Дмитрий Зубов: Многие люди забыли, не знают, что такое потребкооперация, насколько это удобная форма бизнеса

Гости
Дмитрий Зубов
председатель Совета Центрального союза потребительских обществ РФ

Павел Давыдов: Российская потребительская кооперация в этом году отметит свое 186-летие. За это время она прошла грандиозный путь, переживая подъемы и спады вместе со страной. Сегодня потенциал у потребкооперации в нашей стране огромный. Речь идет о запуске новых предприятий по производству сельхозпродукции, импортозамещении, развитии промышленности, привлечении инвестиций. Это повлечет за собой сокращение безработицы и увеличение занятости населения, повышение его доходов, равно как и доходов регионов. Надпись на плакатах 20-х годов гласила: "Кооперация спасет страну!". А вот сегодня нужно спасти саму кооперацию. Как это сделать – узнаем у председателя совета Центросоюза Дмитрия Зубова.

Дмитрий Львович, здравствуйте. Очень рады вас видеть.

Дмитрий Зубов: Здравствуйте, Павел. Взаимно.

Павел Давыдов: Новая команда Центросоюза, которая появилась сравнительно недавно, пытается дать потребкооперации вторую жизнь. Как вы это делаете?

Дмитрий Зубов: Ну, это работа многоплановая. Во-первых, хочу сказать, что кооперация не умерла, она сегодня существует и достаточно много делает. Мы недавно провели форум в Казани, на который приехали кооператоры всей страны. Приехали производители не только сельхозпродукции, но и промышленного оборудования, ребята, которые занимаются новыми технологиями. Приехала большая группа представителей наших вузов. И мы сделали выставку, которой показали, что это сегодня достаточно еще мощная структура, и умирать ей рано. Мы надеемся, что она будет развиваться.

Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, а почему потребкооперация в системе российской экономики оказалась на задворках?

Дмитрий Зубов: Можно немножко истории?

Павел Давыдов: Конечно, да. Мы с нее и начали.

Дмитрий Зубов: Вот я взял с собой такой интересный документ. Это копия устава первой артели, который в 1831 году приняла группа декабристов, находясь в ссылке, в Забайкалье.

Павел Давыдов: Да вы что?

Дмитрий Зубов: И они создали первое общество. 1831 год – 186 лет назад – это как раз год рождения российской потребительской кооперации.

Павел Давыдов: Позвольте я посмотрю.

Дмитрий Зубов: Да, посмотрите. И многие положения устава и сейчас очень актуальные и интересные. Создавалось общество равных возможностей. И создавались условия, когда люди разного сословия, разных финансовых возможностей могли объединиться в общество для реализации каких-то целей.

Павел Давыдов: Вообще, конечно, уникальный документ.

Дмитрий Зубов: И это сейчас очень актуально. И 186 лет кооперации прошли, будем говорить, на разных волнах: были взлеты, были падения. Особенно активно она развивалась в Сибири и на Урале в 1813–1821 году, это называется "золотым веком кооперации". Я могу сказать, что к моменту развала Советского Союза потребительская кооперация в товарообороте занимала первое место среди всех министерств – 27% товарооборота.

Павел Давыдов: Ничего себе, какая цифра!

Дмитрий Зубов: Да. И сегодня еще, если взять оборот всех потребительских обществ страны, то это где-то в сумме 6 миллиардов долларов. Но он разрозненный – где-то лучше, где-то хуже. И у кооперации сегодня сохранилась еще огромная сеть магазинов, их 40 тысяч (хотя было 400 тысяч), своих малых предприятий, хлебопекарен. И мы надеемся, что вот сейчас идет такая консолидация. И людям надо просто немножечко помочь в современных условиях для того, чтобы они научились развиваться, объединяться и это делать.

Павел Давыдов: А вот важно разобраться, как сегодняшняя модель отличается от советской, когда она и была самой эффективной.

Дмитрий Зубов: Ну, дело в том, что модель практически не отличается. Просто ваше поколение не знает, что было раньше в кооперации.

