Елена Книжникова: Сохранение природы и заповедной системы - это сохранение будущего для наших детей
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/elena-knizhnikova-20836.html
Ангелина
Грохольская: "Только жизнь на Земле права, и хранят ее острова". Это
строки гимна "Друзей заповедных островов". Кто они такие и что за
острова охраняют? Сейчас объясню. В нашей стране много удивительных мест,
природных памятников и заповедников. Каждая особо охраняемая территория имеет
свой штат сотрудников, но, к сожалению, уникальная природа настолько хрупка,
что сохранить богатство флоры и фауны только силами инспекторов, егерей и
лесников невозможно. И им на помощь приходят экологи-волонтеры – те самые
"Друзья заповедных островов".
И
сегодня у нас в студии Елена Книжникова – заместитель директора
эколого-просветительского центра "Заповедники", который и готовит
юных экологов. А "Друзья заповедных островов" – это программа центра.
Правильно я понимаю?
Елена
Книжникова: Правильно. Здравствуйте.
А.Г.:
Здравствуйте. Елена, а сейчас расскажите нам, пожалуйста, подробнее, почему
именно острова? Ведь заповедники находятся не только на островах, но и на
других территориях. И кто же они такие, эти "Друзья островов"?
Е.К.:
Дело в том, что острова, в данном случае "заповедные острова", – это
образное название.
А.Г.:
То есть не конкретный участок среди моря?
Наша задача – в том, чтобы россияне, начиная с юного возраста, понимали, что такое заповедные территории, зачем они нужны и почему их необходимо сохранить
Е.К.:
Нет, это острова живой природы. Это очень понятно, особенно когда ты находишься
в мегаполисе. Эти островки живой природы, например в Москве, действительно
становятся порою единственной обителью и возможностью и для живой природы, и в
принципе для человека каким-то образом связаться с природой. И наша задача –
чтобы россияне, начиная с юного возраста, понимали, что же такое заповедные
территории, зачем они нужны и почему необходимо сохранить их в таком виде.
Ведь заповедные
территории – это не просто парки, а это ограниченные с помощью федерального
закона территории. Они, как правило, уникальные по своему биологическому
разнообразию, по каким-то природным и культурным ценностям. И заповедник – это
самая жесткая форма сохранения природы, то есть в этих особо охраняемых
природных территориях нельзя производить никакую человеческую деятельность. Там
можно только проводить научные исследования, проводить какие-то ограниченные
просветительские мероприятия и где-то, возможно, принимать туристов.
Задача заповедников –
именно постараться максимально сохранить генофонд живой природы. У нас есть из
федеральных территорий заповедники, национальные парки, в которых режим более
разный. То есть здесь есть несколько зон, в том числе охраняемая обязательно
остается, но есть и рекреационная зона, есть зона даже правильного сельского
хозяйства. В национальных парках максимально активно развивается экологический
туризм. Их в нашей стране сейчас 150.
Заповедная система России в следующем году празднует 100-летие
Заповедники и вообще
заповедная система России в следующем году празднуют 100-летие. В 1916 году был
издан первый царский указ (тогда это было 29 декабря, по нынешнему календарю
это 11 января), и был создан первый заповедник в России – Баргузинский на
Байкале. Баргузинский заповедник был создан для того, чтобы сохранить
баргузинского соболя, поскольку в те времена благодаря очень активной охоте
этот вид практически был уничтожен. С тех пор мы исчисляем годы работы
заповедной системы, и на сегодняшний момент мы рассматриваем это как большую
отрасль. Это 12% нашей страны, которые разными степенями, разными статусами
заповедных территорий сохранены. Это очень неплохо на мировом уровне.
А.Г.:
А становится больше таких территорий?
Е.К.:
Да. Что приятно.
А.Г.:
Елена, про заповедники мы поняли. Мы поняли, что действительно у нас есть
уникальные места и территории. А чем занимаются "Друзья
заповедников"? Кто они такие? Расскажите о них.
