Павел Давыдов: Выйти за рамки собственной жизни, семьи, менять реальность вокруг – это может каждый, а вот делают единицы. Игорь и Екатерина Рыбаковы в 2015 году создали фонд, который работает по принципу активной филантропии, то есть функциональной адресной благотворительности, решающей конкретные общественные задачи с помощью целевых программ. Фонд работает по трем основным направлениям: популяризация предпринимательства в России и развитие его инфраструктуры, модернизация образования, поддержка социальных некоммерческих инициатив и проектов. У нас в гостях – соучредитель "Рыбаков Фонда" Екатерина Рыбакова. Екатерина, здравствуйте. Екатерина Рыбакова: Здравствуйте. Павел Давыдов: Наконец-то в нашей рубрике "Фонды, которые мы выбираем" расскажем о деятельности вашего фонда. До этого много говорилось о всевозможных проектах, и вот дошла речь наконец-таки до фонда. У телезрителей будет возможность узнать подробности о нем. А он действительно уникальный. Но – обо всем по порядку. Скажите, пожалуйста, вот несколько лет назад, когда создавался фонд, как вы определили его основную миссию? Екатерина Рыбакова: Основную миссию мы определили как "влиять на экономику страны через раскрытие потенциала наших сограждан". У нас очень много проектов, и они в основном разделены на три направления. Предпринимательские программы, их задача – популяризировать предпринимательство как вид деятельности и предпринимательское мышление, вовлекать в это молодежь и школьников даже. Направление образовательное возникло после предпринимательского. Здесь мы хотим также вовлечь как можно большее число граждан в решение задач, которые стоят перед образованием, чтобы этим занимались не только люди, которые профессионально вовлечены. Павел Давыдов: И все-таки, Екатерина, как сказано на вашем сайте: "Проекты фонда могут изменить общественные институты и создать новые условия для жизни россиян". А вы могли бы ответить на простой вопрос: каким образом через призму уже реализованных проектов? А ведь их немало. Екатерина Рыбакова: Для примера я хочу привести программу "Ментори", которая призвана решать задачу наставничества для подростков. Мы знаем, что подростки часто находятся в сложной ситуации, когда они сами еще не могут и уже не всегда доверяют своим ближним взрослым. И в этот момент подростку очень полезной бывает помощь другого взрослого, которому он сможет доверять, который станет для него авторитетом и который станет для него ролевой моделью. Наставник или ментор для подростка не заменяет родителей, а является помощником для родителей в решении вот таких задач. И программа "Ментори" как раз дает возможность, чтобы этот инструмент был доступен большому числу. Павел Давыдов: То есть фактически именно такие проекты и меняют жизнь вокруг? Екатерина Рыбакова: Да. Павел Давыдов: А кто адресаты? Для кого ваши проекты? Екатерина Рыбакова: Ну, для всех граждан. Я считаю, что в нашей стране уникальные люди живут, и человеческий потенциал колоссальный. И то, ради чего мы создали фонд – как раз помочь раскрыть этот потенциал, чтобы люди научились сами о себе заботиться, во-первых, и решать свои проблемы, опираясь на собственные силы в том числе, и больше удовлетворенности при этом получали, конечно, от своей деятельности. Павел Давыдов: Екатерина, а почему ваш фонд делает такой упор и такую ставку на развитие образовательной системы в стране? Екатерина Рыбакова: Образование – это очень важная сфера деятельности. Во всем мире сейчас это понимают – и на уровне государств, и на уровне простых граждан. Мы сами родители четверых детей. И в этом году уникальный период нашей жизни: все наши четверо детей – школьники. Старшая дочка учится в одиннадцатом классе, а младшая – в первом. Поэтому обо всех проблемах, связанных с учебой в школе, мы знаем не понаслышке. И мы видим, что есть возможность повысить связность и вовлеченность родителей в школу, чтобы родители не чувствовали, что школа должна им что-то, а чтобы поняли, что они тоже могут прийти в школу и вместе решать проблемы. Павел Давыдов: Мы часто говорим о том, что необходимо менять в России систему образования. Но как ее менять, когда есть определенное отношение? Например, многие родители, да и сами ученики к школе относятся с неким недоверием. И для многих учебные заведения ассоциируются даже, знаете, с отбыванием наказания. И детей мы часто делаем заложниками своих собственных амбиций. Скажите, пожалуйста, у вас есть понимание, как это можно исправить? Я понимаю, что это очень сложный вопрос, но все-таки вы занимаетесь образовательными проектами. Может быть, есть у вас направление деятельности, которое может переломить ситуацию? Екатерина Рыбакова: Вы знаете, ситуацию в образовании не только нужно менять, но она уже меняется. И есть очень много людей, учителей инициативных и талантливых, которые уже делают эти инновации. И мы видим возможность в том, чтобы таких учителей поддержать и их опыт сделать достоянием общественности, так сказать, то есть чтобы люди увидели, что