Ангелина Грохольская Более двух третей российских компаний занимаются корпоративной благотворительностью, поддерживают социальные проекты и вовлекают сотрудников в волонтерскую деятельность. Для чего это нужно бизнесу? Чтобы улучшить репутацию, создать положительный имидж компании или сформировать кадровый резерв. Корпорации охотно вкладывают деньги в образование талантливых школьников и студентов, чтобы через несколько лет пополнить свой штат высококлассными специалистами. В 2003 году руководством крупнейшей финансовой корпорации "Система" было принято решение о создании благотворительного фонда для разработки и реализации социально значимых проектов, в том числе и в сфере образования. И сегодня у нас в студии президент благотворительного фонда "Система" Елена Чернышкова. Елена Павловна, здравствуйте. Елена Чернышкова: Здравствуйте. А.Г.: Рады видеть вас в студии "Большой страны". Елена Павловна, скажите, пожалуйста, а вот корпорации "Система" для чего нужен фонд? Вот для чего нужна вообще эта корпоративная благотворительность? Е.Ч.: Очень многие компании или, например, такие, знаете, производственные предприятия, которые расположены в регионах, вообще-то, они должны развивать социальную среду в своих регионах хотя бы для того, чтобы их сотрудникам было комфортно там жить. Это такая самая простая причина, почему бизнесу нужно этим заниматься. А.Г.: Ну, как же? Вроде бы есть государство, которое тоже обязано выполнять социальные функции. Е.Ч.: Совершенно верно. Просто есть вопросы в развитии социальной сферы (кстати, образование тоже к ним относится), в которых государство не очень успешно во многих смыслах. Например, с образованием происходит интересная история. Внешний мир в последние годы, в последние десятилетия меняется очень быстро, рынок труда меняется очень быстро. Компании, которые являются работодателями, они постоянно испытывают голод в квалифицированных кадрах – в частности потому, что этот состав компетенций, который нужен, особенно для профессий в каких-то технологических отраслях, постоянно меняется. Образование фактически не успевает за тем, чтобы каждый раз, каждый год соответствовать все новым требованиям работодателей. И поэтому компании должны прилагать усилия и инвестировать в процесс подготовки будущего своего такого кадрового резерва. Это с одной стороны. А с другой стороны, у нас сейчас самый главный актив любой компании – это умные и высококвалифицированные специалисты. И компании, страны, города, регионы – они конкурируют фактически за таланты. По большому счету, им нужны… Как университеты конкурируют за талантливых преподавателей и студентов, а школы – за талантливых учеников. Точно так же компании конкурируют за талантливых сотрудников. И для того чтобы в этой конкуренции быть успешными, корпорации должны постоянно работать над тем, чтобы повышать лояльность своих сотрудников к себе, инвестировать в разные образовательные проекты, чтобы привлекать к себе вот таких максимально квалифицированных и талантливых людей. А.Г.: То есть это процесс такой взаимовыгодный. Е.Ч.: Конечно, конечно. Необходимое условие для того, чтобы успешно жить и работать в России: корпорация обязательно должна инвестировать в стратегические образовательные проекты. Это как раз один из проектов, "Лифт в будущее", который мы делаем. А.Г.: Мы сегодня даже вынесли в название нашей беседы: "Лифт в будущее". Это один из ваших основных проектов. Давайте о нем сразу и поговорим. Что это? Для кого? На кого он направлен в первую очередь? Е.Ч.: Если можно, я чуть-чуть начну как-то сначала. А.Г.: Хорошо. Е.Ч.: Есть благотворительный фонд "Система". Благотворительный фонд "Система" уже существует 13 лет. И он специально был создан корпорацией для того, чтобы профессиональным образом управлять социальными программами, своими социальными проектами. И именно в корпорации "Система" есть такая специфика – корпорация состоит из более чем 20 различных бизнесов. Может быть, самые известные из них – "МТС" или "Детский мир". А.Г.: Причем направления совершенно разные. Е.Ч.: Совершенно разные. Вот это тоже очень важная специфика нашего фонда и наших программ. У нас есть и сельскохозяйственное производство в Краснодарском крае. И, вообще говоря, rocket science, космическая наука, потому что у нас есть радиотехнический институт, который занимается космическими исследованиями и вообще широким спектром разных исследовательских проектов. И когда мы думаем как благотворительный фонд, какие программы выбрать для реализации, мы всегда думаем про то, какие интересы есть у наших компаний, входящих в корпорацию "Система", какая стратегия социальная есть у корпорации на высоком уровне. И все наши программы так или иначе соответствуют вот этим высоким таким приоритетам. И так получилось, что в составе акционерной