Е.К.:
Тоже история интересная. Может быть, начну немножко издалека. 20 лет назад была
создана наша организация – эколого-просветительский центр
"Заповедники". Она была создана нашим директором Натальей Данилиной,
которая до этого руководила какое-то время заповедными территориями и очень
хорошо понимала, что необходимо им и какая нужна поддержка. Она была одним из
первопроходцев по развитию новой профессии – экологического просвещения. Многие
годы были проблемы. У людей отбирали возможность пользоваться природой –
собирать ягоды, охотиться. И они не понимали, почему у них это забрали, а им
ничего взамен не дали. И они не понимали, что это за территории. Им никто не
объяснял.
А.Г.:
"Туда просто не ходить – там заповедник. Все".
Е.К.:
Да. Вчера ходил, а сегодня нельзя. И это вызвало очень огромный негатив.
Поэтому задачей нашего экоцентра 20 лет назад стало создание новой профессии и
новой сферы – экологического просвещения на особо охраняемой природной
территории. В принципе, мы все понимаем: если ты хочешь изменить ситуацию на
много лет вперед, на поколения, то нужно работать с детьми. И мы на будущее
выращиваем этих "друзей", их вдохновляем, окрыляем, влюбляем в
заповедные территории. И сейчас, через 20 лет, понимаем, что это уже совсем не
дети. Возможно, они уже даже становятся людьми, принимающими решения, они
становятся журналистами, бизнесменами.
А.Г.:
Они становятся родителями – что, наверное, даже самое важное, потому что все
равно все закладывается в семье изначально.
Е.К.:
Конечно. И наблюдая сейчас выросших "друзей", понятно, что их дети
активно вовлекаются тоже в эту работу. И сами взрослые начинают уже влиять и
становиться "друзьями", но уже не детского движения, а очень даже
взрослого. Это реальные помощники, это реальные партнеры заповедных территорий.
А.Г.:
Каким образом вы воспитываете "друзей"? Что происходит? У вас есть и
журнал о заповедниках и национальных парках, который издан, я так понимаю,
специально для детей, то есть это тоже просвещение. Что еще? Я знаю, что у вас
кружки какие-то создаются. То есть у вас очень много форм работы.
Е.К.:
Да, можно сказать и так. Когда мы в 2000 году поняли, что наша идея объединения
вокруг заповедных территорий очень нравится абсолютно разным сообществам, мы
предложили сформулировать это и назвать –
"Движение заповедных островов". И пригласили в него всех, кому
интересно. Вы поете? Пойте про заповедники. Вы рисуете? Рисуйте про
заповедники. Вы юннаты? Помогайте исследовать заповедники. Вы спортсмены?
Бегите за заповедники. И в данном случае главная идея – деятельность этого
клуба, этого сообщества направлена на помощь, взаимодействие и дружбу. Один раз
вы помогли – это волонтерство. А когда вы помогаете постоянно, то вы уже "друзья".
А.Г.:
Давайте посмотрим. Где это? Что тут такое происходит?
Е.К.:
Это один из наших любимых проектов – экологический лагерь в национальном парке
"Онежское Поморье". Этот парк только что созданный, самый новый. И
проблема здесь как раз представлена. Парк создан там, где люди раньше могли
заниматься промыслом, где рубили лес и так далее. Очень большой конфликт. И вот
конкретно эта деревня Лопшеньга, в которой живет, по-моему, около 500 человек,
которые оказалась в одночасье в такой ситуации, что они теперь не могут
зарабатывать. Национальный парк пригласил нашу команду вместе с нашими детьми
из других таких же лагерей.
А.Г.:
Чтобы вы подружили враждующие стороны?
Е.К.:
Мы так не ставим себе задачу. Наша задача была – рассказать детям этой деревни,
что же такое национальный парк и чем он может быть полезен для местных жителей.
Лагерь длился всего 6 дней, но у нас было много разных задач. И девочка одна
сказала: "Я буду работать в национальном парке". То есть она уже
выбрала свою профессию, узнав и познакомившись с людьми, которые там работают.
У нас в лагерь приезжали научные сотрудники, у нас были просветители. Приезжали
инспектора охраны, которые рассказывали, как они борются с пожарами, в чем
опасность браконьерства, как сохранить рыбу, как сохранить лес. Что сам важное?