Павел Давыдов: Ну, я застал МЖК.

Дмитрий Зубов: А, вы застали МЖК? Я когда-то в ЦК Комсомола занимался созданием МЖК, был директором Центра молодежного…

Павел Давыдов: То есть вы стояли у истоков?

Дмитрий Зубов: Да, я стоял у истоков.

Павел Давыдов: Ух ты!

Дмитрий Зубов: Кстати, скажу, что это движение живо и актуально. И сейчас молодые ребята обращаются, они выходят с интересными предложениями – воссоздать систему, когда молодежь сможет себе построить жилье. И это тоже форма кооперации, объединения. И сегодня первый шаг, с чего мы начали: люди должны знать, что это такое.

Павел Давыдов: Да, молодежный жилищный кооператив.

Дмитрий Зубов: Комплекс.

Павел Давыдов: Поясним тем телезрителям, которые об этом еще не слышали.

Дмитрий Зубов: Но в потребительской кооперации тоже сегодня утеряли главное. Вот я говорю, что у нас многоплановые работы. И первое, что мы поставили, – это рассказать людям, что это такое. Наша ведь задача – не создать министерство в Центросоюзе для зарабатывания денег. Самое главное – мы должны людям создать условия…

Павел Давыдов: При которых они смогут зарабатывать.

Дмитрий Зубов: Они должны зарабатывать. Создать такие условия, когда в любой деревне, в любом селе человек, который хочет работать, он может найти себе работу.

Павел Давыдов: А в каких сферах сегодня представлена потребкооперация?

Дмитрий Зубов: Потребительская кооперация сегодня представлена в основном в торговле. 60% нашего оборота – это торговля. Причем необходимо сказать, что это малые и средние села, небольшие магазины, это тысячи автолавок, которые ездят по стране. И они везут продукцию в те регионы, куда ни один коммерсант уже не повезет, потому что они убыточны.

Павел Давыдов: То есть фактически это социальная функция.

Дмитрий Зубов: Это огромная социальная функция. Потребительская кооперация, с одной стороны, зарабатывает, а с другой стороны, она должна тратить заработанные деньги на решение социальных вопросов, зачастую убыточных.

И вот когда я пришел, меня избрали в потребительскую кооперацию, первое, что меня поразило, – это уникальные люди, которые там работают. Как сейчас принято говорить – "люди старой закалки", которые генетически понимают, что они работают и должны принести добро обществу, людям и тем, кто находится рядом. У нас тысячи таких людей работают. Есть целые династии, когда дед, отец, сын…

Павел Давыдов: Может, вспомним кого-то?

Дмитрий Зубов: Я, например, избирался от кооперации Городецкого района. Есть там Иван Михайлович Ериков – 90 с лишним лет, и он продолжает работать. Сын его в кооперации, внуки пришли в кооперацию. Целая династия! И они создают бизнесы. Это и заготовительные предприятия, у них есть и кафе, у них есть и производственные цеха.

Павел Давыдов: И смотрите, какие положительные примеры. А что же мешает сегодня перенести это на другие отрасли?

Дмитрий Зубов: Мешает? Вот всего по чуть-чуть. Первое, что мешает: многие люди забыли, не знают, что это такое, и не знают, насколько это удобная форма бизнеса. Вот я захватил один документ, вам покажу. Это 200 крупнейших кооперативов мира. И кооперативное движение в мире очень развито. И вы видите – на первой строчке кооперативы Франции. 90 миллиардов долларов капитализация.

Павел Давыдов: Ничего себе! Это гигантская корпорация получается.

Дмитрий Зубов: Это и банковский сектор, и производственный. Это банк Crédit Agricole. Страховые кооперативы сельскохозяйственные.

Павел Давыдов: Я просмотрел уже три страницы: Франция, Германия, Южная Корея, США… А России-то нигде и нет.

Дмитрий Зубов: А России нет. У нас принято считать, что это малый бизнес.