уже ситуация меняется. Для этого мы и проводим конкурсы. Вот конкурс "i-Учитель" как раз нацелен на поддержку таких учителей. Мы о них рассказываем, мы их… Павел Давыдов: Поддерживаете, в том числе с помощью этих проектов. Екатерина Рыбакова: Поддерживаем, конечно. Павел Давыдов: Один из ваших новых проектов – Всероссийский конкурс инициатив "Территория образовательных проектов – Школа". Что он собой представляет и кому именно адресован – учителям, школьникам, их родителям? Екатерина Рыбакова: Этот конкурс адресован в первую очередь школе и нацелен на то, чтобы поддержать школьные команды, состоящие из педагогов. К ним могут присоединиться и родители, и выпускники. Это такие команды, которые готовы в течение года реализовывать проект по улучшению самой школы. Мы в результате этого конкурса поддерживаем лучшие команды и выдаем им грант в размере 500 тысяч рублей или миллиона рублей. Сейчас уже к этому конкурсу большой интерес. Даже у нас есть те, кто интересуются этим конкурсом с острова Шпицберген. Павел Давыдов: Да вы что? Екатерина Рыбакова: Да. Павел Давыдов: А что нужно, чтобы принять участие в этом конкурсе, в этом проекте? Екатерина Рыбакова: Нужно подать заявку и быть готовыми в течение года реализовывать этот свой проект. Павел Давыдов: Насколько я понимаю, заявки нужно подать до 30 июня. И уже, наверное, сегодня их очень много? Екатерина Рыбакова: Еще не скажу, что много. Кропотливая работа нужна для того, чтобы подать заявку. Это нужно этот проект составить, описать, подготовить. Павел Давыдов: Хорошо. А как много победителей будет? Екатерина Рыбакова: Будет три категории: "Школа мегаполиса", "Городская школа" и "Сельская школа". Мы специально хотим сделать так, чтобы у сельской школы не было необходимости конкурировать со школами крупных городов. Павел Давыдов: Екатерина, я знаю, что еще один ваш проект – так называемые "Школы социального партнерства". Что это такое? И в каких регионах это работает? Екатерина Рыбакова: "Школы социального партнерства", как мы это называем, – это школы, которые понимают свою задачу в том, чтобы развивать сообщество вокруг школы, чтобы к деятельности школы привлекать всевозможных партнеров (это и родители, и выпускники, и представители, может быть, муниципальных властей и бизнеса), создавать больше возможностей для детей, чтобы учеба не заканчивалась и не начиналась за школьной партой. Павел Давыдов: Тему этой беседы мы обозначили так – "Правильные инвестиции". Говоря экономическим языком, скажите, пожалуйста, а как вы считаете, когда эти вложенные инвестиции могут принести свои дивиденды, если мы говорим в целом о коммерческом секторе и о развитии образования? Екатерина Рыбакова: Для того мы и создали фонд как некоммерческую организацию, чтобы решать те задачи, которые в обществе нельзя решить коммерческими организациями. И поэтому от этих инвестиций возврата в виде неких сумм мы не ожидаем, а ожидаем возврата в виде качественного изменения среды. Мы можем не просто ожидать будущего, а мы можем занять проактивную позицию, мы можем влиять на то, каким будет это будущее. Павел Давыдов: Но ведь эта проактивная позиция интересна еще и с той точки зрения, что в принципе некоммерческий сектор и какие-то образовательные программы в первую очередь должно поддерживать государство. И по сути вы разделяете с ним эту обязанность. Я прав? Екатерина Рыбакова: У нас другое отношение: мы не считаем, что только государство должно. Во всем мире много образовательных инициатив поддерживаются частными фондами, фамильными фондами, и это очень сильно влияет на среду. У нас в России, может быть, наш фонд один из первых. Но мы очень надеемся, что эту эстафету подхватят и другие фонды. Павел Давыдов: Екатерина, фонд ваш действительно уникален. Уникален и тем, что вы выделяете достаточно мощные суммы на поддержку разных проектов. А кто в такой ситуации помогает вам? Ведь эти деньги еще нужно найти, чтобы вложить. Екатерина Рыбакова: Эти деньги – это капитал, который мой муж, занимаясь бизнесом, сумел аккумулировать. И мы приняли в семье решение – перенаправить эти средства в общество. Павел Давыдов: Кстати, ваш муж Игорь Рыбаков когда-то заметил: "Идеи должны работать так же, как и люди". Екатерина Рыбакова: Да. Павел Давыдов: Пожелаю вам, чтобы все самые смелые идеи и дальше помогали развиваться вашему фонду, ведь от него действительно зависит наше будущее, а главное, приближает нас к определенной цели – ускорению экономического развития в России. Екатерина Рыбакова: Спасибо. Павел Давыдов: Спасибо вам большое. "Рыбаков Фонд" уделяет особое внимание модернизации российского образования и активному обмену опытом между бизнесом, академическим сообществом и представителями государственной власти. И еще "Рыбаков Фонд" намерен возродить в России традиции и престиж семейной филантропии. Это, пожалуй, и можно назвать правильными инвестициями – инвестициями в завтрашний день российского общества. У нас в гостях была соучредитель "Рыбаков Фонда" Екатерина Рыбакова.