Дмитрий Миронов: Есть регионы, которые непрерывно горят, и там ничего не происходит, чтобы они не горели. Поэтому главы регионов должны нести адекватную ответственность
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/dmitrii-mironov-26788.html Павел Давыдов: На этой неделе мы уже не первый обращаемся к экологической теме. Только что посмотрели сюжет о том, как воронежские студенты возрождают принципы природоохранного движения. И наш следующий гость также напрямую связан с этими вопросами. В студии "Большой страны" Дмитрий Миронов, координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса. Дмитрий, здравствуйте.
Дмитрий Миронов: Здравствуйте.
П.Д.: Недавно в Калининграде прошла большая конференция ОНФ по вопросам экологии. В ней участвовали общественные деятели, представители госорганов, а также гражданские активисты. По каким вопросам были самые острые дискуссии.
Д.М.: Стоит сказать, что это была очередная конференция Общероссийского народного фронта по вопросам экологии. Мы проводили подобную конференцию, рассчитанную на Южный и Северо-Кавказский федеральные округи. Также запланировано проведение межрегиональной конференции, которая будет называться "Большая Волга". И из названия можно понять, что она касается всех регионов Волжского бассейна, а также регионов Уральского федерального округа. А затем мы выходим на конференцию Сибирского, Дальневосточного федерального округов и на большой форум, посвященный экологии в конце года.
Сама конференция проходила по 4 основным направлениям. Это генеральная уборка. Мы знаем, что Общероссийский народный фронт сейчас запустил такой проект. И он уже более 3 месяцев успешно работает. Ядром проекта являются интерактивные карты свалок. И большая часть работы в рамках этого проекта связана с реформой в сфере обращения с отходами. Мы знаем, что сейчас в регионах составляются так называемые территориальные схемы обращения с отходами. И наши активисты уже докладывали лидеру, президенту о том, что фактически 100% этих документов не выдерживают никакой критики. Их нужно срочно пересматривать. На что были даны соответствующие поручения лидера. И сейчас для нас очень важно, чтобы в каждой территории эти документы составлялись с учетом мнения экспертов, гражданских активистов, чтобы в этих документах были отображены действительно достоверные данные о всем предпринимательском сообществе, которое уже существует, чтобы реформа не превратилась в передел.
П.Д.: Это да. Я знаю, что одна из побед ОНФ, активистов – это проект "Зеленый щит региона". Что он собой представляет, и какие регионы сегодня в нем в первую очередь нуждаются?
Д.М.: В прошлом году порядка 100 000 граждан поддержали инициативу Общероссийского народного фронта по инициированию такого закона, как "Зеленый щит". Это лесопарковый зеленый пояс. Впоследствии данная инициатива была обрамлена в отдельный закон, который был принят Государственной Думой и вступил в силу с начала этого года. И сегодня наши активисты и просто активисты-экологи по всей стране во всех регионах готовы инициировать создание таких зон с особым режимом природопользования. И нам очень важно было обсудить, с какими проблемами они сталкиваются. И мы получили много существенных предложений по доработке закона. Например, мы говорили о том, что зона должна быть непрерывной и в нее должны иметь возможность войти и другие природные компоненты – водные объекты, ландшафты, земли сельхозназначения. И тогда это будет единый экологический каркас, который будет работать на существенное улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в регионах. Что очень важно. А мы видим, как у нас по восходящей экспоненте растут заболевания, связанные с легкими, и другие патологии. Поэтому сейчас это очень кстати. И очень отрадно, что мы этим летом начнем первые такие зоны в регионах организовывать.
П.Д.: Дмитрий, а могли бы вы пояснить позицию ОНФ по вопросу закона о лесной амнистии? Почему активисты выступают категорически против?
Д.М.: У нас раньше был лесной реестр. Еще с советских времен земли лесного фонда были закреплены и границы были известны. Потом мы знаем, что все земли должны были быть поставлены на кадастровый учет. Но так получилось, что органы власти предпочитали ставить земли лесного фонда вначале на кадастровый учет, который находится достаточно далеко от крупных городов, и массово начали самозахватываться территории лесного фонда около мегаполисов. Мы не раз выезжали в регионы, к нам выходили жители целых поселений, которые рассказывали о том, что, смотрите, это лес, в который мы ходили за грибами, продолжаем ходить. А мы знаем, что уже на бумаге расчерчены участки – вот-вот сильные мира сего могут застроить этот лес, вырубить. В некоторых его уже начинали огораживать. Целое побережье Байкала огораживали.
П.Д.: Да, это громкая история. То есть у активистов ОНФ есть понимание, что только благодаря вмешательству общественности можно все это остановить?
Д.М.: Мы подготовили вместе с экспертами со всей страны поправки – яркие, ясные, четкие, которые позволяют из этого законопроекта, который внес бы только неразбериху и так в такой собравшийся клубок проблем. Мы призваны сделать этот процесс открытым. Мы призываем отделить тех, кто действительно страдает из-за технических наложений, от тех, кто захватил землю лесного фонда, от тех участков, которые стали предметом какой-то коррупционной деятельности. Мы вводим понятный механизм, которого до этого там не было. И очень отрадно, что Государственная Дума приняла наши доводы. И для этого даже был изменен регламент. И мы знаем, что комитет-соисполнитель имел возможность продекларировать и закрепить наше предложение формально, что для нас очень важно.
