле очень серьезное решение, которое в
ближайшие 2–3 года, я думаю, поменяет расстановку сил кардинально именно в
сфере государственных закупок по лекарственным препаратам. На самом деле
результаты уже видны.
А что касается коммерческой
части рынка, где за лекарства платит конечный потребитель, то там в основном
идет война маркетинговых бюджетов, рекламных кампаний. И в этой конкурентной
борьбе, конечно, иностранные компании пока чувствуют себя более комфортно. Но
это дело времени.
Со
времен Советского Союза было принято считать, что все импортное лучше. Это
относилось и к лекарствам. Поколение людей, которое выросло в то время, переносит
эту историческую память на нынешний день.
П.Д.:
К слову о комфортности. Когда приходишь к врачам, они в один голос говорят, что
импортные препараты лучше и даже чище по составу. А это действительно так?
Д.Е.:
Нет, конечно. В России по традиции, к сожалению, еще с Советского Союза было
принято считать, что все импортное лучше. Это относилось также и к лекарствам.
Собственно, поколение людей, которые выросли в то время, до сих пор переносит
эту историческую память на нынешний день. Объективно говоря, конечно же, это не
так. Никакого понятия "мягче" в отношении лекарственных средств
просто не бывает, это все очень субъективное понимание. В медицине есть такое
понятие – эффект плацебо. Если ты веришь в то, что этот препарат чище или
мягче, то он, может быть, и поможет тебе лучше. Но, в принципе, можно верить и
в российский препарат с той же силой.
П.Д.:
И пить активированный уголь, например.
Д.Е.:
Совершенно верно.
П.Д.:
Насколько я знаю, с 1 января 2014 года все российские производители лекарств
были обязаны работать по международным стандартам. Прошло 2 года. Скажите, это
помогло избавить наш рынок от некачественной продукции?
Д.Е.:
Это помогло, точнее, подтолкнуло или сделано обязательным для всех без
исключения предприятий привести и свое производство, и систему управления
качеством в соответствие с этими стандартами. Что это означает? Это означает,
что со временем… Конечно, речь, наверное, не может идти о 1–2 годах. Наверное,
правильнее будет говорить о 5–6 годах, когда этот стандарт начнет работать,
предприятия привыкнуть работать по нему. И вот тогда, конечно же, ситуация с
качеством лекарств, которые мы видим в наших аптеках, изменится принципиально.
Она, в принципе, и сейчас-то не такая плохая, как принято считать. В целом стандарт
работает. Потребуется еще 3 года на то, чтобы некачественные препараты и вовсе
пропали с наших полок.
Полные аналоги часто дорогого оригинального препарата могут быть в 2–3 раза дешевле по цене, при этом обладая абсолютно такой же терапевтической эффективностью.
П.Д.:
Еще одна щекотливая тема – это названия для препаратов. Сейчас их такое
количество на рынке, что действительно запутывается даже сам фармацевт. Под
разными названиями порою продается одно и то же, но с разным ценником. Скажите,
пожалуйста, с чем это связано? Это некая игра фармацевтов, производителей?
Страдаем-то мы, потребители, потому что мы путаемся.
Д.Е.:
Здесь я бы призвал всех рядовых потребителей пройти такой краткий курс
фармацевтической грамотности, чтобы им самим было проще как раз разбираться в
том, что, когда и где они покупают, в каких аптеках, какие лекарства.
Как ориентироваться в этом?
Вы правы, бесконечное многообразие торговых наименований. На самом деле все
очень просто: всегда находится химический состав. Просто нужно понимать, что
тебе конкретно прописал доктор. Нужно просить доктора, если он пишет в рецепте
препарат по торговому наименованию, обязательно указать его химическое название
или международное непатентованное название, указать дозировку. И, придя в
аптеку, попросить фармацевта показать возможные альтернативы тому, что прописал
доктор. То есть полные аналоги часто дорогого оригинального препарата могут
быть в 2–3 раза дешевле по цене, при этом обладая абсолютно такой же
терапевтической эффективностью.
П.Д.:
Позвольте такой тонкий вопрос, но мне кажется, что он важный. А как часто
потребители жалуются на продукцию, которую производит ваше предприятие? Такое
вообще бывает?
Д.Е.:
Нет. В качестве шутки могу рассказать. Наверное, около 10 лет тому назад была
последняя жалоба. Пожилой наш пациент, потребитель несколько раз звонил в наш
колл-центр и жаловался, что наши свечи (суппозитории) как-то не очень работают,
более того – вызывают какие-то неприятные ощущения. Естественно, мы провели
"разбор полетов". Оказалось, что человек просто не вынимал их из
контурной упаковки. Такого рода жалобы случаются, но это скорее вопрос внимательности
пациента при прочтении инструкции. Мы даже хотели в инструкцию внести
специальный пункт, что все-таки нужно вынимать их из пластиковой упаковки и
применять в соответствующем виде.
П.Д.:
И в завершение нашей беседы немножечко о перспективах поговорим. Насколько я
знаю, препараты, которые производит "НижФарм", сегодня представлены
во всех терапевтических группах. А как планируете развиваться дальше? Над чем
сейчас работаете?
Д.Е.: Мы
далеко не везде представлены.
П.Д.:
Забежал вперед я.
Д.Е.:
Несмотря на то, что наш "портфель" очень большой (порядка 300
наименований мы выпускаем уже), есть над чем работать. Мы совершенно не
представлены в таких важных областях, как онкология, как диабет. Мы сейчас
развиваем направление "офтальмология" для себя, выводим на рынок
несколько интересных продуктов. Фармрынок практически бесконечен, он дает
огромное поле для фантазии и для развития.
П.Д.:
Большое вам спасибо за то, что нашли время, приехали к нам из Нижнего
Новгорода, а главное – поделились информацией, которая будет очень важна
большинству наших телезрителей. Спасибо вам большое.
Д.Е.:
Спасибо.
П.Д.:
Существуют две вещи, которые человек будет делать всегда, – есть и лечиться.
Конечно, не хотелось бы, чтобы одно дополняло другое. Тем более, как говорится,
здоровье, в отличие от еды, не купишь. Но тем не менее будем надеяться, что
будет как можно больше "золотых таблеток" на российском рынке, но не
по стоимости, а по качеству и лечебным свойствам. У нас в гостях был Дмитрий
Ефимов, генеральный директор компании "НижФарм" из Нижнего Новгорода.
Дмитрий Ефимов: Доля российского производства в общем потреблении лекарств в стране растет, но не так быстро, как хотелось бы