Дмитрий Томилин: У молодежи интерес к театру не только не упал, а наоборот - сейчас какой-то театральный бум!

Гости
Дмитрий Томилин
ректор института театрального искусства под управлением Иосифа Кобзона

Ангелина Грохольская: А в Москве в эти дни собрались представители театральных школ Индии, Китая, ЮАР, Бразилии и России. Они приехали на международный фестиваль "Театральный БРИКС". Об этом уникальном проекте мы поговорим с Дмитрием Томилиным, ректором Института театрального искусства под управлением Иосифа Кобзона. Дмитрий Валентинович, здравствуйте.

Дмитрий Томилин: Здравствуйте.

Ангелина Грохольская: Ну, вы не только ректор, а вы один из организаторов этого фестиваля.

Дмитрий Томилин: Вообще наш институт, по сути дела, является организатором и идейным вдохновителем этого фестиваля, который впервые проводится в городе. Мы впервые придумали эту историю, что страны могут объединяться не только по каким-то экономическим соображениям, такие как Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР, но в том числе и по театральным. И поэтому мы придумали вот такой фестиваль с красивым названием "Театральный БРИКС", куда и были приглашены нами представители различных театральных школ этих стран, входящих в содружество БРИКС.

Из Бразилии к нам приехала замечательная театральная школа "КАЛ" из Рио-де-Жанейро. Центральная академия драмы откликнулась первой, это Пекин (Китай), замечательная школа. Приехала замечательная Национальная школа драмы из Нью-Дели, из Индии. И российскую театральную школу представляем мы. В этом году мы тему выбрали шекспировскую.

Ангелина Грохольская: Так сразу замахнулись-то!

Дмитрий Томилин: Ну, потому что, вы знаете, предыдущий год был посвящен году Уильяма Шекспира. Там много историй: 400 лет со дня смерти, 450 лет со дня рождения.

Ангелина Грохольская: Были поводы, да.

Дмитрий Томилин: Вообще был Год Великобритании. Ну, дополнили ее еще эпохой Елизаветинского театра. А идея вообще этого проведения родилась спонтанно. Мы заказали замечательную такую сцену, точную копию сцены театра "Глобус" в Лондоне, и поставили спектакль в традициях той эпохи, то есть как играли Шекспир, актеры Елизаветинского театра, актеры театра "Глобус" той эпохи, когда была написана эта пьеса. И для нее специально изготовили такой помост, на котором наши ребята играли все лето прошлое. Была даже сделана программа "Шекспир в театрах Москвы".

И родилась идея: а как играют другие то же самое? Ну, как наши играют – мы видели. Мы можем пойти в любой театр и посмотреть, как играют наши драматические школы.

Ангелина Грохольская: По крайней мере, имеем представление, да. А как это делают в Бразилии, например, или в ЮАР?

Дмитрий Томилин: Вот нас тоже заинтересовало, как это делают в ЮАР, как это делают… Кстати, я забыл сказать, что к нам приехала замечательная школа "Береговая линия" из города Кейптаун (ЮАР), я про них забыл. А чем они так интересны? Потому что это театральная школа, театральный колледж по-нашему понятию, национальный, но в этом колледже собраны ребята… Они уже достаточно взрослые, это студенты. Они из таких малообеспеченных семей, но при этом которые очень одарены. И именно этот колледж прислал нам своих ребят. Их поддержала местная мэрия города Кейптаун.

И вообще хочется сказать огромное спасибо нашему министру Сергею Лаврову, потому что все это состоялось именно благодаря его поддержке и благодаря поддержке Министерства иностранных дел России.

Ангелина Грохольская: Они будут играть каждый на своем языке? Или английский?

Дмитрий Томилин: Мы предлагаем английский. Но, вы знаете, как оказалось, английский тоже разный. То есть одни играют на староанглийском языке, другие играют на современном английском языке, третьи – на новом английском, а четвертые играют вообще на языке Hindi English, то есть это такая смесь хинди и английского языка. Ну, как вы понимаете, это Нью-Дели, это Индия, индусы.

Ангелина Грохольская: Каждый представляет, понятно, свою интерпретацию, но все-таки это классическое исполнение или как сейчас очень модно, многие говорят, экспериментальный театр? Вот какие это спектакли? Что видят зрители?