Павел Давыдов: Дмитрий Львович, вы говорите, что сегодня не хватает информации. А почему образовался так называемый информационный вакуум в потребкооперации? Кто должен об этом рассказывать?

Дмитрий Зубов: Об этом должен рассказывать Центросоюз. Об этом должны рассказывать облпотребсоюзы. Мы должны донести (мы в этом видим свою задачу) до федеральных министерств, ведомств, крупнейших банков идею кооперации.

Павел Давыдов: Так, может, действовать через Торгово-промышленную палату, которая представляет интересы бизнеса?

Дмитрий Зубов: Мы сегодня пошли по какому пути? Первое – мы договорились с Торгово-промышленной палатой, подписали договор, объединили наши усилия для развития этого бизнеса. Мы договорились подписать соглашения с Министерством сельского хозяйства, с Министерством промышленности, с Министерством экономики.

И очень важно разделить функции, чтобы все занимались… Если каждый сделает по чуть-чуть, то этот маховик закрутится и заработает. Мы пошли по пути, когда в регионах мы подписываем трехстороннее соглашение – Центросоюз, губернатор, председатель облпотребсоюза. И в этом соглашении каждый берет на себя определенные функции. Кооператоры не должны быть только потребителями и ждать, когда им что-то упадет с неба. Они должны сделать что-то сами. В чем-то должна помочь региональная власть, в чем-то должна помочь федеральная власть. И только в таком единении у нас получится результат.

И мы сейчас… Практически уже более 30 регионов, с которыми мы подписали такие соглашения. И сегодня наша задача… Число пайщиков падает неукоснительно: было цифра – 10 миллионов, потом – 7. И на сегодняшний день, по нашей статистике, где-то 2,5 миллиона. Но мы не должны силой туда загонять. Мы должны создать такие механизмы, которые скажут, что людям выгодно объединиться для решения этих вопросов.

И сегодня мы находим формы не войны, как говорится. Воюют торговые сети и мелкие производители. Торговым сетям выгодно войти в регионы, но им неинтересно брать продукцию мелких производителей – она не упакована, не помыта. Наша задача – не воевать, а найти взаимовыгодное в этом сотрудничество.

Павел Давыдов: А у пайщиков есть сегодня какие-то риски, если они вступают в потребкооперацию? Я почему задаю этот вопрос? Мы можем вспомнить строительство многоквартирных домов, где серьезно пострадали сотни тысяч или даже миллионов пайщиков.

Дмитрий Зубов: Нет, здесь пайщиков нет, это другая форма.

Павел Давыдов: Я поэтому и считаю нужным это объяснить телезрителям.

Дмитрий Зубов: Пайщик не вносит денег. Сегодня взнос, который платит пайщик в год, – 200 рублей в год.

Павел Давыдов: Задумайтесь, да? Это каждый может себе позволить.

Дмитрий Зубов: Каждый может себе позволить. И этот взнос, естественно, не позволяет ни развивать бизнес, ничего. Главное, что люди объединяются для решения каких-то вопросов.

Поэтому мы сегодня, например, нашли взаимовыгодную форму сотрудничества с "Пятерочкой". Мы сегодня подписали соглашение, в котором создаем "КООП-Пятерочка". И договорились о том, что в магазинах "Пятерочки" открываются магазины КООП. Не секция, не на полки станет продукция, а отдельный магазин. Вы придете – и отдельный магазин "Пятерочка". Взамен "Пятерочка" тоже должна что-то иметь. Мы в наших магазинах, которых еще десятки тысяч, дадим им возможность открыть свои "Пятерочки", но сохранив наши кооперативные товары.

Что еще нужно сделать? Мы сегодня столкнулись с такой ситуацией, когда продукции наши кооператоры произвели (и сельскохозяйственные кооператоры) уже с избытком во многих регионах. Важно сохранить. И люди должны это продать и переработать.

Павел Давыдов: И найти потребителя, а это самое сложное.

