Елена Чернышкова: Чтобы успешно жить и работать корпорация обязательно должна инвестировать в стратегические образовательные проекты
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/elena-chernishkova-chtobi-24001.html Ангелина Грохольская Более двух третей
российских компаний занимаются корпоративной благотворительностью, поддерживают
социальные проекты и вовлекают сотрудников в волонтерскую деятельность. Для чего
это нужно бизнесу? Чтобы улучшить репутацию, создать положительный имидж компании
или сформировать кадровый резерв. Корпорации охотно вкладывают деньги в образование
талантливых школьников и студентов, чтобы через несколько лет пополнить свой штат
высококлассными специалистами.
В 2003 году руководством крупнейшей
финансовой корпорации "Система" было принято решение о создании благотворительного
фонда для разработки и реализации социально значимых проектов, в том числе и в сфере
образования. И сегодня у нас в студии президент благотворительного фонда "Система"
Елена Чернышкова. Елена Павловна, здравствуйте.
Елена Чернышкова: Здравствуйте.
А.Г.: Рады видеть вас в студии "Большой
страны". Елена Павловна, скажите, пожалуйста, а вот корпорации "Система"
для чего нужен фонд? Вот для чего нужна вообще эта корпоративная благотворительность?
Е.Ч.: Очень многие компании или, например,
такие, знаете, производственные предприятия, которые расположены в регионах, вообще-то,
они должны развивать социальную среду в своих регионах хотя бы для того, чтобы их
сотрудникам было комфортно там жить. Это такая самая простая причина, почему бизнесу
нужно этим заниматься.
А.Г.: Ну, как же? Вроде бы есть государство,
которое тоже обязано выполнять социальные функции.
Е.Ч.: Совершенно верно. Просто есть вопросы
в развитии социальной сферы (кстати, образование тоже к ним относится), в которых
государство не очень успешно во многих смыслах.
Например, с образованием
происходит интересная история. Внешний мир в последние годы, в последние десятилетия
меняется очень быстро, рынок труда меняется очень быстро. Компании, которые являются
работодателями, они постоянно испытывают голод в квалифицированных кадрах – в частности
потому, что этот состав компетенций, который нужен, особенно для профессий в каких-то
технологических отраслях, постоянно меняется. Образование фактически не успевает
за тем, чтобы каждый раз, каждый год соответствовать все новым требованиям работодателей.
И поэтому компании должны прилагать усилия и инвестировать в процесс подготовки
будущего своего такого кадрового резерва. Это с одной стороны.
А с другой стороны,
у нас сейчас самый главный актив любой компании – это умные и высококвалифицированные
специалисты. И компании, страны, города, регионы – они конкурируют фактически за
таланты. По большому счету, им нужны… Как университеты конкурируют за талантливых
преподавателей и студентов, а школы – за талантливых учеников. Точно так же компании
конкурируют за талантливых сотрудников. И для того чтобы в этой конкуренции быть
успешными, корпорации должны постоянно работать над тем, чтобы повышать лояльность
своих сотрудников к себе, инвестировать в разные образовательные проекты, чтобы
привлекать к себе вот таких максимально квалифицированных и талантливых людей.
А.Г.: То есть это процесс такой взаимовыгодный.
Е.Ч.: Конечно, конечно. Необходимое условие
для того, чтобы успешно жить и работать в России: корпорация обязательно должна
инвестировать в стратегические образовательные проекты. Это как раз один из проектов,
"Лифт в будущее", который мы делаем.
А.Г.: Мы сегодня даже вынесли в название
нашей беседы: "Лифт в будущее". Это один из ваших основных проектов. Давайте
о нем сразу и поговорим. Что это? Для кого? На кого он направлен в первую очередь?
Е.Ч.: Если можно, я чуть-чуть начну как-то
сначала.
А.Г.: Хорошо.
Е.Ч.: Есть благотворительный фонд "Система".
Благотворительный фонд "Система" уже существует 13 лет. И он специально
был создан корпорацией для того, чтобы профессиональным образом управлять социальными
программами, своими социальными проектами. И именно в корпорации "Система"
есть такая специфика – корпорация состоит из более чем 20 различных бизнесов.
Может быть, самые известные из них – "МТС" или "Детский мир".
А.Г.: Причем направления совершенно разные.
Е.Ч.: Совершенно разные. Вот это тоже очень
важная специфика нашего фонда и наших программ. У нас есть и сельскохозяйственное
производство в Краснодарском крае. И, вообще говоря, rocket science, космическая наука, потому что у нас
есть радиотехнический институт, который занимается космическими исследованиями и
вообще широким спектром разных исследовательских проектов. И когда мы думаем как
благотворительный фонд, какие программы выбрать для реализации, мы всегда думаем
про то, какие интересы есть у наших компаний, входящих в корпорацию "Система",
какая стратегия социальная есть у корпорации на высоком уровне. И все наши программы
так или иначе соответствуют вот этим высоким таким приоритетам.