Дмитрий Томилин: Вы знаете, полноценный, полный, прямо большой спектакль такой – это играется наш спектакль, Мастерская профессора Валентина Васильевича Теплякова, который, в принципе, тоже один из идейных вдохновителей этого фестиваля. Он профессор, заслуженный деятель искусств. Вот он поставил "Ромео и Джульетту" в стиле Елизаветинского театра той эпохи – эпохи театра "Глобус", где состоялась премьера этого спектакля.

Ангелина Грохольская: Это даже аутентичность, можно сказать.

Дмитрий Томилин: Остальные драматические школы привозят не весь спектакль, а они привозят большие такие куски – почему у нас и называется фестиваль "Играем вместе". И поэтому основные, такие знаковые, большие сцены играет драматическая школа, которая привезла своих ребят, а вот уже массовку, как бы окружение всей этой истории играют наши ребята. В этом и интерес, что они вместе репетируют. То есть идет сочетание нашей русской драматической школы и их, где они вместе начинают играть и находят точки соприкосновения, находят взаимопонимание и находят существование в мизансцене, в существующем спектакле. Отсюда и родилось "Играем вместе".

То есть для наших ребят, которые учатся в нашем институте, это просто бесценный опыт, потому что они сыграют этот спектакль сначала с бразильцами, потом с индусами, потом с китайцами, потом с ребятами из ЮАР, и сами еще покажутся. А в конце заключительная gala всего этого представления – спектакль будет играться всеми сразу. То есть вот такой будет микс, на который, конечно, очень интересно будет посмотреть.

Ангелина Грохольская: Этого, мне кажется, вообще никто не делал никогда. То есть такой эксперимент невероятный!

Дмитрий Томилин: Эксперимент, полностью эксперимент, но интересный эксперимент, потому что это студенты. Ребята общаются, им очень интересно.

Ангелина Грохольская: Они готовы к чему-то, да?

Дмитрий Томилин: Они начинают как-то дружить. Потом это, может быть, и в жизни им как-то поможет, потому что все-таки страны разные. Они видят друг друга. Кто-то проявляет какие-то свои одаренности в режиссуре, в речи, в движении, в мастерстве. Они знакомятся друг с другом, обмениваются телефонами, как-то вместе придумывают какие-то проекты. Потому что уже, в принципе, рождаются маленькие такие, одноактные двадцатиминутные спектакли из разных представителей разных национальностей. В общем, все замечательно.

Ангелина Грохольская: Дмитрий Валентинович, к театральному искусству сейчас не упал интерес, на ваш взгляд, у молодежи, судя по абитуриентам, которые к вам приходят?

Дмитрий Томилин: Да ну что вы? Какое "упал"? Наоборот, наоборот – сейчас какой-то бум.

Ангелина Грохольская: Да?

Дмитрий Томилин: Бум, театральный бум.

Ангелина Грохольская: А мотивация не изменилась? Мне кажется, раньше все-таки, ну, лет двадцать-тридцать назад шли именно ради любви к сцене, к театру, как бы это ни пафосно, может быть, звучало. Сегодня, я знаю, многие молодые девушки идут ради того, чтобы стать знаменитой, стать актрисой, не понимая, что за этим лежит огромный труд, очень тяжелый труд.

Дмитрий Томилин: Да, не понимают абсолютно. Сейчас, конечно, телевидение. Самый большой манок для них – это телевидение, не театральная сцена.

Ангелина Грохольская: То есть в театральный институт, но с целью потом куда-то в кадр, да?

Дмитрий Томилин: Ну да. Не все хотят серьезно работать. Боюсь ошибиться, кто сказал фразу, но хочу ее произнести, потому что она мне нравится: "Игра на сцене – это как ходьба по канату, натянутому между двумя небоскребами. А игра в кино – это когда тот же канат, но лежит на полу, а ты по нему идешь". Ну, всегда можно повторить. Поэтому, конечно, они об этом не задумываются. Они считают, что они одарены, талантливы, и видят себя в первую очередь на телеэкране. Во вторую очередь – в полном метре.

Ангелина Грохольская: В главной роли сразу же.

