Павел Давыдов: Есть в Москве уникальный, единственный в своём роде музей. Его экспонаты – не вещи, а люди, оставившие свой след в истории российской благотворительности и меценатства, их дела, их судьбы. Основные посетители музея – не публика, ищущая развлечений. Там собираются потомки известных и малоизвестных широкой публике купеческих династий, туда приходят те, кого интересует дореволюционная Россия, и те, кто сегодня делает историю большой страны, или кому еще предстоит ее создавать – школьники и студенты. Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, о нем мы сегодня и поговорим с его директором Еленой Калмыковой. Елена Ивановна, здравствуйте. Елена Калмыкова: Здравствуйте. Павел Давыдов: Рады вас видеть. Тем более повод какой – в этом году отмечается 25-летие со дня основания вашего музея. Будет какая-то особая экспозиция? Как отмечать будете? Елена Калмыкова: Мы будем отмечать так же, как и герои нашей экспозиции. Мы отмечаем это практическими делами. Проходит большое количество лекций, экскурсий и мероприятий. Мы решили сделать год таким ударным, и показать весь потенциал нашего музея в самых разных форматах, в самых разных мероприятиях. Павел Давыдов: Елена Ивановна, я думаю, я не ошибусь, если скажу, что о меценатах и их благотворителях прошлого вы, сотрудники музея, знаете лучше других. А у вас есть свои герои, того времени, может быть? Меня восхищает пример Петра Губонина, который вышел из крепостных мужиков и строил железные дороги, став одним из богатейших людей России, который очень много занимался благотворительностью Елена Калмыкова: Вы знаете, я всех люблю. Как-то старообрядцы говорили, что в нашем музее живет 321 душа. Я люблю, наверное, гораздо больше душ, потому что есть много литературы, и есть имена, которые не представлены в нашем музее, и поэтому мне трудно кого-то обидеть. Меня восхищает пример Петра Ионовича Губонина, который из крепостных мужиков вышел и стал строить железные дороги, и стал одним из богатейших людей России, который очень много занимался благотворительностью. Мне очень близка история семьи Рукавишниковых, где папа был золотопромышленником, а сын Николай Васильевич получил блестящее образование. Услышав на лекции о том, что в Москве проводятся эксперименты, и перевоспитывают малолетних преступников, получивших сроки, он стал заниматься приютом. Затем это дело продолжили его братья, и приют стал известен во всем мире. Достаточно сказать, что приезжала даже комиссия учителей из Рио-де-Жанейро изучать методики приюта, и потом в Рио был открыт приют под названием "Рукавишниковский". Не могу не вспомнить, что у нас недавно проходила встреча, посвященная Меккам – это строители железной дороги. Приведу два примера. Один из примеров – Николай Карлович, миллионер, магнат, железнодорожный строитель, в своей усадьбе выращивал клубнику. Причем клубника была такого качества, что ее принимал на реализацию Елисеевский гастроном. И прямой потомок Николая Карловича, рассказывая об этом, говорил о том, что это был такой человек. Конечно, у него не стояла задача заработать на клубнике, но это люди, которые умели делать качественно все: и строить железные дороги, и выращивать клубнику на своем участке. Павел Давыдов: Елена Ивановна, интересно, потомки меценатов продолжают традиции предков? Елена Калмыкова: Если говорить как раз о стороне меценатской благотворительной деятельности, то да. Достаточно сказать, что многие из них, совершенно ничего не получая за эту работу, проводят невероятные изыскания в архивах, собирают материалы о своих предках, и потом эту информацию они помещают или в книгах, или они приносят в музей, и мы это можем донести до нынешнего поколения. Это работа, которая требует массу усилий. Есть примеры, допустим, семья Армад, одна из представителей текстильной династии, она организовывала школьную коммуну. Потомки и Арманды, и Гучковы, и Рябушинские, и Рукавишниковы, они очень помогают музею, и откликаются на любые мероприятия, какие-то призывы о помощи и так далее, то есть делают в этом отношении очень много. Павел Давыдов: А изменилось ли понимание о благотворительности и меценатстве через призму времени? Как было тогда, и что сейчас? Елена Калмыкова: Павел, я бы сказала, что нет. И иногда, когда я смотрю на современных предпринимателей, я вижу лица предпринимателей дореволюционных. Павел Давыдов: Даже так? Елена Калмыкова: Допустим, мне всегда приятно смотреть, например, на Михаила Эрнестовича Куснировича, который занимается фестивалями высокого искусства, и основные черты как, например, Саввы Тимофеевича Морозова, который строил Московский художественный театр, или Мамонтова, который создавал русскую частную оперу, так же и Михаил Эрнестович горит этой работой, любит высокое искусство, и он неоднократно говорит в своих интервью, я слышала лично, как он говорил о том, какое счастье вывести, допустим, музыкантов, которые до его фестиваля вместе на сцену не выходили. Недавно у Михаила Эрнестовича была фраза "удовольствие в деталях". И тогда это было – перфекционизм, удовольствие в деталях, – это есть и сегодня. Допустим, я могу провести параллель. Дмитрий Борисович Зимин, который помогает