И так получилось,
что в составе акционерной финансовой корпорации "Система" есть более половины
компаний, так или иначе связанных с высокими технологиями – и с исследованиями,
и с инженерными науками. Я скажу вам, что действительно сейчас дефицит в России
в целом, и не только в наших компаниях, дефицит высококвалифицированных сотрудников,
таких юных, молодых талантливых инженеров, которые могут составить кадровый потенциал
всей нашей высокотехнологичной экономики российской. И не только это касается "Системы".
Поэтому несколько
лет назад, пять лет назад было принято решение – создать новую программу, которая
бы называлась "Лифт в будущее". И эта программа нацелена на то, чтобы
отбирать по всей России (и затем специальным образом образовывать, профориентировать
и делать для них образовательные программы) самых талантливых молодых ребят, привлекать
их к техническим специальностям, к инженерным наукам, фактически заинтересовывать
их теми делами, которыми мы хотели бы, чтобы они занимались в будущем.
И постепенно
эта программа развивалась-развивалась – и вот сейчас она представляет собой целый
большой такой комплекс мероприятий. Она рассчитана на разные возрасты. Мы начинаем
работать со старшеклассниками, затем работаем с младшекурсниками, со старшекурсниками
и заканчиваем уже работать с молодыми специалистами, которые уже попадают на стажировки
в наши компании или в какие-то другие компании этих отраслей. И важная история про
эту программу заключается в том, что мы стараемся делать так, чтобы эти ребята в
рамках наших образовательных программ решали задачи реальные, которые относятся
к реальной жизни.
Мы начинаем работать со
старшеклассниками, затем работаем с младшекурсниками, со старшекурсниками и
заканчиваем уже работать с молодыми специалистами, которые уже попадают на
стажировки в наши компании или в какие-то другие компании этих отраслей.
Например, некоторое
время назад одна из федеральных наших школ для старшеклассников "Лифт в будущее"
проходила в Артеке (иногда на таких федеральных площадках – в Орленке). Привозим
этих самых лучших детей, которые отобраны со всей России. И когда они работали,
скажем, в Артеке, все эти дети, их там было около 150, они были разделены на команды,
и каждая команда решала вопрос, связанный с местной территорией.
Как раз в этот
момент очень удачно городские власти Севастополя развивали, доделывали такую разработку
генерального плана города, и часть этого генплана была просто отдана нашим ребятам.
И, например, какая-то команда занималась развитием… То есть они разрабатывали проект
по образовательной инфраструктуре этой территории. Какая-то команда, по-моему, даже
не одна, а несколько, занимались системой энергосбережения и энергобезопасности,
потому что как раз в это время мы там были, и все время вырубали свет в этом Крыму
без конца – то ночью нет света, то днем. И в этой ситуации действительно было так,
что эти команды ребят… У них выделялись лидеры сразу там. Их сопровождали наши же
сотрудники наших же компаний, которые занимаются как раз энергетикой, и проверяли
их решения, и говорили, почему это решение не пойдет на практике, а какое пойдет
на практике.
И когда это все
увидели представители и мэрии, и руководства Артека, они сказали: "Послушайте,
у нас тут Артек тоже надо строить. Давайте по Артеку что-нибудь сделают ваши дети".
То есть действительно к ним отнеслись в какой-то момент как к такому серьезному,
интеллектуальному потенциалу.
"Лифт в будущее". О вовлечении
своих сотрудников в волонтерскую деятельность рассказывает президент благотворительного
фонда "Система" Елена Чернышкова.
А.Г.: Кроме "Лифта в будущее",
у вас есть еще несколько направлений. Давайте о них поговорим хотя бы коротко. Очень
хочется рассказать, чем еще фонд занимается.
Е.Ч.: У нас есть направление, которое называется
"Социальные проекты и волонтерство". И в рамках этого направления мы реализуем
целый комплекс очень важных и интересных программ, которые в основном нацелены на
помощь социально незащищенным слоям населения, прежде всего детям и пожилым людям.
Если начинать
с пожилых, то наша основная аудитория – это ветераны Великой Отечественной войны.
С одной стороны, мы оказываем им медицинскую поддержку. Но если мы подумаем про
то, что нужно пожилым людям, в том числе и ветеранам? Им нужно заботиться о здоровье,
и им нужно общение, им нужна социальная активность и чтобы про них не забывали другие
люди, другие категории.
А.Г.: Чтобы они не чувствовали себя одинокими
и брошенными.
Е.Ч.: Да, совершенно верно. И поэтому как раз
здесь возникает огромная роль наших волонтеров. В АФК "Система",
если так в среднем взять, с одной стороны, у нас больше 100 тысяч сотрудников,
а с другой стороны, почти 10% этих сотрудников участвуют так или иначе в разных
волонтерских акциях.
А.Г.: То есть вы включаете и их в свою
работу?