Дмитрий Томилин: В главной роли, безусловно, для них никак иначе. И уже потом, так сказать, можно и в театре играть.

Ангелина Грохольская: Если время найдется.

Дмитрий Томилин: Если найдется время.

Ангелина Грохольская: А что с такими студентами происходит? Сами уходят? Или каким-то образом… Или все-таки дают доучиться институты, а там уже как судьба распорядиться?

Дмитрий Томилин: Да нет, понимание приходит где-то на втором курсе. Первый курс – еще ребята не совсем понимают, что происходит. А вот на втором курсе приходит понимание – в профессии ты, не в профессии. Потому что начинаются уже этюды, начинаются уже эпизоды, начинается уже работа. И уже понимаешь, что с наскока ты ничего сделаешь, надо трудиться. Уже понимаешь, что, может быть, ты и не так одарен, как тебе кажется. Со второго курса начинается понимание. И до третьего курса доживают только уже по-настоящему увлеченные профессией. А те, кто не увлечены, они уже после второго ищут себе другое место.

Ангелина Грохольская: Давайте вернемся к фестивалю. Финальный спектакль. Приглашайте наших зрителей. Куда? Когда? Где это чудо посмотреть можно?

Дмитрий Томилин: Нам для проведения этого мероприятия предоставлена площадка, центральная площадка города – это ВДНХ. Около Северного въезда, прямо недалеко от главного входа есть замечательная большая площадка, где нам предоставили эти замечательные трибуны, которые на колесиках, такие красивые, отремонтированные. Наша сцена стоит прямо между деревьями. Делают такое еще красивое оформление. Начало в 4 часа дня.

Ангелина Грохольская: Это когда? В воскресенье? Число?

Дмитрий Томилин: Это каждый день, начиная с 14-го числа.

Ангелина Грохольская: Вот уже идет.

Дмитрий Томилин: Ежедневно в 4 часа. И до 21-го числа. Заключительное, финальное мероприятие у нас 21-го числа. Все эти дни в 4 часа мы показываем фестивальную программу.

Вообще, несмотря на то, что это у нас первый, такой пробный шар, который мы делаем, мы планируем это делать каждый год, потому что у нас уже такой подобный опыт проведения есть – у нас фестиваль Dance Moscow, международный фестиваль, но балетный. Мы его третий раз уже проводим. А этот – первый раз. Поэтому мы хотим его тоже сделать ежегодным, постоянным.

Ангелина Грохольская: Тем более поддержка такая.

Дмитрий Томилин: Но каждый год, во-первых, менять тему. И мы хотим прибавлять одно – плюс один. То есть у нас страны БРИКС, но плюс один. В этом году мы приглашали Великобританию к нам приехать, но они не захотели к нам приезжать. Ну и бог с ними, как говорится.

Ангелина Грохольская: Ну да.

Дмитрий Томилин: Мы играем Шекспира. Вот на следующий год мы хотим пригласить к нам Грецию, хотим пригласить Италию, то есть чтобы к этим же странам, но присоединялась еще одна страна. И каждый год, соответственно, менять тему в зависимости от той страны, которая присоединяется к странам БРИКС. И самое приятное, что он поддержан министром иностранных дел и Министерством иностранных дел. И Министерство культуры наше российское тоже не осталось в стороне, тоже нас поддержало информационно. Поэтому…

Ангелина Грохольская: Поэтому статус уже есть у фестиваля. И я думаю, что все получится, у него будет большое будущее.

Дмитрий Томилин: Да.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. Обязательно придем, посмотрим. Очень интересно.

Дмитрий Томилин: Обязательно приходите, посмотрите, потому что все-таки это какое-то такое событие, не всегда оно случается. Как наш президент и художественный руководитель института Иосиф Давыдович Кобзон сказал: "Вы стараетесь возродить давнишнюю программу "Встречи друзей", которая была еще в 60-е годах". Мы, конечно, на него смотрели открытыми глазами и говорим: "Мы сами придумали! Ну, если такое было, то это здорово".

Ангелина Грохольская: Конечно. Спасибо вам большое. В студии "Большой страны" мы говорили с Дмитрием Томилиным, ректором Института театрального искусства под управлением Иосифа Кобзона, организатором фестиваля "Театральный БРИКС".