Павел Давыдов: Костер, приятная компания, звонкая гитара и остатки провианта. Походы, купание в ручьях и понимание того, что настоящая жизнь не может быть окружена стенами городской квартиры. Это – природа и долгая дорога. Это – молодежный отдых. Куда отправиться молодым людям предстоящим летом? В каких регионах нашей страны лучше развит молодежный туризм? И что скрыто в этом понятии? Прямо сейчас раскроем "дорожную карту" вместе с нашей гостьей. В студии "Большой страны" заместитель директора Центра исследования и развития молодежного туризма Елена Филиппова. Елена, здравствуйте. Елена Филиппова: Здравствуйте. П.Д.: Помогите найти ответ на вопрос: как выглядит "дорожная карта" молодежного туризма в России? "дорожная карта" – это целая система того, как нужно развивать молодежный туризм в России Е.Ф. На наш взгляд, "дорожная карта" – это целый комплекс, целая система по тому, как нужно развивать молодежный туризм в России, по тому, куда двигаться и каким образом охватить целиком всю нашу большую страну и всю молодежь – от студенчества до 30 лет. П.Д.: А что такое "молодежный туризм"? Что вы как специалист вкладываете в это понятие? Е.Ф. В первую очередь нужно определиться с тем, что такое молодежь и что она из себя представляет как потребитель. И, наверное, здесь основной характеристикой является то, что это люди, которые максимально социально не защищены. Говоря о детях, мы понимаем, что за них могут платить родители. Говоря о людях старше 30 лет, мы понимаем, что они могут сами за себя заплатить – они уже работают, у них есть определенный достаток. А эта прослойка, которую мы называем для себя "молодежь" – от 14 до 30, – как раз это либо студенты, либо только-только пришедшие на работу молодые люди, и они ограничены в своих финансах. Но при этом это самая мобильная часть, это самая мобильная прослойка населения – то, чего нет у нас, у тех, кто постарше и уже выходит из этого возраста. П.Д.: Смотрите, молодежный отдых – он дешевый, он легко организуемый и, естественно, шумный. А что еще можно о нем сказать? Е.Ф. В продолжение к вашему слову "шумный" я бы сказала, что это обязательно компания. То есть молодежь любит путешествовать с друзьями, и она очень легко идет на контакт и легко находит новых друзей. П.Д.: Елена, скажите, пожалуйста, а насколько хорошо сегодня развит молодежный туризм в России? Мы своей деятельностью очень хотели бы выделить как отдельное направление молодежный туризм Е.Ф. К сожалению, могу сказать, что этот вопрос только сейчас начинает подниматься, что молодежный туризм нужно в целом рассматривать как что-то отдельное. Часто говорят о детско-юношеском туризме, и даже существуют определенные комиссии по его поддержке и развитию. Но обычно в этом словосочетании главным является слово "детский" туризм, а "юношеский" и "молодежный" как-то немножечко остаются за кадром. И мы своей деятельностью очень хотели бы выделить как отдельное направление молодежный туризм, потому что это потребитель со своими нуждами, со своими спецификами. П.Д.: Я как раз нашел, что среди целей вашего центра – развитие молодежного туризма в России с учетом потребностей современного общества. А могли бы вы обозначить эти потребности? Е.Ф. В первую очередь, говоря о молодежи, мы должны понимать, что это наше будущее, это те люди, которые будут в дальнейшем развивать нашу страну. И отдых не должен носить характер исключительно релаксации, а он должен быть социально значимым. П.Д.: То есть быть в первую очередь познавательным, развивающим человека, личность? Е.Ф. Да. П.Д.: О каких туристических направлениях идет речь? Это походы? Это экскурсионные программы? Е.Ф. Я бы сказала, что обо всех. Безусловно, каждое из направлений очень важно. И если мы говорим о советском прошлом, то это в основном был походный туризм, конечно же. Он был очень широко развит. И система турклубов, которая существовала на базе университетов, – тому подтверждение. П.Д.: А сейчас? Е.Ф. Сейчас она тоже существует, но, к сожалению, многие турклубы уже не имеют такого значения и такой силы, которая была раньше. Но мы надеемся, что своей деятельностью и взаимодействием с университетами, с которыми у нас действительно уже хорошие отношения, мы сможем вдохнуть новую жизнь в это и, может быть, произвести ренейминг, ребрендинг этого всего, сделать это чем-то живым и соответствующим современности. П.Д.: Мне очень понравилось, что также среди ваших задач – создание моды на путешествия по России у современных студентов и молодежи. Мне кажется, с этим справиться крайне сложно. Если любовь к турпоходам воспитывается с детства, то какими способами все-таки привить любовь к путешествиям у молодежи, которая, в принципе, этих турпоходов-то особо и не видела? студенческий турслет "Ночи над Волгой", который состоится в Мышкине в июле, направлен на популяризацию активного и самодеятельного отдыха Е.