финансовой корпорации "Система" есть более половины компаний, так или иначе связанных с высокими технологиями – и с исследованиями, и с инженерными науками. Я скажу вам, что действительно сейчас дефицит в России в целом, и не только в наших компаниях, дефицит высококвалифицированных сотрудников, таких юных, молодых талантливых инженеров, которые могут составить кадровый потенциал всей нашей высокотехнологичной экономики российской. И не только это касается "Системы". Поэтому несколько лет назад, пять лет назад было принято решение – создать новую программу, которая бы называлась "Лифт в будущее". И эта программа нацелена на то, чтобы отбирать по всей России (и затем специальным образом образовывать, профориентировать и делать для них образовательные программы) самых талантливых молодых ребят, привлекать их к техническим специальностям, к инженерным наукам, фактически заинтересовывать их теми делами, которыми мы хотели бы, чтобы они занимались в будущем. И постепенно эта программа развивалась-развивалась – и вот сейчас она представляет собой целый большой такой комплекс мероприятий. Она рассчитана на разные возрасты. Мы начинаем работать со старшеклассниками, затем работаем с младшекурсниками, со старшекурсниками и заканчиваем уже работать с молодыми специалистами, которые уже попадают на стажировки в наши компании или в какие-то другие компании этих отраслей. И важная история про эту программу заключается в том, что мы стараемся делать так, чтобы эти ребята в рамках наших образовательных программ решали задачи реальные, которые относятся к реальной жизни. Мы начинаем работать со старшеклассниками, затем работаем с младшекурсниками, со старшекурсниками и заканчиваем уже работать с молодыми специалистами, которые уже попадают на стажировки в наши компании или в какие-то другие компании этих отраслей. Например, некоторое время назад одна из федеральных наших школ для старшеклассников "Лифт в будущее" проходила в Артеке (иногда на таких федеральных площадках – в Орленке). Привозим этих самых лучших детей, которые отобраны со всей России. И когда они работали, скажем, в Артеке, все эти дети, их там было около 150, они были разделены на команды, и каждая команда решала вопрос, связанный с местной территорией. Как раз в этот момент очень удачно городские власти Севастополя развивали, доделывали такую разработку генерального плана города, и часть этого генплана была просто отдана нашим ребятам. И, например, какая-то команда занималась развитием… То есть они разрабатывали проект по образовательной инфраструктуре этой территории. Какая-то команда, по-моему, даже не одна, а несколько, занимались системой энергосбережения и энергобезопасности, потому что как раз в это время мы там были, и все время вырубали свет в этом Крыму без конца – то ночью нет света, то днем. И в этой ситуации действительно было так, что эти команды ребят… У них выделялись лидеры сразу там. Их сопровождали наши же сотрудники наших же компаний, которые занимаются как раз энергетикой, и проверяли их решения, и говорили, почему это решение не пойдет на практике, а какое пойдет на практике. И когда это все увидели представители и мэрии, и руководства Артека, они сказали: "Послушайте, у нас тут Артек тоже надо строить. Давайте по Артеку что-нибудь сделают ваши дети". То есть действительно к ним отнеслись в какой-то момент как к такому серьезному, интеллектуальному потенциалу. "Лифт в будущее". О вовлечении своих сотрудников в волонтерскую деятельность рассказывает президент благотворительного фонда "Система" Елена Чернышкова. А.Г.: Кроме "Лифта в будущее", у вас есть еще несколько направлений. Давайте о них поговорим хотя бы коротко. Очень хочется рассказать, чем еще фонд занимается. Е.Ч.: У нас есть направление, которое называется "Социальные проекты и волонтерство". И в рамках этого направления мы реализуем целый комплекс очень важных и интересных программ, которые в основном нацелены на помощь социально незащищенным слоям населения, прежде всего детям и пожилым людям. Если начинать с пожилых, то наша основная аудитория – это ветераны Великой Отечественной войны. С одной стороны, мы оказываем им медицинскую поддержку. Но если мы подумаем про то, что нужно пожилым людям, в том числе и ветеранам? Им нужно заботиться о здоровье, и им нужно общение, им нужна социальная активность и чтобы про них не забывали другие люди, другие категории. А.Г.: Чтобы они не чувствовали себя одинокими и брошенными. Е.Ч.: Да, совершенно верно. И поэтому как раз здесь возникает огромная роль наших волонтеров. В АФК "Система", если так в среднем взять, с одной стороны, у нас больше 100 тысяч сотрудников, а с другой стороны, почти 10% этих сотрудников участвуют так или иначе в разных волонтерских акциях. А.Г.: То есть вы включаете и их в свою работу? Е.