Павел Жбанов: Важно, что субъектами общественного контроля в сфере ЖКХ могут быть и общественные организации, и эксперты
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/doveryai-no-proveryai-24829.html
Павел Давыдов: Дмитрий Медведев утвердил
Правила общественного контроля за деятельностью предприятий в сфере ЖКХ. По словам
главы кабинета министров, цель документа – повысить прозрачность и эффективность
работы госструктур. "Жилищная сфера волнует всех, а нарушений и злоупотреблений
в ней хватает", – уточнил Медведев. В свою очередь вице-премьер Дмитрий Козак
отметил, что сейчас самые разные общественные организации активно пытаются участвовать
в контроле за деятельностью управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций
и органов местного самоуправления. И новое постановление Правительства поможет сделать
этот процесс эффективнее.
Прояснить суть принятого документа и оценить
сегодняшнее положение в сфере ЖКХ нам поможет гость "Большой страны" –
член рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни" Павел Жбанов.
Павел Анатольевич, здравствуйте. А как
вы считаете, почему сфера ЖКХ, несмотря на предпринимаемые меры, уже много-много
лет остается одной из самых резонансных и проблемных в стране?
Павел Жбанов: Я думаю, что сфера ЖКХ была, есть и будет
самой резонансной, потому что…
П.Д.: Несмотря на ни на что?
П.Ж: Ни на что. Потому что это жизнеобеспечение,
это качество жизни наших граждан. И оно всегда будет в центре внимания.
П.Д.: Но у нас столько проблем в этой
сфере, что иногда волосы дыбом встают, насколько местные органы власти не справляются
с ситуацией в сфере ЖКХ.
П.Ж: Давайте будем справедливы…
П.Д.: Давайте.
П.Ж: И понимать то, что по состоянию на
2012 год у нас ВЦИОМ отмечал, что самой большой проблемной сфера в жизни, по
оценкам граждан страны, было жилищно-коммунальной хозяйство. Она стояла под номером
один. На сегодняшний день динамика происходящей этой статистики меняется, и ЖКХ
как проблемное уже не занимает первое место. Но абсолютно с вами согласен – проблем
с оплатой жилищно-коммунальных услуг, проблем, связанных с ресурсообеспечением жителей,
более того, и проблем, связанных с безопасностью жизни и деятельности на сегодняшний
день достаточно много. И проблема в отопительный период тоже остается проблемой.
П.Д.: И отдельной красной строкой – ветхий
жилой фонд, о котором столько говорится.
П.Ж: И ветхий жилой фонд. Перечень проблем,
бесспорно, он достаточно большой. И мы тоже с вами абсолютно четко понимаем, что
это не сиюминутно возникшая проблема, а накопившаяся.
П.Д.: Да, копилось десятилетиями, конечно.
П.Ж: И надо признать все-таки, что на сегодняшний
день государством, исполнительной властью делаются достаточно серьезные шаги, которые
уже привели к определенным результатам. Ведь мы о программе переселения из ветхого
аварийного жилья говорили раньше, но только говорили. Результаты сегодняшнего дня
говорят о динамике. Люди действительно переезжают из ветхого аварийного жилья. Там
тоже есть проблемы, тоже мы их поднимаем. В том числе Общероссийский народный фронт
тоже контролирует все реализуемые программы, связанные с качеством повседневной
жизни людей для того, чтобы это все реализовывалось эффективно. Но еще раз вернусь
к изначальному моменту, о котором мы с вами говорили. Положительная динамика, в
том числе по переселению граждан, она уже существует.
П.Д.: Отчасти положительная динамика,
на мой взгляд, связана с общественным контролем, о котором мы с вами сегодня и будем
говорить. Утверждены новые правила. В связи с этим что же изменится, на ваш взгляд?
Механизмы реализации общественного контроля в сфере ЖКХ теперь прописаны в специальном постановлении – не только кто имеет право, но и как это право должно осуществляться
П.Ж: В первую очередь общественный контроль
будет упорядочен. Ведь само понятие общественного контроля для нас не ново. В Жилищном
кодексе с точки зрения требования к контрольно-надзорной деятельности требование
по общественному контролю существовало. У нас есть отдельный федеральный закон,
в соответствии с которым Общественная палата и общественные палаты территориальные
тоже ведут общественный контроль. У нас Общероссийский народный фронт, который тоже
реализует функционал общественного контроля за реализацией поручений президента
Российской Федерации. Зачем и почему тогда нужно это постановление? Функционал есть
общественного контроля, но упорядочение реализации этой функции общественного контроля
до сего момента не было урегулировано. Что имеется в виду? Бесспорно, кто может
осуществлять общественный контроль – он в законодательстве прописан и так. И у нас
на сегодняшний день не только Общественная палата, не только Общероссийский народный
фронт. Даже существует некоммерческое партнерство, НП "ЖКХ Контроль",
которое тоже осуществляет контроль. И территориальные подразделения НП "ЖКХ
Контроль" существуют в каждом субъекте Российской Федерации. В городе Москве,
допустим, создана городская комиссия по общественному контролю за сферой жилищно-коммунального
хозяйства. Но именно механизмы реализации общественного контроля теперь прописаны
в постановлении – не только кто имеет право, но и как это право должно осуществляться.