Е.Ч.: Да. И эти социальные проекты как раз
способствуют тому, чтобы волонтеры включались. Когда в компании активно деятельность
волонтерская развивается, сотрудники чувствуют себя более лояльно, они более лояльно
относятся к компании, к работодателю, и у них устанавливаются такие более долгосрочные
связи с работодателем.
А.Г.: Сегодня даже говорят, что корпоративное
волонтерство – это гораздо эффективнее, чем тимбилдинг, например.
Е.Ч.: Конечно, конечно.
А.Г.: Потому что, участвуя в какой-то
такой полезной, доброй деятельности, люди и лучше сплочаются, и лучше начинают относиться
и к руководству, особенно если руководство там же.
Е.Ч.: Точно, да. Во-первых, у нас как раз с
этим все хорошо, потому что наши руководители тоже в этом участвуют. Скажем, когда
у человека происходит день рождения, те люди, которые хотят подарить ему подарок,
они собирают средства, и эти средства направляются на благотворительность. Вот у
нас уже несколько раз такие случаи были с руководителями нашей корпорации, и я очень
этим горжусь.
При нашей поддержке
была создана сеть виртуальных представительств Русского музея – примерно 140
представительств в России и еще несколько за рубежом. Кстати, одно даже есть в
Антарктиде.
А.Г.: Елена Павловна, еще одно направление
связано с культурой. К сожалению, у нас очень мало времени уже, поэтому коротко.
Но я не могу не сказать о нем, потому что это тоже очень важно. И первые проекты
ведь были связаны именно с поддержкой культурных программ и мероприятий, музеев
в том числе.
Е.Ч.: Да, у нас есть стратегическое сотрудничество
с Русским музеем. Это музей, который находится в Петербурге, это крупнейшая в мире
коллекция русского искусства. И большую часть наших ресурсов мы как благотворительный
фонд тратим на то, чтобы новые технологии применять в музейном деле. Например, при
нашей поддержке была создана сеть виртуальных представительств Русского музея –
примерно 140 представительств в России и еще несколько за рубежом. Кстати,
одно даже есть в Антарктиде.
А.Г.: Ого, куда вы добрались!
Е.Ч.: Да. Это такие компьютерные, можно сказать,
представительства высокотехнологичные, где с помощью электронных средств связи и
всякого медийного оборудования можно посмотреть на коллекции музея и на самом деле
получить обучение, потому что параллельно за счет средств фонда разрабатываются
обучающие программы на основании этой информации.
Если коротко,
это направление называется "Новые технологии для просвещения". И мы способствуем
тому, что информация про коллекции Русского музея и в принципе про русское искусство
становится известной, с одной стороны, в регионах, где эта информация труднодоступна,
а с другой стороны – в мире. И это такая популяризация русского искусства за рубежом.
А.Г.: Появятся ли новые направления? Есть
ли какие-то уже идеи на 2017 год, который не за горами?
Е.Ч.: Для нас самая важная история – это совместные
программы с нашими компаниями. Следующий год будем годом, когда мы будем очень активно
развивать наши совместные (именно в регионах присутствия) благотворительные акции.
Пример такой
акции – это детский фестиваль "Солоны", который происходил в Республике
Алтай в августе 2016 года. В рамках этого детского благотворительного фестиваля
10 компаний, входящих в АФК "Система", так сказать, при предводительстве
и по инициативе благотворительного фонда "Система" просто создали такой
большой набор мероприятий и профинансировали его.
Этот набор мероприятий
был нацелен на улучшение социальной обстановки в этой республике и на улучшение
качества жизни, образования конкретных детей из социально незащищенных категорий.
В принципе, это дети из детских домов, дети из многодетных семей. Это республика,
в которой очень высокий уровень рождаемости и много многодетных семей. И там достаточно
тяжелая ситуация, например, с образовательной инфраструктурой. В 2014 году
в этой республике был самый высокий уровень в России детского суицида, вот такого
подросткового. Это связано и с экономическими, и с такими культурными причинами
– местное население, которое не перестраивается на другой, так сказать, современный
образ жизни.
На самом деле
при небольшом финансировании нам удалось сделать самое главное и самое важное социальное
событие в республике за целый год. И конечно, нас принимали очень хорошо. Сейчас
это наши лучшие друзья.
А.Г.: Елена Павловна, спасибо вам огромное
за беседу. Я хочу пожелать, чтобы у нас у всех было как можно больше друзей, чтобы
к корпоративной благотворительности присоединялись и другие компании, которые еще
этого не сделали, потому что пример очень хороший. А хороший пример – он заразителен.
Спасибо вам огромное.
Е.Ч.: Спасибо большое.
А.Г.: О корпоративной благотворительности
и образовательных проектах мы беседовали с президентом фонда "Система"
Еленой Чернышковой.
Елена Чернышкова: Чтобы успешно жить и работать корпорация обязательно должна инвестировать в стратегические образовательные проекты