Во всех этих лагерях (так же, как и в клубах) мы стараемся не только
рассказывать им о природе, а мы даем такой проектный подход. То есть ребята,
грубо говоря, с 10 лет уже готовы и способны на какие-то активные действия.
А.Г.:
Кстати, у вас этой весной прошел конкурс проектов. Какие идеи предлагают
"друзья"?
Е.К.:
В этом и отличие. Мы проводим конкурсы реализованных проектов. И каждый год мы
видим с огромным удовольствием, насколько ребята, не имея практически… Здесь
вообще нет задач, чтобы привлекать средства. Это креатив, это команда. Это
какие-то конкретные цели, которые ставит перед собой команда детей и реализует
каким-то нестандартным методом.
А.Г.:
Приведите пример.
Е.К.:
Рассказать местным жителям о национальном парке, поставив экоспектакль. Провести
какие-то исследования и предложить нестандартное решение для того же
национального парка. Или, может быть, имеет смысл рассказать, как переработать
этот пластик. Или то, что батарейка наносит такой урон, что лучше донести ее до
места сбора в какой-то пункт – и таким образом не уничтожить огромное
количество животных. И когда люди узнают об этом… Ведь зачастую нарушения и
проблемы происходят от непонимания и незнания. На самом деле наши основные
проекты, которые реализуют дети, – конечно же, просветительские.
А.Г.:
Елена, сегодня у нас с вами еще один повод был встретиться и поговорить именно
о детях – День защиты детей. Я поздравляю всех и детей, и родителей с этим
праздником. Сегодня очень символично – День защиты детей, а мы рассказываем о
том, как дети могут защищать нашу природу. Мне кажется, все связано в нашей
жизни.
Сохранение природы и заповедной системы - это сохранение будущего для наших детей
Е.К.:
Я тоже присоединяюсь к поздравлениям. Без природы мы жить все не сможем. И
вообще, когда мы говорим о сохранении природы и о заповедной системе, мы
говорим о сохранении будущего для наших детей, для наших будущих поколений. Поэтому
я думаю, что эта тема непосредственно связана с защитой детей, со здоровьем
детей. И действительно, когда мы говорим о том, что дети становятся
просветителями… Они в первую очередь просвещают своих родителей и своих
сверстников. Кто лучше них расскажет своим друзьям (своим языком, своими
методами) о том, как можно сохранять природу?
А.Г.:
И я знаю, что еще одно немаловажное событие в жизни и вашей, и ваших
"Друзей заповедных островов", и вообще организации
"Заповедники" случилось – в "Артеке" впервые открылась
экологическая смена.
Е.К.:
Это действительно очень важное мероприятие. Мы очень много лет хотели сделать
что-то подобное – такую большую общероссийскую смену, на которой бы собирались
ребята со всей страны, которые победили в конкурсах своих реализованных
проектов, в конкурсах экологических. И сейчас все эти ребята со всей страны –
из Камчатки, Дальнего Востока, Байкала, Арктики, европейской части – все эти
ребята учатся в этой смене. И наша задача в этом году – подготовиться к
следующему году, 100-летию. В результате все итоги наших проектов, которые
будут реализованы ребятами в течение этого года, будут подведены на
Всероссийском слете "Друзей заповедных островов" уже в 2017 году.
А.Г.:
Кстати, следующий год – Год экологии. Поэтому это очень символично.
Е.К.:
Да, это символично.
А.Г.:
Елена, спасибо вам огромное.
Е.К.:
Спасибо и вам.
А.Г.: Мир природы удивителен и прекрасен, но не
все способны это оценить. Умение смотреть, видеть, слушать и понимать не
развивается само по себе, а воспитывается. И начинать это делать лучше с
детства. О юных "Друзьях заповедных островов" мы сегодня говорили с
Еленой Книжниковой, заместителем директора эколого-просветительского центра
"Заповедники".
Елена Книжникова: Сохранение природы и заповедной системы - это сохранение будущего для наших детей