Ч.: Да. И эти социальные проекты как раз способствуют тому, чтобы волонтеры включались. Когда в компании активно деятельность волонтерская развивается, сотрудники чувствуют себя более лояльно, они более лояльно относятся к компании, к работодателю, и у них устанавливаются такие более долгосрочные связи с работодателем. А.Г.: Сегодня даже говорят, что корпоративное волонтерство – это гораздо эффективнее, чем тимбилдинг, например. Е.Ч.: Конечно, конечно. А.Г.: Потому что, участвуя в какой-то такой полезной, доброй деятельности, люди и лучше сплочаются, и лучше начинают относиться и к руководству, особенно если руководство там же. Е.Ч.: Точно, да. Во-первых, у нас как раз с этим все хорошо, потому что наши руководители тоже в этом участвуют. Скажем, когда у человека происходит день рождения, те люди, которые хотят подарить ему подарок, они собирают средства, и эти средства направляются на благотворительность. Вот у нас уже несколько раз такие случаи были с руководителями нашей корпорации, и я очень этим горжусь. При нашей поддержке была создана сеть виртуальных представительств Русского музея – примерно 140 представительств в России и еще несколько за рубежом. Кстати, одно даже есть в Антарктиде. А.Г.: Елена Павловна, еще одно направление связано с культурой. К сожалению, у нас очень мало времени уже, поэтому коротко. Но я не могу не сказать о нем, потому что это тоже очень важно. И первые проекты ведь были связаны именно с поддержкой культурных программ и мероприятий, музеев в том числе. Е.Ч.: Да, у нас есть стратегическое сотрудничество с Русским музеем. Это музей, который находится в Петербурге, это крупнейшая в мире коллекция русского искусства. И большую часть наших ресурсов мы как благотворительный фонд тратим на то, чтобы новые технологии применять в музейном деле. Например, при нашей поддержке была создана сеть виртуальных представительств Русского музея – примерно 140 представительств в России и еще несколько за рубежом. Кстати, одно даже есть в Антарктиде. А.Г.: Ого, куда вы добрались! Е.Ч.: Да. Это такие компьютерные, можно сказать, представительства высокотехнологичные, где с помощью электронных средств связи и всякого медийного оборудования можно посмотреть на коллекции музея и на самом деле получить обучение, потому что параллельно за счет средств фонда разрабатываются обучающие программы на основании этой информации. Если коротко, это направление называется "Новые технологии для просвещения". И мы способствуем тому, что информация про коллекции Русского музея и в принципе про русское искусство становится известной, с одной стороны, в регионах, где эта информация труднодоступна, а с другой стороны – в мире. И это такая популяризация русского искусства за рубежом. А.Г.: Появятся ли новые направления? Есть ли какие-то уже идеи на 2017 год, который не за горами? Е.Ч.: Для нас самая важная история – это совместные программы с нашими компаниями. Следующий год будем годом, когда мы будем очень активно развивать наши совместные (именно в регионах присутствия) благотворительные акции. Пример такой акции – это детский фестиваль "Солоны", который происходил в Республике Алтай в августе 2016 года. В рамках этого детского благотворительного фестиваля 10 компаний, входящих в АФК "Система", так сказать, при предводительстве и по инициативе благотворительного фонда "Система" просто создали такой большой набор мероприятий и профинансировали его. Этот набор мероприятий был нацелен на улучшение социальной обстановки в этой республике и на улучшение качества жизни, образования конкретных детей из социально незащищенных категорий. В принципе, это дети из детских домов, дети из многодетных семей. Это республика, в которой очень высокий уровень рождаемости и много многодетных семей. И там достаточно тяжелая ситуация, например, с образовательной инфраструктурой. В 2014 году в этой республике был самый высокий уровень в России детского суицида, вот такого подросткового. Это связано и с экономическими, и с такими культурными причинами – местное население, которое не перестраивается на другой, так сказать, современный образ жизни. На самом деле при небольшом финансировании нам удалось сделать самое главное и самое важное социальное событие в республике за целый год. И конечно, нас принимали очень хорошо. Сейчас это наши лучшие друзья. А.Г.: Елена Павловна, спасибо вам огромное за беседу. Я хочу пожелать, чтобы у нас у всех было как можно больше друзей, чтобы к корпоративной благотворительности присоединялись и другие компании, которые еще этого не сделали, потому что пример очень хороший. А хороший пример – он заразителен. Спасибо вам огромное. Е.Ч.: Спасибо большое. А.Г.: О корпоративной благотворительности и образовательных проектах мы беседовали с президентом фонда "Система" Еленой Чернышковой.