П.Д.: Может быть, коротко расскажем об
этом? Потому что это очень важно.
П.Ж: Первая позиция, на мой взгляд, которая
достаточно важная. То, что субъектами общественного контроля могут являться общественные
организации – да. То, что эти общественные организации в соответствии с этим постановлением
привлекают общественных экспертов – тоже да. Здесь бы только штрихом отметил одно
"но": общественные эксперты, которые теперь привлекаются, должны документарно
подтвердить уровень своей квалификации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
П.Д.: То есть уйти от эмоций и перейти
к холодному расчету – получается так.
П.Ж: Вы знаете, никогда не удастся уйти от
эмоций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Мы будем всегда достаточно эмоциональны,
потому что когда в сильные морозы в квартире холодно…
П.Д.: Да, здесь уже не до смеха.
П.Ж: К абсолютному расчету точно не удастся
перейти и будут преобладать эмоции. Но мы в рамках этого постановления четко понимает
вот тот вектор, который абсолютно правильный. А судьи кто? Потому что когда осуществляется
общественный контроль, то люди, контролирующие профессионалов, тоже должны понимать,
в том числе чем хотя бы отличается тарификация от жилищно-коммунальной платы, с
точки зрения ресурсоподачи и жилищно-коммунальной услуги. Очень много терминологических
даже вещей, которые нужно понимать для того, чтобы разговаривать с контролируемым
лицом хотя бы на одном терминологическом языке.
"Доверяй, но проверяй". Утверждены
Правила общественного контроля за деятельностью ЖКХ. У нас в гостях – Павел Жбанов,
член рабочей группы ОНФ "Качество повседневной жизни".
П.Д.: Когда появился этот документ, некоторые
блогеры как-то скептически к нему отнеслись. Они считают, что этот документ уменьшит
количество общественников, которые будут заниматься контролем в сфере ЖКХ. Эту точку
зрения вы разделяете? В связи с тем как раз, что необходимо будет подтвердить эту
самую квалификацию. А где ее взять, когда у бабушки из соседнего подъезда ее просто
быть не может? А она, между прочим, внимательно следит за сферой ЖКХ. Ей больше
ничего не остается делать.
П.Ж: Вот тут я бы тоже все начал раскладывать
чуть-чуть по полочкам. Разделять или не разделять я не могу, потому что не понимаю,
что за этим стоит, когда говорят о том, что это сузит сферу общественного контроля.
Вы знаете, точки-то разнополярные на самом деле.
П.Д.: И это хорошо.
П.Ж: Одни считают, что слишком широко функционирует
большим фронтом общественный контроль, и говорят: "Работать некогда".
Другие говорят, наоборот, что еще пока не все задействованы в общественном контроле.
Давайте просто с целеполаганием определимся. Ведь у нас же не стоит задача, чтобы
все контролировали сферу жилищно-коммунального хозяйства. Но при этом мы говорим
о создании необходимых условий для прозрачного этого сегмента. Каждый гражданин
нашей страны, являясь потребителем жилищно-коммунальных услуг, должен бесспорно
иметь те механизмы и возможность, когда он говорит: "Меня это не устраивает".
И через сегмент общественного контроля в рамках и постановления, и в рамках Жилищного
кодекса на сегодняшний день гражданам предоставлены абсолютно все возможности. Вот
это те плановые проверки, по которым на сегодняшний день бесспорно каждый гражданин
Российской Федерации может обратиться в общественную организацию и сказать: "Вот
в органе власти проходил все инстанции". И, кстати говоря, мы сталкиваемся
в Народном фронте не единожды, даже в части, касаемой признания жилья аварийным.
Там большая проблема. Граждане очень много-много раз и в большом количестве итераций
обращаются в органы власти, а воз и поныне там.
Теперь существуют
все механизмы общественного контроля, когда гражданин может обратиться в общественную
организацию, реализующую функционал общественного контроля. Бесспорно, эта общественная
организация при осуществлении общественного контроля обратит вот на те нюансы, на
которые сказано, внимание, а привлеченные общественные эксперты, которые профессиональные
(еще раз обращаю внимание – профессиональные), уж однозначно точно могут найти те
причины огрехов, о которых говорят граждане.
Более того, в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации по общественному
контролю, и органы муниципальной, и субъектовой, и федеральной власти на те документарные
предписания по результатам общественного контроля должны абсолютно в полном объеме
реагировать, отвечать, в том числе и Генеральная прокуратура.
П.Д.: Ну, это все в крупных городах. А
как быть жителям многочисленных сел Большой страны? Ведь там, наверное, не до общественного
контроля.