Дмитрий Зубов: Мы сейчас находим партнеров, которые построят логистические склады, малые и средние, в которые мы можем принимать продукцию, которая там пройдет качество, пройдет заготовку, упаковку. И мы должны дать возможность уже сетям и магазинам реализовать эту продукцию. Причем это очень важно и интересно с точки зрения экспорта, потому что мы сейчас получаем от международных кооператоров огромное количество предложений по экспорту российской продукции.

Павел Давыдов: Дмитрий Львович, одним словом – сегодня делается многое, чтобы потребкооперация завтра напомнила о себе и помогла российской экономике вновь развиваться активными темпами. А по вашим прогнозам, когда это произойдет? Через один год? Через пять лет? А может быть, через десятилетия?

Дмитрий Зубов: Ну, я считаю, что уже такой тренд начался. Я могу сказать, что сегодня во многих регионах (и я сейчас приведу примеры) потребительская кооперация не умерла и развивается очень хорошо, в частности в Татарстане, в Ульяновской области, в Нижегородской области.

Я вам приведу цифры. Нижегородская область имеет тысячу с лишним собственных магазинов, сотни предприятий малых. Мы проводили форум в Татарстане. Татарская кооперация – объем торговли кооперативных предприятий выше, чем у сетей, которые присутствуют в Татарстане. Мы должны показать, как это сделано. Мы должны помочь.

Вот у меня есть тут документ, где мы должны внести изменения в семь законов. Нечаянно, по недоработке кто-то вычеркнул слова "потребительская кооперация", кто-то забыл написать. И они мешают движению. И Госдума, и Совет Федерации нам очень хорошо помогают в этом вопросе. Я думаю, мы внесем эти поправки и законодательно мы дадим возможность людям убрать искусственно созданные препоны.

Нам что нужно? Решить вопросы законодательства, создать финансовую устойчивость, финансовую поддержку и научить – что не могли кооператоры самое главное? – работать с инвесторами. Мы сегодня находим такие формы, когда привлекаем бизнес, и крупный бизнес, который вкладывается в партнерские отношения, потому что сама по себе не выживет. Поэтому наша задача – сохранить и взять лучшее, из старого перенести в будущее, но и добавить, и научить их работать в новых формах, чтобы они умели привлекать этот бизнес.

И вот здесь я вам могу одну такую вещь сказать: среди председателей кооперативов… Я уже на седьмом десятке возраста. А вот контингент наших руководителей – всем бывает уже и за 70. И сейчас одна из главных задач – делаем упор на наше студенчество. Мало кто знает, что в системе потребкооперации Центросоюза более 100 тысяч студентов. Вы даже не знали.

Павел Давыдов: Да, я не знал.

Дмитрий Зубов: У нас три университета – в Москве, в Новосибирске и в Белгороде. У нас более 50 техникумов и филиалов почти по всей стране. И наше студенчество… Вот мы считаем, что сегодня мы меняем многие подходы к системе образования. Это тоже одна из сторон, которую необходимо развивать.

Павел Давыдов: Дмитрий Львович, вы сегодня для меня открыли целую вселенную под названием "потребкооперация". Я думаю, что наши телезрители со мной согласятся. Спасибо вам большое, что занимаетесь этим важным делом, которое имеет важный социальный оттенок. Операция "Кооперация" в действии! Я бы даже так охарактеризовал нашу сегодняшнюю беседу.

Дмитрий Зубов: Спасибо вам огромное, что вы уделили внимание кооперации.

Павел Давыдов: Спасибо и вам.

Дмитрий Зубов: Я надеюсь, что вы нам будете помогать еще в пропаганде этих идей.

Павел Давыдов: Безусловно.

Дмитрий Зубов: И мы с каналом еще многое сделаем для развития кооперации. Спасибо.

Павел Давыдов: Добро пожаловать в "Большую страну"! Спасибо вам большое.

Дмитрий Зубов: Спасибо.

Павел Давыдов: У нас в гостях был председатель совета Центросоюза России Дмитрий Зубов.