П.Д.: Дмитрий, также на конференции было объявлено, что ОНФ выявил экологические нарушения на общую сумму свыше 122 млрд рублей. О каких именно нарушениях идет речь, и кто понесет персональную ответственность?
Д.М.: В основном эти нарушения связаны как раз с захватом земель лесного фонда. Потому что их проще всего перевести в какой-то денежный эквивалент и посчитать, какое количество средств государство потеряло. Понятно, что когда мы теряем лес, идет огромный синергетический эффект, и мы теряем потом здравоохранение, потому что люди не получают себе тех услуг, которые мы обычно получаем от леса. И мы просто посчитали, какое количество земель лесного фонда выбыло из государственного реестра. Это и Иркутская область, и Алтайский край, и Московская область, и другие регионы. И получилась вот такая сумма.
П.Д.: Сумма внушительная. А самое главное – получается, что главы регионов должны нести персональную ответственность, или я ошибаюсь?
Д.М.: Как раз одна из тем, которую мы обсуждали – это персональная ответственность глав регионов, чтобы в критерии оценки деятельности высшего должностного лица ложилось то, как он работает в рамках "Зеленого щита" и то, какие показатели достигнуты в том числе по лесному хозяйству. Потому что есть регионы, которые непрерывно горят, и там ничего не происходит, для того чтобы они не горели. Поэтому главы регионов должны по этим важным показателям нести адекватную ответственность.
П.Д.: Дмитрий, в рамках конференции ОНФ прозвучало несколько громких общественных инициатив. Скажите, какие из них будут взяты на особую заметку активистами.
Д.М.: В рамках площадки "Природные символы России", например, прозвучало предложение инициирования отдельного закона, посвященного Ладожскому и Онежскому озерам. Это и отдельный режим природопользования, это возможный отдельный налоговый режим, для того чтобы эта зона стала интересной для развития туристического бизнеса. В том году мы выезжали в Калининградскую область и посещали парк Виштынецкий. Это единственная дубрава, которая существует. Это транснациональный парк. То есть он располагается на территории 3 государств. И когда мы приехали в этот парк, то увидели, что в нем начались сплошные санитарные рубки, причем, здоровых деревьев. В то время мы обратили внимание правоохранительных органов, федеральных структур на эту проблему. И уже при нынешнем руководстве данная проблема была решена. И сегодня идет речь о том, чтобы придать данной территории статус особо охраняемой природной территории уже федерального значения. Потому что это действительно уникальное место.
П.Д.: Кстати, таких примеров очень много. Даже на той же территории Московской области, когда под видом санитарной рубки вырубаются территории для дальнейшей застройки, к сожалению.
Д.М.: Вы знаете, к сожалению, да. И именно поэтому в том году мы инициировали еще один закон о лесовосстановлении, который предполагает целый ряд мер, которые призваны подтверждать на раннем этапе, действительно ли нужна санитарная рубка, действительно ли потом производится лесовосстановление на этой территории.
П.Д.: Да, здесь очень важно привлекать общественность к этому вопросу. Дмитрий, в этой студии мы неоднократно обсуждали различные экологические акции, общественные инициативы. Вы как человек, который занимается экологической проблематикой, может быть, знаете, как же меняется сегодня отношение общества к вопросам защиты окружающей среды.
Д.М.: На примере нашей генеральной уборки можно посмотреть. Мы запустили сайт "Интерактивная карта свалок". И мы не ожидали, что будет такой наплыв заявок. Что у нас через 3 месяца появится 7000 геоточек, которые будут соответствовать заявлениям граждан по тем или иным проблемам. И граждане выкладывают фотографии, выкладывают видеоролики, которые снимают. Они очень четко бдят и следят, чтобы то нарушение, о котором они сообщали, было решено, устранено, чтобы свалку убрали. Вот это показатель активности.
П.Д.: Действительно, благодаря таким людям с активной гражданской позицией нам удается удержать это хрупкое экологическое равновесие в большой стране, сохранив зеленый мир для наших будущих поколений. Спасибо вам большое за участие в нашей программе. И будем рады видеть вас вновь с новыми итогами от ОНФ.
Д.М.: У нас в гостях был Дмитрий Миронов, координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса. А прямо сейчас узнаем о новостях из жизни общественных и некоммерческих организаций "Большой страны". Наш эфир продолжит рубрика "Думай, делай, созидай". Это совместный проект Общественного телевидения России и Агентства социальной информации. Слово моей коллеге Ангелине Грохольской.
Дмитрий Миронов: Есть регионы, которые непрерывно горят, и там ничего не происходит, чтобы они не горели. Поэтому главы регионов должны нести адекватную ответственность