П.Ж: Бесспорно. Поселения, сельские поселения
тоже на сегодняшний день должны быть затронуты и в рамках законодательства не садоводческим
товариществом. А там люди живут, и там живут граждане Российской Федерации. И уж
субъективно я считаю, на свой взгляд, что и 2017 должен в том числе привнести
определенные изменения в законодательство и нормативное регулирование касаемо вот
таких поселений, в которых тоже существует и ресурсоснабжение, и Жилищный кодекс
в отношении них должен полностью функционировать.
П.Д.: В ряде регионов контроль со стороны
общественников ведется уже давно. А вы могли бы привести примеры, эффективные примеры
такой работы?
П.Ж: Общероссийский народный фронт, допустим,
по городу Москве на сегодняшний день по результатам обращений граждан и определенных
предпринятых шагов регионального отделения Общероссийского народного фронта – в
городе Москве власти Москвы отказались от строительства торгового центра на дворовой
территории в окружении многоквартирных домов, потому что это действительно привело
бы к определенному дискомфорту. А как вы прекрасно понимаете, отказ от строительства
торгового центра – это достаточно серьезный результат, который в том числе и региональные
отделения Общероссийского народного фронта показывают его действительно как результат,
достижение 2016 года.
П.Д.: Но это, наверное, все-таки пока
еще единичный случай, если взять в целом нашу страну.
П.Ж: Вы знаете, не соглашусь с вами о единичности,
потому что и организаций общественного контроля… Как я изначально сказал, существует
НП "ЖКХ Развитие". У него есть территориальные отделения в каждом субъекте
Российской Федерации. У Общероссийского народного фронта существуют в каждом субъекте
региональные отделения. У Общественной палаты Российской Федерации существуют в
каждом субъекте свои территориальные органы. Можно, бесспорно, говорить о некой
эффективности отдельных (как теперь уже постановлению) общественных экспертов в
реализации задач общественного контроля. Но в целом о таком векторе, как общественный
контроль, что он на сегодняшний день весьма такой точечный и единичный – я бы тут
с вами не согласился.
П.Д.: Необходима ваша экспертная оценка
вот по какому еще важному моменту. Премьер также подписал постановление о переводе
с 1 января общедомовых расходов за коммунальные услуги в многоквартирных домах
в оплату за содержание жилого помещения. На ваш взгляд, как это повысит прозрачность?
П.Ж: С одной стороны, бесспорно, шаг достаточно
позитивный. И жители на сегодняшний день абсолютно четко понимают, что оплата по
электроэнергии в частности на общедомовые нужды… Циферку эту они теперь видят в
едином платежном документе, они ее регулируют. Но есть и вторая сторона этой медали.
Раньше общедомовые нужды входили в сегмент коммунальных платежей. У нас единый платежный
документ разбивается на жилищную услугу и коммунальную услугу. Так вот, коммунальная
услуга у нас тарифицируется. И в каждом субъекте Российской Федерации существуют
региональные энергетические комиссии, у которых каждая ресурсоснабжающая организация
отстаивает экономически обоснованный тариф. И в этой части, несмотря на то, что
к тарификации тоже существует много вопросов, но это регулировалось со стороны государства.
Не все в Российской Федерации должны стать профессионалами в сфере ЖКХ. Но достаточно ли знаний собственника в многоквартирном доме, чтобы оценивать то, что стало прозрачно?
На сегодняшний
день мы опять вынуждены возвращаться к профессионализму собственника, который теперь
будет контролировать… Да, оно прозрачно. Но достаточно ли у собственника квалификации?
Профессионализм я не беру. Тут уж точно все не должны в Российской Федерации стать
профессионалами в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Но достаточно ли его знаний
(собственника в многоквартирном доме) для того, чтобы оценивать то, что стало прозрачно?
П.Д.: Ну, одним словом – доверяй, но проверяй.
Мы так и обозначили тему этой беседы. И недавний опрос показал, что, по мнению россиян,
сфера ЖКХ должна держаться на трех основных китах: устойчивость, эффективность,
прозрачность. Сегодня мы поняли, что пока далеки от цели, но к ней мы плавно движемся.
Вот это "плавно" насколько может растянуться – на год, на два, на десятилетия
– на ваш взгляд?
П.Ж: У нас на сегодняшний день Правительством
Российской Федерации утверждена Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства
до 2020 года. Поэтому, отвечая дипломатично опять же на ваш вопрос, по крайней
мере, давайте на рубеже 2020 года сверимся с тем, что написано в стратегии
развития. Если достигнем тех целей, которые там зафиксированы, – это точно будет
положительная динамика.
П.Д.: Павел Анатольевич, большое вам спасибо
за эту дипломатичную беседу.
В любом случае всем нам нужно
руководствоваться простым правилом: доверяй, но проверяй. Может, тогда нам удастся
добиться положительного результата, и сфера ЖКХ станет прозрачной, эффективной и
устойчивой. У нас в гостях был член рабочей группы ОНФ "Качество повседневной
жизни" Павел Жбанов. А я добавлю, что в завершении сегодняшнего выпуска в нашей
рубрике "Цифровой формат" представим вашему вниманию рейтинг регионов
по исполнению программы капитального ремонта, составленный ОНФ.