науке, также помогал и Леденцов, который оставил очень большое пожертвование на науку. То есть можно проводить параллели. Единственное, может быть, чего не хватает сегодня, если оценивать период прошлый и так далее – хочется больше настоящего, хочется не акций, презентаций, банкетов, фуршетов… Павел Давыдов: Конкретных действий, да? Елена Калмыкова: Действия. Им хочется менять мир, потому что человек мира, он созидатель по своей натуре, ему очень важно изменить окружающий мир к лучшему. И это свойственно и предпринимателям прошлого, это свойственно и настоящим предпринимателям сегодняшнего дня. Павел Давыдов: Елена Ивановна, примерно два года назад в одном из интервью вы сказали, что в условиях кризиса вам крайне сложно содержать музей. За эти два года что-то изменилось? Сегодня мы очень сложно живем. И если у кого-то есть интерес к музею, кто-то может оказать благотворительную помощь – приходите в музей, я всегда рада поговорить с каждым  Елена Калмыкова: Вы знаете, стало еще труднее, потому что арендная плата выросла на 500 тыс. – 3,5 млн. руб. мы должны выплатить в год. Если при этом учесть, что я одна в штате, и всю текущую работу веду в основном я одна… Но, слава богу, есть круг волонтеров, и помогают нам и предприниматели. Но, конечно, очень сложно живем. И если у кого-то есть интерес к музею, кто-то может оказать благотворительную помощь – на сайте вся информация, можно посмотреть. Приходите в музей, я всегда рада поговорить с каждым. Павел Давыдов: Елена Ивановна, в нашей стране такое количество предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса. Неужели некому из них помочь вам? Это же музей про них и о них, фактически. Елена Калмыкова: Это правильно. Но понимаете, в чем дело – сегодня государственные учреждения нуждаются в благотворительной помощи. Предприниматели оказывают различную помощь – и меценатскую, и благотворительную – государственным учреждениям. С нами, может быть, сложнее, потому что мы очень небольшой негосударственный музей. Павел Давыдов: У вас какой юридический статус? НКО? Елена Калмыкова: У нас статус некоммерческой организации, да. Поэтому еще, может быть, наше время не пришло. Мне трудно сказать. Может быть, и мне всегда этого хочется, если бы государство пошло нам навстречу, может быть, как-то временно освободило нас от арендной платы, и дало возможность вложить те же благотворительные пожертвования от предпринимателей в ремонт, в создание лучших условий… Потому что, конечно, все это требует особого внимания. И как-то, может быть, и предприниматели бы приходили больше. Павел Давыдов: И чиновники на вас обращали внимание не только с точки зрения, что вы существуете, а все-таки помогали рублем, или хотя бы, действительно, освободили от арендной платы. Елена Калмыкова: Для нас это было бы крайне важно, потому что обидно, что мы могли бы сделать гораздо больше на эти деньги, которые и зарабатываем, и приносят предприниматели, и провести какую-то научную работу, и сделать ремонт. У нас библиотека около 3 тыс. томов, которую мы по чемоданам, шкафам храним. Из-за этого мы не можем использовать ее в полном объеме. Павел Давыдов: "В музее царит особая атмосфера – атмосфера дома, в котором каждый гость не чужой", – так писали в комментариях москвичи и гости столицы, которые побывали в вашем музее. Расскажите, а кто же все-таки основные посетители? Елена Калмыкова: Мы рады каждому: от нуля и до 100+. Надо сказать, что у нас иногда бывают шестимесячные дети, которые приезжают на мамах и на папах. Они как-то очень комфортно себя чувствуют в нашем доме. Конечно, это школьники и студенты, и мы работаем абсолютно с любым возрастом, и ориентируюсь на возраст ребенка, и дети нас очень хорошо понимают. Конечно, мы работаем и с учебными заведениями, и с высшими учебными заведениями. Те принципы, которые известны от предпринимателей и собственников предприятий, они очень интересны и для менеджеров. Поэтому мы работаем с этой категорией посетителей, но любим бабушек и дедушек тоже   Уже последние лет 5 мы обращаем достаточно серьезное внимание на молодых предпринимателей, и не только предпринимателей, но и на менеджеров, которые работают в компаниях, потому что это очень осознанно. Владимир Павлович Рябушинский говорил о том, что каждый должен быть на своем месте хозяином, и принципы, которые известны от предпринимателей и собственников предприятий, они очень интересны и для менеджеров. Поэтому мы работаем с этой категорией посетителей, но любим и бабушек, и дедушек. Стараемся поддерживать гостеприимный дух в нашем доме. Павел Давыдов: Одним словом, добро пожаловать в музей? Елена Калмыкова: Да, добро пожаловать в музей. Павел Давыдов: Большое спасибо, что нашли время, уделили его для наших телезрителей, рассказали о благотворительности в лицах. Я пожелаю активного развития вашему музею, а главное, не только большого количества посетителей, но и финансовой подпитки, ведь без вас мы можем потерять уникальную историю и память о меценатах страны. Елена Калмыкова: Спасибо вам большое, Павел. Павел Давыдов: Спасибо вам большое. У нас в гостях была директор Музея предпринимателей, меценатов благотворителей Елена Калмыкова.