Ф. У нас есть одно мероприятие, которое состоится совсем скоро. Оно пройдет уже второй раз. Это всероссийский студенческий турслет "Ночи над Волгой", он состоится в Мышкине в июле. Он направлен как раз на популяризацию активного и самодеятельного отдыха. И мы пытаемся привлечь на это мероприятие не тех, кто уже ходит в походы, а тех, кто где-то слышал, что интересно сходить на Байкал, на Алтай, в Карелию, но они боятся, для них существует стереотип такого бородатого мужчины с большим рюкзаком за плечами. П.Д.: И с гитарой. Е.Ф. И одна из наших задач – сломать такие стереотипы, показать, что это не сложно, что это действительно интересно, и вот ваше время как раз путешествовать именно таким образом. П.Д.: Скажите, вообще вам по силам исправить положение дел? Вы же представляете некоммерческую автономную организацию, а не госструктуру, которая имеет определенные рычаги воздействия и даже возможности. Е.Ф. Я бы сказала, что, взаимодействуя с госструктурами, как вы говорите, с исполнительной властью, с другими общественными организациями, а также с экспертами в этой области и, конечно же, с университетами (это база нашей молодежи), мы надеемся, что именно это сообщество сможет что-то изменить. Конечно, не мы одни, а благодаря нашей дружбе, возможно. П.Д.: А как вы как раз сотрудничаете в вопросах развития молодежного туризма с властями в регионах? Е.Ф. Проводя каждый раз в новом городе мероприятия и привлекая местную молодежь не только к участию, но и к организации этого мероприятия, мы тем самым и привлекаем внимание местных органов власти. Они действительно заинтересованы в том, чтобы у них проходили такие, на мой взгляд, хорошие вещи. П.Д.: Сложный вопрос задам, но он обязательно должен быть озвучен. Скажите, а что сегодня больше всего мешает развитию молодежного туризма в нашей стране? Какая основная проблема: инфраструктура, отношение тех же властей или неготовность общества? Не существует статистики по путешествиям молодежи как группы Е.Ф. Действительно сложный вопрос. Это направление туризма не выделено в отдельное, и им никто не занимается. Мы на себе чувствуем, насколько сложно сейчас разворачивать эту глыбу. И просто не хватает рук, не хватает времени – настолько много задач. В частности, очень сложно подходить к этому системно из-за того, что не хватает как минимум статистики. Не существует статистики по путешествиям молодежи как группы, и поэтому очень сложно отслеживать, а как же наши действия влияют на этот процесс, получается ли это, помогает ли это. Это тоже такой базис, которого очень сильно не хватает. П.Д.: На Западе молодежный туризм хорошо развит за счет того, что те же турфирмы предлагают много разных интересных направлений. А как много в России компаний, которые организуют такой вид молодежного отдыха? Е.Ф. Таких компаний не очень много в России. Конечно, мы сейчас только проводим мониторинг этого, исследуем и, возможно, еще многого не знаем. Но, как нам кажется, здесь этого недостаточно. Конечно, в современном мире – благодаря информатизации, благодаря современным гаджетам – большая часть молодежи способна сама себе устроить отдых. Но все равно то, что может устроить туроператор или другая какая-то компания, агентство, может быть, как раз та команда, которой так не хватает молодежи, – этого, конечно, очень мало. И тот уникальный турпродукт, который может быть организован исключительно централизованно, – конечно, его тоже очень мало, именно ориентированного на молодежь. П.Д.: Елена, позвольте личный вопрос: а как часто по России путешествуете вы? И назовите свои любимые места. Е.Ф. Путешествую меньше, чем хотелось бы. П.Д.: Ну, всегда так бывает. Ярославская область действительно ориентирована на молодежный туризм, поэтому с ней очень комфортно взаимодействовать Е.Ф. Да. Я очень люблю путешествовать. И, конечно же, люблю путешествовать по России. Но при этом я понимаю, что не могу себе "закрасить" полностью страну (знаете, такие скретч-карты). Очень хочется на Сахалин, очень хочется на Байкал, в Ямало-Ненецкий автономный округ. Но, наверное, очень теплые чувства у меня вызывают два города – Ярославль и Санкт-Петербург (я там просто очень часто бываю). У нас очень хорошие отношения с Ярославской областью, в частности с администрацией. Они действительно очень ориентированы на молодежь и на молодежный туризм, поэтому с ними очень комфортно взаимодействовать. И Санкт-Петербург, конечно. Это наша Венеция. П.Д.: Елена, и, завершая наш диалог, скажите, пожалуйста: по вашему мнению, сколько должно пройти времени, чтобы молодежный туризм в России стал самодостаточным явлением? Е.Ф. Очень хороший и очень сложный вопрос. На мой взгляд, хотелось бы, чтобы это было максимально скоро. Но, конечно, учитывая наши объемы, учитывая размеры нашей страны, это займет довольно продолжительное время, мне так кажется. П.Д.: Елена, большое вам спасибо, что нашли время, приехали в нашу студию, обрисовали перспективы и обозначили границы "дорожной карты" молодежного отдыха. Пожелаю активного развития этой туристической отрасли, ведь впереди лето – время путешествий, новых открытий и новых познаний. Спасибо вам большое. Е.Ф. Спасибо и вам. П.Д.: У нас в гостях была заместитель директора Центра исследования и развития молодежного туризма Елена Филиппова.